I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
1. Народная культура.
2. Элитарная культура.
3. Массовая культура.
4. Исторические типы культур.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: народная, элитарная, массовая культуры, культурные элиты, масса, культурно-исторический процесс, исторические типы культуры.
1. Культура как общественный феномен, функционируя на разных
уровнях в различных социальных образованиях, проявляется в конкретных формах. В зависимости от того, какая именно социальная группа является творцом и потребителем тех или иных культурных ценностей, с какой целью они создаются, каков их качественный уровень, выделяют три основные формы культуры ― народную, элитарную и массовую.
Народная культура создается анонимными творцами, зачастую не имеющими специальной подготовки. Поэтому народную культуру также называют любительской (но не по качественному уровню, а по происхождению). Нередко она является результатом коллективных усилий и предназначена для коллективного пользования.
Народная культура, как правило, имеет ярко выраженную этническую окраску и включает в себя: мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, образцы прикладного искусства, народную медицину.
По характеру исполнения элементы этой формы культуры могут быть:
индивидуальными (например, рассказ анекдота или пение гусляра);
коллективными ― исполнение хоровых песен, коллективных танцев;
массовыми (примером могут служить карнавальные шествия).
Народная культура проявляется в двух формах:
фольклорная ― состоит из созданных или придуманных предыду-щими поколениями элементов, описывает преимущественно прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие, так же, как народные костюмы, традиционные предметы быта;
популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи народа, создает новые песни, танцы, анекдоты.
Народная культура всегда имеет глубокие исторические корни и является в высшей степени традиционной, т.е. мало подвержена изменениям. Кое-что из фольклорной культуры не просто сохраняется, но исполняется и используется в настоящее время. Это значит, что часть фольклора вошла в популярную культуру, которая постоянно пополняет историческое наследие новообразованиями. Таковым, к примеру, является современный городской фольклор, к которому можно отнести анекдоты, детские "страшилки", городские романсы и т.д.
Некоторые продукты творчества, относящиеся к народной культуре, не могут быть отнесены к фольклорным либо популярным. Например, народная медицина, народные игры и забавы, национальная кухня. Эта форма культуры с течением времени не становится приметой прошлого, а по-прежнему сохраняет свою значимость для каждого поколения.
Традиционная народная культура определяет и нормирует многие аспекты жизнедеятельности человека: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, социальные взаимоотношения, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, культуру питания, отношения с природой, обычаи, обряды, верования, поверья, знания, язык. Все эти проявления народной культуры изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением и др.
2. Формы культуры иногда могут так явно отличаться, что
оказываются в отношении друг к другу в противоположной ценностной ориентации. Наиболее ярко это противостояние проявляется в осмыслении противостояния элитарной и массовой культуры.
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо профессиональными творцами по её заказу. Эта форма культуры обладает высокой художественной ценностью, не подвержена моде и, как правило, опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Включает в себя, так называемую, "серьезную" музыку, изящное искусство ― высокие образцы живописи, скульптуры и архитектуры, интеллектуальную литературу.
Лучшие образцы элитарной культуры, прошедшие отбор временем, становятся классикой [от лат. classicus ― первоклассный, образцовый]. Так, классические оперы, написанные двести лет назад, звучат со сцены лучших современных театров, а на картинах художников прошлых эпох и сейчас учатся молодые художники.
Истоками и почвой для возникновения элитарной культуры можно считать эзотерическую культуру ― по словам древнегреческого философа Аристотеля, культура эзотерическая ― для избранных, а экзотерическая ― для широких масс [от греч. esotericos ― внутренний, скрытый; exotericos ― внешний, открытый]. Так, уже первобытные шаманы и жрецы древнего мира составляли культурную элиту, обладавшую особыми познаниями.
В различные исторические периоды элитарность культуры отличали особые признаки: новизна, оригинальность, противостояние традиционному, опережающее развитие, локальность (нераспространенность). Этой форме культуры свойственны интеллектуально-авангардная направленность, экспери-ментальность (особенно в области формы), сложность и неординарность средств и приемов (языка и изобразительно-выразительных средств), вплоть до эпатажа.
Все эти особенности приводят к тому, что в период возникновения и становления элитарная культура понятна лишь избранным. А это нередко ведет к отторжению образцов высокой элитарной культуры, признание "запаздывает". Так, вальс, давно признанный классической танцевальной музыкой, когда-то считался легкомысленным уличным танцем, а оперетта ― легким жанром. При жизни В. Ван Гог не мог продать ни одной своей картины, а в настоящее время эти произведения ― достояние мировой культуры.
Элита в культуре ― относительно небольшая часть общества, которая обладает более высоким, чем в среднем у населения, культурным капиталом, способная создавать или оценивать лучше, чем другие, культурную продукцию.
В истории культуры были разные элиты ― религиозные, аристократические, научные, творческие. Быть частью элиты ― означает не просто принадлежность к господствующему социальному классу или группе, определяющими являются природные способности и одаренность, а также приобретенные качества ― образованность, тонкий вкус, высокие эстетические запросы. Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоев. Можно привести много примеров, когда простолюдины составляли не просто национальную, а общекультурную элиту: М. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо. Основой такого пути самосовершенствования становится природная одаренность и внутренние стимулы к достижению цели.
Существуют концепции множественности элит, сосуществующих в обществе: художественной, научной, политической, военной, религиозной.
В настоящее время элиту в культуре отождествляют с интеллектуалами, реже с интеллигенцией в целом, в состав которой входят не только "избранные" представители культуры, но и просто образованные люди.
Творцы, осуществляющие культурное лидерство, задают систему высоких требований и эталонов, на которые ориентируются рядовые потребители продуктов культуры или к которым стремится молодое поколение деятелей культуры. Ядром культурной элиты становятся великие писатели, поэты, художники, ученые, произведения которых получают общечеловеческое признание, входят в исторические хроники и учебники, превращаются в классическое наследие.
Подлинная культурная элита, ее идеи нередко входят в конфликт с официальной идеологией. Например, коммунистическая идеология в СССР активно сдерживала развитие художественного творчества, не соответствующего официальному соцреализму, не признавала научные направления, противоречащие принятым доктринам. Так были преданы забвению поэт Б.Пастернак и писатель А.Платонов, "снимались" спектакли и "закрывались" фильмы, запрещались генетика, психоанализ и др. науки.
Так или иначе, элита ― явление естественное, необходимое и закономерное в любом обществе. Большинство теорий культуры противопоставляют культурную элиту и массы, лидеров и ведомых, высокое и примитивное в искусстве.
3. Праздничные ритуалы и обряды ― исторические истоки массовой
культуры. Великие и Малые Дионисии в честь древнегреческого бога виноделия и Элевсинии в честь богини земли Деметры, Сатурналии в Риме, карнавальная культура средневековья и т.п. ― примеры первых проявлений массовой культуры.
С появлением средств тиражирования (книгопечатания, гравировки, звукозаписи и т.п.) появилась возможность донесения до неограниченного круга людей продуктов культуры, ранее им недоступных.
Массовая (общедоступная) культура ― самая молодая форма культуры, широкое распространение которой связано с развитием научно-технического прогресса, средств массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации (СМК), создается профессиональными исполнителями и отличается общедоступностью, преимущественной ориентацией на материальные ценности и получение прибыли.
Массовая культура обращена к большинству потребителей, поэтому ориентируется не на высокие образцы, а на среднестатистические вкусы.
Хотя эта форма культуры является авторской, она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем народная или элитарная культуры, но у нее самая обширная аудитория.
К массовой культуре XX века относятся, прежде всего, те продукты культуры, которые транслируются масс-медиа или каналами массовой коммуникации ― прессой, радио, телевидением, кино. В настоящее время это еще и Интернет, который не входит в современных классификациях ни в СМИ, ни в СМК, хотя, по сути, является и тем, и другим.
Эти изобретения практически стерли границы между городом и деревней, а порой и между странами. Пример тому ― "американизация" современной украинской культуры ― активное проникновение в нашу страну массовой культуры американского образца, чаще всего, сомнительного качества.
Первым фундаментальным обращением к проблемам массовой культуры стала работа испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс" (1930 г.). Масса для него ― это всякий и каждый, кто ни в добре, ни во зле не меряет себя особенной меркой, а ощущает себя таким же, как все. При этом, "человек массы" не только не озабочен, но даже удовлетворен своей "неотличимостью" от других, своей принадлежностью к большинству. По мнению Ортеги, чтобы "ощутить массу", как психологическую реальность, не обязательно общаться с человеческой толпой. Он уверен, что по одному-единственному человеку можно определить ― масса это или нет.
Говоря об "избранном меньшинстве" (элите) Ортега подчеркивает, что "избранные" ― это не те, кто высокомерен, кто ставит себя выше остальных, а те, кто требует от себя больше, чем от других, даже если требования для них кажутся непосильными.
Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, релаксации, развлечении, снятии нервно-психического напряжения, разрядке, игре, общении. Направленная на удовлетворение сиюминутных запросов, массовая культура реагирует на любое новое событие и отражает его. Индустрия развлечений, спортивно-цирковые представления, клубы, дискотеки, культуризм и аэробика, игровые автоматы и компьютерные игры, шоу-бизнес, кино, комиксы, массовая мода (pred-â-portê), предметы массового производства (от одноразовых шариковых ручек до утюгов и пылесосов) и др. ― все это продукты массовой культуры.
Основные признаки массовой формы культуры:
общедоступность;
зрелищность;
акцент на чувственно-эмоциональное восприятие и реакции;
изменчивость, подверженность моде;
стереотипизация и стандартизованность, серийность;
политическая лояльность.
В силу своей природы, массовая культура обладает практически неограниченными манипулятивными возможностями и поэтому часто вступает в альянс с политической властью. Например, туры эстрадных звезд в поддержку выборов президента России под лозунгом: "Голосуй ― или ты проиграешь!", или создание и исполнение "гимна" оранжевой революции в Украине "Разом нас багато ― нас не подолати!".
Безусловно, нельзя считать, что массовая культура имеет лишь отрицательное содержание, что она лишена возможности быть высоко-профессиональной и выражать истинные духовные ценности. Кроме того, средства массовой культуры гораздо более, чем та же элитарная культура, обеспечивают доступность для масс лучших культурных образцов, в том числе, духовных. Так, использование фрагментов и тем классической музыки в своих композициях исполнителями рэпа безусловно популяризирует такую музыку в молодежной среде и повышает их слушательскую культуру.
Напрашивается вывод: массовая культура способна играть положительную роль в общественной практике при условии определенного баланса с двумя другими формами культуры ― глубокой по содержанию и утонченной по форме элитарной культурой и традиционной, яркой по форме народной культурой. При таком подходе основными функциями массовой культуры остаются рекреативная (досуг, развлечения) и коммуникативно-информационная.
4. В настоящее время все явственней ощущается угроза потери
"исторической культуры" (по определению Ортеги) вследствие ее массовизации, снижения интереса к классическому культурному наследию, искажения культурной истории в политических целях, прагматичного подхода в сфере образования и целого ряда других причин.
Альтернативой подобным негативным тенденциям и единственной гарантией сохранения целостности и преемственности общечеловеческой культуры становится осознание каждым индивидом личной сопричастности мировому культурно-историческому процессу. А без понимания сути и закономерностей этого процесса нельзя рассчитывать на правильный выбор вектора дальнейшего развития.
Разнообразие культур ― очевидный исторический факт. Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринималась многими философами и учеными. Культурология, являясь наукой-перекрестком, большой объем знаний заимствует из истории, а сама история, под влиянием культурологии, осмысляется через категории культуры. Однако общепризнанной историко-культурологической теории до сих пор нет.
Начиная с XVII века понимание истории человечества связано с идеей прогресса, утверждающей, что в процессе развития условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Предполагается, что существуют единые законы истории, которые определяют последовательность этапов этого продвижения, так что все народы, хотя и с разной скоростью, двигаются по одному и тому же историческому пути, рано или поздно проходят одинаковые стадии, в которых развитие культуры протекает по подобным законам.
Каждому культурно-историческому этапу соответствует определенный тип культуры, в рамках которого культуры разных народов имеют отчетливо выраженные, присущие именно данному типу черты.
Историческая типология культуры ― классификация культур по типам, с определением места конкретной культуры в мировом культурно-историческом процессе.
В данном учебном пособии предлагается изучение культурологии через призму основных исторических периодов, с характерными для них общими социально-мировоззренческими, художественно-стилевыми и формационными отличиями.
Эти последовательные периоды (этапы) положены в основу линейной схемы формирования основных культурно-исторических типов (рис. 9):
Первобытная культура, начало которой восходит к 40 тыс.л. до н.э. (по некоторым данным ― 80 тыс.л. до н.э.), а завершение относится ко времени появления первых древних государств в IV тыс.л. до н.э.;
культура Древнего мира (включая культуру Античности) ― около IV тыс.л. до н.э. - V в.;
культура Средневековья (V-XIII вв.);
эпоха Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.);
культура Нового Времени (включая Просвещение) (XVII-XIX вв.);
культура Новейшего времени (XX в.)
Если на ранних этапах культурно-исторический процесс в разных регионах был более-менее синхронизирован, то последние пять-шесть столетий (с периода Средневековья) наиболее динамично развивающейся становится европейская культура. Именно в ее истории первыми проявляются черты новых культурно-исторических этапов. поэтому здесь приведены хронологические рамки для европейского региона.
Смена одного исторического типа другим определяется многими факторами экономического и политического характера, изменением мировоззрения. Так, переход от Первобытности к Древнему миру связан с формированием классового общества и первых государств, что отразилось в представлении о божественном мире, как о некоей высшей иерархии. Становление средневекового типа культуры во многом обусловлено утверждением монотеистических воззрений (христианство, ислам) и доминированием религии в жизни общества. Переходная культура эпохи Возрождения положила начало замене религиозных ценностей на светские. Наступление Нового времени в европейской культуре связано с коренным изменением типа мировоззрения ― религиозное мировоззрение, характерное для предыдущих эпох, сменяется главенством научного мировоззрения.
Важно понимать, что линейность и последовательность схемы смены основных культурно-исторических эпох весьма условна. На любом этапе культурно-исторического процесса параллельно с культурой более прогрессив-ного типа существуют и культурные системы более ранних исторических типов. Современная культура человечества представлена практически всеми культурно-историческими типами: первобытной культурой реликтовых племен Центральной Африки, Центральной Южной Америки, Австралии и островов Океании; близкой по типу к культуре Древнего мира культурой ряда государств Африки; во многом сохраняющими средневековый уклад культурами большинства исламских государств и т.д.
В настоящее время, можно говорить о лидерстве "западной" культуры или культуры европейского типа, к которой относится также культура североамериканского и ряда других регионов мира. Западная культура экспансивно расширяет свое влияние на такие самобытные культуры, как славянская и мусульманская, культуры Восточной Азии и пр. Сохраняя отчасти свою самобытность, они все активнее втягиваются в структуру новейшей культуры, что является ярким свидетельством нарастающих темпов глобализации культуры.
В последнее десятилетие ХХ ― первое десятилетие ХХI вв. европейская, американская и вовлеченные в их орбиту культуры, в том числе, культура Украины, переживают глубокий кризис, затрагивающий практически все стороны жизни человеческого сообщества. Поэтому наше непростое время не вписывается пока в сложившуюся типологию культур. Человечеству, как уже говорилось в первом разделе, еще только предстоит определиться с выбором собственного будущего.
Несомненно одно ― неизбежна фундаментальная смена мировоззрения, а значит, мы стоим на пороге нового культурно-исторического этапа.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской