logo
УЧЕБНИК для студентов

VI.6. Украинская культура советской эпохи

  1. Особенности и проблемы украинской культуры в советский период.

  2. Украинская литература советского периода.

  3. Театр и кино в советской Украине.

  4. Изобразительное искусство советского периода.

Основные понятия: коренизация, украинизация, "Расстрелянное Возрождение", космополитизм.

1. Культурные процессы в Украине в период пребывания в составе СССР (20-е ― нач. 90-х гг. ХХ в.), куда она вошла на правах союзной республикиУкраинской Советской Социалистической республики (УССР) нельзя оценить однозначно и абсолютно объективно в связи с противоречивым характером социальной и культурной политики того периода. Кроме того, сегодняшние реалии таковы, что ни в научных и культурных кругах, ни в обывательской среде нет единого мнения по данному вопросу. Точнее, существует целый спектр мнений и оценок ― от обвинений в жестоком ущемлении и насильственной русификации украинской культуры и целенаправленном истреблении (геноциде) украинского народа (в первую очередь, интеллигенции и деятелей культуры), до оправдания всех ошибок и жертв советской системы на том основании, что только благодаря грандиозным достижениям советского народа Украина, обретшая независимость, в условиях целой череды кризисов все еще удерживается на плаву.

Советский период украинской истории ― это и значительные культурные достижения, и ужасающие трагедии, упорная борьба за свою национальную самобытность, и великие общие победы в интернациональной семье народов, входящих в СССР.

Украинская Советская Социалистическая Республика была провозгла-шена как самостоятельное государство 10 марта 1919 г., тогда же была принята первая Конституция УССР (всего за годы советской власти в Украине было принято четыре Конституции ― 1919, 1929, 1937, 1978 годов, и все они формально провозглашали Украину суверенным государством).

На первом этапе советской истории большую роль в жизни украинского общества сыграло культурно-национальное движение 1917-20 гг., сформировавшее целое поколение участников украинского освободительного движения, не оставлявших надежды добиться самостоятельности Украины и стремившихся преобразовать всю нацию в соответствии со своим внутренним духовным и культурным образцом. Однако советская Украина пребывала в рамках общественного строя, в котором все сферы социальной жизни (политика и право, наука и культура) зависели от идеологических установок, сформированных в центре. Поэтому устремления деятелей украинского движения разбивались о систему централизованного управления.

Одним из базовых идеологических принципов советской культуры, как уже говорилось выше, был принцип интернационализма. Союзное правительство в 1923 г. провозгласило политику коренизации, направленную на предоставление народам СССР ограниченной культурно-национальной автономии. Данным политическим курсом было задекларировано свободное развитие культур и языков национальностей под лозунгом "национальная по форме, советская по содержанию". Однако в реальности процесс развития национальных культур на всем протяжении советской истории был регламентированным и подконтрольным центру.

Украинский вариант коренизации ― "украинизация". Как политический курс, украинизация содействовала возрождению и развитию украинской культуры. Но в не меньшей мере ее эффективность зависела от социальной активности украинских деятелей культуры, которые отстаивали идею самосто-ятельности Украины в вопросах социокультурного и экономического развития.

20-30-е годы стали ареной борьбы нескольких идеологических течений в украинской культуре:

― одни, найдя свое место в новом культурном пространстве, талантливо и успешно воплощали в своем творчестве идеи и методы социалистического реализма, воспевая образы героев революции, человека труда, поэтизируя тернистый путь становления молодого советского государства: писатели-драматурги А.Корнейчук и Н.Кулиш, театральный актер и режиссер Л.Курбас, поэты П.Тычина и М.Рыльский;

― другие, исповедуя идеи украинского национализма, жили и работали большей частью заграницей, оставаясь при этом представителями украинской культуры и оказывая оттуда существенное влияние на культурные процессы на родине: главный идеолог украинского национализма, писатель и публицист Д.Донцов, писатель В.Стефаник, историк и политический деятель М.Грушевский, до своего возвращения в Украину (в 1924 г.) живший в Австрии, где он создал Украинский социологический институт, ставший идеологическим центром украинской контрреволюции;

― были и те, кто, разделяя в целом советскую идеологию, слишком буквально восприняли политику украинизации и принялись активно отстаивать в своем творчестве независимый путь развития украинской культуры, подвергаясь при этом давлению властной машины: прозаик и публицист Н.Хвылевой и литературная группа "Гарт", поэт М.Зеров, М.Грушевский, плодотворно занимавшийся научной деятельностью после своего возвращения в УССР.

К 1927 г. более 50% книг издавалось на украинском языке; а к 1933 г. из 426 газет, выходивших в республике, 373 были украиноязычными.

Важным шагом на пути становления новейшей украинской культуры стало официальное утверждение в 1920 г. украинской системы образования, которая отличалась от общесоюзной системы рядом идейно-методических и структурных особенностей, учитывавших специфику культурно-исторического развития украинского народа.

В связи с острой потребностью в инженерных кадрах, разрасталась сеть высших учебных заведений, в первую очередь, технических. Возрастала роль научно-исследовательских институтов.

В то же время, из-за массовых перегибов на местах руководство компартии Украины подверглось критике за "националистический уклон". Настало время серьезных испытаний для деятелей украинской культуры, многие из которых стали жертвами сталинских репрессий. Этот процесс уже в современной Украине был назван "Расстрелянным Возрождением". Всего в период с 1938 по 1954 гг. были репрессированы около 240 украинских деятелей культуры, хотя многие из них были сторонниками советской власти, воевали за нее, состоялись как писатели, художники уже после революции.

Справедливости ради следует признать, что в таком же положении находилась не только украинская, но и российская, еврейская и прочие национальные культуры, которые правительственные инстанции преследовали за такие же идеологические "отклонения" и "националистические извращения".

Военный период стал временем подъема украинской культуры и активизации процесса украинского национального возрождения. Ощущалась и совсем иная тональность по отношению к Украине со стороны центра ― украинцы получили возможность возвратиться к своей исторической памяти.

В 1942 г. вышел двухтомный альманах "Україна в огні", предисловие к которому стало обращением к украинскому народу, в котором звучал призыв вспомнить и киевского князя Святослава, и величественного Богдана Хмельницкого, и непокоренного Шевченко, и доблестных запорожцев, ибо же Украина ― в огне! В годы военного лихолетья были изданы "Нарис історії України", "Нарис історії української літератури", однотомник "Українська культура", подготовленный, но запрещенный к печати и раскритикованный в газете "Правда України". Пьеса А.Корнейчука "Фронт", х/фильм "Радуга" народного артиста СССР М.Донского (получивший впоследствии наивысшую награду Американской киноакадемии ― "Оскар"), стихи и повести украинских поэтов и писателей, созданные в разгар войны, поднимали боевой дух народа.

Сегодня модно проводить параллели между тоталитарными режимами в СССР и фашистской Германии, нередко ставя между ними знак тождества. В чем-то эти сравнения справедливы. И все же, в основе советской социалистической культуры был некий духовно-нравственный стержень, который дал народу, ее носителю, мощнейший потенциал, оказавшийся сильнее и совершеннейшего технического вооружения, и изощренных политических технологий, и самого страха смерти. А как совместить гитлеровскую идею о превосходстве и господстве германской расы над остальными народами с социалистическим пролетарским интернационализмом?! Ведь именно братский интернационализм стал той цементирующей силой, которой не имели другие народы Европы и мира, и которая позволила многонациональному советскому народу одержать столь тяжкую и столь великую победу.

Украинцы бок о бок с русскими и казахами, белорусами и грузинами сражались против общего врага ― фашизма. Но были и те, кто видел в Германии своего освободителя от "советской оккупации" (большей частью, выходцы из Западной Украины, присоединенной к СССР лишь в 1939 г.).

Такие полярные настроения закономерно нашли отражение в культуре ― народном песенном и поэтическом творчестве, литературе и трудах по истории.

Постепенно стирались полифония, многоцветие и разнообразие культурной жизни.

При всем том, многие деятели украинской культуры плодотворно трудились на творческой ниве, оставив заметный след в многонациональной советской культуре: режиссер и драматург А.Довженко, писатели О.Гончар и Д.Малышко, композитор К.Данькевич, ученый-мостостроитель Е.Патон (отец сегодняшнего президента Академии наук Украины Б.Патона).

Огромным успехом было создание в 1948-51 гг. первой в СССР малой электронно-вычислительной машины "МЕВМ", автором которой был видающийся украинский ученый С.Лебедев, положивший начало исследо-ваниям в области кибернетики, долгое время носившей клеймо лженауки.

В культурной среде, как и в целом по стране, росло недовольство, которое с течением времени обрело признаки оппозиции. В фарватере движения "шестидесятников" были известные деятели современной украинской культуры: Иван Драч, Лина Костенко, Вячеслав Черновол, Дмитрий Павлычко.

В 70-е годы культурная оппозиция оформилась в диссидентское движение, выдвинувшее альтернативу нарастающим кризисным явлениям в духовной жизни украинского общества ― социальной апатии, дегуманизации бездуховности и культуры.

2. В мировой культуре не так много примеров, когда литература играла бы столь решающую роль в развитии и возрождении нации, как в Украине.

Стремление украинских писателей к творческому поиску и свободе сдерживались политикой созданного в 1934 г. Союза писателей Украины. В числе прочих, перед Союзом стояла задача поддержки и стимулирования творчества литераторов в рамках единого официального метода социалистического реализма. Наиболее известные произведения украинских писателей, написанные в духе соцреализма: "Тракторобуд" Николая Забилы, "Магістраль" Анатолия Шияна, "Повість про комуну" Костя Гордиенко.

Многие же из тех, кто стремился найти особый украинский путь в искусстве, становились жертвами репрессий, маховик которых раскачивался в 30-е годы с нарастающей силой. Известный исследователь литературы советского периода И.Кошеливец в своем труде "Современная литература в УССР", написанном в период "оттепели", приводит данные о массовой гибели украинских писателей так называемого первого поколения в период сталинского террора. Список физически ликвидированных литераторов насчитывает свыше пятидесяти имен. Пострадали даже те, кто полностью разделял и пропагандировал советскую идеологию. Среди расстрелянных ― литераторы Н.Кулиш, Г.Косынка, Н.Зеров и др. Десять лет провел в лагерях прозаик-юморист Остап Вишня; покончил жизнь самоубийством Н.Хвылевой, который пытался спасти многих товарищей; подвергся аресту даже обласканный советской властью поэт М.Рыльский.

Однако в послевоенные годы острие репрессий вновь обрушилось на литераторов. активизировав в военные годы творческий патриотизм украинских писателей, сразу же после войны власть начала очередную "чистку", отличавшуюся в Украине особой беспощадностью и массовым характером. В общесоюзном масштабе речь шла о "недостаточном руководстве литературами народов СССР, что привело к возрождению в отдельных литературах буржуазно-националистических тенденций". Данная установка стала отправной точкой для критики и самокритики, клятв на верность партии и показательных публицистически-постановочных судов.

Олесь Гончар, признанный властью писатель, в своем романе "Собор" одним из первых в украинской литературе обратился к художественному анализу глубинных деформаций в общественной жизни Украины в послевоенных условиях. Роман оказался под запретом.

Михаил Зощенко и Анна Ахматова, украинцы по происхождению, были объявлены откровенными космополитами. Николай Тихонов провинился тем, что перевел на русский язык и поместил в журнале "Звезда" стихотворение украинского поэта Владимира Сосюры "Любіть Україну". Список можно продолжить.

Более успешную судьбу имели высокохудожественные произведения И.Драча из поэтического сборника "Корінь і крона", "Таємниця твого обличчя" Д.Павлычко, "Перевтілення" В.Коротича.

В целом, украинская литература стала отражением всех противоречивых процессов советской эпохи, чаяний и надежд украинского народа.

3. Летом 1920 г. выдающийся украинский режиссер и актер Лесь Курбас собрал лучших актеров в труппу под названием "Кийдрамте" (Киевский драматический театр), которая начала свое турне по городам Киевщины. Так начиналась история украинского советского театра. Два года спустя им был основан политический, а позже ― философский театр под названием "Мистецьке об'єднання Березіль". Л.Курбас и "березильцы" нашли свого драматурга ― Николая Кулиша, первой пьесой которого стала "Коммуна в степях".

Экспериментальный театр Л.Курбаса обрел всемирную известность, но в родной стране вскоре оказался под запретом, а его руководитель расстрелян.

Еще одно славное имя в списке выдающихся театральных деятелей Украины ― Гнат Юра, основавший киевский театр им. И.Франко. А руководителем Украинского национального театра в Киеве стал корифей сцены Опанас Саксаганский (см. раздел V.5).

Успешно прославляет оперное искусство Государственный академии-ческий оперный театр Украины. Всей Украине и далеко за ее пределами известны "золотые голоса" оперной сцены ― Евгении Мирошниченко, Гизелы Циполы, Дмитрия Гнатюко, Анатолия Соловьяненко и др. В начале 80-х гг. Государственный оперный театр впервые за всю советскую историю участвовал в знаменитом Вистбаденском фестивале. Мир был пленен "незнакомой казацкой экзотикой" (как писала тогда зарубежная пресса) оперы Николая Лысенко "Тарас Бульба".

Заслуженной славой пользовались оперные театры Одессы, Львова, Харькова, Днепропетровска.

Прекрасную, с ярким национальным колоритом, серию песен создал композитор П.Майборода, автор легендарной песни "Рідна мати моя" ("Рушничок"); плодотворно работал композитор А.Билаш, автор песни "Два кольори". Их песни звучали во всех уголках республики ― от столицы до самого отдаленного села.

В 1979г. трагически оборвалась жизнь известного в стране и мире тридцатилетнего композитора-песенника, автора популярнейших и в наше время песен "Червона рута", "Водограй" Владимира Ивасюка.

С 1990 г. в Украине стал проводиться и приобрел огромную популярность Всеукраинский фестиваль современной песни и популярной музыки "Червона рута".

В 1927 г. была создана Киевская кинофабрика ― будущая Национальная киностудия им. А.Довженко, на которой за всю ее историю было снято около девятисот фильмов. А фильмы А.Довженко "Арсенал" и "Земля" получили мировое признание.

1960-70-е годы считаются периодом наибольших успехов режиссеров, работавших на студии им. А.Довженко, и украинского кино в целом. В летопись мирового кинематографа навсегда вписаны ленты: С.Параджанова "Тени забытых предков", снятая по мотивам повести М.Коцюбинского; Ю.Ильенко "Белая птица с чёрной отметиной"; И.Мыколайчука (снявшегося в главных ролях в вышеназванных фильмах) "Вавилон XX"; комедия В.Иванова "За двумя зайцами" с искрометным Олегом Борисовым в главной роли, изначально предназначавшаяся для показа только в Украинской ССР, но завоевавшая всесоюзное признание и любовь зрителей.

3. АРхитектура в советской Украине, особенно в столице, в полной мере воплощала идеалы сталинского стиля, Довоенные постройки, такие, как здание Кабмина арх. И.Фомина, и сегодня остаются одними из самых величественных и монументальных сооружений в украинских городах.

Образцовым примером удачного градостроительного решения в ходе послевоенного восстановления может служить великолепный ансамбль главной улицы столицы ― Крещатика (арх. О.Власов, А.Добровольский и др.). Богатые традиции украинского барокко и классицизма, которые использовали архитекторы в застройке центральной улицы, гармонично сочетаются в строгой и одновременно парадной архитектуре, прекрасно вписанной в сложный городской рельеф. В декоративном оформлении домов активно применена традиционная украинская орнаментальная пластика. Крещатик справедливо считается одной из красивейших городских улиц в Украине.

При непосредственном участии выдающегося живописца, педагога и общественного деятеля Александра Мурашко в 1917 г. была воплощена давняя мечта украинских художников ― открыта Украинская Академия изобразительного искусства, в работе которой принимали участие признанные художники Г.Нарбут, М.Бойчук и др.

Будучи последователем классической школы, Мурашко возглавил одну из мастерских живописи. В своих работах мастер сочетал высочайшую технику живописи с истинно народными сюжетами и образами.

в 1919 г. А.Мурашко был убит, став первым в черном списке Мастеров "Расстрелянного Возрождения".

Трагична судьба еще одного художника, представителя украинской монументальной живописи ― Михаила Бойчука, основателя группы художников-"бойчукистов".

В разработанной им концепции монументального стиля органично сплелись воедино строгость и уравновешенность, присущие фресковому византийскому письму, с орнаментальностью и цветовой гармонией народной иконописи и украинской народной картины.

Поездка в Европу стала формальной причиной для его ареста и обвинения в шпионаже и контрреволюционной деятельности. В 1937 г. М.Бойчук вместе со своими талантливыми учениками И.Падалкой и В.Седляром был расстрелян.

Творчество Георгия Нарбута  — яркая страница в украинском искусстве. Его по праву называли одним из выдающихся художников-графиков современности. Будучи одним из основателей Украинской Академии Искусств, он стал ее ректором. Тонкий знаток искусства прошлого и геральдики, Нарбут создал множество гербов, в том числе, один из вариантов государственного герба Украины.

В стиле соцреализма много лет плодотворно работала народный художник Украины, депутат Верховного Совета Украинской ССР Татьяна Яблонская, одухотворяя свои работы светлым романтическим настроением и оптимизмом, и многие другие талантливые украинские художники.

В 60-80-е годы интерес профессиональных художников к этническим истокам квалифицировался как отступничество от заданий соцреализма, патриархальщина и национализм. "Фольклоризм" в творчестве "шестидесятников", одержимых идеей национального возрождения, стал фактически контркультурой.

Однако к фольклорной тематике обращались и такие мэтры соцреализма, как Т.Яблонская, создавшая в 60-е гг. серию картин "Фольклорная сюита", подвергшуюся жесткой критике.

В годы "перестройки" творческая интеллигенция, окрыленная возможностью узнать, наконец, свою историю и культуру без искажений, активно разрабатывала этнические мотивы, библейскую тематику и христианскую символику в поисках моральных ориентиров, которые шли из глубин народного сознания. Не случайно художественные процессы на Украине на рубеже 80-90-х гг. называют "моральным Ренессансом".

Одним из самых ярких и самобытных представителей украинского фольк-арта является народный художник Украины Мария Примаченко.

Созданный ею волшебный мир населен пришедшими из недр народной мифологии фантастическими образами птиц и зверей, в ее красочных миниатюрах и декоративных росписях гармонично сосуществуют цветы и люди. Смысл своей жизни художница, не прекращавшая работать до глубокой старости, видела в том, чтобы творить "людям на радость".

Особое место в украинском советском изобразительном искусстве занимает тема Великой Отечественной войны. В послевоенные годы по всей Украине устанавливаются памятные знаки, памятники известным и неизвестным героям. 102-метровый монумент "Родина-мать" (ск. Е.Вучетич, а после его смерти работу продолжил украинский скульптор В.Бородай) возвышается и в Киеве на крутом берегу Днепра.

К 35-й годовщине трагедии в Бабьем яру в Киеве на месте массовых расстрелов мирных граждан (большей частью, евреев) и военнопленных был открыт мемориал и памятник работы известного украинского скульптора и архитектора А.Игнащенко с надписью "Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем яру". Скульптурная композиция разворачивается по мере обхода ее по периметру, один за другим являя пронзительно-трагические образы жертв фашистов: юная девушка, в отчаянии заломившая руки над головой; комиссар, грудью встречающий опасность; несломленные военнопленные красноармейцы; мертвые тела, соскальзыва-ющие в ров; и над всеми ― мать со связанными за спиной руками, п ытающаяся прикрыть своим телом дитя…

Прекрасным образцом позднесоветской украинской скульптуры является памятный знак, установленный в 1982 г. в ознаменование 1500-летия столицы Украины (см. рис. 142). Романтическая скульптурная композиция из кованой меди, выполненная в виде челна с фигурами легендарных основателей Киева — братьев Кия, Щека и Хорива и сестры их Лыбеди (ск. В.Бородай, арх. Н.Фещенко), являет собой связь времен, зримую и осязаемую.

В 80-е гг. ― последние годы советской истории ― украинская художес-твенная культура очертя голову ринулась навстречу долгожданной свободе творчества. Вышли из подполья неоавангардисты и постмодернисты, представители фольк-арта и необарокко (стремившиеся в своем творчестве реанимировать традиционное казацкое барокко). На многочисленных выставках тех лет соседствовали работы молодых художников и "отложенные" до лучших времен работы мастеров советской эпохи.

Подытоживая, следует отметить, что украинская культура советского периода имеет две самоценные грани, порой противостоящие, но большей частью, взаимодополняющие друг друга ― как две стороны одной медали. С одной стороны, в ХХ веке сформировалась принципиально новая украинская социалистическая культура, ставшая выразителем идеалов и устремлений человека труда, с достоинством преодолевающего трудности и героически защищающего свои ценности.

С другой, несмотря на всеохватывающий диктат, присущий советской системе, который обусловливал определенные деформации и стандартизацию культурного процесса, украинская культура продолжала развиваться своим самобытным путем, став синтезатором национального опыта, бережно сохраняя традиции предыдущих поколений, органично сплетая в единое соцветие положительный опыт прошлого и настоящего.