III.6. Западноевропейская культура средневековья
Особенности средневековой культуры в странах Западной Европы.
Христианское сознание ― основа средневекового менталитета.
Городская культура. Наука и образование в Средние Века.
Художественная культура средневековой Европы.
Основные понятия: монотеизм, звериный стиль, романский стиль, готика (готический стиль), базилика, секуляризация.
1. Тысячелетний период западноевропейского Средневековья
принято делить на три основных периода:
раннее Средневековье ― от падения Западной Римской империи в V в. до Х-ХI веков ― время становления европейских государств и национальных культур;
высокое (Классическое) Средневековье ― с Х-ХI по ХIV вв., начало которому положили Крестовые Походы;
позднее Средневековье ― ХIV-ХV вв.
Гуманисты, просветители Возрождения, ставящие во главу угла принципы равенства, справедливости, образованности, человечности [лат. humanus ― человечный], считали европейское Средневековье "темными веками" ― периодом глубокого культурного упадка, пришедшего вместе с разрушением Римской империи на смену высоким достижениям культуры Античности.
Однако именно в эту эпоху, зародившуюся в хаосе великого переселения народов, закладывались основы европейской цивилизации, так как в древние времена Европы, как культурно-исторической общности, еще не было.
Нравственное и политическое лицо современного мира, многие культурные ценности, лежащие в основе современной цивилизации, уходят корнями в "темные века". Это была эпоха со своей, не похожей ни на какую другую, системой ценностей и идеалов, оставившая значительный след в культурном развитии человечества. Проявился он в самых разных сферах ― образовании и философии, научном познании и искусстве, политике и морали.
В свете современных культурологических знаний, эпоху Средних Веков в странах Западной Европы безусловно нельзя считать упадком или даже застоем. В ней были свои взлеты и периоды стагнации, были и глубокие кризисы. В целом же культура Средневековья дала миру высочайшие образцы человеческого духа, достижения в материальной и духовной сферах.
В разделе III.1 мы приводили характерные черты средневековой культуры, нашедшие свое яркое отражение и в культуре Западноевропейского Средневековья. Поэтому главной чертой европейской культуры данной эпохи является абсолютное доминирование христианской религии во всех сферах жизнедеятельности общества.
формирование и развитие культуры государств и народов Западной Европы вдохновляла, направляла и контролировала римско-католическая Церковь. Закономерно, что в системе средневековой западноевропейской культуры приоритетной сферой было богословие или теология [от греч. theos бог + logos закон, учение, слово] ― систематизированное изложение и толкование христианского вероучения. Остальные сферы культуры призваны были служить богословию, осуществлять поставленные им идеологические, моральные, социальные и другие задачи.
2. Западноевропейское Средневековье характеризуется столкновением
двух культурных ориентаций: с одной стороны ― церковной, "ученой", официальной, с другой ― народной, карнавальной, "смеховой". Причем, в последовавших в дальнейшем культурных взлетах велика роль именно народной культуры.
Столкновение культурных ориентаций рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин, живший во власти народных верований и примитивных образов, имел только зачатки христианского мировоззрения. Но и образованный человек не был полностью свободен от языческих (так христиане называли дохристианские политеистические верования) представлений.
На фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, господствовавших в культуре того времени, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире и его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой и общечеловечески значимой проповедью любви, доступными пониманию нормами общежития ― декалогом (десятью библейскими заповедями), возвышенной романтичностью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, идеей всеобщего равенства перед лицом Высшего, чтобы хотя бы приблизительно оценить его вклад в формирование картины мира средневекового человека.
Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами.
В качестве основных черт данной модели мироздания можно выделить:
средневековый монотеизм (единобожие) ― на смену целому сонму богов Древнего Мира приходит единый Бог, представленный в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой;
теоцентризм ― специфически средневековое понимание Вселенной, где центральной фигурой был Бог. Божественная сила беспредельно могущественнее человека и довлеет над ним. Человек ― ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире, и лишь частицы этого величественного мира доступны ему через поклонение и служение Богу и искупление грехов;
в данной модели мира Бог выступает главной творческой силой, Вселенная мыслится как сотворенная и абсолютно подчиненная Богу, которому только и доступны законы природы и управление божественным Космосом, а вмешательство человека в дела божественные ― недопустимо.
В эту концепцию вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.
Социокультурная задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь "обмирщаясь", а развивать христианскую культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Иными словами, церковь должна была, развивая свою "небесную" жизнь в высших формах религиозности, спуститься в мир и, преображая его в Град Божий, жить "земной" жизнью.
Эта противоречивость была выявлена Блаженным Августином в его работе "О граде Божьем" (413 г.). В ней он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов ― Града Земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу и доведенной до презрения к себе). Эти два "града" неприметны для человеческого глаза, в земной жизни они перемешаны, переплетены. Их природа проявится только после второго прихода Спасителя.
Определяющей чертой "теории двух градов" было новое понимание истории. Античная мысль определила развитие как процесс, имеющий замкнутый циклический характер. Для Августина же история это поступательное развитие общества к моральному совершенству. Поэтому цель истории ― моральный прогресс. Важной составной частью учения Августина становится теория моральной личности.
3. Культура периода зрелого феодализма развивалась под влиянием
двух важных факторов, сформировавших ее специфические черты. Во-первых, ― развитие городов, во-вторых, ― начало крестовых походов.
Достаточно быстро формируется городская культура, со своей собственной системой ценностей.
В результате рационализации теологии возникает своеобразное светское богословие, а вместе с ним и особый тип ересей ― инакомыслие, выражающееся в отклонении от догматов религии, питающееся социальными проблемами средневекового города.
Городская жизнь способствовала возникновению и развитию школьного и университетского образования. В епископских и монастырских школах философы Боэций и Ф.Кассидор (VI в.) ввели деление "семи свободных искусств" на: тривиум ― три пути знания (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум ― четыре пути знания (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Появляются профессионалы нового типа: юристы, врачи, ученые.
В ХII-ХIII веках на базе этих школ возникли университеты. В 1200 г. во Франции был основан первый в Европе Парижский университет.
В большинстве своем университеты были основаны с санкции римской курии, и потому основным направлением их деятельности было богословское. Но ничто уже не могло остановить развитие науки. В Италии были такие известные школы, как Биологическая, Юридическая и Солернская Медицинская. В ХIII в. появились и другие университеты: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанский в Испании, Неапольский в Италии. В конце ХV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов!
Средневековая наука опиралась главным образом на абстрактное мышление и лишь в незначительной степени ― на эксперимент. Она еще не ставила перед собой прагматические цели, не вмешивалась в природный ход событий, а стремилась понять мир в процессе умозрительного созерцания.
В науке того времени выделяли четыре основных направления:
физико-космологическое, сущностью которого было учение о движении на основе натурфилософии Аристотеля. Это была совокупность физических, астрономических и математических знаний, готовивших почву для развития математической физики Нового Времени;
учение о свете ― оптика, которая в узком понимании была лишь частью общей доктрины ― "метафизики света", основанной на принципах неоплатонизма;
наука о живом ― направление, охватывавшее комплекс вопросов о душе, как источнике растительной, животной и человеческой жизни;
астролого-медицинские знания и алхимия. Своеобразие алхимии заключалось в том, что она объединяла в целостную систему научные обобщения и фантазию, рациональную логику и мифологию, эксперимент и магию, наиболее полно отражая особенности средневекового мышления.
4. Средневековая литература весьма разнообразна и по жанрам,
и по имеющимся в ней течениям и направлениям.
Всю литературу можно условно поделить на литературу, написанную на национальных языках и на латыни.
К литературе на национальных языках в первую очередь относится большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившейся у каждого европейского народа, а также некоторые исторические хроники и наиболее известные из рыцарских романов и т.п.
В XII-XIV вв. важную роль в европейской культуре играет рыцарство. Рыцари ― воины-дворяне. В разных регионах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь ― это, прежде всего, боец за веру Христову. Но рыцарь также ― верный вассал своего сюзерена (верность ― одна из наиболее ценных добродетелей эпохи), он же ― защитник слабых и обиженных, он же ― верный слуга своей Прекрасной Дамы.
Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в других регионах мира ― это чисто европейское явление. Подвиги рыцарей и их возвышенные чувства к Даме сердца прославлялись в песнях трубадуров [фр.] и миннезингеров [нем.] ― поэтов-певцов, сочинителей и исполнителей стихов, баллад и поэм. Им посвящались целые поэмы: "Песнь о Нибелунгах" и "Парсифаль" Вольфрама фон Эшенбаха, "Тристан и Изольда" Готфрида Страссбургского и др.
На латыни писали высокообразованные люди, в каком-то смысле "лю-ди церкви", ученые клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых, проповеди, "примеры", поучения, а также сочинения бого-словского характера, в числе которых особое место занимают труды мистиков.
На латыни же создавалась и поэзия вагантов ― странствующих актеров, монахов, недоучившихся студентов-школяров. Творчество их было вольнодумным, бесшабашным, далеким от аскетических идеалов Средневековья. Оно воспевало беззаботное веселье, свободную жизнь, обнажало алчность и лицемерие католического духовенства.
В истории средневекового театра выделяют два периода:
ранний ― V-XI вв., для которого характерны различного рода народ-ные праздники с элементами театрализации (зачастую связанные с языческими обрядами и потому преследуемые церковью), и литургические мистерии [греч. mysterion ― тайна, таинство] ― представления на религиозные сюжеты, патронируемые церковью;
зрелый ― XII-XIV вв., когда практически во всех странах Европы появились профессиональные актеры, кочующие с места на место и выступавшие на городских площадях. Во Франции их называли гистрионами, в Германии ― шпильманами, в Польше ― франтами, в России ― скоморохами.
Постепенно в актерской среде происходит "разделение труда" ― выделяются комики буффоны, искусство которых было близко к цирковому, и жонглеры, являвшиеся в Средние Века рассказчиками, певцами и музыкантами одновременно. Именно в их среде выделились трубадуры.
В XIV-XV вв. профессиональные театрализованные представления получают все более широкое распространение. Прежде всего, это:
миракли [от лат. miraculum ― чудо], в которых изображение сатирических бытовых картин перемежалось со сценами чудесного вмешательства святых и самого Бога;
фарсы и буффонады, имеющие светский и сатирический характер;
популярными оставались и мистерии на религиозные сюжеты. Однако, в отличие от литургической мистерии, ни миракли, ни театрали-зованные мистерии не были уже чисто церковными зрелищами. Они показывались не в церквях и даже не на церковной паперти, а на городских площадях. Заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти, но ставились мистерии под контролем церкви.
Музыка в жизни средневекового общества играла важную роль. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга.
Светская музыка была представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.
Музыка входила в число "семи свободных искусств". Центрами обучения музыке в раннем Средневековье были монастыри, а с XII в. ― соборы и университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр-Дам (Собор Парижской Богоматери) на смену прежнему унисонному пению (в один голос) приходит сложное многоголосное пение, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.
В искусстве западноевропейского Средневековья последовательно господствовали два основных стиля: романский (раннее Средневековье) и сменивший его с XII в. готический.
Под художественным стилем понимается идейно обусловленная общность образно-изобразительных приемов и черт культуры, отражающих вкусы и эстетические взгляды своей культурно-исторической эпохи и проявляющихся в разных сферах культуры ― архитектуре, и изобразительном искусстве, музыке и литературе, декоративно-прикладном искусстве и моде.
Ярко выраженным своеобразием отличались древнеегипетский, античный, византийский и пр. стили, характеризующие эпохи, рассмотренные нами выше.
Характерные черты романского стиля в архитектуре ― приземленность, тяжеловесность, незамысловатость. Крепости, замки и даже храмы оставляли впечатление величавой простоты и незыблемости.
Важной особенностью храмовой архитектуры романского стиля является то, что по сравнению с античным стилем изменилось значение интерьера (внутреннего устройства) и экстерьера (внешнего вида) храма. Ранее Античность отдавала предпочтение экстерьеру ― величественному, торжественному, масштабному, в то время, как интерьер античных храмов невыразителен, мал по объему, это ― закрытое святилище языческих богов, а главные действия разворачивались вне храма. В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры ― округлые, давящие, тяжеловесные, аскетичные. Куда большее значение придается оформлению интерьера с высокими, сложной конфигурации сводами, колоннами, устремленными ввысь, балкончиками и галереями.
Новым этапом в развитии средневековой западно-европейской культуры явилось появление готического стиля. Готика расцветает в период борьбы городов за независимость от феодального сеньора, становления средне-векового города-коммуны, во многом под влиянием знакомства европейцев в ходе Крестовых походов с более пышным и декоративным восточно-христианским искусством.
В Средневековой Европе в XI-XII вв. городской собор представлял собой нечто большее, чем просто место для церковной службы. Наряду с ратушей (зданием органа городского самоуправления) он выступал средоточием всей городской общественной жизни ― нередко в соборе заседал парламент, испол-нялись театрализованные мистерии читались университетские лекции.
Самый известный и яркий пример средневекового храма ― собор Нотр-Дам в Париже, начинавший строиться, как сооружение романского стиля, а достроенный и украшенный в соответствии с готическими канонами.
Готическое искусство (вслед за романским) утвердило в храмовой архитектуре базиликальный принцип. Базилика [греч. царский дом] ― особый тип сооружения в форме вытянутого прямоугольника в плане с продольным делением на нефы ― пространства между рядами колонн. В восточном регионе (Византии и Древней Руси), как известно, получил распространение иной ― крестово-купольный тип храма.
Важнейшей отличительной особенностью готической архитектуры является устремленность ввысь ― это и стройные колонны, и огромные по высоте узкие стрельчатые окна и арки, многометровые шпили, тянущиеся к небу.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ иСКУССТВО. И снаружи, и внутри стены храмов украшались множеством статуй, орнаментальным каменным декором, витражами (живописными изображениями из цветных стекол, создающими потрясающую игру света и цвета в интерьере и получившими широкое распространение в готическом искусстве).
Когда знакомишься с романскими соборами Франции, Германии, Северной Европы, то на рельефах стен, у подножия колонн, на окнах, у дверей обнаруживается огромное число каменных изображений кентавров и львов, различных чудовищ ― полуящеров-полуптиц, всякого рода химер. Эти скульптурные образы пришли в романское искусство из глубокой древности, из народного фольклора, сказок, басен. Стиль этот получил название "звериный".
Готическое изобразительное искусство отличалось большим разнообразием форм, сюжетов, богатством палитры красок.
Одной из особенностей европейского художественного сознания является укорененность в нем образа униженного и угнетенного человека. Изображение страдающего человека ― затаенный нерв, пронизывавший готическое искусство на протяжении нескольких веков. Отсюда ― вытянутые, почти бесплотные аскетические фигуры, суровые изможденные лица.
В готике художественное утверждение духовного начала, как правило, оказывается обратно пропорциональным физической красоте. Если античные статуи наводят на мысль о том, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевропейского Средневековья свидетельствует об обратном ― возвышенный дух обитает в теле страждущем.
В период позднего Средневековья в Западной Европе отмечается усиление внимания художников к реальному миру.
Неутомимое любопытство к человеку, природе, открывающимся увлекательным деталям мироздания обогащают позднее готическое искусство. Такой интерес к человеческой мысли, реальным, подчас вполне при-земленным, деталям жизни ― одна из характернейших тенденций художественного сознания XIV в. Особенно эти тенденции были заметны в культуре средневековой Италии.
Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы ― Ренессанс…
Таким образом, эпоха Средневековья никак не может расцениваться как провал в развитии западноевропейской культуры на этапе перехода от Античности к Новому Времени. При всей противоречивости культурно-исторического процесса, более правомерным представляется утверждение, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры.
И если на ранних этапах средневековья повсеместно распространившееся христианское вероучение и институт церкви занимали доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни общества, то уже на взлете эпохи классического Средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации [от лат. saecularis ― светский] ― т.е. обмирщению, освобождению от церковного влияния. Эти тенденции проявлялись, прежде всего, в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.
Важнейшим обретением средневековой культуры стало то, что она способствовала раскрытию духовных сил человека, дала толчок развитию гуманистического мировоззрения. Именно гуманизм станет со временем краеугольным камнем мировоззрения Ренессанса, определит основные тенденции культурного развития как европейской, так и всей мировой цивилизации.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской