III.4. Культура мусульманского востока
История и общая характеристика мусульманской культуры.
Религиозный характер мусульманской культуры.
Философия, наука и образование в арабо-мусульманском мире.
Литература и музыка.
изобразительное искусство и архитектура.
основные понятия: ислам (мусульманство), Коран, Сунна, халифат, шариат, суфизм, Мекка, Кааба, мечеть, минарет, медресе, книжная миниатюра, орнамент (арабески), каллиграфия.
1. Мусульманская или исламская культура ― классический образец средневекового типа культуры, с абсолютным доминированием религии во всех сферах общественной жизни. Формирование арабо-мусульманской культуры относится к началу VII в. и связано с распространением среди народов, населявших Аравийский полуостров, новой религии ― ислама или мусульманства.
фундаментом новой культуры стали традиции кочевников-бедуинов, называвших себя "арабами" араб. лихие наездники. Значительное влияние на мусульманскую культуру оказали иудейская, античная и христианская культуры.
Создание уже в середине VII в. могучего исламского государства ― арабского халифата, правитель которого (халиф) был одновременно и высшим духовным лицом, способствовало стремительному распространению ислама, ставшего цементирующим фактором для союза арабских племен, а со временем и мировой религией. Завоевание арабами соседних государств привело к расширению влияния арабо-мусульманской культуры на культуры других этносов и народов, не только воспринявших, но и обогативших ее.
Спустя несколько столетий после зарождения ислама границы мусульманского мира охватывали громадные территории: Аравию и Ближний Восток, север Африки, Европейское Средиземноморье, Кавказ, Среднюю Азию, север Индии. И хотя единое исламское государство так и не сложилось, мусульманский мир объединяли общая религия, единый язык межнационального общения ― арабский, особая ментальность и система мировоззрения и мировосприятия, схожий образ жизни, своеобразные понимание красоты и взгляд на искусство.
Интересно то, что для мусульманина весьма благочестивым актом считалось отпустить на волю раба. Однако на протяжении всего Средневековья (вплоть до XVIII, а кое-где и до XIX вв.) работорговля была привычным для мусульманского мира делом.
Современный исламский мир представляет собой довольно пестрое соцветие множества культур, в основе которых ― мусульманский средневековый тип культуры, но при этом сохраняющих национально-региональную самобытность.
Мусульманской культуре в полной мере присущи все черты, характерные для Средневековья в целом, такие, как религиозный характер культуры, теоцентризм, традиционализм, догматизм, отсутствие новаторского духа, приведшие, в конце концов, к отставанию в научно-технической сфере и др. (см. раздел III.1).
Однако ряд черт проявляются в мусульманской культуре даже более ярко, нежели в других культурах этого типа. При этом есть и некоторые специфические черты, отражающие неповторимый облик исламской культуры:
жесткая регламентация всех сфер жизни, отсутствие свободы самовыражения, в том числе, значительные ограничения в творчестве;
доминирование мужчин во всех сферах жизни мусульманского общества, и, как следствие этого ― "мужской" характер культуры;
отсутствие единого строгого стиля, что способствовало развитию местных художественных школ (арабской, турецкой, персидской, испано-арабской и др.), с сохранением при этом общих базовых основ мусульманской художественной культуры;
неприятие реализма, как способа художественного и научного отражения действительности, запреты на изображение живых существ, символизм в искусстве;
стремление к пышности и декоративности;
гедонизм от греч. hedone ― наслаждение ― стремление к роскоши, неге, наслаждению жизнью.
2. Так как мусульманская культура по духу своему является культурой религиозной, понять и почувствовать ее можно только через призму исламской религии, пронизывающей все сферы жизни общества.
Основоположником ислама был пророк Мухаммед (570-632 гг.), вошедший в историю не только как основатель одной из трех мировых религий, которую сегодня исповедуют 1,5 млрд. человек (почти четверть населения земного шара!), но и как выдающийся политический, общественный и духовный лидер. Этому человеку, не умевшему ни читать, ни писать, удалось объединить в могучий союз арабские племена, сформировать социальные и моральные устои жизни мусульманского общества, заложить основы нового типа культуры, сохраняющей свой уникальный облик на протяжении без малого полторы тысячи лет!
До Мухаммеда арабский мир представлял собой бурлящий котел враждующих между собой кочевых племен, поклоняющихся племенным языческим богам. Город-оазис Мекка, где родился и вырос будущий пророк, был торговым центром Аравии. Там же находился храм Кааба, который окружали несколько сотен идолов разных племен, давая возможность каждому, кто приходил с караваном в Мекку, поклониться своим богам. Именно там Мухаммед впервые выступил как проповедник, призывая к вере в единого всемогущего и непостижимого Бога Аллаха араб. бог.
Сегодня Мекка ― религиозный центр ислама, куда хотя бы раз в жизни должен совершить хадж ― паломничество ― каждый правоверный мусульманин.
Ислам стал третьей, вслед за иудаизмом и христианством, монотеистической религией, провозгласив: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед ― пророк Его".
Проповеди Мухаммеда, записанные его сподвижниками, составили главный священный текст ислама ― Коран араб. чтение вслух. Мусульманское вероучение утверждает, что содержание Корана, созданного Аллахом в самом начале творения мира, открылось Мухаммеду свыше. В связи с этим мусульмане считают, что только они обладают высочайшей истиной Откровения, данной им Аллахом через Великого пророка.
Отношение верующих к этой священной книге как нельзя лучше характеризуют слова одного из исламских теологов: "Если в какой-то книге говорится о том, что уже есть в Коране, значит эта книга бесполезна. Если же в ней есть то, чего нет в Коране, значит она бессмысленна!"
Вторым по значимости священным текстом стала Сунна араб. путь, пример, образец, представляющая собой сборник хадисов ― преданий о жизни и деятельности Мухаммеда, а также его высказываний. Сунна была записана последователями пророка уже в VIII-IX вв. До того эти повествования существовали в устной форме. Поэтому в качестве доказательства их подлинности используется своеобразный прием ― иснад ― цепочка ссылок на предыдущих рассказчиков: А рассказывал, что Б ему рассказывал, что В сообщил ему и т.д.
На основе Корана и Сунны был составлен свод законов ислама ― шариат араб. надлежащий путь, регламентирующий каждый шаг правоверного от рождения до смерти, его обязательства перед людьми, обществом, но главное, перед Аллахом. Не случайно название религии ― ислам означает "покорность, послушание" араб. муслим ― покорность.
Отличительной особенностью мусульманского права является то, что законы шариата охватывают все сферы жизни общества: религиозную жизнь, социальные и семейные отношения, имущественное и наследственное право, уголовное право, этические и моральные нормы.
Главная же особенность системы мусульманского права ― это оценка жизненных обстоятельств и человеческих поступков с позиции религии. Суд шариата превыше любого земного суда!
Именно поэтому знание основ вероучения ислама в мусульманском мире считается высшим знанием, а соблюдение культовых предписаний ― высшей добродетелью мусульманина.
При этом шариат проводит четкую границу между правами и обязанностями мужчин и женщин, ставя последних в материальную, социальную и духовную зависимость от отца или мужа, который может иметь до четырех жен. "Божья благодать лежит только на сыновьях", ― утверждает ислам, ― а потому только после рождения сына человек считается полноценным.
3. В эпоху Средневековья, особенно в VIII-XIII вв., динамично развивающаяся арабо-мусульманская культура опередила европейскую цивилизацию, вступившую с VIII века в полосу заметного упадка. Арабский язык, искусство, государственность, обычаи, этика оказали огромное влияние на страны и народы, попавшие в орбиту влияния мусульманской культуры.
В период средневекового расцвета мусульманской культуры особых успехов достигли арабская философия и наука.
Истоки исламской философии относятся к VIII веку. В основе ее лежит стремление мусульманских мыслителей рационально осмыслить истины Откровения. В этом на них большое влияние оказали труды античных философов. В центрах мусульманского образования в городах Багдаде, испанской Кордове и др. активно работали переписчики и переводчики античных текстов с греческого и сирийского языков на арабский. Там же возникают различные направления и школы, тяготеющие к учению Аристотеля, Пифагора.
Интересным и своеобразным течением мусульманской философии является суфизм ― религиозно-мистическое учение, главная цель которого ― достижение экстатического состояния просветления или озарения. С точки зрения суфиев, достичь высшей Истины нельзя, следуя только путем рационального познания. Пройдя особую подготовку, можно научиться выходить в другую, высшую реальность, достигнув состояния "мистического опьянения" (например, путем длительного верчения на одном месте, как это практиковалось в шаманизме). В суфийской практике психотренинга (как и в дзэн-буддизме) особую роль играют стихи, притчи, парадоксы.
Идеи и труды выдающихся исламских мыслителей Авиценны (Ибн Сины), получившего прозвище "князь ученых", Аверроэса (Ибн Рушда), Аль-Газали и др. со временем стали известными и популярными в университетах средневековой Европы.
Средневековая наука Арабского Востока безоговорочно признавала авторитет древнегреческих ученых. Влияние античной научной мысли выразилось в классификации наук на Востоке, разделенных на два блока: теоретическую и практическую философию.
Теоретическая философия включала науку о природе, состоящую из медицины, астрономии и химии; науку о Боге и математику. Достижения арабской медицины долгое время были панацеей от многих болезней в Европе, в том числе, от свирепой чумы. В мусульманской системе образования приоритетными считались арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти же науки являлись основой "семи свободных искусств", преподававшихся в университетах Европы, а до этого, в древнегреческих школах (см. раздел III.6).
Практическая философия разделялась на этику, экономику и политику.
Значительное влияние испытала наука Арабского Востока со стороны индийской науки. "Арабские" цифры пришли к арабам из Индии, а затем, будучи позаимствованными у арабов европейцами, значительно упростили нам математические записи. Алгебра араб. аль-джебра, достигшая успехов в Индии, также стала известна европейцам из трактатов арабских ученых.
Большой вклад внесли арабские ученые и путешественники в развитие географической науки. В арабских трудах Х в. по географии мы находим подробные описания не только тогдашнего мусульманского мира, простиравшегося от Атлантического океана до низовьев Инда, но и соседних с мусульманскими территорий, в том числе, славянских. В них описываются главные города, обычаи жителей, приводятся точные сведения о добывающей и обрабатывающей промышленности, распространении культурных растений, некоторые из которых были привезены арабами в Европу (например, хлопчатник). Благодаря арабским географам мы располагаем сегодня материалами для сопоставления климатических процессов, изучения изменений физико-географических условий в этих регионах за последние 1-1,5 тысячи лет.
В арабо-мусульманской культуре эпохи Средневековья существовал культ книги. Каждая крупная мечеть араб. масджид ― дом для коллективных молений ― была своеобразным культурным центром и имела библиотеку, ибо существовал обычай завещать свои книги мечетям.
Наряду с библиотеками были популярны "дома науки", в которых хранение книг по любой отрасли знания сочеталось с обучением. Посещение библиотек и "домов науки" было весьма демократичным. Доступ к книгам был открыт каждому желающему, а неимущим даже выдавалась бумага. Правда, право такое имели только мужчины ― женщины на средневековом Востоке в большинстве своем были неграмотны.
Поначалу основной формой передачи знаний являлось диктование. позже к диктованию добавилось богословское толкование текстов. В дальнейшем популярными становятся диспуты, как оптимальная форма обучения. Это способствовало появлению нового типа учебных заведений ― медресе ― религиозной мусульманской школы.
Со временем религиозное образование стало доминирующим в мусульманской культуре. Философия и наука вступили в период стагнации.
В значительной мере на эти процессы повлияло бурное развитие европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения далеко и надолго опередившей культуру мусульманского Востока. И хотя в отдельных областях исламской культуры еще будут периоды подъема, присущие ей консерватизм и традиционность стали тормозом для прогресса философии и науки.
4. Мировую литературу сегодня нельзя представить без
замечательных творений прославленных мусульманских поэтов и писателей.
Даже Коран, являющийся сугубо религиозным текстом, международной культурной организацией ЮНЕСКО признан самым поэтичным религиозным произведением всех времен и народов!
Текст Корана не читается, а "поется", так как написан он особым стилем ― рифмованной прозой. Может поэтому, будучи переведенным с певучего арабского на другие языки, он утрачивает большую часть своего поэтического очарования? Правда, сами мусульмане объясняют это иначе ― якобы Аллах создал Коран на арабском языке ― языке Бога, а значит, любой перевод не может считаться священным!
Язык Корана оказал значительное влияние на формирование литературного арабского языка.
Традиции светской литературы были особенно сильны на Ближнем Востоке ― в Иране (Персии) и близких к нему странах, где доминировали три литературных языка: арабский, персидский, а с XIII в. ― турецкий. Главным достоинством арабской литературы считалось красноречие, персидской ― идейное содержание, а турецкой ― правдивость и искренность чувств.
На литературу Арабского Востока большое влияние оказала индийская литература в персидской обработке. А вот античное литературное наследие, в отличие от науки и философии, не было воспринято арабами.
Ярчайшим образцом мусульманской литературы по праву считается лирическая поэзия. Вырваться из строгой регламентации ислама человек мог только в своем восхищении красотой, в чувственных переживаниях, любви. Суровые условия жизни в пустыне приучили арабов, а за ними следом и всех мусульман, ценить красоту во всех ее проявлениях, любоваться цветком, драгоценным камнем, грацией лошадей. На вершине же этого культа ― женская красота. Не потому ли мусульмане так трепетно оберегают красоту своих женщин от посторонних глаз (этому служит и социальная изоляция женщин, и традиции в одежде) и, в то же время, так любят украшения, еще больше подчеркивающие эту красоту?! Что же, как не поэтическая форма позволяет максимально красочно выразить свое восторженное отношение к красоте, воспеть тонкость чувств?!
В арабо-мусульманской литературе любовь воспринимается как вершина чувств, приносящая блаженство любящим, и в то же время, любовь ― роковое чувство, нередко несчастное и трагическое. Диапазон любовных переживаний в восточной поэзии необычайно широк ― от чистого целомудренного восхищения до откровенного эротизма и чувственности.
Весомый вклад в сокровищницу мировой литературы внесли иранские поэты Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный "Хорасанским соловьем"; Фирдоуси (Х-ХI вв.), снискавший себе славу изумительной поэмой "Шах-Намэ"; Низами (ХII-ХIII вв.), автор знаменитой "Пятерицы" (пяти поэм).
Важное место в литературе, в том числе, поэтической, занимают вечные философские вопросы, тревожащие беспокойный человеческий ум.
Таджикский поэт Омар Хайям (ХI-ХII вв.), соединивший в себе талант ученого-математика и мудрость философа, обессмертил свое имя созданием кратких, чеканных по форме четверостиший ― рубаи (одноименное название носит сборник поэзии Хайяма). Каждое четверостишие ― это законченное лирическое произведение, в четырех строчках которого поэт сумел выразить широчайшую палитру человеческих чувств и глубокие философские мысли.
Арабское музыкальное искусство всегда было тесно связано с поэзией. Даже простое чтение стихов (включая Коран) превращается в напевание текста.
Изначально традиционная арабская музыка носила преимущественно вокальный характер. Это объясняет тонкую восприимчивость арабов к пению, техническую сложность и особую пронзительность вокальной техники, от которой у многих слушателей, по их же словам, "улетала душа".
Расцвет классической арабской вокально-инструментальной музыки берет свое начало с конца VII в. Формируется музыкальная наука. Самым популярным жанром становится вокально-инструментальный ансамбль с минимальным набором музыкальных инструментов, главным образом, струнных, в котором ведущая роль принадлежала певцу.
Еще одним примером синтеза в музыкальном искусстве являются различные направления танцевальной музыки, соединившей инструментальную музыку, вокал и танец (например, ритмичный, чувственный "танец живота").
Средневековая арабская музыка оказала сильное воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на конструкцию ряда европейских музыкальных инструментов.
5. В мусульманской культуре отношение к Изобразительному
искусству радикальным образом отличается от других культур средневекового типа.
Каноны ислама запрещают изображать Бога и живых существ. В этом мусульмане наследовали традицию иудеев, одна из заповедей которых гласит: "Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе наверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…" Библ. Исх., 20. Поэтому такие ведущие виды изобразительного искусства, как живопись и скульптура, в арабо-мусульманской куль-туре развития не получили.
Исключением является персидская миниатюра, посвященная, в основном, таким темам, как женская красота, лошади, бытовые и батальные сцены. Одно из направлений живописно-графической миниатюры ― книжная миниатюра, благодаря которой мусульманские книги, созданные вручную в период Средневековья, представляют собой настоящие произведения искусства.
Как бы компенсируя запреты, мусульманские художники достигли небывалого мастерства в орнаменталистике ― разнообразнейших, как по сложности и витиеватости узоров растительного или геометрического характера, так и по технике исполнения орнаментов. Поэтому скульптура и живопись носят в исламской культуре чисто декоративный характер, являясь дополнением и орнаментальным украшением архитектуры и предметов быта.
В области декоративно-прикладного искусства арабо-мусульманский мир достиг высочайших вершин. Изумительные образцы ювелирных украшений, посуды, мебели, тканей, оружия обеспечили славу исламскому Востоку как краю изысканной красоты и роскоши.
Орнаментальное искусство теснейшим образом связано с каллиграфией греч. искусство писать четким красивым почерком. Каллиграфическое письмо применялось во всех сферах духовной культуры: религиозных, философских и научных текстах, поэзии, декоративном оформлении архитектурных сооружений. Искусство каллиграфии занимало почетное место среди других видов изобразительного искусства, превратившись в одну из форм орнаменталистики. Обозначить Бога можно было с помощью букв и символов, а фрагменты священного текста Корана на арабском языке, выполненные в одной из каллиграфических техник, искусно вплетенные в орнамент, служили украшением книг, стен и куполов мечетей.
В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический ― гирих и растительный ― ислими. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга. Любой гирих выверен математически, создается с помощью циркуля и линейки.
Д аже в Европе, с ее богатыми художественными традициями, мусульманская орнаменталистика, которой европейцы дали название "арабески", неизменно вызывала восхищение своей изысканностью и филигранностью исполнения.
В системе изобразительных искусств средневековой исламской культуры ведущая роль принадлежит архитектуре.
Типы архитектурных сооружений в мусульманском мире отличались разнообразием: мечети, дворцы, медресе, мавзолеи ― тюрбе, погребальные сооружения, увенчанные куполом, караван-сараи (огромные постоялые дворы). В отличие от средневековой Европы, где абсолютным приоритетом пользовалась культовая (религиозного назначения) архитектура, в мусульманской культуре светская архитектура отличалась не меньшей пышностью и нарядностью, чем культовая.
В VII в. сложился специфический тип колонной арабской мечети. Во многом, на конструктивное решение мечети повлияла конструкция православного византийского храма (купола, колонны, арки). Однако, в отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей поток верующих от входа к алтарю. Наоборот, войдя в зал через один из входов (без обозначения главного входа), нужно было остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды колонн.
Михраб ― богато украшенная ниша, заменяющая в мечети алтарь, могла располагаться в любой из стен, так как в извилистых кварталах мусульманского города далеко не всегда удавалось сориентировать здание мечети в нужном положении. Главное условие ― михраб должен быть обращенным к Мекке.
Кстати, немало христианских храмов на завоеванных мусульманами территориях были превращены в мечети с минимальными переделками: кресты заменялись полумесяцем, лики святых ― орнаментами. Так, знаменитый тринадцатикупольный собор св. Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) известен сегодня как мечеть Айя-София.
Внешне средневековая мечеть напоминает крепость, окруженную высокими стенами. Стремление к замкнутости архитектурного пространства вообще характерно для мусульманской средневековой архитектуры, как бы воздвигавшей преграду между внутренним пространством и окружающим миром. Это в равной мере справедливо и для мечетей, и для светских сооружений ― дворцов, караван-сараев, окруженных глухими стенами. Тем самым, смысл здания, его индивидуальность, убранство, вытекающие из его назначения, сосредотачивались внутри.
Архитектурные детали даже в гигантских по размерам зданиях отличались утонченностью, изяществом. Богато декорированные резьбой, инкрустацией, орнаментальной мозаикой и позолотой стены и колонны создавали эффект легкости, воздушности.
Типично мусульманское архитектурное сооружение ― минарет ― высокая башня, возводившаяся рядом с мечетью, с которой служитель муэдзин пять раз в день созывает правоверных на молитву. Устремленные ввысь минареты (числом от 1 до 4) символически связывают земной мир с небом.
Особо следует сказать о главной духовной святыне ислама ― храме Кааба в Мекке.
Нередко мечети ошибочно называют храмами. Единственным в исламском мире храмом считается Кааба араб. куб ― сооружение почти кубической формы высотой 15 м, возведенное, согласно легенде, задолго до возникновения ислама праотцом арабского и еврейского народов Ибрахимом (евр. Авраамом) в память о чудесном спасении его сына исмаила (евр. Исаака) во время жертвоприношения. Храм воздвигнут на месте первого в истории человечества святилища, сооруженного Адамом. Стоит храм посреди огромного внутреннего двора мечети Аль-Масджид-аль-Харам (Запретная Мечеть), вмещающей несколько сотен тысяч верующих, а во время хаджа ― до полутора миллионов паломников. Все это сооружение считается культовым центром мусульманского мира. К Каабе обращают свой взор правоверные во время молитвы, в какой бы стороне света они не находились.
Подводя итог, можно констатировать, что самобытная и богатая мусульманская культура на протяжении без малого полутора тысяч лет является своеобразным промежуточным звеном между Западом и Востоком, одновременно и разделяя, и связывая два мира. И хотя эпоха Средневековья давно канула в лету, попав на улицы многих мусульманских городов и селений, словно окунаешься в застывшую во времени средневековую действительность, неспешную и традиционную, в которой, тем не менее, ощущается кипучая пульсация жизни.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской