IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
В преддверии новой эпохи ― Европа на рубеже XIX-ХХ столетий.
Модерн ― последний "большой" стиль европейской культуры.
Искусство символизма и "Серебряный век" русской культуры.
"Наследники" импрессионистов.
Рождение кинематографа.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: символизм, "Золотой" и "Серебряный век" русской культуры, постимпрессионизм, экспрессионизм, эклектика, модерн, панэстетизм, кино, дизайн, конструктивизм.
1. Вторая половина бурного противоречивого XIX столетия ознаменована столь стремительными и значительными изменениями во всех сферах жизни, что мир становился иным буквально на глазах. Особенно напряженной социальная, политическая и культурная ситуация в Европе стала в конце XIX - первые два десятилетия ХХ века. По сути, только по прошествии этого времени можно говорить о начале нового этапа (типа) мировой культуры ― Новейшей культуры.
Чем же характеризуется этот последний этап культуры Нового Времени?
Качественное изменение производственной деятельности и возросшие потребности общества стимулировали дальнейшее развитие науки, техники и технологий, образования;
новые технические изобретения ― электричество, средства связи (телеграф, телефон), железная дорога, паровой двигатель, автомобиль, радио, фотография и пр. ― стали причиной существенной перестройки предметного мира, появления новых потребностей и ценностей, дальнейшего нарастания темпа жизни; новые средства передвижения и коммуникаций значительно изменили представление о пространстве и времени, сделали мир более доступным и единым;
это время отмечено сближением культур: Всемирные выставки в Париже, "Русские сезоны" в Европе, научные контакты и т.п.;
достижения в области техники и технологий способствовали появлению новых сфер культуры и видов искусства, а также новых направлений в искусстве: промышленный (индустриальный) дизайн, художественная фотография, кино, конструктивизм в архитектуре и пр.;
капиталистические отношения входят в свою высшую фазу ― господства крупных монополий и возрастания роли государства в управлении социально-экономическими процессами, что привело к существенному ограничению свобод ― экономической, политической, социальной (наверное, этим в большой мере объясняется неудержимое стремление к свободе творчества и самовыражения, присущее этой переходной эпохе);
следствием всех этих перемен в культуре стали: кризис гуманизма; изменение взгляда на цивилизацию, которая впервые начинает рассматриваться как нечто враждебное культуре; нарастание социальных и межгосударственных противоречий, что в конце концов привело к Первой мировой войне и активизации революционных движений в разных странах.
Специфика исторической ситуации на рубеже XIX и ХХ столетий снова, как никогда остро, поставила старый, как мир, вопрос: "Каковы место и роль человека в этом мире?".
2. Значительные сдвиги, произошедшие в эту эпоху в социальной и политической жизни, науке, технике, философии, оказали огромное влияние на развитие художественной культуры Западной Европы. Отталкиваясь от реализма и романтизма, господствовавших на протяжении всего XIX столетия, возникают все новые и новые художественно-эстетические течения.
Повышенный интерес к истории и культуре прошлого, характерный для второй половины XIX столетия, нашел свое воплощение в архитектуре и градостроительстве утверждением историзма или эклектики.
эклектика [от греч. eklektikos ― выбирающий] ― художественный метод, отличающийся отсутствием стилевого единства, заимствованием и комбинированием элементов художественных стилей предыдущих эпох. Отсюда его другое название ― историзм.
От таланта архитектора зависело, сумеет ли он создать единый гармоничный ансамбль, или его творение станет случайным, формальным сочетанием разнородных по стилю, порой несовместимых элементов, что вовсе не редкость для эклектизма.
Но уже к концу столетия в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в противовес эклектике формируется новый стиль ― модерн [фр. современный], для которого характерны создание подчеркнуто необычных, порой фантастических декора-тивных форм; в архитектуре ― отказ от прямых углов и линий в пользу текучих изогнутых линий, свободная планировка и использование новых строительных и отделочных материалов. Часто художники модерна брали за основу своих орнаментов и декоративных элементов вьющиеся растения, уподобляя рукотворную форму природной и наоборот.
В разных странах этот стиль называется по-разному: во Франции ― Ар-нуво [фр. art nouveau ― новое искусство], в США ― тиффани (по имени художника и дизайнера Л.К.Тиффани), в Германии ― югенд-стиль [нем. молодой стиль ― по названию основанного в 1896 г. иллюстрированного журнала "Die Jugend"], в Австрии ― сецессион [от лат. secession ― отделение, уход], в Англии ― модерн стайл [англ. современный стиль], в Италии ― стиль либерти [итал. свободный].
Отличительной чертой модерна является панэстетизм [греч. pan ― все + эстетизм, красота] ― стремление эстетизировать все сферы жизни и деятельности человека.
Какие бы формы не обретал модерн, он всегда тяготел к классике, как эстетическому эталону, и стал последним всеобъемлющим стилем, в котором все предметы, окружавшие человека, составляли целостное эстетическое пространство.
Большое внимание уделялось как внешнему виду зданий, так и тщательно проработанному интерьеру, все конструк-тивные элементы которого (лестницы, двери, колонны, балконы) художественно оформлялись. Вместе с мебелью, произведениями искусства (скульптурами, картинами, графикой) и декоративными элементами (панно, витражами, светильниками) они создавали единое ансамблевое звучание.
Неслучайно этот период отмечен повышенным интересом к прикладным искусствам ― керамике, художественной ковке, фарфору, книжной и журнальной графике, особое развитие получило искусство театральных афиш и плакатов.
Едва ли какой-либо другой архитектор в мире может похвастаться такой популярностью и блистательными результатами, как гениальный испанский архитектор Антонио Гауди. причудливая фантазия самого яркого и самобытного представителя модерна создала неповторимые архитектурные сооружения и ансамбли, ставшие главными достопримечательностями Барселоны: церковь Саграда Фамилия (Святого Семейства), Дом Бальо (Дом костей), парк Гуэля. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи в нашей стране мало известно. А между тем, оно стало буквально символом живописи модерна. Великолепные картины этого художника, плакаты, театральные афиши, произведения декоративно прикладного искусства восхищают богатством фантазии, изысканностью образов и изяществом форм, тонкостью чувств.
Русский модерн ― олицетворение "Серебряного века" (речь о нем еще впереди) ― представлен творчеством известных архитекторов Ф.Шехтеля и Ф.Лидваля, художников А.Бенуа, М.Врубеля, Н. Рериха.
После угасания последнего в истории культуры "большого" стиля новые направления в искусстве XX в. будут активно искать еще неизвестные формы в художественном отражении мира. Как в огромном калейдоскопе будут они стремительно появляться и исчезать, иллюстрируя стремительный бег истории Новейшего Времени.
3. На рубеже XIX-ХХ вв. еще одним ведущим направлением в европейском искусстве становится символизм, очень близкий эстетике модерна. В определенной мере можно утверждать, что символизм ― это дух данной эпохи, а модерн ― его форма.
Традиционной для Нового Времени идее познания мира символисты противопоставили идею создания в процессе творчества иного ― гармоничного мира "скрытой реальности". Творчество в понимании символистов — это подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. От художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека, недосказанности, утаенности смысла. А передать созерцаемые тайные смыслы возможно лишь с помощью символов.
Принципиальное отличие символа от художественного образа ― его многозначность. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений ― подчас противоположных, разнонаправленных Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. По словам русского символиста Ф.Сологуба: "Символ ― окно в бесконечность".
Основной стихией символистского мышления стала лирическая поэзия. Метафоричный, аллегорический стихотворный язык оказался идеальным средством для отображения своего мироощущения. Идеями символизма проникнуто творчество поэтов П.Верлена и А.Рембо (Франция); Г.Гофмансталя (Австрия).
Поэзия Поля Верлена поражала музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. В своем стихотворении "Поэтическое искусство" поэт определил музыкальность как основную примету подлинного поэтического творчества. В его представлении, поэзия, как и музыка, стремится к мистическому, невербальному (бессловесному) воспроизведению реальности. Верлен создал цикл стихотворений под названием "Песни без слов".
символизм в прозе и драматургии представлен фигурами крупнейшего бельгийского драматурга, поэта, эссеиста Мориса Метерлинка (пьесы "Синяя птица", "Чудо Святого Антония"), норвежского писателя и драматурга Генриха Ибсена (пьесы "Пер Гюнт", "Кукольный дом"). В английской литературе эпатировал буржуазную публику парадоксальными, порой фантастическими и сказочными сюжетами Оскар Уайльд ("Портрет Дориана Грея"). В их произведениях сплелись воедино реальное и абстрактное, конкретное и чувственный образ ― символ невидимого мира.
В творчестве символистов проявилось трагическое предчувствие грядущих социальных катастроф, недоверие к многовековым культурным и духовным ценностям и традициям, мистицизм.
Пронизанный тревогой и мистическими образами, символизм нашел свое отражение не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна не просто фиксировать предметы видимого мира, а воссоздавать мысли и идеи, жизнь души, полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Изображая реальные события и реальных людей, они подавали их в метафоричной, наводящей на размышления манере.
Произведения таких блестящих художников-символистов, как Гюстав Моро (Франция), Густав Климт (Австрия), Микалоюс Чюрленис (Литва), написанные ими на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и изысканной роскоши, и прекрасно вписываются в эстетический мир модерна.
На смену XIX столетию шел новый век. Предчувствие перемен в социальной и художественной жизни России на рубеже веков, особо остро ощущалось деятелями искусства, тяготеющими к символизму. Еще впереди ― первая мировая война, катаклизмы трех русских революций, но ощущение изжитости старых ценностей и идеалов уже витало в воздухе.
Общепризнанными предтечами русского символизма в ПОЭЗИИ считаются Ф.Тютчев и А.Фет. Известная строка из стихотворения Тютчева "Silentium" (Молчание) ― "Мысль изреченная есть ложь" ― стала лозунгом русских символистов.
Творчество поэтов-символистов легло в основу короткой, но яркой эпохи, получившей поэтическое название "Серебряный век" и ставшей продолжением "Золотого века" русской культуры. Длилась эта эпоха без малого три десятилетия, начиная с 1890-х годов.
В 1894 г. вышел альманах Валерия Брюсова "Российские символисты". "Все в жизни ― лишь средство для ярко-певучих стихов", ― формулировал Брюсов принцип самоуглубленной, возвышающейся над простым земным существованием поэзии. Жизнь ― лишь "материал", медленный и вялый процесс существования, который поэт-символист должен претворить в "трепет без конца". Брюсов стал мэтром, возглавившим новое движение.
Ярчайшие представители "Серебряного века" ― поэты Александр Блок, со сборника которого "Стихи о прекрасной даме" начинается история символизма, Иван Бунин, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам.
Изобразительное искусство "Серебряного века" также испытало серьезное влияние символизма. Среди российских художников-символистов ― Михаил Врубель, Николай Рерих, Виктор Борисов- Мусатов, мастера творческих объединений "Мир искусства" и "Голубая роза" (голубой цвет ― цвет неба, воды, бесконечного пространства, олицетворение поэтической мечты, тоски и надежды).
Поэтический трепетный мир символизма нашел свое воплощение на сцене Театра, в котором литература, живопись, музыка и игра актеров сплелись в замысловатый узор.
В период 1905-1917 гг. русским театральным режиссером и актером Всеволодом Мейерхольдом были поставлены ряд блестящих символистских драматических и оперных спектаклей: знаменитый "Балаганчик Блока", "Тристан и Изольда" Р.Вагнера, "Дон Жуан" Ж.Б.Мольера, "Маскарад" М.Лермонтова и др.
Один из организаторов объединения "Мир искусства", русский меценат Сергей Дягилев, увлекавшийся поэзией, музыкой, писавший статьи об искусстве, сыграл неоценимую роль не только в поддержке изобразительного искусства, но и в популяризации русской культуры в Европе. В 1908 г. он привез в Париж оперу Мусоргского "Борис Годунов", а потом неожиданно для всех занялся организацией знаменитых Русских Балетных Сезонов в Париже.
За период 1907-1922 гг. С.Дягилев организовал семьдесят спектаклей, потрясших парижан: "Весна священная" и "Петрушка" И.Стравинского, "Призрак розы" М.Вебера и др. Ему удалось "познакомить французов с Россией через живопись наших художников, ритм наших композиторов, пластическую грацию нашего народа и образы, созданные воображением наших хореографов", — писал художник-мирискусник Александр Бенуа.
Эстетическая программа "Мира искусства" стала душой и плотью этих постановок. Прославленные художники А.Бенуа, Л.Бакст, Н.Рерих работали над оформлением сцены и эскизами сценических костюмов. Это был триумфальный гармоничный синтез искусств! Живописная основа определяла образ спектакля, даже танцующий актер порой воспринимался как составляющая часть великолепных движущихся декораций. Не случайно именно художнику А.Бенуа принадлежала идея сенсационного эротического балета "Шехеразада" на музыку симфонической поэмы Римского-Корсакова.
Неудержимая фантазия, пленительная музыка, буйство красок декораций Леона Бакста, потрясающая хореография на грани натуралистической пантомимы в постановке знаменитого танцовщика Михаила Фокина, и, наконец, волшебство танца гениального танцовщика Вацлава Нижинского ― действие было настолько захватывающим, настолько овладевало эмоциями зрителей, что успех "Шехеразады" в Париже был ошеломляющим.
Однако уже после революции 1917 г. официальной идеологией в новом советском государстве стал общественный оптимизм и пафос созидания, а это коренным образом противоречило всей направленности русского символизма, короткая, но яркая эпоха которого приближалась к своему закату.
4. Говоря о европейском искусстве на рубеже XIX-ХХ вв. нельзя не отметить еще одно направление, оказавшее решающее влияние на все искусство ХХ века. Речь идет о постимпрессионизме [от лат. post – после + импрессионизм], в котором получили свое развитие основные черты и доминирующие мотивы импрессионизма.
Приверженцев этого направления, многие из которых в прошлом примыкали к импрессионизму, со временем перестало устраивать отражение лишь сиюминутного и случайного. Они пытались объединить в своих картинах вечное и преходящее, человека и природный ландшафт, импрессионистские вибрации, чистоту и звучность цвета с классическим построением и выверенностью композиции. Один из представителей нового течения П.Синьяк в своей работе "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму" подчеркивал, что они ищут "духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились".
Стремясь достичь наибольшей силы света, колорита и гармонии, постимпрессионисты пришли к новой технике, раскладывая цвета на составляющие, дробя изображение на цветные точки и штрихи, поэтому вблизи оно воспринимается пятнистым, как бы "рваным".
Художники-постимпрессионисты Жорж Сёра, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген вписали яркую страницу в историю мировой живописи.
Эстафету постимпрессионизма принял Экспрессионизм [от фр. expression ― выразительность]. "Движение от импрессионизма к экспрессионизму, ― пишет в книге "Германский экспрессионизм: культура и живопись" немецкий философ-искусствовед Э.Зюдов, ― есть логическое продолжение крайнего индивидуалистического жизнеприятия".
Экспрессионизм ― это протест и против внешних летучих впечатлений импрессионизма, и против натурализма, и против эстетизма модерна; против духовного тупика и застоя довоенной и военной Европы, против холодного рационализма науки и механизации жизни...
Экспрессионизм утверждает идею прямого эмоционального воздействия, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли. Таким образом, принцип выражения чувств преобладает над изображением.
Сформировавшийся преимущественно на немецкой и австрийской почве в форме чисто художественного течения, экспрессионизм получил распространение и в других странах Европы, став наиболее влиятельным художественным течением начала XX века.
В Германии к концу войны это направление приняло форму культурной системы, со своим особым всеохватывающим мировоззрением. Появился экспрессионизм музыкальный, литературный, даже философский. Никогда еще история искусств не знала такого стремительного признания, такого быстрого торжества, какое выпало на долю экспрессионистских новаторов!
Наиболее заметные представители экспрессионизма: в живописи ― Эдвард Мунк, Амедео Модильяни, Жорж Руо, в литературе ― Франц Кафка, с его новеллами и романами, пронизанными абсурдом и страхом перед внешним миром, в музыке ― Густав Малер ("Песни об умерших детях").
Постимпрессионизм и экспрессионизм, как течения просуществовали недолго, но они стали основой модернизма, во многом предопределив все многообразие художественных течений и направлений ХХ века.
5. В октябре 1895 г., в "Гранд кафе" на Бульваре Капуцинов в Париже прошел первый кинопоказ братьев Люмьер. То, что было придумано, как новомодное развлечение ― аттракцион, способный привлекать многочисленных зрителей и приносить существенную прибыль, оказалось рождением нового вида искусства ― кино или Кинемато́графа [от греч. κινημα ― движение + γραφω ― писать, изображать].
После изобретения фотографии инженерная мысль во второй половине XIX в. сосредоточилась на решении задачи оживления фотографического изображения. Конструкторы многих стран работали над созданием аппаратов, позволяющих получить движущиеся снимки людей, животных, предметов. Параллельно со съемочной камерой был создан проекционный аппарат, воспроизводящий движущееся изображение на белом полотне экрана.
По сути, братья Люмьер положили начало документальному кино. Они снимали на пленку короткие (по 40-50 секунд) репортажи о будничной жизни: "Выход рабочих с фабрики", "Завтрак младенца", "Игра в покер" и т.п.
Ошеломляющий эффект произвел ролик "Прибытие поезда на станцию Ля Сиота". Крошечная пульсирующая точка в глубине экрана стремительно разрасталась до размеров локомотива, неотвратимо надвигающегося на публику, которая впадала в панику из-за ощущения неминуемой катастрофы. Ко всеобщему облегчению поезд останавливался.
Это был триумф!
Язык кино не нуждался в переводе, делая движущиеся картинки универсальным и самым демократичным способом получения информации, развлечения и вдохновения для людей самых разных культур, возрастов и сословий.
Спустя всего десяток лет началась эра игрового или художественного кино, в котором сюжетная основа (со временем ― литературный сценарий) сочеталась с режиссерской постановкой сцен и актерской игрой. Таким образом, кино стало следующим после театра масштабным синтетическим видом искусства.
И сегодня, в век компьютеров и немыслимых спецэффектов, главным художественным средством кино остается актерская игра, заставляющая нас смеяться и плакать, переживая то, что еще древние греки определили, как главную цель искусства ― катарсис ― очищение души, возвышающее и воспитывающее человека.
Великие актеры периода становления кино ― Мэри Пикфорд и Рудольф Валентино (Голливуд), в России, а затем СССР ― Вера Холодная. Спустя столетие нас не перестают восхищать черно-белые немые фильмы гениального комедийного английского актера Чарльза Спенсера Чаплина.
Чарли Чаплин ― человек-легенда, целая эпоха в кинематографе (начиная с его первого фильма в 1913 г. и до последнего в 1967 г.), впечатляющий не только своей гениальной игрой (особо выразительной, учитывая отсутствие живого слова!), но и талантом режиссера, сценариста и композитора. Его фильмы "Малыш", "Золотая лихорадка", "Огни большого города" и др. ― поистине бессмертные шедевры, а созданный им образ бродяжки Чарли, смешного и трогательного, жуликовато-предприимчивого и кристально чистого одновременно, ― самый знаменитый образ мирового кино!
Кинематограф продолжал совершенствоваться. Технические возможности его возрастали. В 1927 г. началась эра звукового кино. Потом кино обрело цвет. А сегодня, со всеми мыслимыми и немыслимыми спецэффектами, фантазия его создателей практически не имеет границ.
Но это уже другая эпоха ― Новейшая культура, в которой кино станет если не важнейшим из искусств, то уж самым популярным точно.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской