I.3. Понятие, сущность и структура культуры
Происхождение понятия "культура".
Культура и цивилизация.
Существующие определения "культуры".
Культура как процесс, система, результат. Структура культуры.
Человек как субъект и объект культуры.
Основные понятия: культура, цивилизация, культурные ценности, система культуры, материальная культура, духовная культура, сферы (отрасли) культуры, субъект (творец) и объект (предмет) культуры.
1. Понять сущность культуры можно исключительно через призму человеческой деятельности. Культура не существует вне человека. Она изначально возникает и формируется как результат его постоянных стремлений искать смысл своей жизни и деятельности.
И, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни личности без культуры, вне культуры. "Культура есть способ существования человечества, подобно тому, как жизнь ― способ существования протоплазмы", ― говорится в Германском философском словаре издания 1922 г.
Употребляя слово "культура", разные люди, в зависимости от контекста, вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности исключительно духовной жизни: литературу, живопись, музыку и т.д.; другие отождествляют культуру с образованностью; третьи ― с нравственными, этическими нормами, воспитанностью…
В действительности же явление культуры куда более многогранно. Оно поистине всеобъемлюще! Культура ― образование столь же емкое и сложное, как сама общественная жизнь. Поэтому в рамках исторических, философских, этнографических, социологических и иных исследований общественной жизни можно встретить самые разнообразные представления о культуре. Исследователи давно бьются над определением понятия "культура", которое бы удовлетворяло если не всех, то большинство ученых.
В настоящее время, как утверждают специалисты, существует свыше 1000 определений феномена культуры!
Но, несмотря на огромное разнообразие точек зрения, есть нечто существенное, что изначально объединяет исследователей данного явления. Это "нечто" заложено в самой этимологии (т.е. происхождении слова, его первоначальном значении) понятия "cultura".
Понятие "культура" ввели в обиход древние римляне свыше двух тысяч лет назад, употребляя его в довольно узком значении ― исключительно как агротехнический термин. Первоначально понятие сultura agri [лат.] означало обработку земли, возделывание почвы.
В новом качестве это слово впервые употребил выдающийся римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон в своей работе "Тускуланские беседы", применив его по отношению к человеческому уму ― возделывание, развитие ума.
И сразу же слово "cultura" обрело всеохватное значение: возделывание, обработка всего, на что направляет человек свою преобразующую деятельность. Слово "cultura" стало противостоять другому латинскому понятию ― "natura", т. е. природа. В данном контексте понятие "культура" означает явление внеприродное, созданное человеком.
С тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано непосредственно природой.
В самом широком смысле под культурой понимают все, что создано, придумано человеком. Это дало основание немецкому философу Г.Гегелю определить культуру как "созданную человеком вторую природу".
С другой стороны, уже в той же Античности культуру противопоставляли варварству, дикости, подчеркивая, тем самым, ее облагораживающее влияние на человека. И сегодня мы разделяем эту точку зрения: культура ― это не просто возделывание, непосредственная обработка чего бы то ни было, но в гораздо большей мере ― облагораживание, совершенствование того, на что направлены ее усилия, в первую очередь, совершенствование самого человека. По словам Н.К.Рериха: "...КУЛЬТУРА есть высшее служение совершенствованию..." 1).
Емкость понятия "культура" возрастала вместе с развитием самой культуры: физическая культура, культура быта, культура речи и поведения, политическая культура, духовная культура…
Закономерный интерес к культурному наследию прошлого со стороны исторической науки привел к тому, что термин "культура" стали использовать для характеристики исторических эпох: Античная культура, культура Средневековья и т.д.
Прижился также географический подход в определении региональных культур: европейская культура, восточно-славянская культура, культура Юго-Восточной Азии и пр.
В России термин "культура" появился во второй половине ХIХ в. Он был зафиксирован в "Карманном словаре" Н.Кириллова, позже в "Толковом словаре" В.И.Даля. До этого использовался другой термин ― "цивилизация".
В ХХ-м столетии понятие "культура" стало общеупотребительным, а феномен культуры ― объектом всестороннего изучения учеными.
2. И после введения слова "культура" в обиход, на протяжении
длительного времени оно считалось тождественным понятию "цивилизация". Цивилизация, как и культура, понималась как противоположность варварству, как синоним прогрессивного развития человечества.
Первым разделил эти понятия немецкий философ Иммануил Кант. С тех пор не утихают споры о том, что считать культурой, а что ― цивилизацией.
Большинство культурологов склонны рассматривать цивилизацию как определенную ступень культуры, сменившую дикую первобытность. Цивилизованность становится характеристикой пришедших на смену первобытной общине древних государств, как например, древнеегипетская или древнеримская цивилизации.
Иными словами, под цивилизацией понимается особая форма самоорганизации человеческих сообществ, отличающаяся превалированием производящей деятельности, наличием классов и государства, письменности и собственной истории. Однако при таком подходе разница между цивилизацией и культурой становится практически неощутимой.
Другие усматривают в цивилизации высшую заключительную фазу культуры любого народа или региона, для которой характерны, с одной стороны, высокий уровень научно-технических достижений, с другой, ― упадок искусства, литературы и вообще духовности. Была выдвинута концепция развития отдельных культур (культуры определенного народа, нации, государства) от варварства к цивилизации и обратно.
Популярна также точка зрения, согласно которой эти понятия ______________________
1) Рерих Н. Твердыня пламенная. — Рига: Виеда, 1991.
противопоставляются: под цивилизацией понимается материальная составляющая жизнедеятельности человеческого общества, уровень его технологического развития в противовес культуре, как явлению исключительно духовному. Так, И.Франко считал духовную культуру важнейшим фактором "всякого расцвета человеческой цивилизации, наилучшим ее мерилом" 1).
Согласно еще одному подходу, цивилизации рассматриваются как уникальные локально-исторические образования ― большие сообщества, имеющие единое геополитическое, духовное и нормативно-ценностное пространство: христианская, мусульманская, славянская... Определяющими факторами, характеризующими цивилизацию того или иного типа, становятся как раз уникальные особенности культуры данного сообщества.
Как видим, четкого разграничения понятий "культура" и "цивилизация" не существует. Одни их отождествляют, другие противопоставляют; одни считают цивилизацию определенной стадией культуры, для других культура выступает в качестве одной из важнейших характеристик цивилизации.
3. Одно из первых научных определений культуры дал выдающийся
историк культуры ХIХ в. Эдуард Бернетт Тайлор (Тейлор), книга которого "Первобытная культура" и сегодня вызывает большой интерес читателей: "Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" 2).
По мере развития общества и накопления человечеством знаний, меняются, углубляются, расширяются научные представления о культуре.
Что же тогда такое культура с точки зрения современной культурологии?
С одной стороны, часть исследователей продолжают понимать культуру очень широко ― как явление, охватывающее все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, быт, социально-экономические отношения, духовную жизнь, человеческий опыт. Так, по определению В.М.Межуева: "Культура ― это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия" 3). Или: "Культура охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между людьми как субъектами деятельности. Будучи всегда синонимом человеческого развития, культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа" 4).
_________________________
1) Теорія та історія світової і вітчизняної культури: Підручник / Горбач Н.Я. та ін. — Львів, 1992. — С.38.
2) Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. ― М., 1989. С. 18.
3) Межуев В.М. Культура и история. ― М., 1977. С. 111.
4 Там же. С. 131.
В то же время, всеобъемлющий характер феномена культуры делает его объектом изучения в самых разных отраслях познания. Не удивительно, что характеристика многогранного явления культуры во многом зависит от специализации исследователя и задач исследования, и потому, как правило, эти характеристики отличаются узостью или однобокостью.
Вот, к примеру, мнение английского поэта и критика XIX века Мэтью Арнольда: "Культура ― это приобщение ко всему лучшему, что было открыто и сказано во всем мире, т.е. к истории человеческой мысли" 1).
А известный философ Питирим Сорокин считал культуру "системой ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов" 2).
В учебной литературе по Культурологии также трудно найти единую точку зрения на феномен культуры: "В широком смысле культура ― совокупный результат продуктивной человеческой деятельности. В узком ― определенные ценности и нормы поведения человека в социальном и природном окружении" 3) или "культура — это совокупность сложившихся в данном обществе представлений о мире и месте человека в этом мире" 4).
В Советском энциклопедическом словаре приводится более емкое и, в то же время, достаточно конкретное определение, согласно которому культура представляет собой "исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях" 5). Однако и здесь акцент делается скорее на достигнутый результат (уровень), практически оставляя за скобками сам преобразовательный культурный процесс.
Как видим, каждое из многочисленных определений культуры раскрывает лишь какую-то отдельную грань этого сложного многогранного явления. Подразумевая под культурой только процесс возделывания, облагораживания предметной среды либо господствующую в обществе систему
морально-этических требований, или же сводя роль культуры исключительно к ее эстетическому или ментальному аспекту, мы касаемся лишь частных проявлений культуры в целом.
Неудивительны поэтому бытующие в общественном сознании недопонимание и недооценка, а порой и просто искажение места и роли культуры в процессе развития человека и общества.
____________________
1) Цитата по "Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука." ― М., 1993.
2) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. ― М., 1992. С.220.
3) Гречанко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000. С. 8.
4) Найдорф М.И. Введение в теорию культуры: Теоретические аспекты курса "Мировая и отечественная культура"/ Матер. к лекциям. ― Одесса, 1996. С.15.
5) Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. ― 4-е изд. ― М., 1986.
4. Культура, присущая исключительно человеку, выделяя его, тем самым, из ряда остальных биологических существ, выступает одновременно и как процесс, и как система, и как результат созидательной человеческой деятельности.
Как это понимать?
Вспомним, что, исходя из этимологии данного понятия, культура есть возделывание, обработка ― т.е. процесс целенаправленного преобразования, совершенствования предметов, окружающей человека среды, в том числе, природы, самого человека (его способностей, физических и духовных качеств) и всего человеческого сообщества.
В то же время, уже в философии Нового Времени культура человеческого общества понималась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством на протяжении всей своей истории, т.е. речь идет о результатах человеческой деятельности.
Так что же такое культура ― процесс или результат?
Но ведь то, что поначалу является достижением, изобретением (т.е. результатом), со временем становится инструментом, средством для создания новых культурных ценностей. Молоток и резец ― изобретенные на заре человеческой истории орудия труда впоследствии используются в качестве инструментов для ваяния Венеры Милосской. В свою очередь, прекрасная статуя, как произведение искусства, становится инструментом эстетического воспитания самого человека.
Итак, культура представляет собой не только процесс облагораживания человека, общества, предметной и духовной среды, но и совокупный результат ― все многообразие достижений, полученных в ходе этого процесса.
По мере усложнения человеческой деятельности вырабатывались и совершенствовались разнообразные навыки и способы, посредством которых человек осуществлял свое созидательное воздействие на мир, выделились отдельные отрасли или области культуры, такие, как сельскохозяйственная культура, культура быта, религия, искусство, наука, образование, политическая культура, правовая и др.
Результаты и достижения разных областей культуры предстают в материальном либо духовном виде. Соответственно, вся совокупность материальных результатов человеческой деятельности составляет материальную сферу культуры, в то время, как нематериальные составляют сферу духовную.
Так, материальная культура складывается из: культуры труда и материального производства; технологической и технической культуры; агрокультуры; культуры быта; культуры топоса [греч. место] ― места жительства, деревни, города; физической культуры, включая культуру питания, гигиену, спорт; культуры вооружения и военного дела и т.п.
К духовной сфере относятся: религия, наука, философия, искусство, образование, культура речи, мораль и нравственность, политическая и правовая культура, экономическая культура, экологическая и т.п.
Однако неверно было бы говорить о четкой границе между материальной и духовной сферами. Многие исследователи культуры вообще считают такое деление неправомерным.
Действительно, любые объекты, относящиеся к материальной сфере, являются продуктом духовных усилий ― идей, изобретений, открытий. В свою очередь, подавляющее большинство объектов духовной культуры нуждается в материальных носителях: для передачи знаний, информации нужны книга, компьютер; для общения с богом ― храм, иконы; для театральной постановки ― сцена, декорации, костюмы...
В ходе культурно-исторического процесса в каждой сфере культуры сформировалось множество самых разных социальных институтов, предназначенных не только для создания материальных и духовных ценностей, но и для обеспечения их функционирования в социуме, сохранения и передачи следующим поколениям. Так, картина, созданная рукой талантливого художника, будет продана (к примеру, на аукционе), отреставрирована в мастерской реставратора, храниться в музее или картинной галерее, на ее примере в художественной школе и Академии будут обучаться юные живописцы, а зрители, любуясь репродукцией в художественном альбоме, напечатанном в типографии, соприкоснутся с духом давно ушедшей эпохи, узнают о вкусах и устремлениях людей того времени.
Как видим, культура является не только процессом и результатом, но и весьма сложной системой, имеющей многоуровневую структуру, которая включает множество разнообразных структурных элементов: сфер и отраслей, социальных институтов, материальных и духовных ценностей и достижений.
В следующих главах мы рассмотрим важнейшие функции и уровни (иерархию) системы культуры, ознакомимся с формами культуры, а также культурно-историческими типами, сложившимися в процессе ее развития.
Пока же вернемся к определению культуры. В большинстве определений, в том числе, приведенных выше, культура человеческого общества предстает какой-либо одной своей гранью: либо как преобразовательный процесс; либо в качестве системы, его реализующей; либо как сумма результатов, полученных в ходе этого процесса.
Попробуем, в свою очередь, сформулировать как можно более емкое определение этого уникального многоаспектного явления.
Культура, как социальный феномен, представляет собой сложно организованную развивающуюся многоуровневую систему, включающую все многообразие достигнутых человеком знаний и умений, созданных им материальных и духовных ценностей, социальных институтов, назначение которых ― обеспечить человечеству, как виду, и каждой конкретной личности возможности, условия и средства для самосовершенствования и преобразования мира, в котором мы живем.
5. Важно не только определить роль культуры в жизни общества
и человека, но и понять место человека в культуре.
Определяя роль человека в культуре, Карл Маркс подчеркивал, что он является одновременно творцом и предметом (творением) культуры.
В первую очередь, человек выступает в качестве творца или субъекта культуры, непосредственно осуществляющего культурный процесс ― ведь и сама культура, и все ее достижения и ценности являются результатом творческих, преобразовательных усилий человека.
Субъектом культуры может быть и человек, и отдельные социальные группы (семья, коллектив), и социальные общности (народность, нация), и все человечество в целом.
Одновременно все они являются и предметами или объектами культуры, т.е. на них оказывается культурное воздействие. Человек становится объектом культурного воздействия со стороны семьи и общества с первых мгновений своей жизни. Причем, как индивидуум, так и социальные группы, включены в культурный процесс независимо от того, осознают они это или нет.
Однако в обществе всегда имеется культурная элита, которая сознатель-но участвует в культурном процессе и направляет его. Когда же индивидуум или социальная группа достигают определенного уровня культурного развития, на смену пассивному "окультуриванию" приходит осознание необходимости подобного рода преобразований, а затем и целенаправленная работа над собой и окружающим миром. Объект (предмет) культуры, не переставая быть таковым, становится субъектом (творцом) культуры (см. рис. 1).
"Человек ― это кристалл культуры, ее концентрированное выражение. Но он является и душой культуры, ее источником" 1).
Создавая и накапливая в ходе культурно-исторического процесса разнообразные материальные и духовные ценности, человечество использует их в качестве инструментария для воспитания новых поколений, в свою очередь, подхватывающих творческую эстафету. При этом, чем выше степень развития человека и общества, тем активней и на более сознательном уровне выполняет он свою роль субъекта (творца) культурного процесса.
_________________________
Греченко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000. С. 8.
Вот почему на современном этапе, для которого характерно возрастание персональной ответственности за собственную судьбу, судьбу своего народа и человечества в целом, так важно осознание каждой личностью сущности, целей и задач культурного процесса и активное творческое включение в него.
Подведем итог вышесказанному.
Итак, культура ― это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее все сферы жизни общества и каждого человека.
Культура ― это способ жизнедеятельности людей;
это ― определенный уровень развития общества;
это ― накапливаемые на протяжении истории общества информация, знания, навыки и умения;
это ― совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей;
это ― своеобразие жизни и самобытность наций и народов;
это ― совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества;
это ― формы взаимоотношений людей и сообществ между собой;
это ― система представлений о мире и месте человека в нем;
это ― устремления и идеалы, определяющие направление развития общества и человека;
это ― мифология, религия, искусство, наука, политика, экономика... 1).
Культура ― ядро, основа, "душа" общества и движущая сила развития человека.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской