logo search
ИЛЬИН В

Организационно-педагогические основы обучения.

Условия набора

Мир театра кукол огромен и разнообразен. Каждый может «найти себя» в нем.

Театр раскроет свои тайны будущим актерам, режиссерам, костюмерам, гримерам, бутафорам, декораторам, художникам по свету, художникам по куклам, конструкторам кукол и театральной машинерии.

На театральное отделение принимаются все желающие, а отбор происходит позже, естественным путем (случайные люди в театре не задерживаются).

Режим занятий.

Основной формой учебно-воспитательного процесса являются

репетиционные занятия продолжительностью 40 минут.

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Группы разновозрастные, что диктуется составом действующих лиц в пьесе и способностями обущающихся).

Процесс обучения по программе строится по расширяющейся спирали с непременным совершенствованием, повышением качественного уровня и изменения пропорций при распределении предлагаемого учебного материала.

Абсолютно обязательным для всех без исключения является изучение актерского мастерства, кукловождения, начал технологии изготовления кукол, вокала и хореографии в спектакле. Все это строится на основе методики преподавания в профессиональных учебных заведениях с необходимыми переработками, обусловленными ограниченностью учебного времени, разнородностью природных данных обучающихся, а так же различием целей и задач, заложенных в основе той или иной пьесы.

Практически все группы подключаются к освоению репертуара театра.

Репертуар театра имеет одну существенную отличительную особенность -

это работа над музыкальными спектаклями, использование различных приемов

(от перчаточной куклы до планшетной и работы живым планом), что требует высокого мастерства , сценической культуры, знания и владения техникой:

кукловождения , хореографии , вокала.

Все это требует повышенного уровня профессионализма исполнителей.

Овладеть этими навыками должны обычные дети, не обладающие идеальными актерскими данными. Необходимо добиваться этого различными методами (они приведены в программах и приложениях). Исключается лишь «метод натаскивания», кроме того, необходимость научиться «сразу и всему» (специфика любительских коллективов), также заставляет педагогов искать новые способы преподавания знакомых предметов.

От успехов, достигнутых ребенком в этом роде деятельности, зависит степень его занятости в спектаклях, гастрольных поездках, в различных городских и республиканских фестивалях.

Все обучающиеся имеют реальную возможность творческого самовыражения в различных его проявлениях, начиная с простейших сиюминутных сценических импровизаций и заканчивая годами вынашиваемыми собственными художественными замыслами. Безусловно, огромную роль в творческом созревании ребенка играет личность и уровень мастерства педагога.

В соответствии с программой, в целях развития общего кругозора ребенка, проводятся беседы о театральном искусстве, о совместно просмотренных профессиональных и самодеятельных концертах и спектаклях, о нормах и правилах поведения в коллективе, прежде всего на занятиях, репетициях, за кулисами во время выступлений, о необходимости бережного отношения к окружающим материальным ценностям, в том числе к кукле, костюму и реквизиту.

Тема бесед и их время выбираются педагогом с учетом возрастных интересов самих детей.

Данная программа обучения включает в себя 4 основных этапа:

подготовительный, начальный, углубленный и

профессионально-ориентированный.

Каждый из этапов предлагает свой минимум специальных знаний, умений, навыков.

Переход с этапа на этап разных групп может происходить не через одинаковый промежуток времени, не в одном и том же возрасте. Многое зависит от способностей обучающихся, от их успехов, от оперативных задач на конкретный учебный год, от возраста, в котором ребенок приступил к началу занятий, от мастерства педагогов и, всегда, от заинтересованности родителей, классных руководителей и директоров базовых школ, от их вклада в учебно-воспитательный и в художественно-творческий процесс.

В среднем же возможно следующее, весьма приблизительное, разделение обучающихся по этапам в зависимости от возраста:

7-8 лет (подготовительный) – «Немногое дается многим»;

8-10 лет (начальный) - « Путешествие в мир кукол»;

10-14 лет (углубленный) – « Волшебный мир театра»;

14-17 лет (профессионально - ориентированный) - « Мир кукол – мир людей».

Вариаций отклонений от данной схемы может быть множество, так как лишь в 10 лет, а то и позднее, обучающийся может прийти в подготовительную сетку, через несколько недель догнать своих сверстников, обладая для этого определенными способностями, и, самое главное, большим желанием и трудолюбием. Напротив, другой, пришедший в группы подготовительного этапа в 7 лет, при всем своем и родительском желании, но отсутствии способностей дальше 2 (начального) этапа продвинуться не может.