logo search
Константинова С

Б) виды батика и его техника

Батик (фр. batique — «набивной») — многоцветная ткань, рисунок на которую наносят ручным способом.

Множество способов оформления тканей породи­ло и многообразие декоративных эффектов. Ручная ро­спись тканей производится 3-мя видами техник, каждая из которых имеет свои особенности оформления. Две из них — холодный и горячий батик — основаны на приме­нении особых составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.

В наше время техника батика существенно усложни­лась. Различают горячий и холодный батик в зависимо­сти от тчого, какую обработку проходит ткань. Процесс нанесения рисунка на полотно может быть одинаковым в обоих случаях, но затем в технике горячего батика рас­писанное изделие подвергают обработке горячим паром в специальных устройствах («запаривают»). Это делается для того, чтобы закрепить краски и батик можно было стирать. Современные красители позволяют достичь эф­фекта закрепления простым проглаживанием горячим утюгом ткани с обратной стороны. Различают два основ­ных способа нанесения краски в технике батика: свобод­ная кистевая роспись и выполнение рисунка с помощью нанесения специальными инструментами резервирующе­го состава для достижения четкой графики линий. Воз­можно множество вариантов применения смешанной техники изготовления батика32.

При холодном батике состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие. Художественные особенности этого способа росписи со­стоят в том, что наличие обязательного цветного контура придает рисунку графический характер. Появление в Ев­ропе восточных тканей привело в начале XX в. к увлече­нию ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс из­готовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной вид росписи: холодный резерв и другие приемы крашения.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, ин­струменты для его нанесения, а также стиль росписи. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика данный метод не требует уда­ления резерва после окрашивания, более прост и безопа­сен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

В холодном батике используется в основном натураль­ный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально) жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтроли­руемо и чаще всего без образования четких контуров. В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампо­нами. На разных тканях краска растекается по-разному. Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани — батист или шифон. Белое простынное пблотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техни­кой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по- разному поддаются росписи. Тонкий шелк — креп-ши­фон — идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.

Более плотные ткани — дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет — тоже подходят'для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шел­ках, таких как тусса. Эти виды шелка могут быть исполь­зованы для нанесения воска.

При горячем батике разогретый резервирующий со­став используют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы предохра­нить их от растекающейся краски. Здесь необязательны контурные линии, поэтому в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Соединение различных технических приемов нанесе­ния состава позволяет художнику делать более тонкие и разнообразные разработки орнамен-тальных форм.

Третий способ ручной росписи тканей — свободная роспись, которая производится без применения этих со­ставов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка рисунка иногда произво­дится при помощи холодного состава.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, заня­тие батиком требовало много времени, совершенствова­ния мастерства. Любой вид росписи требует специальной подготовки и большого опыта.