logo
УЧЕБНИК для студентов

I.3. Понятие, сущность и структура культуры

  1. Происхождение понятия "культура".

  2. Культура и цивилизация.

  3. Существующие определения "культуры".

  4. Культура как процесс, система, результат. Структура культуры.

  5. Человек как субъект и объект культуры.

Основные понятия: культура, цивилизация, культурные ценности, система культуры, материальная культура, духовная культура, сферы (отрасли) культуры, субъект (творец) и объект (предмет) культуры.

1. Понять сущность культуры можно исключительно через призму человеческой деятельности. Культура не существует вне человека. Она изначально возникает и формируется как результат его постоянных стремлений искать смысл своей жизни и деятельности.

И, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни личности без культуры, вне культуры. "Культура есть способ существования человечества, подобно тому, как жизнь способ существования протоплазмы", ― говорится в Германском философском словаре издания 1922 г.

Употребляя слово "культура", разные люди, в зависимости от контекста, вкладывают в него различный смысл. Одни под культурой понимают ценности исключительно духовной жизни: литературу, живопись, музыку и т.д.; другие отождествляют культуру с образованностью; третьи ― с нравственными, этическими нормами, воспитанностью…

В действительности же явление культуры куда более многогранно. Оно поистине всеобъемлюще! Культура ― образование столь же емкое и сложное, как сама общественная жизнь. Поэтому в рамках исторических, философских, этнографических, социологических и иных исследований общественной жизни можно встретить самые разнообразные представления о культуре. Исследователи давно бьются над определением понятия "культура", которое бы удовлетворяло если не всех, то большинство ученых.

В настоящее время, как утверждают специалисты, существует свыше 1000 определений феномена культуры!

Но, несмотря на огромное разнообразие точек зрения, есть нечто существенное, что изначально объединяет исследователей данного явления. Это "нечто" заложено в самой этимологии (т.е. происхождении слова, его первоначальном значении) понятия "cultura".

Понятие "культура" ввели в обиход древние римляне свыше двух тысяч лет назад, употребляя его в довольно узком значении ― исключительно как агротехнический термин. Первоначально понятие сultura agri [лат.] означало обработку земли, возделывание почвы.

В новом качестве это слово впервые употребил выдающийся римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон в своей работе "Тускуланские беседы", применив его по отношению к человеческому уму ― возделывание, развитие ума.

И сразу же слово "cultura" обрело всеохватное значение: возделывание, обработка всего, на что направляет человек свою преобразующую деятельность. Слово "cultura" стало противостоять другому латинскому понятию ― "natura", т. е. природа. В данном контексте понятие "культура" означает явление внеприродное, созданное человеком.

С тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В самом широком смысле под культурой понимают все, что создано, придумано человеком. Это дало основание немецкому философу Г.Гегелю определить культуру как "созданную человеком вторую природу".

С другой стороны, уже в той же Античности культуру противопоставляли варварству, дикости, подчеркивая, тем самым, ее облагораживающее влияние на человека. И сегодня мы разделяем эту точку зрения: культура ― это не просто возделывание, непосредственная обработка чего бы то ни было, но в гораздо большей мере ― облагораживание, совершенствование того, на что направлены ее усилия, в первую очередь, совершенствование самого человека. По словам Н.К.Рериха: "...КУЛЬТУРА есть высшее служение совершенствованию..." 1).

Емкость понятия "культура" возрастала вместе с развитием самой культуры: физическая культура, культура быта, культура речи и поведения, политическая культура, духовная культура…

Закономерный интерес к культурному наследию прошлого со стороны исторической науки привел к тому, что термин "культура" стали использовать для характеристики исторических эпох: Античная культура, культура Средневековья и т.д.

Прижился также географический подход в определении региональных культур: европейская культура, восточно-славянская культура, культура Юго-Восточной Азии и пр.

В России термин "культура" появился во второй половине ХIХ в. Он был зафиксирован в "Карманном словаре" Н.Кириллова, позже в "Толковом словаре" В.И.Даля. До этого использовался другой термин ― "цивилизация".

В ХХ-м столетии понятие "культура" стало общеупотребительным, а феномен культуры ― объектом всестороннего изучения учеными.

2. И после введения слова "культура" в обиход, на протяжении

длительного времени оно считалось тождественным понятию "цивилизация". Цивилизация, как и культура, понималась как противоположность варварству, как синоним прогрессивного развития человечества.

Первым разделил эти понятия немецкий философ Иммануил Кант. С тех пор не утихают споры о том, что считать культурой, а что ― цивилизацией.

Иными словами, под цивилизацией понимается особая форма самоорганизации человеческих сообществ, отличающаяся превалированием производящей деятельности, наличием классов и государства, письменности и собственной истории. Однако при таком подходе разница между цивилизацией и культурой становится практически неощутимой.

1) Рерих Н. Твердыня пламенная. — Рига: Виеда, 1991.

противопоставляются: под цивилизацией понимается материальная составляющая жизнедеятельности человеческого общества, уровень его технологического развития в противовес культуре, как явлению исключительно духовному. Так, И.Франко считал духовную культуру важнейшим фактором "всякого расцвета человеческой цивилизации, наилучшим ее мерилом" 1).

Как видим, четкого разграничения понятий "культура" и "цивилизация" не существует. Одни их отождествляют, другие противопоставляют; одни считают цивилизацию определенной стадией культуры, для других культура выступает в качестве одной из важнейших характеристик цивилизации.

3. Одно из первых научных определений культуры дал выдающийся

историк культуры ХIХ в. Эдуард Бернетт Тайлор (Тейлор), книга которого "Первобытная культура" и сегодня вызывает большой интерес читателей: "Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" 2).

По мере развития общества и накопления человечеством знаний, меняются, углубляются, расширяются научные представления о культуре.

Что же тогда такое культура с точки зрения современной культурологии?

_________________________

1) Теорія та історія світової і вітчизняної культури: Підручник / Горбач Н.Я. та ін. — Львів, 1992. — С.38.

2) Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. ― М., 1989. С. 18.

3) Межуев В.М. Культура и история. ― М., 1977. С. 111.

4 Там же. С. 131.

Вот, к примеру, мнение английского поэта и критика XIX века Мэтью Арнольда: "Культура ― это приобщение ко всему лучшему, что было открыто и сказано во всем мире, т.е. к истории человеческой мысли" 1).

А известный философ Питирим Сорокин считал культуру "системой ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов" 2).

В учебной литературе по Культурологии также трудно найти единую точку зрения на феномен культуры: "В широком смысле культура совокупный результат продуктивной человеческой деятельности. В узком определенные ценности и нормы поведения человека в социальном и природном окружении" 3) или "культура — это совокупность сложившихся в данном обществе представлений о мире и месте человека в этом мире" 4).

Как видим, каждое из многочисленных определений культуры раскрывает лишь какую-то отдельную грань этого сложного многогранного явления. Подразумевая под культурой только процесс возделывания, облагораживания предметной среды либо господствующую в обществе систему

морально-этических требований, или же сводя роль культуры исключительно к ее эстетическому или ментальному аспекту, мы касаемся лишь частных проявлений культуры в целом.

Неудивительны поэтому бытующие в общественном сознании недопонимание и недооценка, а порой и просто искажение места и роли культуры в процессе развития человека и общества.

____________________

1) Цитата по "Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука." ― М., 1993.

2) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. ― М., 1992. С.220.

3) Гречанко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000. С. 8.

4) Найдорф М.И. Введение в теорию культуры: Теоретические аспекты курса "Мировая и отечественная культура"/ Матер. к лекциям. ― Одесса, 1996. С.15.

5) Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. ― 4-е изд. ― М., 1986.

4. Культура, присущая исключительно человеку, выделяя его, тем самым, из ряда остальных биологических существ, выступает одновременно и как процесс, и как система, и как результат созидательной человеческой деятельности.

Как это понимать?

Вспомним, что, исходя из этимологии данного понятия, культура есть возделывание, обработка ― т.е. процесс целенаправленного преобразования, совершенствования предметов, окружающей человека среды, в том числе, природы, самого человека (его способностей, физических и духовных качеств) и всего человеческого сообщества.

В то же время, уже в философии Нового Времени культура человеческого общества понималась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством на протяжении всей своей истории, т.е. речь идет о результатах человеческой деятельности.

Так что же такое культура ― процесс или результат?

Но ведь то, что поначалу является достижением, изобретением (т.е. результатом), со временем становится инструментом, средством для создания новых культурных ценностей. Молоток и резец ― изобретенные на заре человеческой истории орудия труда впоследствии используются в качестве инструментов для ваяния Венеры Милосской. В свою очередь, прекрасная статуя, как произведение искусства, становится инструментом эстетического воспитания самого человека.

Итак, культура представляет собой не только процесс облагораживания человека, общества, предметной и духовной среды, но и совокупный результат ― все многообразие достижений, полученных в ходе этого процесса.

По мере усложнения человеческой деятельности вырабатывались и совершенствовались разнообразные навыки и способы, посредством которых человек осуществлял свое созидательное воздействие на мир, выделились отдельные отрасли или области культуры, такие, как сельскохозяйственная культура, культура быта, религия, искусство, наука, образование, политическая культура, правовая и др.

Результаты и достижения разных областей культуры предстают в материальном либо духовном виде. Соответственно, вся совокупность материальных результатов человеческой деятельности составляет материальную сферу культуры, в то время, как нематериальные составляют сферу духовную.

Так, материальная культура складывается из: культуры труда и материального производства; технологической и технической культуры; агрокультуры; культуры быта; культуры топоса [греч. место] ― места жительства, деревни, города; физической культуры, включая культуру питания, гигиену, спорт; культуры вооружения и военного дела и т.п.

К духовной сфере относятся: религия, наука, философия, искусство, образование, культура речи, мораль и нравственность, политическая и правовая культура, экономическая культура, экологическая и т.п.

Однако неверно было бы говорить о четкой границе между материальной и духовной сферами. Многие исследователи культуры вообще считают такое деление неправомерным.

Действительно, любые объекты, относящиеся к материальной сфере, являются продуктом духовных усилий ― идей, изобретений, открытий. В свою очередь, подавляющее большинство объектов духовной культуры нуждается в материальных носителях: для передачи знаний, информации нужны книга, компьютер; для общения с богом ― храм, иконы; для театральной постановки ― сцена, декорации, костюмы...

В ходе культурно-исторического процесса в каждой сфере культуры сформировалось множество самых разных социальных институтов, предназначенных не только для создания материальных и духовных ценностей, но и для обеспечения их функционирования в социуме, сохранения и передачи следующим поколениям. Так, картина, созданная рукой талантливого художника, будет продана (к примеру, на аукционе), отреставрирована в мастерской реставратора, храниться в музее или картинной галерее, на ее примере в художественной школе и Академии будут обучаться юные живописцы, а зрители, любуясь репродукцией в художественном альбоме, напечатанном в типографии, соприкоснутся с духом давно ушедшей эпохи, узнают о вкусах и устремлениях людей того времени.

Как видим, культура является не только процессом и результатом, но и весьма сложной системой, имеющей многоуровневую структуру, которая включает множество разнообразных структурных элементов: сфер и отраслей, социальных институтов, материальных и духовных ценностей и достижений.

В следующих главах мы рассмотрим важнейшие функции и уровни (иерархию) системы культуры, ознакомимся с формами культуры, а также культурно-историческими типами, сложившимися в процессе ее развития.

Пока же вернемся к определению культуры. В большинстве определений, в том числе, приведенных выше, культура человеческого общества предстает какой-либо одной своей гранью: либо как преобразовательный процесс; либо в качестве системы, его реализующей; либо как сумма результатов, полученных в ходе этого процесса.

Попробуем, в свою очередь, сформулировать как можно более емкое определение этого уникального многоаспектного явления.

Культура, как социальный феномен, представляет собой сложно организованную развивающуюся многоуровневую систему, включающую все многообразие достигнутых человеком знаний и умений, созданных им материальных и духовных ценностей, социальных институтов, назначение которых ― обеспечить человечеству, как виду, и каждой конкретной личности возможности, условия и средства для самосовершенствования и преобразования мира, в котором мы живем.

5. Важно не только определить роль культуры в жизни общества

и человека, но и понять место человека в культуре.

Определяя роль человека в культуре, Карл Маркс подчеркивал, что он является одновременно творцом и предметом (творением) культуры.

В первую очередь, человек выступает в качестве творца или субъекта культуры, непосредственно осуществляющего культурный процесс ― ведь и сама культура, и все ее достижения и ценности являются результатом творческих, преобразовательных усилий человека.

Субъектом культуры может быть и человек, и отдельные социальные группы (семья, коллектив), и социальные общности (народность, нация), и все человечество в целом.

Одновременно все они являются и предметами или объектами культуры, т.е. на них оказывается культурное воздействие. Человек становится объектом культурного воздействия со стороны семьи и общества с первых мгновений своей жизни. Причем, как индивидуум, так и социальные группы, включены в культурный процесс независимо от того, осознают они это или нет.

Однако в обществе всегда имеется культурная элита, которая сознатель-но участвует в культурном процессе и направляет его. Когда же индивидуум или социальная группа достигают определенного уровня культурного развития, на смену пассивному "окультуриванию" приходит осознание необходимости подобного рода преобразований, а затем и целенаправленная работа над собой и окружающим миром. Объект (предмет) культуры, не переставая быть таковым, становится субъектом (творцом) культуры (см. рис. 1).

"Человек ― это кристалл культуры, ее концентрированное выражение. Но он является и душой культуры, ее источником" 1).

Создавая и накапливая в ходе культурно-исторического процесса разнообразные материальные и духовные ценности, человечество использует их в качестве инструментария для воспитания новых поколений, в свою очередь, подхватывающих творческую эстафету. При этом, чем выше степень развития человека и общества, тем активней и на более сознательном уровне выполняет он свою роль субъекта (творца) культурного процесса.

_________________________

  1. Греченко В.А., Чорний І.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти. — К., 2000. С. 8.

Вот почему на современном этапе, для которого характерно возрастание персональной ответственности за собственную судьбу, судьбу своего народа и человечества в целом, так важно осознание каждой личностью сущности, целей и задач культурного процесса и активное творческое включение в него.

Подведем итог вышесказанному.

Итак, культура ― это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее все сферы жизни общества и каждого человека.

Культура ― это способ жизнедеятельности людей;

это ― определенный уровень развития общества;

это ― накапливаемые на протяжении истории общества информация, знания, навыки и умения;

это ― совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей;

это ― своеобразие жизни и самобытность наций и народов;

это ― совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества;

это ― формы взаимоотношений людей и сообществ между собой;

это ― система представлений о мире и месте человека в нем;

это ― устремления и идеалы, определяющие направление развития общества и человека;

это ― мифология, религия, искусство, наука, политика, экономика... 1).

Культура ― ядро, основа, "душа" общества и движущая сила развития человека.