IV.4. Европейская культура XIX века
Особенности общественно-политической и экономической жизни в Европе в XIX столетии.
Развитие науки и техники.
европейская литература как зеркало социальной жизни XIX века.
Основные художественные направления в искусстве XIX века.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: индустриальное общество, сциентизм, романтизм, критический реализм, натурализм, декаданс.
1. В своей основе культура XIX века базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и культура Нового времени в целом, и обладает всеми основными чертами, характерными для этой эпохи. Однако целый ряд социально-экономических и политических особенностей этого века оказали существенное влияние на развитие культуры:
определяющее значение в XIX веке имели социальные и революционные движения. Три эпохальных события, значение которых для судеб европейской и мировой культуры сложно переоценить, ― это промышленный переворот в Англии, война за независимость Североамериканских колоний и французские революции, под знаком которых прошли 20-е годы XIX в.;
бурные политические и социальные процессы способствовали активизации личностной позиции и деятельности людей, что выразилось в развитии свободного предпринимательства, рынка, конкуренции; самоценности индивида и его личной ответственности;
промышленная революция привела к формированию индустриального общества;
Индустриальное общество ― это общество такого типа, в котором основная часть населения живет в городе и трудится в промышленности, при этом уровень технического оснащения производства очень высок, а труд работающих узко специализирован (требует исполнительской, а не творческой подготовки).
потребности производства и возросшие потребности общества стимулировали развитие науки и техники, повышение грамотности и ценности образования;
развитие машинного производства, стремительное развитие техники и технологий способствовали непрерывному возрастанию темпа жизни и ритма труда, качественному изменению образа жизни, форм общения и интересов людей;
динамизм культуры привел к еще большему стилевому многообразию;
техногенные изменения определили особое положение европейской культуры, которая отныне становится для остального мира "маяком", устанавливающим ориентиры, к которым необходимо стремиться (особенно в сфере промышленного производства, науки и техники).
Все эти изменения породили особое умонастроение ― сциентизм [от лат. scientia ― знание, наука], в основе которого ― вера в неограниченные возможности познания, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные, экономические, политические проблемы.
2. Жажда познания, свойственная всему Нового Времени, способствовала в XIX веке расцвету классического естествознания, созданию единой системы наук. Открытия в различных областях естествознания оказывали все большее воздействие на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, транспорта, химической промышленности. Связь науки с производством становится теснее, появляется прикладная наука в виде первых научно-исследовательских лабораторий, работающих на промышленность.
В этот период теоретическую фундаментальную науку прославили Р.Майер, Дж.Джоуль и Г.Гельмгольц, открывшие законы сохранения и превращения энергии. Огромное значение в познании живой природы имела клеточная теория Т.Шванна и М.Шлейдена. Ч.Дарвин создал эволюционное учение в биологии. Благодаря открытой Д.Менделеевым периодической системе элементов была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества и химическими элементами в природе.
XIX век отмечен значительным развитием философской мысли, особенно в Германии. Немецкая школа классической философии в лице ее основоположника И.Канта, а также представителей школы Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха и др., дала миру философское осмысление идеи историзма, рассматривавшего все явления в конкретно-исторических условиях и связях. К.Маркс и Ф.Энгельс создали материалистическое учение, согласно которому история человечества предстает как смена общественно-экономических формаций и борьба классов ― марксизм.
Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин, заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения. Как самостоятельная наука формируется педагогика.
Под влиянием усилившихся в европейском обществе в результате торжества науки атеистических тенденций, отрицавших бога и идею божественного устройства мироздания, серьезный кризис переживала церковь, активно проходил процесс секуляризации жизни. Так, в Германии сформировалась "мифологическая" философская школа, сторонники которой считали библейские, коранические и т.п. сказания не более, чем мифом, вымыслом. В то же время, весь XIX век, особенно его первая половина ― это время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические общества, открываются музеи, издаются журналы. Значительными являются научные достижения того времени в археологии и языкознании.
Интерес к древности подстегнул Египетский поход Наполеона, открывший путь к загадочной древней культуре. В Европе начинается настоящий бум "египтомании". Французский ученый Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы, положив начало науке египтологии.
Позже немецкий ученый Генрих Шлиман раскопал легендарную Трою.
Во второй половине XIX в. формируется особое направление в науке ― "библейская археология", занимавшаяся раскопками в библейских местах.
Таким образом, если XVIII век называют "веком Разума", то XIX столетие справедливо назвать "веком Науки".
3. Великие сдвиги, произошедшие в эту эпоху в социальной и политической жизни, философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие художественной культуры Западной Европы.
Ведущее положение среди всех видов творчества в ХIХ в. занимала литература, в большой мере определявшая не только художественную жизнь этого столетия, но и морально-нравственную атмосферу в обществе. Литература становится источником знаний и чувственного переживания, воспитателем и средством самопознания, окном в прошлое и мечтой о будущем.
Это динамичное столетие, как никакое другое, явило множество имен выдающихся и даже гениальных писателей и поэтов, разнообразные идейные течения, направления, писательские группировки. Литературные памятники этой поистине "литературной эпохи" не потеряли актуальности и художественной привлекательности и в наше время. А в России ХIХ столетие называют "Золотым веком" русской литературы.
Основные стили, направления и течения, господствовавшие в эту эпоху и выражавшие определенные умонастроения и вкусы, бытовавшие в музыке, изобразительном искусстве, театре, нашли свое отражение, конечно же, и в литературе. Важнейшими литературными стилями XIX века, как и в эпоху Просвещения, остаются романтизм (с такими его разновидностями, как героический и сентиментальный романтизм), и реализм, на базе которого к концу века выросло новое течение ― натурализм. В самом конце XIX в. возникает также символизм, отличительными чертами которого были метафоричность, иносказательность, мистичность образов.
Романтизм, зародившийся в конце XVIII века в Германии и взращенный в вихре Великой Французской революции, оставил яркий след в литературе.
Романтизм ― общекультурное движение, возникшее, как реакция на Просвещение и научно-технический прогресс, и охватившее самые разнообразные стороны и явления общественной жизни: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Вместе с тем, романтизм не был столь универсальным и всеобъемлющим стилем, как классицизм или барокко, не затронув, к примеру, архитектуру.
Идейным ядром романтизма является конфликт духовно-творческой личности с действительностью, которая отвергается ею с позиций высших идеалов.
Романтическому искусству свойственны:
повышенная ценность индивидуальности, непохожести на других;
конфликт с буржуазной действительностью, подавляющей индивидуальность, неприятие индустриализации, как процесса унификации;
отрицание необходимости и возможности объективного отражения действительности, в результате чего основой искусства был провозглашен субъективный произвол творческого воображения;
отказ от рационалистических принципов, связанный с недоверием к культу разума, характерному для просветителей и творцов нового классицизма;
идеализация природы, которая воспринимается как живой организм и часто становится одним из действующих лиц художественного произведения, культ естественного в человеке;
нравственно-эстетический пафос ― "необычный человек в необычных условиях" ― вот объект искусства эпохи Романтизма;
утверждение сильных (порой бунтарских) страстей и характеров;
принцип "все или ничего" ― неприятие компромисса, абсолютизация человеческого духа, устремленность к безграничной свободе;
тема фатума [лат. судьба, рок], фатализма ― обреченность на судьбу, игра с ней (игрок ― главный герой множества произведений ― человек страдающий и сражающийся);
идеализация народа, который воспринимается как носитель природных, "истинных" и простых знаний о гармонии. Поиск "своих" корней, национального своеобразия своей культуры ― одна из основных тем эпохи. Появляется термин "фольклор" ― народная культура, записываются народные песни, сказки, легенды. Фольклорные мотивы становятся частыми в произведениях искусства.
Особо выразительна эстетика романтизма в поэзии ― романтики предпочитают эмоциональные и оценочные эпитеты, тяготеют к необычным метафорам, ярким образам.
В России романтизм впервые появляется в поэзии В.А.Жуковского. Именно в русской культуре утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека. Прежний взгляд, согласно которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вроде хобби, оказывается уже невозможным.
Среди наиболее заметных представителей романтизма в литературе следует назвать: поэтов Генриха Гейне (Германия) и Джорджа Байрона (Англия), русских поэтов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (раннее их творчество); английских писателей-романистов Вальтера Скотта и Чарльза Диккенса, французских писателей Виктора Гюго, александра Дюма, Жорж Санд (Аврору Дюдеван); норвежского драматурга Генрика Ибсена.
интерес к истории и фольклору, сказочным и мифологическим мотивам особенно колоритно выразился в сказках братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Э.Гофмана, А.С.Пушкина, в творчестве Г.Гейне и М.В.Гоголя.
А.С.Пушкин ― вообще неординарная фигура в мировой литературе. Его литературное наследие включает практически все стили и жанры того времени.
При всем разнообразии художественных стилей и течений, полнее и ярче всего идеи этой эпохи воплощены в произведениях реалистического направления, давшего блестящие результаты в литературе и других видах искусства.
Реализм ― исторически сложившаяся форма художественного сознания Нового времени, в основе которой ― объективное отражение окружающей действительности в сочетании с высокими авторскими идеалами.
Однако на этом последнем этапе Нового Времени реализм существенно отличается от ренессансного и просветительского. Это направление в литературе получило название "критический реализм".
Критический реализм ― зрелая и наиболее жесткая форма реализма, ставившая своей целью максимально правдивое, критическое (порой безжалостное) отражение реальной жизни, утверждавшая идеи гуманизма и социальной справедливости, видя в критике способ преобразования социальной действительности.
объективно проникая в жизнь буржуазного общества, критический реализм по-новому изображает отношения человека с окружающим его миром, раскрывая человеческий характер в органической связи с социальными антагонизмами. Поэтому критический реализм более психологичен, нежели другие направления искусства. Расцвет его на Западе связан с именами А.Стендаля и Оноре де Бальзака во Франции, Ч.Диккенса и У.Теккерея в Англии.
Появляется даже специализация в литературе и искусстве ― критик, как, например, русские литераторы Н.Г.Чернышевский и В.Г.Белинский.
Реалистическое направление в русской литературе представлено блистательной плеядой писателей, творчество которых нередко овеяно ореолом романтизма: А.С.Пушкин ("Капитанская дочка", "Повести Белкина"), М.Ю.Лермонтов ("Герой нашего времени"), Н.В.Гоголь ("Ревизор", "Мертвые души"), И.С.Тургенев ("Отцы и дети"), А.П.Чехов (пьесы "Вишневый сад", "Дядя Ваня", рассказы), Л.Н.Толстой ("Война и мир", "Анна Каренина"), Ф.М.Достоевский ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"); поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и др.
Крайним проявлением реализма в искусстве в 80-е гг. XIX в. стал натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о том, что судьба, воля, духовный мир человека полностью предопределены социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Особо влиятельным направлением натурализм становится во французской литературе. Крупнейшим представителем и теоретиком этого течения является Эмиль Золя со своим двадцатитомным циклом романов "Ругон-Маккары". Другими известными представителями французского натурализма были писатели братья Эдмонд и Жюль Гонкуры.
Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с демократическими, реалистическими тенденциями в нем нередко доминировали тенденции декадентства, со свойственной ему безнадежностью, аморализмом и упадком духа.
Декаданс [фр. decadence от лат. decadentia ― упадок] ― общее обозначение кризисных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца XIX ― начала ХХ веков, характеризующихся оппозицией к общепринятой "мещанской" морали. Главная его идея ― невозможность изменить низкую природу человека, обреченность человека на зло. В таких произведениях видны как ненависть к буржуазному миру, так и анархическое бунтарство, тоска по гармонии, но все это сочетается с признанием непреодолимости зла. Известным представителем этого направления в литературе является французский поэт Шарль Бодлер ("Цветы зла").
4. Главной особенностью европейского искусства в XIX в. является, как уже отмечалось, разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, сменявших друг друга буквально каждое десятилетие. При этом, в отличие от "больших" стилей прошлых столетий, охватывавших все сферы культурной жизни, большинство из них проявлялись только в отдельных видах искусства.
В первой половине ХIX в. динамизм развития культуры еще не был так заметен, поэтому одним из ведущих художественных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве по-прежнему остается классицизм. Это ― уже второй этап в развитии "большого" стиля, трансформировавшегося в такие
направления, как ампир (см. раздел IV.3) и академизм.
В XIX веке с некоторым запозданием (в сравнении с Западной Европой) во весь голос заявила о себе русская классическая школа изобразитель-ного искус-ства.
С монумен-тального историчес-кого полотна ярчайшего представителя классицизма Карла Брюллова "Послед-ний день Помпеи" начался расцвет русской живописи. Свои классицистические по форме произведения К.Брюллов наполнял духом романтизма ("Вирсавия", "Всадница", итальянская серия и др.). Поздние же работы великого русского мастера склоняются к академизму.
Изобразительное искусство классицизма прославили также художник А.Иванов (его полотно "Явление Христа народу" по праву считается одной из жемчужин Третьяковской галереи), скульпторы М.Козловский, Ф.Щедрин.
однако уже с конца XIX в. для русского изобразительного искусства все более характерным становится надуманный академический схематизм.
В XIX в. образцы архитектурных и градостроительных решений мирового значения явил русский ампир: ансамбли С.-Петербурга архитектора К.Росси, общественные и культовые сооружения (Адмиралтей-ство, арх. А.Захаров, Казанский собор, арх. А.Воронихин), монументальную скульптуру (памятник Минину и Пожарскому в Москве, скульптор И.Мартос).
На русской почве ампир обрел несколько более мягкие и гармоничные черты. Помпезность наполеоновского ампира преобразилась в торжественное величие и размах творений российских зодчих.
К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического вкуса, переродился в АКАДЕмизм, для которого характерны: догматическое следование установленным художественно-эстетическим канонам Античности и Возрождения, предельная идеализация ― искусство ради искусства.
безукоризненно выстроенные, отлакированные формы в живописи и пластике нередко становились для представителей академического искусства важней содержания и живых человеческих чувств. Его оплотом служили академии художеств, ревностно отстаивавшие идеалы высокого "чистого" искусства. Так, с 1653 г. в Париже по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры регулярно проводились Салоны ― официальные выставки работ живущих в это время мастеров.
Однако не все разделяли взгляды и вкусы академической элиты. Против холодного консерватизма академического искусства боролись, как представители романтизма, так и тяготеющее к реализму молодое поколение художников, представленное во Франции кружком Курбе, устроившим независимую выставку "Реализм", в России ― художниками-передвижниками (речь о них пойдет ниже).
Одухотворенный романтизм, с его подчеркнутым вниманием к конкретной личности, наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо ― в скульптуре, и не затронул существенным образом архитектуру.
Заметными представителями романтизма в живописи XIX в. являются французские художники Теодор Жерико и Эжен Делакруа, русские живописцы О.Кипренский, В.Васнецов, В.Суриков.
Характерный для романтизма интерес к внутреннему миру человека выразился в эмоциональной напряженности художественных произведений. Это в полной мере относится к портретной живописи, представляющей целую галерею образов, олицетворяющих свое бурное креативное время.
Драматизм мировосприятия романтизма проявляется в его увлеченности трагическими сюжетами. Сцены гибели людей, животных ― не редкость для произведений данного стиля. Так, настоящей сенсацией, породившей бурю споров, стало монументальное полотно Т.Жерико "Плот Медузы", изображавшее отчаяние потерпевших кораблекрушение и много дней затерянных в океане людей (на основе реального события).
Особое внимание проявляли художники-романтики к исторической тематике, создавая образы человека-героя, находящегося в экстремальных обстоятельствах (известное полотно Э.Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады").
Извечное стремление человека к раскрепощению, внутренней и творческой свободе воплощено в серии картин Т.Жерико "Бег свободных лошадей".
Особой популярностью у русских художников-романтиков пользовались фольклорные мотивы, ими были созданы одухотворенные образы былинных и сказочных героев: "Три богатыря", "Иван-царевич на сером волке" В.Васнецова, "Садко в подводном царстве" В.Сурикова. Не осталась без внимания и национально-историческая тематика: "Боярыня Морозова" и "Степан Разин" В.Сурикова,
Ярчайший след оставил романтизм в музыкальном искусстве. Духом романтизма проникнуто творчество итальянского композитора Джузеппе Верди, автора бессмертных опер "Риголетто", "Травиата", Трубадур", и его соотечественников ― виртуозного скрипача и композитора Никколо Паганини, замечательных итальянских вокалистов, представителей изящного бельканто [итал. bel canto ― прекрасное пение] сестер Патти, певца Маттиа Баттистини; композиторов, представляющих практически все европейские страны: Ф.Шуберта (Австрия), Р.Вагнера (Германия), Г.Берлиоза и Ш.Гуно (Франция), Ф.Листа (Венгрия), Ф.Шопена (Польша).
К середине XIX в. в Париже сложился новый музыкальный театральный жанр, преимущественно лирическо-комедийного характера ― оперетта [итал. маленькая опера]. Яркие представители этого жанра ― Жак Оффенбах ("Орфей в аду", "Прекрасная Елена"), Иоганн Штраус (сын) ("Летучая мышь", "Цыганский барон").
Основоположником русской классической музыки является М.И.Глинка, заложивший два направления романтической оперы: народную музыкальную драму ("Жизнь за царя. Иван Сусанин") и оперу-сказку ("Руслан и Людмила").
Романтические традиции М.И.Глинки развивали выдающиеся русские композиторы второй половины века П.И.Чайковский (оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балеты "Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик"); М.П.Мусоргский (оперы "Борис Годунов", "Хованщина"), Н.А.Римский-Корсаков (оперы "Снегурочка", "Садко"), С.В.Рахманинов в своих концертах и симфониях.
Как уже было сказано, серьезным противовесом безукоризненному по форме, но безжизненному академическому искусству стало творчество французских художников-реалистов, входящих в кружок Курбе.
Именно Гюстав Курбе, активный участник Парижской коммуны, борец за демократию и социальную справедливость, впервые использовал термин "реализм" применительно к живописи.
К середине столетия реализм стал господствующим направлением в европейской культуре, оказавшим влияние преимущественно на литературу и живопись. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, конфликтности, многогранности и богатстве эстетических свойств.
Главный принцип реализма ― это правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типичных обстоятельствах. Таким образом, реализм, с одной стороны, противостоял романтизму, который предпочитал образ неординарной личности в экстремальных ситуациях, а с другой ― был его союзником в борьбе против идеализации, присущей классицизму, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства ― "колорит места и времени".
Ярко и самобытно проявились черты критического реализма в творчестве русских художников-передвижников В.Перова, И.Репина, И.Крамского, Н.Ге и др., объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. Особое место в творчестве передвижников занимает полная любви к родной природе пейзажная живопись А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина.
Значительный вклад в реалистическое искусство внесли англичанин Джон Констебл и прославленный испанец Франсиско Гойя. Эти художники стали предшественниками зарождающегося нового направления в искусстве ― импрессионизма.
театральное искусство в России в XIX в. в значительной мере определялось русской драматургией ― произведениями А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.В.Гоголя, позднее ― А.Н.Островского, А.П.Чехова.
Великий русский актёр М.С.Щепкин в своем творчестве преодолел ограниченность связанного с классицизмом просветительского реализма XVIII века, впервые последовательно осуществив принципы сценического перевоплощения.
Утверждение реализма в театре XIX в. вело к изменению не только актёрского творчества в направлении всё более полного и жизненно правдивого воссоздания образа героя, но и к изображению на сцене конкретно-исторической социальной обстановки. Отсюда ― стремление к ансамблю, к использованию всех компонентов театра: организации сценического пространства, декорационного оформления, цвета и света, звуковой партитуры. Это привело к рождению режиссуры, как специфического и важнейшего (наряду с драматургией и актёрским искусством) элемента театра. При этом русский сценический реализм всегда был довольно близок к романтизму, что на рубеже XIX-XX вв. в полной мере проявилось, например, в творчестве великой русской трагической актрисы М.Н.Ермоловой.
Изобретение фотографии вызвало серьезный кризис в живописи реализма ― зачем реалистично, детально и длительно рисовать то, что можно сфотографировать?! Ответом становится родившееся в последней трети XIX в. во Франции новое направление ― Импрессионизм, представители которого вели поиск новых форм художественного выражения, стремились естественно и непредвзято передать свои мимолетные впечатления, запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Происхождение названия течения импрессионизма связано с картиной Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" [фр. impression ― впечатление], написанной в совершенно новой манере.
Не принятая академической общественностью группа молодых художников, в числе которых Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и др. заявили о себе, организовав в 1874 г. собственную выставку "Салон отверженных".
Чем же отличались художественные приемы импрессионистов от творчества других коллег по цеху?
Художественное произведение импрессионисты рассматривают, как способ выражения неповторимого субъективного мира художника, свободного от академических традиций;
выбор сюжетов сводится к фиксации случайных эпизодов повседневной жизни, сиюминутных состояний природы и настроения человека;
отсутствует четко заданная форма, композиционно произведение лишено постановочности и продуманности, оно фрагментарно и ситуативно;
используются только "чистые" цвета без дымчатой светотени и смешения красок;
своеобразная техника наложения красок придает объемность и фактурность изображению.
История непосредственно импрессионизма кратковременна ― всего 12 лет. Однако импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире ― как стилевое направление, которое проявилось не только в живописи, но и в других видах искусства ― скульптуре, литературе, кино (примером тому ― творчество французского скульптора Огюста Родена), и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства, в том числе, искусства ХХ века.
Подводя итоги, следует отметить, что доминирование критического миросозерцания и расширение свободы творчества и самовыражения в XIX веке обусловили небывалый динамизм культуры, предопределили невозможность создания единого устойчивого художественного стиля, подобно готике или барокко. Но эти же причины дали толчок многообразным творческим исканиям ХХ столетия во всех сферах культуры: науке, искусстве, технике, образовании.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской