logo
УЧЕБНИК для студентов

Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство

Человек всегда стремится к полезному, разумному и красивому. Культура в своих специфических образах и предметах вбирает в себя все это.

Уже первобытный человек рисовал, лепил из глины, вырезал из дерева и высекал из камня, облагораживал жилище и свой внешний облик. Каждая нация, каждая эпоха оставили свой заметный след в летописи человеческой культуры: египтяне ― величественные пирамиды, древние греки ― непревзойденные скульптуры и театр, итальянцы ― шедевры живописи, немцы ― чарующие звуки музыки, славяне ― загадочную чудотворную иконопись, французы ― неувядающую литературу и вечно изменчивую моду, американцы ― гениальные открытия в науке, японцы ― совершеннейшие образцы техники... Люди всегда пели и танцевали, слагали мифы и былины, мастерили все более совершенные орудия труда, мечтали и творили. Невозможно представить себе современное человечество без радио и телевидения, без кино, музеев и театров... без Лувра, Третьяковской галереи и Киево-Печерской Лавры, без великолепия современных городов, парков, архитектурных ансамблей.

Религия, наука, образование и искусство, включающие знания, накопленные человечеством за долгие тысячелетия, плоды труда миллиардов людей, которым суждено было прийти в этот мир и прожить в нем ярко и плодотворно, а также все материальные и духовные ценности составляют огромный массив КУЛЬТУРЫ человеческой цивилизации.

Человек слишком мал, по сравнению со всем человечеством, и составляет всего одну шестимиллиардную его часть. С высоты своей "величины" и за всю свою короткую жизнь ― за этот "миг между прошлым и будущим" ― он способен соприкоснуться лишь с незначительным пластом ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ. Все остальное может остаться для него подводной частью айсберга ― недоступной и непознанной. Преподаватель культурологии призван помочь вступающему в жизнь поколению приобщиться к скрытым от него тайнам культуры, понять ее истоки и закономерности развития. Без знания всего этого немыслимо стать человеком одухотворенным и всесторонне грамотным, одним словом, культурным.

Культурный человек ― культурен во всем. И только культурный способен стать по-настоящему преуспевающим.

Без культуры человек деградирует, становится дикарем или биороботом, неспособным чувствовать и переживать, восторгаться и созидать. Без культуры он вырастает, если не примитивным, то упрощенным, однолинейным, не способным к творчеству, фантазии, полету мысли. Без культуры он остается представителем живой природы, он даже не перестает быть одной шестимиллиардной частью челове-чества, но он бесполезен и не интересен для окружающих.

Без культуры, без ее глубоких проникновений в душу человека молодые специалисты, получившие высшее образование, не слишком отличались бы от электронных машин, имитирующих некоторые функции человека и выполняющих их значительно быстрее и надежнее.

Инновационная природа современной экономики требует соответ-ствующей системы образования, т.е. ориентации студентов не на узкую специализацию, а на подготовку специалистов по-возможности широкого профиля, наделенных знаниями и навыками, применимыми в разных областях, способных интегрироваться в современное сложное и многослойное общество в качестве человека, гражданина, созидателя.

В условиях радикальных преобразований общества серьезную опасность представляет так называемый "узкий экономизм", когда экономические, политические, социальные реформы проводятся специалистами "технического" профиля по некоторой умозрительной схеме и без учета социально-исторического контекста. Если вспомнить наше недавнее, уже в условиях независимости, прошлое, напрашивается вывод, что основные неудачи реформ, проводимых в обществе, в значительной степени обусловлены тем, что осуществлялись они не как часть целостной программы социокультурной трансформации восточно-европейской цивилизации, с учетом всех ее особенностей, а как некие автономные, оторванные от реальности и самодостаточные преобра-зования, во многом инициированные извне.

Потому, что узкий специалист "может только то, что может". Он даже не знает того, чего он не знает, и о незнании этого не догадывается, считая себя сведущим и полноценным (в смысле полноты своих знаний и широты эрудиции). Когда политический лидер, к примеру, строитель по специальности, начинает строить правовое государство, то, применяя известные ему строительные методы и технологии, он неизбежно "наломает дров". Когда то же самое делает председатель колхоза, результатом его усилий становится община, коллективная деревня, удаленная от магистральных путей научно-технического прогресса и демократии. Когда с молодым государством экспериментирует механик, пусть даже с приличными знаниями в области физики и математики, или бухгалтер-экономист… ― они, как и другие неспециалисты в сфере общественных, этнических и межличностных отношений, оказываются некомпетентными или недостаточно компетентными в вопросах права, идеологии, массовой психологии, способах формирования положительных общественных настроений и вообще управления крупномасштабными социальными процессами… Они видят эти явления и процессы искаженно ― сквозь призму узкопрофессиональных представлений, им ближе и понятней их специальные термины и законы. Решая общественные задачи, они оперирует не цивилизационными и, уж тем более, не социо-культурными категориями, а техническими конструкциями, строй-материалами, формулами, счетами и надоями. Отсюда ― и потребительский взгляд на людей. Отношения между общественными и политическими институтами они коряво переводят на "социальный язык" и так же примитивно применяют свои доморощенные знания на практике. Их дебит и кредит, процентные ставки, лизинги, ресурсы, прибавочная стоимость и прибыль, равно, как и законы Ома, Ньютона, термодинамики, сопротивления материалов… механистически "пере-водятся" в суверенитет, плюрализм, демократию, толерантность и прочие философско-политологические "премудрости", без которых, как они наивно полагают, на практике можно и обойтись. В результате такого "перевода" все происходит, как в сказке про старика Хоттабыча: создается телефонный аппарат, внешне ничем не отличимый от настоящего, только из цельного куска мрамора ― без внутренней электронной "начинки" ― и потому не функционирующий.

Так же и с обществом ― государи тщатся, "надувают щеки", воспаряют до небес, когда им "аплодирует" Европа или "оплот демократии" ― США…, а, в конце концов, каются в связи с крахом надежд и тщетностью предпринятых усилий, бесчисленными жертвами, которых, собственно, и быть не должно было. При этом, каждый из них, вполне возможно, состоялся бы как талантливый строитель, экономист или организатор производства, физик-атомщик, фермер, банкир…

Вопрос о "широте" и "узости" образования активно обсуждается сегодня специалистами во всем мире. Эта проблема актуальна в связи с фундаментальными процессами двоякого рода. К первым относятся: глобализация (в связи с ростом мирового спроса глобализирующейся экономики на специалистов, владеющих всей полнотой современных знаний); виртуализация, интернационализация и коммерциализация образования; "практизация науки", что способствует формированию мирового образовательного пространства, системы непрерывного дистанционного образования, последипломного (второго, третьего) образования, а также образования, полученного независимо от первоначального места учебы и конкретного вуза.

Ко второго рода процессам относится возрастание интегративных тенденций в научном познании. Они-то и обусловливают потребность в подготовке специалистов широкого профиля для эффективного управления "сверхбыстрой" экономикой и наукоемкими технологиями в информационном обществе. Важнейшими качествами специалиста-управленца в таком обществе являются инновационная восприимчивость и адаптационная приспособляемость к непрерывно меняющимся условиям.

В этой связи интересны идеи базового документа по вопросам перспектив образования в США на первые десятилетия XXI в. Это ― опубликованный в 1998г. доклад Комитета по науке Палаты представителей ("доклад Эйлера" ― председателя готовившей его комиссии). Красной нитью через доклад проходит мысль, что самым важным элементом научно-технической сферы являются люди, в ней работающие. Подчеркивается, что ввиду растущего выбора ролей в экономике и обществе требуются специалисты-универсалы, обладающие аналитическими способностями, будь то финансы, консалтинг, менеджмент, юриспруденция, патентное дело. На одном из слушаний комиссии доктор биологии К. Джонсон подчеркнула: "Существующая сегодня современная школа… слишком сконцентрирована на подготовке узких специалистов для рынка труда, на котором все больше требуются универсалы". Подобного рода высказывания характерны и для специалистов других стран Запада.

Таким образом, в системе высшего образования в настоящее время выделяются два подхода. Один из них, "узкий", сводимый к подготовке специалиста с теми навыками, которые на высоком профессиональном уровне обеспечивают выполнение производственных функций на рабочем месте. Такой функциональный подход явно не ориентирован на гуманитарные науки и тем более культурологию, как обязательный предмет. При втором подходе образование рассматривается как два параллельных и взаимосвязанных процесса: 1) подготовка того же специалиста, пускай, и не такой глубины, как в предыдущей системе, но обладающего знаниями в ряде смежных областей, и 2) формирование человека с современным широким кругозором, гражданина. В раскрытом, виде это звучит так: формирование человека, обладающего всесторонним инновационным и адаптационным потенциалом, способного интегри-роваться в социокультурную среду современного информационного общества и стать ее активным участником и созидателем.

Именно такой сложный и значимый для общества процесс формирования специалиста-универсала немыслим без изучения истории и теории человеческой культуры. В подтверждение обратимся к автору концепции философии техники в России ― выдающемуся российскому ученому П.К. Энгельмейеру: "Сколько вы его (т.е. инженера) ни начиняйте специальными познаниями, это будет ученый-ремесленник, пока вы ему не дадите гуманитарного взгляда на социально-экономические стороны его профессии".

Так что, суть дилеммы образования такова: либо узкий специалист, исполнитель, либо профессионал-универсал с широким взглядом на мир, знающий свое дело и, в то же время, способный грамотно руководить людьми и управлять социальными процессами, наладить взаимодействие с государственными структурами и общественными институтами, наконец, организовать собственное конкурентоспособное производство в системе внутригосударственного и международного разделения труда. В принципе, современной мировой экономике нужны специалисты как одного, так и другого типа, поэтому проблема представляет собой, скорее, не дилемму, а сочетание обоих типов высшей школы в определенной пропорции.

А комплекс гуманитарных наук, в том числе, культурология и другие дисциплины культурологического профиля (этика и эстетика, религиеведение, имиджелогия, культура общения и др.), благодаря своим функциям ― мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической и эвристической ― способствует развитию у будущего специалиста поискового мышления, расширению эрудиции и кругозора, пониманию логики и закономерностей социокультурных процессов, в которые он включен, формированию информационной базы для их прогнозирования, без чего сегодня невозможно обеспечить оптимальное развитие общества.

Специалисты-культурологи одесских вузов подготовили данное учебное пособие. Оно предназначено, прежде всего, студентам, но также всем, кто активно интересуется историей и теорией культуры, кто, как любой современный гармонично развитый человек, испытывает естественную потребность в том, чтобы постичь культуру других народов, мировую культуру в целом и культуру той молодой страны, в которой мы живем.

Авторский коллектив надеется, что учебное пособие окажется интересным и полезным, поможет приобщиться к БОЛЬШОЙ КУЛЬТУРЕ. Пусть полученные знания дадут силы для того, чтобы развить и умножить эту культуру, оставив свой след на Земле.

Алексей Черныш,

Академик Украинской академии наук,

доктор философских наук, профессор,

2009 г.

Культура это есть то, что позволяет

человеку чувствовать всей душой солидарность

с другими во времени и пространстве,

как с людьми своего поколения, так и с

умершими поколениями и с поколениями грядущими.

П. Ланжевен (французский физик)

Мир через Культуру.

Николай Рерих