logo
ИЛЬИН В

Учебно-тематический план по дисциплине « Вокал в театре кукол» Пятый год обучения (70 часов)

Общее

В том числе:

Раздел

количество часов

Теория

Практика

Учебно-тренировочный материал (вокальные упражнения)

5

2

3

Разучивание песен из спектакля

25

5

20

Репетиционная деятельность

40

2

38

ИТОГО: 70 9 61

Содержание ( темы с указанием количества часов ).

Учебно-тренировочный материал (вокальные упражнения)

Певческая установка и дыхание.

I. 1) Теория: 0,5 ч. Беседа о правилах пения и дыхания. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фазах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепного» дыхании.

Практика: 0,45 ч. Отработка навыка «цепное дыхание» при исполнении упражнений и песен различных жанров.

Звуковедение и дикция.

I. 2) Теория: 0,5 ч. Беседа о важности дикции и артикуляции в пении. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах «piano» и «pianissimo».

Практика: 0,45 ч. Отработка дикции на песнях различных жанров, а разной

динамики и темпа.

Ансамбль и строй.

I. 3) Теория: 0,5 ч. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различной сложности музыкального языка. Выработка чистой интонации при исполнении элементов двухголосия. Продолжение работы над навыком пения без сопровождения.

Практика: 0,45 ч. Отработка на музыкальном материале спектакля

ансамблевого навыка, а также чередование фрагментов сольного

пения и ансамбля.

Пение учебно-тренировочного материала.

I. 4) Теория: 0,5 ч. Раскрытие учебной цели, назначения каждого нового упражнения (распевания, упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения и др.).

Практика: 0,45 ч. Индивидуальная работа. Усложнение упражнений стабильной

группы, изучение упражнений на округлый звук и вокализацию текста.

Продолжение работы над дыханием.

Разучивание песен из спектакля.

II 1) Теория: 5 ч. Беседы о разучиваемых произведениях. Анализ текста, его содержания. Показ-исполнение песни. Определение формы (куплетная, двухчастная, трёхчастная, рондо и пр.). Членение на мотивы, фразы, периоды, предложения. Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического). Роль каждой из них в спектакле.

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста: сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.

Практика: 20 ч. Разучивание музыкального материала спектакля, а также вокальных номеров различных жанров с сопровождением и без него, взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Отработка навыка пения в ансамбле и соло (без указаний дирижёра).

Репетиционная деятельность.

Подготовка к концертному исполнению.

III 1) Теория: 1 ч. Беседа о правилах поведения на сцене. Повторение всех правил пения и упражнений.

Практика: 34 ч. Исполнение выученных песен в контексте спектакля, с учетом образа, сценического действия, характера. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения: динамического и агогического. Знание и исполнение всех песен из спектакля, для успешной замены выбывшего партнера.

Концертное исполнение.

IV. 1) Теория: 1 ч. Требования к концертному исполнению: исполнительское мастерство, воплощение художественного образа, артистичность, свобода исполнения.

Практика: 4 ч. Исполнение выученных песен в спектакле.