Организационно-педагогические основы обучения.
Условия набора
Мир театра кукол огромен и разнообразен. Каждый может «найти себя» в нем.
Театр раскроет свои тайны будущим актерам, режиссерам, костюмерам, гримерам, бутафорам, декораторам, художникам по свету, художникам по куклам, конструкторам кукол и театральной машинерии.
На театральное отделение принимаются все желающие, а отбор происходит позже, естественным путем (случайные люди в театре не задерживаются).
Режим занятий.
Основной формой учебно-воспитательного процесса являются
репетиционные занятия продолжительностью 40 минут.
Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Группы разновозрастные, что диктуется составом действующих лиц в пьесе и способностями обущающихся).
Процесс обучения по программе строится по расширяющейся спирали с непременным совершенствованием, повышением качественного уровня и изменения пропорций при распределении предлагаемого учебного материала.
Абсолютно обязательным для всех без исключения является изучение актерского мастерства, кукловождения, начал технологии изготовления кукол, вокала и хореографии в спектакле. Все это строится на основе методики преподавания в профессиональных учебных заведениях с необходимыми переработками, обусловленными ограниченностью учебного времени, разнородностью природных данных обучающихся, а так же различием целей и задач, заложенных в основе той или иной пьесы.
Практически все группы подключаются к освоению репертуара театра.
Репертуар театра имеет одну существенную отличительную особенность -
это работа над музыкальными спектаклями, использование различных приемов
(от перчаточной куклы до планшетной и работы живым планом), что требует высокого мастерства , сценической культуры, знания и владения техникой:
кукловождения , хореографии , вокала.
Все это требует повышенного уровня профессионализма исполнителей.
Овладеть этими навыками должны обычные дети, не обладающие идеальными актерскими данными. Необходимо добиваться этого различными методами (они приведены в программах и приложениях). Исключается лишь «метод натаскивания», кроме того, необходимость научиться «сразу и всему» (специфика любительских коллективов), также заставляет педагогов искать новые способы преподавания знакомых предметов.
От успехов, достигнутых ребенком в этом роде деятельности, зависит степень его занятости в спектаклях, гастрольных поездках, в различных городских и республиканских фестивалях.
Все обучающиеся имеют реальную возможность творческого самовыражения в различных его проявлениях, начиная с простейших сиюминутных сценических импровизаций и заканчивая годами вынашиваемыми собственными художественными замыслами. Безусловно, огромную роль в творческом созревании ребенка играет личность и уровень мастерства педагога.
В соответствии с программой, в целях развития общего кругозора ребенка, проводятся беседы о театральном искусстве, о совместно просмотренных профессиональных и самодеятельных концертах и спектаклях, о нормах и правилах поведения в коллективе, прежде всего на занятиях, репетициях, за кулисами во время выступлений, о необходимости бережного отношения к окружающим материальным ценностям, в том числе к кукле, костюму и реквизиту.
Тема бесед и их время выбираются педагогом с учетом возрастных интересов самих детей.
Данная программа обучения включает в себя 4 основных этапа:
подготовительный, начальный, углубленный и
профессионально-ориентированный.
Каждый из этапов предлагает свой минимум специальных знаний, умений, навыков.
Переход с этапа на этап разных групп может происходить не через одинаковый промежуток времени, не в одном и том же возрасте. Многое зависит от способностей обучающихся, от их успехов, от оперативных задач на конкретный учебный год, от возраста, в котором ребенок приступил к началу занятий, от мастерства педагогов и, всегда, от заинтересованности родителей, классных руководителей и директоров базовых школ, от их вклада в учебно-воспитательный и в художественно-творческий процесс.
В среднем же возможно следующее, весьма приблизительное, разделение обучающихся по этапам в зависимости от возраста:
7-8 лет (подготовительный) – «Немногое дается многим»;
8-10 лет (начальный) - « Путешествие в мир кукол»;
10-14 лет (углубленный) – « Волшебный мир театра»;
14-17 лет (профессионально - ориентированный) - « Мир кукол – мир людей».
Вариаций отклонений от данной схемы может быть множество, так как лишь в 10 лет, а то и позднее, обучающийся может прийти в подготовительную сетку, через несколько недель догнать своих сверстников, обладая для этого определенными способностями, и, самое главное, большим желанием и трудолюбием. Напротив, другой, пришедший в группы подготовительного этапа в 7 лет, при всем своем и родительском желании, но отсутствии способностей дальше 2 (начального) этапа продвинуться не может.
- 3. Новизна программы.
- 9) Словарик профессиональных терминов.
- Межпредметные связи.
- 5. Цель программы.
- Задачи программы.
- 7. Характеристика программы.
- Организационно-педагогические основы обучения.
- Продолжительность обучения
- Ожидаемые результаты обучения.
- 11 Форма подведения итогов (контрольное занятие )
- 12. Учебно-тематический план по сценографии и технологии изготовления кукол, 1 год обучения - 105 часов
- Содержание (темы с указанием количества часов):
- I. Изготовление учебной перчаточной куклы:
- II. Изготовление декорации:
- Ш. Изготовление костюма и реквизита
- IV. Изготовление бутафории
- V. Цветовое решение спектакля и световая партитура
- Учебно-тематический план по сценографии и технологии изготовления кукол, 2-й год обучения - 105 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- I. Изготовление перчаточной куклы (по выбранной пьесе с учётом характера героя):
- II. Изготовление декораций
- III. Изготовление костюмов и реквизита.
- IV. Изготовление бутафории
- V. Цветовое решение спектакля и световая партитура.
- Учебно-тематический план по сценографии и технологии изготовления кукол, 3-й год обучения - 140 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- I. Изготовление тростевой куклы
- II Изготовление декораций
- III Изготовление костюма и реквизита
- IV Изготовление бутафории
- V Цветовое решение спектакля и световая партитура
- Учебно-тематический план по сценографии и технологии изготовления кукол, 4-й год обучения - 140 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- I Театральная маска
- II Изготовление декораций.
- III Изготовление костюма и реквизита
- IV Изготовление бутафории
- V. Цветовое решение спектакля и световая партитура
- Учебно-тематический план по сценографии и технологии изготовления кукол, 5-й год обучения - 140 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- I Изготовление планшетной куклы.
- II Изготовление декораций.
- III Изготовление костюма и реквизита
- IV Изготовление бутафории
- V Цветовое решение спектакля и световая партитура.
- По дисциплине « Актерское мастерство» -105 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- III Кукловождение
- IV Репетиции
- Учебно-тематический план 2-го года обучения по дисциплине « Актерское мастерство» -105 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- II Сценическое движение
- III Кукловождение
- IV Репетиции
- Учебно-тематический план 3-го года обучения по дисциплине « Актерское мастерство» -140 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- II Сценическое движение
- III Кукловождение
- IV Репетиции
- Учебно-тематический план 4-го года обучения по дисциплине « Актерское мастерство» -175 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- II. Сценическое движение
- III Кукловождение
- IV Репетиции
- Учебно-тематический план 5-го года обучения по дисциплине « Актерское мастерство» -175 часов
- Содержание ( темы с указанием количества часов ):
- II Сценическое движение
- III Кукловождение
- IV Репетиции
- « Вокал в театре кукол»
- Учебно-тематический план по дисциплине « Вокал в театре кукол»
- Учебно-тематический план по дисциплине « Вокал в театре кукол» Третий год обучения (70 часов)
- « Вокал в театре кукол» Четвёртый год обучения (70 часов)
- Учебно-тематический план по дисциплине « Вокал в театре кукол» Пятый год обучения (70 часов)
- 14. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- 6. Дифференцированный подход
- 14. Методические рекомендации по проведению занятий
- 1. Подготовительный этап ( 7- 8 лет)
- 2. Начальный этап ( 8-10 лет)
- 3. Углубленный этап ( 10-14 лет)
- 4. Профессионально-ориентируемый этап (14 – 18 лет)
- Первый год обучения как фундамент дальнейшего образования.
- « Сценография и технология изготовления кукол »
- « Сценография и технология изготовления кукол »
- « Сценография и технология изготовления кукол »
- « Сценография и технология изготовления кукол »
- « Сценография и технология изготовления кукол »
- Этапы педагогического контроля по дисциплине
- «Вокал в театре кукол»
- «Вокал в театре кукол»
- «Вокал в театре кукол»
- «Вокал в театре кукол»
- «Вокал в театре кукол»
- Диагностическая карта успеваемости Фамилия, имя обучающегося_________________________________________________________________
- Ресурсная база:
- 2 Диапроектора;
- Дополнения к программе (наши сноски)
- Список литературы, использованной при работе над программой и её приложениями.
- Список литературы, рекомендуемой для изучения обучающимися
- Рецензии рецензия
- «Театр как инструмент духовного воспитания»