logo search
УЧЕБНИК для студентов

V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.

  1. Сущность и основные этапы культурно-национального возрождения в Украине.

  2. Расцвет украинской литературы в XIX веке.

  3. Театральное и музыкальное искусство.

  4. архитектура и изобразительное искусство.

Основные понятия: культурно-национальное возрождение, громады, народничество, эклектизм, идейный реализм, театр корифеев.

1. К началу XIX в. в результате ликвидации института гетманства и Запорожской Сечи, включения казацкой старшины в ряды имперского дворянства, юридического оформления крепостного права и закрепощения части низового казачества, разрушения традиционной системы образования Украина окончательно утратила свою автономию, став частью Российской империи. Все слои украинского народа ощущали на себе унизительную политику царского правительства, которая была направлена на ассимиляцию украинцев, ущемление своеобразия духовной и культурной жизни, творческой элиты нации.

Эти трагические события и процессы в украинском обществе негативно повлияли на состояние национальной культуры, изменили всю структуру культурной жизни украинцев, и в то же время, способствовали пробуждению украинского самосознания. Утратив автономный статус, Украина сумела, тем не менее, сохранить свою самобытную духовность, придать новый стимул развитию национальной культуры. Среди широких слоев населения возникает повышенный интерес к своему историческому прошлому, традициям, обычаям, быту и достижениям в области искусства.

Истоки культурно-национального возрождения украинского народа в XIX - нач. XX вв. ― в исторически сложившихся национальных традициях и пробуждении национального самосознания в условиях угрозы потери своей культурной самобытности.

В ходе этого процесса происходило становление украинской нации, сформировался новый "культурный ландшафт" Украины.

Эпоха украинского национально-культурного возрождения продолжалась почти 130 лет. В этом процессе условно можно выделить три основных этапа:

Таким образом, первый этап национально-культурного возрождения совпадает с эпохой Просвещения. В это время появились первые работы по украинской истории, филологии, этнографии, литературе. Так, работа Г.Калиновского "Опис весільних українських простонародних обрядів" (1777 г.) положила начало украинской этнографии. Я.Маркович печатает "Записки про Малоросію, її жителів та виробництва" (1798 г.) ― своеобразную энциклопедию природы, истории, народной поэзии и языка Украины. Ученый и энциклопедист М.Максимович разработал классификацию славянских языков, этимологическое украинское правописание.

Идеи историзма и народности остаются актуальными и в XIX в. Важным фактором украинского возрождения стало основание в 1805 г. Харьковского университета — первого в Восточной Украине центра образования и культуры. Это высшее учебное заведение получило широкую автономию по типу тогдашних западноевропейских университетов.

В начале XIX в. выходят первые сборники украинских народных песен: М.Цертелев "Опис собранія старинних малоросійських песней" ― первая работа по украинской фольклористике; сборник М.Максимовича "Малоросійські пісні".

Эпохальным трудом по истории украинского этноса стала "Історія русів" (автор неизвестен), которую называют "вечной книгой независимости украинского народа". Для данной научной литературы характерна более широкая интерпретация понятия "нация" — это не только высшие слои общества, а весь украинский народ; под понятием "родина" подразумевались все украинские земли.

В 50-е гг. XIX в. возникает идеология народничества. Украинские народники были уверены, что только в селах сохранилась христианская мораль и национальная культура. Главной целью своей жизни они считали служение народу. На смену братствам приходят новые товарищества ― громады, где передовую роль играла украинская разночинная интеллигенция.

Народническая идеология и национальная проблематика определяли всю культурную жизнь украинского общества второй пол. XIX в. Это ― время подъема общественной активности интеллигенции, главной целью которой было сохранение и дальнейшее развитие национальной самобытности и духовной культуры украинцев.

Идеалы национального возрождения охватывают широкие массы населения и формируют новый тип украинского интеллигента-патриота. Восточно-украинские политики в национальной программе отстаивали принципы свободы, равенства, народовластия, автономии Украины в Федеративной Российской республике. А в Западной Украине национальные силы стояли на ярко выраженных антироссийских позициях, призывали к борьбе за "Украину самостоятельную и независимую".

На этом этапе плодотворно развивались наука и литература, пресса и публицистика, все виды искусства. Возникали культурно-просветительские общества, как например, широко известная "Просвіта". Украину прославила целая плеяда общественно-политических деятелей, среди которых ― Михаил Грушеский, много лет возглавлявший Научное общество им. Т.Г.Шевченко (НТШ), а позже ставший академиком Академии наук УССР, писатель и публицист Иван Франко.

2. Традиционно украинское литературное возрождение связывают с поэмой Ивана Котляревского "Енеїда". Ее источником была бурлескная литература [фр. burlesque ― комический пародийный стиль] второй пол. ХVIII в.

Появлению поэмы предшествовал достаточно длительный период развития разговорного простонародного языка. Именно И.Котляревский, первый классик новой украинской литературы, один из идеологов Просвещения, впервые ввел живой украинский народный язык в литературу. Произведение пронизано характерным украинским юмором, переходящим в острую сатиру, особенно в изображении жизни помещиков-феодалов. Котляревскому удалось создать целую эпопею украинской жизни, быта разных социальных слоёв.

Помимо общих характеристик, украинскому романтизму свойственны сугубо украинские черты: поэты воспевают подвиги казачества, народных певцов ― кобзарей; в литературе доминируют пафос и патриотический дух; именно романтики сумели утвердить в литературе украинский язык, который способен передавать изысканные чувства и сложные мысли.

Самой выдающейся и колоритной фигурой романтической литературы является великий украинский и русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Живя в Петербурге, Гоголь обнаружил неподдельный интерес столичного общества к Малороссии ― все малороссийское было здесь "в большой моде". Природа этого интереса ― в распространенном в России того времени романтическом восприятии украинской культуры, как живой плоти древнего славянства, не подвергшейся грубому обтесыванию современной цивили-зацией. Этот романтический комплекс стал благодатной почвой для художественного таланта Гоголя, рассказы которого под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки: Повести, изданные пасечником Рудым Паньком" вызвали всеобщее восхищение и стали началом его литературной славы.

Возвышенный лиризм в описаниях украинской природы соединялся в этих ярких эмоциональных произведениях с колоритом бытовых сцен, все это пронизывалось фантастикой, опирающейся на фольклор и народную демонологию. И хотя написаны произведения Гоголя на русском языке, более украинскую по духу литературу трудно назвать.

Более позднее творчество Н.Гоголя (сборник "Миргород") отходит от романтизма в сторону эстетики нового типа ― реализма.

Повесть "Тарас Бульба", стилизованная под поэтику фольклорных украинских песен и русских былин, погружает читателя в эпическое прошлое, когда запорожские казаки защищали свою суверенность. Романтизация Гоголем образов главных героев сыграла не последнюю роль в современном восприятии казаков как национальных героев-патриотов.

Особое место в украинской культуре занимает личность Тараса Григорьевича Шевченко, революционного демократа, художника, писателя, поэта, творчество которого составляет целую эпоху в литературе. Если И.Котляревский был первым литератором, начавшим писать на новом украинском языке, то творцом современного литературного украинского языка считается именно Т.Шевченко.

Пронизанная любовью к Украине и болью за горькую долю украинского народа поэзия принесла Шевченко бессмертную славу и почетное имя Великого Кобзаря (по названию поэтического сборника "Кобзарь"). Романтизм его раннего творчества со временем обретает революционное звучание (эпическая поэма "Гайдамаки"), а в поэме "Катерина" заметна тяга поэта к реализму.

В сер. 40-х гг. Шевченко уже ― ярко выраженный революционный поэт-реалист, реализм которого — критический, изобличительный, беспощадно срывающий маски с феодально-крепостнического режима. Живя и работая в Петербурге, Т.Шевченко сблизился с виднейшими представителями русской революционно-демократической мысли — Н.Чернышевским, Н.Добролюбовым, оказавшими на поэта значительное влияние.

В свою очередь, под влиянием Шевченко расцветают таланты Л.Глибова ― поэта-лирика и баснописца; П.Чубинского ― этнографа и создателя национального гимна "Ще не вмерла Україна", Пантелеймона Кулиша ― поэта, прозаика, журналиста, историка, языковеда, ставшего признанным лидером украинской культуры после смерти Т.Шевченко.

Однако передовые украинские литераторы того времени стремились поднять отечественную литературу на качественно новый, мировой уровень, отвергая примитивное бытописание и шаблонный патриотизм. Среди наиболее заметных имен в литературе на рубеже веков — Леся Украинка (Лариса Косач-Квитка), Михайло Коцюбинский.

Л.Украинка отрицательно относилась как к декадентам, так и к натуралистам (см. раздел IV.5). Ее пронизанные духом романтизма стихи и пьесы (драма-феерия "Лісова пісня", поэма "Давня казка") аллегоричны, символичны, но в них нет ни сентиментальной созерцательности, ни "чистой" лирики субъективных переживаний. Поэзия и проза этой хрупкой болезненной женщины мужественны, общественно-устремленные и действенные, она гневно бичевала пассивность, покорность, фальшивую христианскую мораль, соглашательство, измену в борьбе за национальное освобождение.

3. Значительная роль в украинской культуре Нового Времени принадлежала театру. Театральное искусство в ХIХ в. было представлено в форме крепостного и аматорского (любительского) театров и непосред-ственно влияло на широкие массы населения, пропагандировало украинский язык, и тем самым противостояло русификации.

В 1876 г. Емским указом была приостановлена постановка пьес на украинском языке. Однако в 1881 г. в результате активных протестов российской и украинской общественности царское правительство разрешило все же местной администрации ставить "малороссийские" пьесы. Это дало толчок к созданию в 80-е гг. XIX в. украинского профессионального театра.

В репертуаре театров преобладали пьесы бытового, романтичного и сентиментального содержания. Реалистично отображались явления народной жизни, преимущественно пореформенного села.

На сценах украинских театров играли прославленные актеры ― Михаил Щепкин ― основоположник сценического реализма не только в российском, но и в украинском театральном искусстве; комический актер, режиссер и драматург Марк Кропивницкий; вписавшая не одну золотую страницу в историю украинского театрального искусства семья Тобилевичей: братья Николай Садовский и Панас Саксаганский (выступавшие под псевдонимами), их сестра оперная певица Н.Садовская-Барилотти (еще один брат ― Иван Карпенко-Карый ― известный писатель и драматург).

Артистическим символом украинской нации стала Мария Заньковецкая, имя которой носит Львовский национальный академический украинский драматический театр. Непосредственное обаяние игры великой актрисы (первой народной артистки Украины) было неотразимо. В ее репертуаре не было ролей из мировой классики ― в этом плане возможности украинского театра были весьма ограничены, а украинская драматургия того времени была весьма склонна к мелодраматизму и сентиментальности. Однако, воплощая в своём сценическом творчестве исключительно национальные образы, артистке удалось от  кукол с заплаканными глазами, образы которых царили на сцене до нее, возвыситься до общечеловеческих типажей и характеров.

В 1890 г. под руководством актера, режиссера, драматурга П.Саксаганского было организовано "Общество российско-малороссийских артистов", ставшее лучшим украинским театральным коллективом. На его базе возник театр корифеев "малороссийская труппа М.Кропивницкого под руководством П.Саксаганского и Н.Садовского с участием М.Заньковецкой", знаменовавший собой расцвет украинского профессионального театра.

В начале ХХ в. на развитие украинского театра повлияли идеи модернизма (см. разд. VI.2). На это время приходится и начало актерского и режиссерского творчества Леся Курбаса — основателя модернистского "Молодого театра", для которого главной задачей было найти современные темы и формы, новые творческие методы. Позже, уже в советское время, Л.Курбас станет основателем политического, а затем и философского театра на Украине.

Народные мелодии послужили источником первой украинской национальной по содержанию оперы "Запорожец за Дунаем" композитора, певца, актера и драматурга Семена Гулака-Артемовского. Этот шедевр стал фундаментом классического украинского оперного искусства.

Целую эпоху в истории украинской музыкальной культуры составляет творчество Николая Лысенко ― композитора, пианиста, дирижера, педагога и общественного деятеля. Н.Лысенко — творец национального направления в украинской музыке. Его оперы "Наталка-Полтавка", "Рождественская ночь", "Утопленница", "Тарас Бульба" подняли ее на уровень мирового музыкального искусства.

4. На украинскую архитектуру XIX века сильное влияние оказывали российская и европейская школы. В архитектуре того времени господствовали классицизм и ампир.

Примерами классицистической архитектуры в Украине являются здания Львовского украинского драматического театра им. М.Заньковецкой (1837-42 гг., арх. Л.Пихль), Одесского Общества Истории и Древностей, в настоящее время Археологического музея (1883 г., арх. Ф.Гонсиоровский).

В стиле ампир, отличающемся строгими монументальными пропорциями, в Одессе были построены знаменитая Потемкинская лестница и Воронцовский дворец (арх. Франц Боффо).

Архитектурные стили на украинской почве нередко обогащались элементами традиционной национальной архитектуры. И хотя применялись новые строительные материалы и современные художественные методы, в основе лежали традиции народного деревянного и каменного древнерусского зодчества. Так, одна из "жемчужин" архитектуры конца ХІХ в. ― Владимирский Кафедральный Собор сооружен в русско-византийском стиле. Собор стал воистину выдающимся примером соборности, интернационализма в искусстве ― в его сооружении принимали участие украинские, русские, итальянские, немецкие зодчие. Внутри храм богато расписан знаменитыми русскими и украинскими художниками: В.Васнецовым, М.Нестеровым, М.Врубелем, Н.Пимоненко. 

К концу века утрачивается единство стиля в архитектурных сооружениях. На смену ампиру приходит эклектизм (эклектика), отличающийся сочетанием элементов разных художественных стилей с целью достижения эстетического единства. Наиболее популярными стилями, к которым обращались архитекторы, были: неоренессанс, неоклассицизм и венское барокко.

Среди сооружений подобного типа следует выделить один из красивейших театров мира ― Одесский театр оперы и балета, возведенный в 1884-87 гг. венскими архитекторами Ф.Фельнером и Г.Гельмером. В архитектурном облике театра гармонично сочетаются стили: венское барокко и итальянский ренессанс, а во внутренней отделке ― рококо.

Интересно в архитектурном отношении здание новой Купеческой биржи в Одессе, в котором удачно воплощены венецианская готика, ренессанс и барокко. Биржа была построена в 1899 г. по проекту самого "титулованного" в истории города и известного далеко за его пределами архитектора Александра Бернардацци. Сейчас в этом здании, расположена Одесская филармония.

На рубеже веков украинская культура испытала влияние последнего большого стиля ― модерна. Мир древних легенд, народной мифологии с  мавками и русалками, диковинными зверями и обитателями подводного царства обрели пластическую форму в самом оригинальном сооружении в украинской культуре ― "Доме с химерами" на ул. Банковой, в настоящее время ― резиденции президента Украины.

Зодчий Владислав Городецкий, поляк по происхождению, создал уникальное сооружение, отличающееся явно выраженной театрализацией архитектурного пространства.

Воспитанный во время обучения в Петербургской академии художеств на традициях классицизма, Шевченко постепенно, как и в своем поэтическом творчестве, перешел к реализму, одним из первых начав изображать жизнь и быт украинских крестьян. В числе его работ ― иллюстрации к собственным литературным произведениям.

При этом, творчество Шевченко-художника все же не лишено налета романтизма, которым буквально "дышало" его время.

Один из наиболее ярких украинских художников второй половины ХIХ в. ― пейзажист Архип Куинджи. Его необыкновенно романтические пейзажи, такие, как легендарная "Лунная ночь на Днепре", ― настоящий гимн любви к природе (особенно родного края) во всех ее состояниях.

Творчество Куинджи оказало серьезное влияние на таких признанных мастеров, как В.Серов, Д.Левитан, Н.Рерих.

В этот период в культуре началось движение к так называемому идейному реализму, лозунгом которого стала формула "Искусство — на службу общественным идеалам". В России это движение оформилось в "Общество передвижных художественны выставок", речь о котором шла в разделе IV.5).

Движение передвижников было весьма популярным и в Украине до конца XIX в. Центрами украинского изобразительного искусства были в то время города Одесса, Киев и Харьков.

В Одессе воспитанниками Петербургской Академии художеств, порвавшими с академическим искусством, в 1890 г. было организовано "Товарищество южнороссийских художников" (ТЮРХ). Хотя в работах художников этого объединения ощущается заметное влияние импрессионизма и постимпрессионизма, их отличает душевность и тонкое восприятие красоты.

Основателем этого независимого творческого объединения был Кириак Костанди, талантливый пейзажист и мастер жанровых сцен, отражавший в своих работах жизнь простых людей.

Товарищество играло заметную роль в общественно-культурной жизни всего юга Украины. В Одессу на выставки ТЮРХа привозили свои работы известные художники Петербурга, Москвы, Киева, Риги, Варшавы.

В Киеве в то время работала рисовальная школа, основанная художником-педагогом Н.Мурашко, учениками которой были будущие признанные мастера: М.Врубель, В.Серов, Н.Пимоненко и др.

Творчество Михаила Врубеляосновоположника русского и украинского символизма и модерна (об этих направлениях рассказывалось в разделе IV.5) ― пронизано тревожными настроениями конца XIX - начала XX вв., самым ярким воплощением которых стала его трактовка образа лермон-товского Демона.

Безудержная фантазия уносила художника в мир сказок и легенд: "Царевна-Лебедь", "Валькирия", "Пан".

Не менее впечатляющие образы создал М.Врубель в жанре монумен-тальной живописи и иконографии, самые известные из которых ― фрески Кирилловской церкви в Киеве.

Исполненный трагизма и сдержанной боли образ "Богоматери с младенцем", венчающий иконостас Кирилловской церкви, написан им в лучших традициях Ренессанса и, по мнению многих искусствоведов, стоит в одном ряду с "Сикстинской Мадонной" Рафаэля.

Как видим, культуре Украины в преддверии новой культурно-исторической эпохи были свойственны критическое философское осмысление жизни украинского общества и его исторического прошлого, в сочетании с новаторством, монументализацией и поэтизацией художественных образов. В своем стремлении к достижению мирового культурного уровня деятели украинской культуры создавали настоящие шедевры, черпая вдохновение из неиссякаемого живого источника ― народной культуры.

Возрождение национального наследия во всех сферах жизни украинского общества обогатило неудержимый процесс его культурного развития, связав в единое целое прошлое, настоящее и будущее...