В) жостовская лаковая живопись
Особое место среди русских лаковых промыслов занимает жостовская роспись по металлическим лакированным подносам. Ассортимент выпускаемых изделий оставался неизменным: чайные и столовые подносы, напоминающие прямоугольные уральские подносы с высоким бортом. Дешевизна подноса и его бытовое назначение предопределили и характер росписи — цветочно-орнаментальной цо сюжету и свободной в исполнении. Букеты, венки, гирлянды, характерные для жостовских подносов, берут свое начало в многочисленных узорах и орнаментах тканей XVIII и XIX вв., в фарфоровой цветочной росписи фабрики Гарднера и, наконец, в многочисленных цветочных натюрмортах, украшавших поместья и городские особнячки средней руки.
Сила и красота жостовского стиля возникала постепенно, в результате все более и более оттачивавшихся приемов письма, вызванных необходимостью много и быстро писать (жостовский мастер расписывает пять-шесть подносов в день). Классический жостовский букет на подносе всегда прост, лаконичен, великолепно «собран», всегда соблюден ритм цветовых пятен и основных линий. Совершенство композиции объясняется, в частности, и самим методом исполнения: мастер во время работы вращает поднос на колене, подставляя под удар кисти нужный участок поверхности.
Металлический поднос как предмет домашнего обихода и трактирной утвари издавна существовал в Московской Руси. Возникновение же жостовского расписного подноса связывается с фамилией купцов Вишняковых, основавших фабрику по производству лакированных подносов с росписью и изделий из папье-маше.
В 1922 г. вЖостове, Новосильцеве и Троицком возникло несколько артелей. В 1928 г. они объединились, образовав артель «Металлоподнос» (позже — Жостовская фабрика декоративной росписи).
Наряду с традиционным черным фоном в Жостове применялись и цветные фоны: красные, синие, зеленые, белые (близкие оттенкам слоновой кости), и тогда соответственно менялся цветовой строй букетов. В жостовской росписи было разработано и так называемое «письмо по поталям», т.е. по металлическим подкладкам: блестящий ажурный силуэт изображения подцвечивался яркими лессировочньши красками, обычно красной, синей, зеленой. В цветочных букетах наряду с традиционной розой, маком, шиповником, ромашкой стали появляться и другие цветы: клевер, садовые и полевые колокольчики, анютины глазки, астры, георгины, тюльпаны и многие другие.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.