logo
ИЛЬИН В

3. Углубленный этап ( 10-14 лет)

Очень ответственный период, во время которого происходит половое созревание, что является большой нагрузкой на организм. Главное событие этого возраста – формирование взрослого абстрактно-логического мышления, бурное формирование самооценки.

Дети начинают стремительно расти. Изменяются все пропорции тела, поэтому нарушаются координация движения, и в этот период нельзя опираться на увлечения ребенка, на его желания. Это самый неудачный возраст для начала занятий кукловождением. Развивать ловкость и координацию в это время не продуктивно.

Происходит переход к произвольному восприятию. Обучающийся умеет анализировать детали движения, сравнивать. Если ребенка учили работать с куклой перед зеркалом, с показом движений педагогом, то в этом возрасте все начинает давать результаты.

Возрастает объем внимания. Обучающийся может думать одновременно о подтексте роли и о соответствующей пластике движения куклы. Но устойчивость внимания и памяти ухудшается. Подросток может выучить много, но быстро забывает. Мышление у него становится абстрактно-логическим. С обучающимся уже можно работать на расстоянии, делая словесные замечания. Появляются свои приемы запоминания, обучающийся может прогнозировать результаты.

Из эмоциональных процессов преобладает процесс возбуждения – несдержанность, перепалки, ссоры, повышенная обидчивость. Эмоций много на занятиях, но нет на сцене.

Подросток, в отличие от маленького ребенка, очень критичен к себе. Играть для себя он уже не хочет, а играть, как взрослый - еще не может, следовательно, сюжетные номера для этого возраста чрезвычайно трудно готовить. Очень ценятся волевые качества, у подростка появляются навыки самоконтроля.

Итак, к концу углубленного этапа , у обучающегося появляются :

1. Инициативность ( сам может поставить себе цель, продумать алгоритм действий)

2. Сдержанность ( но при очень сильной мотивации)

3. Способность работать даже в состоянии утомления

4. Оперативность ( разучивает длинные и сложные ролевые ходы )

По нашим наблюдениям, все негативные особенности этого возраста обучающийся переносит легче, если он уже три-четыре года, до наступления переходного возраста, занимался в театре.