IV.1. Культура эпохи Возрождения
Концепции Возрождения и его историко-культурная периодизация.
Основные черты культуры Возрождения.
Гуманизм как идеология Возрождения. Литература Ренессанса.
Художественная культура Возрождения.
Возрождение и Реформация.
Основные понятия: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, "титаны Возрождения", маньеризм, Реформация.
1. Понятие "Возрождение" впервые появилось в ХVI в. у Джорджо Вазари, итальянского архитектора и историка искусств в его книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".
Понятие "Возрождение" или Ренессанс [фр.] возникло поначалу как характеристика эпохи обновления итальянской культуры, подъема в литературе, искусстве, науке после долгого упадка культуры Средневековья (согласно распространенной тогда точке зрения на "темные" Средние Века как период беспросветного варварства и невежества).
Образцом, идеалом для деятелей Возрождения служила греко-римская культура Античности.
В современной науке существует несколько концепций Возрождения:
с традиционной точки зрения Возрождение трактуется как явление исключительно итальянское, уникальное и непревзойденное во времени и пространстве;
согласно другой концепции, Возрождению присущи определенные закономерности, которые распространяются на всю западно-европейскую культуру;
наконец, третья концепция рассматривает Возрождение как универсальное явление, присущее разным народам в разные времена. В соответствии с этим подходом говорят о "северном", "украинском", "бухарском", "армянском" и др. возрождениях.
Однако все исследователи сходятся в том, что Возрождение было, прежде всего, явлением итальянским.
Именно итальянское Возрождение стало классическим проявлением революции в культуре периода зарождения и развития раннебуржуазных отношений.
Становление культуры Возрождения в Италии связано со многими обстоятельствами ее экономической и политической жизни. Благодаря исключительно выгодному географическому положению, итальянские города стали центрами общеевропейской торговли с Востоком, которая велась через Средиземное море. Развитие торговли сопровождалась развитием ремесел и зарождением новых капиталистических отношений. Это, в свою очередь, обусловило политические новшества ― уже в ХII в. кое-где в Италии установились республиканские формы правления.
Наиболее благоприятные условия для развития новой культуры сложились в ХIV в. во Флоренции. Демократизм, царивший в этом независимом городе-государстве, способствовал свободному творчеству, общению деятелей культуры с народом. Большинство крупнейших писателей и художников Возрождения были флорентийцами.
Несмотря на различия в развитии культуры отдельных областей Италии, можно наметить основные этапы развития итальянского Возрождения:
Проторенессанс (Предвозрождение) ― кон. ХIII - нач. ХIV вв.;
Раннее Возрождение ― кон. ХIV - нач. ХV вв.;
Высокое Возрождение ― кон. ХV - нач. ХVI вв.;
Позднее Возрождение ― кон. ХVI в.
Если же подходить к Возрождению как к общеевропейскому явлению, то хронологические рамки его в разных странах не совпадают. В силу исторических причин Возрождение в северных странах запаздывает по сравнению с итальянским на 100 и более лет.
2. Важнейшими чертами культуры Возрождения, отличающими эту уникальную эпоху от других культурно-исторических этапов и дающими основание выделить ее в самостоятельный и самоценный культурно-исторический тип, являются следующие ее особенности:
данная эпоха во многом была порождена трансформацией феодальных общественных отношений в капиталистические, способствовавшие формированию в человеке новых качеств ― большей внутренней свободы, предприимчивости, активности. Не случайно во Флоренции, первом городе-республике, в котором зазвучали идеи Ренессанса, шла ожесточенная борьба за власть между правящим кланом родовой аристократии Альбицци и представителями зарождающегося класса буржуазии банкирским кланом Медичи, окончившаяся победой Медичи;
интенсивное развитие городской культуры ― новые социальные отношения проявлялись в городском самоуправлении, большей активности горожан в жизни города, в том числе, его художественном оформлении (наряду с церковью и аристократией заказчиком все чаще выступают городские советы, цеховые объединения), нарастают различия между городским и сельским укладом жизни, городской и сельской культурами;
неуклонное снижение роли церкви в жизни общества. И хотя позиции церкви еще весьма крепки (в немалой степени этому способствовала деятельность Святой инквизиции, созданной в ХIII в. для борьбы с любыми проявлениями инакомыслия и свободолюбия), и еще далеко до секуляризации (обмирщения), присущего Новому Времени, меняется сознание человека;
пробуждение интереса к науке, особенно тем ее областям, которые в Средние Века подавлялись церковью: анатомии, астрономии, физике и пр. изменение научной картины мира ― господствовавшая на протяжении тысячелетий геоцентрическая модель мироздания, согласно которой Земля представлялась центром мира, сменилась гелиоцентрической (представлением о том, что в центре планетарной системы находится Солнце, а Земля ― лишь одна из периферических планет);
само название эпохи отражает центральную идею Ренессанса ― возрождение традиций античности, философско-мировоззренческих, этических и эстетических представлений и идеалов, ставших для деятелей этой эпохи эталоном, неисчерпаемым источником идей и новаторских решений;
утверждение принципов гуманизма [от лат. humanus ― человечный] ― интереса к человеку и уважения к его достоинству. На смену средневековому теоцентризму приходит ренессансный антропоцентризм, опиравшийся на античные представления о том, что "человек есть мера всех вещей";
беспрекословное подчинение личности феодальным и церковным авторитетам сменяется принципом свободного развития индивидуальности;
утверждение идеала человека-творца, в противовес средневековому представлению о том, что единственным истинным Творцом является Бог;
формирование принципиально новых подходов и приемов в искусстве ― большая реалистичность, эстетизм, интерес не только к духовному миру человека, как это было свойственно культуре средневековья, но и к телесной красоте, личности как таковой (отсюда ― популяризация портретного жанра, обнаженной натуры);
усиление интереса к светской культуре и искусству, при сохранении ведущей роли культового искусства ― выдающиеся мастера Возрождения продолжают работать по заказу Церкви, но все чаще обращаются к сюжетам античной мифологии,
географические открытия расширили культурное пространство, способствовали культурному обмену и взаимному обогащению культур.
3. В науке существует "формула", выдвинутая французским историком Жюлем Мишле (ХIХ в.), которая гласит: Возрождение ― это эпоха открытия мира природы и человека.
Непререкаемое в Средние Века главенство богословия над наукой было поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая свой интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами.
Термин "гуманизм" ― производный от восходящего к Цицерону латинского выражения "studia humanitatis", означающего изучение всего, что связано с природой человека, его духовным миром. Термин этот отражает антропоцентризм культуры Ренессанса, возрождавшей отношение к действительности и человеку, свойственное, в свое время, античности. Поэтому творчество первых гуманистов начинается с освоения всего богатейшего наследия античной культуры, особо выделяя грамматику, риторику, поэтику, историю, этику, искусство древних.
Проявление гуманистических идей в ФИЛОСОФИИ и ЛИТЕРАТУРЕ Ренессанса делало философов поэтами, а поэтов и писателей ― философами.
Впервые принцип гуманизма проявился в конце ХIII в. в произведениях великого Данте Алигьери "последнего поэта средневековья и вместе с тем первого поэта нового времени" (Ф.Энгельс). Вершиной его творчества стала поэма "Божественная комедия". Не отвергая основные догматы христианства, Данте, тем не менее, не усматривает никакого противоречия между природным и божественным. По его мнению, смертная человеческая природа должна полностью раскрыться в своем земном существовании.
Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знаменем ренессансной культуры, связано, прежде всего, с именем Франческа Петрарки, снискавшим у современников славу великого поэта, автора бессмертных стихов, посвященных Лауре. В возрасте 37 лет он был увенчан в Риме лавровым венком и удостоен звания "короля поэтов".
Уже ближайшие преемники оценили в нем также глубокого мыслителя, философа. Он ― первый ярый собиратель и толкователь произведений античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля, Цицерона, Вергилия.
Важнейшим его шагом был вызов схоластике (средневековой религиозной философии, со временем выродившейся в отличающееся формализмом и оторванное от жизни бесплодное умствование), которой он противопоставляет конкретное научное знание, опирающееся на жизненный опыт. Все его творческое наследие трактаты, письма, лирика неоспоримо свидетельствуют о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека и его земного бытия. Луначарский писал о Петрарке: "Он был первым, осознавшим себя человеком нового времени, первой ярко выраженной личностью, первым цветком индивидуализма".
Поднятое Петраркой знамя гуманизма было подхвачено его многочисленными сторонниками, в том числе, его другом и страстным почитателем Джованни Боккаччо. В его сатирическом сборнике новелл "Декамерон" мы находим не только ироническое высмеивание пороков и недостатков человека того времени, но и зарождение мечты о совершенном гармоничном человеке и об общении таких людей друг с другом.
Под влиянием Петрарки и Боккаччо, заложивших основы гуманизма, по всей Италии создается сеть гуманистических кружков, внешним признаком единства которых становится латинский язык.
Не менее видной гуманистической фигурой был Колюччо Салютати, сочетавший занятия наукой и литературой с политической деятельностью. Общность с Петраркой в критике схоластики и обращении к античности приводит его к выводу о том, что, хотя земной мир есть царство дьявола, но задача человека не в уходе от него, а в активной борьбе с пороками и преступлениями, в борьбе и труде.
Проблема соотношения Веры, Разума и Воли активно исследуется в трактатах таких выдающихся итальянских гуманистов как Леон Батиста Альберти, Джованни Пико дела Мирандола и др.
Идеи Ренессанса, распространившись по Европе, нашли отражение в литературе других стран.
Величайшим драматургом эпохи Позднего Возрождения стал английский актер и поэт Вильям Шекспир, творивший на рубеже ХV-XVI веков, бессмертными поэтическими произведениями которого человечество не перестает восхищаться почти пять столетий. Его трагедии "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта" и др., комедии "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего" пережили сотни сценических постановок и десятки экранизаций, стали программными произведениями в системе образования.
Еще одним ярчайшим представителем ренессансной литературы является современник Шекспира, испанский писатель Мигель де Сервантес, мировую известность которому принесла пародия на средневековый рыцарский роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В нем он противопоставил благородство и мужество главного героя романа странствующего рыцаря Дона Кихота и бескорыстную преданность его оруженосца Санчо Панса, ставших нарицательными образами мировой литературы, жестокости и безнравственности современной автору действительности.
4. В сознании современного человека эпоха Возрождения связана,
в первую очередь, с небывалым взлетом изобразительного искусства, с именами "титанов Возрождения", не только создавших непревзойденные шедевры, но и утвердивших в культуре идеал человека-творца ― титанической разносторонней и многогранной личности, соперничающей с самим Богом в своем творчестве.
Таким образом, именно через искусство и художественное творчество ренессансный человек пробуждает в себе дремлющий доселе и активно подав-ляемый средневековыми представлениями о греховной и низменной природе человека потенциал, в полной мере раскрывшийся в культуре Нового времени.
Начало новой реалистической концепции в искусстве в эпоху Прото-ренессанса положил итальянский живописец Джотто ди Бондоне (1266-1337), чьи герои, являясь библейскими персонажами, уже отличаются от бестелесных образов средневекового искусства. Главным достижением Джотто было совершенно новое ощущение личности, утверждение высоких моральных принципов. Особенно ярко это проявилось в его фреске "Поцелуй Иуды".
Отцами-родоначальниками искусства Раннего Возрождения, принято считать: в живописи ― Мазаччо, в скульпторе ― Донателло и в архитектуре ― Брунеллески, которые принадлежали к флорентийской школе искусств.
На первом плане в творчестве Мазаччо ― изображение психологии человека, воплощение в традиционных религиозных сценах жизненных гуманистических идеалов.
Во фреске "Изгнание из рая" мастер сумел передать не только движение обнаженных фигур Адама и Евы, преследуемых ангелом, но и смятение, страх, охватившие их, когда они покидали Рай. Подобной трактовки религиозной темы европейская живопись еще не знала.
Творчество Донателло относится ко времени окончательного преодоления традиций средневековой готики и утверждения нового стиля. Алтарные композиции, рельефы на бронзовых дверях, гробницы, круглая пластика ― нет, пожалуй, области скульптуры, в которую Донателло не внес бы значительного вклада. Он же был первым после Античности скульптором, осмелившимся изобразить обнаженное человеческое тело, изваяв статую юноши-пастушка Давида.
Основоположником архитектурного стиля Раннего Возрождения является Филиппо Брунеллески. Построенный по его проекту, с использованием неординарных инженерных решений, купол Флорентийского собора имел большое общественное и идейно-художественное значение. Доминируя над городской застройкой, он воспринимался как "вздымающийся к небесам" монумент, воздвигнутый во славу города и торжества человеческого разума. Множество других строений, созданных Брунеллески, преобразили облик Флоренции. С его легкой руки в архитектуру вернулись забытые со времен античности формы ― арки, купола, изящные колоннады.
Трое "титанов" Раннего Возрождения были также разработчиками правил прямой перспективы, пришедшей на смену обратной перспективе (о которой шла речь в разд. III.5) и придавшей художественным произведениям реалистичность и глубину передачи пространства.
Таким образом, в период Раннего Возрождения утвердились основные черты Ренессансного стиля в искусстве.
Брошенные основоположниками Ренессанса семена принесли богатую жатву ― во второй половине ХV в. набирают силу местные школы в Северной Италии, Умбрии, Венеции.
Промежуточное положение между Ранним и Высоким Ренессансом занимало творчество Сандро Боттичелли, вдохновенно воссоздававший обра-зы античных мифов. В своих наиболее значительных живописных полотнах "Весна" и "Рождение Венеры" Боттичелли вдохновлялся не только греческой мифологией, но и произведениями современной поэзии, главной темой которой было явление прекрасной женщины ― воплощения неземной красоты.
Искусство Боттичелли оказало большое воздействие на многих живописцев, неся, в то же время, на себе отпечаток особой индивидуальной неповторимости.
От искусства предыдущего периода образы Высокого Возрождения отличаются, прежде всего, своей масштабностью. Период Высокого Возрождения длился всего около трех десятилетий ― с конца ХV в. до 30-х годов ХVI в., но по своему культурно-историческому значению, по грандиозности созданных художественных ценностей ему нет равных. Кроме того, в истории не было больше примеров появления в одно и то же время такого числа гениальных художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, Джованни Беллини...
Характерной чертой искусства в тот период является тенденция к синтезу и обобщению ― в произведениях художников главное место занимает собирательный образ идеально прекрасного гармоничного человека, совершенного физически и духовно.
Наиболее ярко и сконцентрировано все ренессансные черты проявились в творчестве величайшего "титана" Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, сама личность которого является символом мощи интеллекта и универсальности.
Искусство и наука, по его мнению, существуют неразрывно ― это две стороны всеобщего процесса познания. Как ученый, Леонардо отличался глубокими познаниями и необычайной всесторонностью. Он изучал анатомию, жизнь животных и растений, механику, астрономию, инженерию, оптику, разработал проект оросительной системы Ломбардии, исследовал явления света и звука, конструировал крепости, города, летательные и подводные аппараты, на столетия опередив время, в которое он жил.
Все свои богатейшие познания Леонардо использовал в художественном творчестве, которое он считал "универсальным способом познания мира". Он во многом усовершенствовал технику масляной живописи, особенных успехов достигнув в изображении перехода от света к тени.
Живописных произведений Леонардо да Винчи сохранилось немного. Одни остались незаконченными, другие уничтожены или повреждены, как знаменитая фреска "Тайная вечеря" в монастыре в Милане. Библейский сюжет, привлекавший художников с давних времен, он передал оригинальным способом с необычайным реализмом. Еще никогда художнику не удавалось вложить в эту сцену столько наблюдений за жизнью человеческой души, как это сделал Леонардо. Однако эксперименты с красками привели к тому, что еще при жизни мастера началось разрушение его гениального творения.
Леонардо создал прекраснейшие одухотворенные женские образы. А загадочная улыбка Джоконды (Моны Лизы) и через пятьсот лет все так же волнует миллионы зрителей.
Современник Леонардо Рафаэль Санти прожил короткую, но чрезвычайно плодотворную жизнь, оставив после себя большое число великолепных произведений и множество учеников и последователей. как и другие "титаны" Возрождения, Рафаэль обладал разносторонними талантами. Он даже принимал участие в строительстве собора Св. Петра в Риме в качестве архитектора.
Излюбленным сюжетом Рафаэля был образ Мадонны. Его кисть запе-чатлела самые одухотворенные образы Божьей Матери за всю историю христианства, за что Рафаэля называли "мастером Мадонн". Самым прославленным произведением Рафаэля является "Сикстинская мадонна", которая в своей гармонии, в своем величии жертвенности и трагичности явилась своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий художника.
шедевром монументального искусства Рафаэля считаются фрески четырех станц [лат. stanze ― комната] Ватиканского дворца. Одна из них ― "Афинская школа" ― представляет собой галерею ученых и философов Античности. Моделями для некоторых из них послужили художнику его выдающиеся современники.
Исполинская мощь творческого гения Микеланджело Буонарроти выделяет его даже среди величайших художников той эпохи. В разностороннем творчестве Микеланджело, создавшего грандиозные шедевры в области архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии ренессансный гуманистический идеал находит свое наивысшее воплощение.
Спроектированный и построенный им купол, увенчавший собор Святого Петра в Риме, являет собой уникальный образец инженерной мысли.
Знаменитая статуя Давида работы Микеланджело стала символом патриотизма и героизма граждан его родной Флоренции в условиях осады французской армией, а скульптурная композиция Пьета [лат. оплакивание] ― самым прекрасным образом Богоматери, скорбящей над телом мертвого сына.
Особо поражает грандиозный по масштабам и непревзойденный по мастерству ансамбль росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, который художник выполнил самостоятельно, без чьей-либо помощи (и это притом, что сам он считал себя не художником, а скульптором!).
Фрески, украшающие свод, наполнены сюжетами из Библии и содержат более трехсот фигур. А настенная фреска "Страшный суд" по праву считается самым убедительным изображением Божьего Суда над грешным человечеством.
Интересно, что у ног Христа Микеланджело поместил фигуру Святого Варфоломея, держащего в левой руке кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, Микеланджело придал собственные черты, запечатлев невыносимые душевные и физические муки, которые он испытал, создавая свое величайшее творение.
Трагический настрой творчества выдающихся мастеров Позднего Возрождения Тициана и Тинторетто становится понятным в свете сложной политической судьбы Италии, являвшейся в ХVI веке объектом борьбы между Францией и Испанией.
К этому времени ренессансное искусство уже вырождается в кризисное течение ― маньеризм [ит. вычурность, манерничанье], со свойственными ему религиозной экзальтацией, субъективизмом, манерной изощренностью формы.
5. В историю культуры Ренессанса Италия, несомненно, внесла вклад исключительной важности. Но культура Возрождения не осталась достоянием одной лишь Италии, сфера ее распространения охватила многие страны Европы.
Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Судьбы его лидеров тесно связаны с Реформацией ― общественно-политическим и внутри- религиозным движением за реформирование католицизма, принявшим со временем форму борьбы против католической церкви. Поэтому в их творчестве легче обнаружить следы готики, нежели античного стиля. Здесь отсутствует вера в прекрасного гармоничного человека и, наоборот, находят отражение социальные конфликты, трагичность мироощущения.
Наиболее ярко выделяется творчество Иеронима Босха, который поражает своей мистической фантазией и мрачными символами, и Питера Брейгеля Старшего, занимающих почетное место в нидерландском искусстве.
Крупнейшими мастерами Северного Возрождения были немецкие художники Альбрехт Дюрер, напряженно-экспрессивные живописные и графические работы которого пронизаны трагизмом и ожиданием глобальных перемен, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший.
С Реформацией связаны крупные перемены в жизни и идеологии католической церкви и всей христианской Европы. Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв.) и представляет собой как бы финал, завершение величайшего прогрессивного переворота из всех, когда-либо пережитых человечеством.
Начавшись еще в ХIV в. с учения английского реформатора Джона Уиклифа, движение Реформации достигло своего пика в деятельности выступившего с протестом против деятельности церкви католического священника Мартина Лютера в Германии и Жана Кальвина в Швейцарии. Результатом этой деятельности стало появление в Европе нового религиозного направления в христианстве ― протестантизма, отказавшегося от противопоставления института духовенства мирянам, упростившего религиозный культ и поставившего перед собой задачу сделать вероучение более доступным для верующих.
Несмотря на очевидные различия, а в чем-то и противоположность взглядов гуманистов и протестантов на человека и Бога, веру и разум, отметим то, что их сближает.
Во-первых, это ― бескомпромиссная, хотя и с разных позиций, критика католической церкви.
Во-вторых, и гуманизм, и Реформация способствовали появлению индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, тем самым, оказав сильнейшее воздействие на развитие всей западной цивилизации.
Закономерен вывод о том, что Возрождение и Реформация ― это две ветви (светская и религиозная) новой культуры поднимающегося раннебуржуазного общества.
Таким образом, культура Возрождения, начавшись в Италии в ХIII- ХIV веках, достигнув наивысшего расцвета в ХV веке, уже в ХVI столетии стала общеевропейским явлением. А завершилась эта эпоха Реформацией в Германии и других европейских странах, рождением общества нового типа, культура которого получит название культуры Нового Времени.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской