Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
Человек всегда стремится к полезному, разумному и красивому. Культура в своих специфических образах и предметах вбирает в себя все это.
Уже первобытный человек рисовал, лепил из глины, вырезал из дерева и высекал из камня, облагораживал жилище и свой внешний облик. Каждая нация, каждая эпоха оставили свой заметный след в летописи человеческой культуры: египтяне ― величественные пирамиды, древние греки ― непревзойденные скульптуры и театр, итальянцы ― шедевры живописи, немцы ― чарующие звуки музыки, славяне ― загадочную чудотворную иконопись, французы ― неувядающую литературу и вечно изменчивую моду, американцы ― гениальные открытия в науке, японцы ― совершеннейшие образцы техники... Люди всегда пели и танцевали, слагали мифы и былины, мастерили все более совершенные орудия труда, мечтали и творили. Невозможно представить себе современное человечество без радио и телевидения, без кино, музеев и театров... без Лувра, Третьяковской галереи и Киево-Печерской Лавры, без великолепия современных городов, парков, архитектурных ансамблей.
Религия, наука, образование и искусство, включающие знания, накопленные человечеством за долгие тысячелетия, плоды труда миллиардов людей, которым суждено было прийти в этот мир и прожить в нем ярко и плодотворно, а также все материальные и духовные ценности составляют огромный массив КУЛЬТУРЫ человеческой цивилизации.
Человек слишком мал, по сравнению со всем человечеством, и составляет всего одну шестимиллиардную его часть. С высоты своей "величины" и за всю свою короткую жизнь ― за этот "миг между прошлым и будущим" ― он способен соприкоснуться лишь с незначительным пластом ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ. Все остальное может остаться для него подводной частью айсберга ― недоступной и непознанной. Преподаватель культурологии призван помочь вступающему в жизнь поколению приобщиться к скрытым от него тайнам культуры, понять ее истоки и закономерности развития. Без знания всего этого немыслимо стать человеком одухотворенным и всесторонне грамотным, одним словом, культурным.
Культурный человек ― культурен во всем. И только культурный способен стать по-настоящему преуспевающим.
Без культуры человек деградирует, становится дикарем или биороботом, неспособным чувствовать и переживать, восторгаться и созидать. Без культуры он вырастает, если не примитивным, то упрощенным, однолинейным, не способным к творчеству, фантазии, полету мысли. Без культуры он остается представителем живой природы, он даже не перестает быть одной шестимиллиардной частью челове-чества, но он бесполезен и не интересен для окружающих.
Без культуры, без ее глубоких проникновений в душу человека молодые специалисты, получившие высшее образование, не слишком отличались бы от электронных машин, имитирующих некоторые функции человека и выполняющих их значительно быстрее и надежнее.
Инновационная природа современной экономики требует соответ-ствующей системы образования, т.е. ориентации студентов не на узкую специализацию, а на подготовку специалистов по-возможности широкого профиля, наделенных знаниями и навыками, применимыми в разных областях, способных интегрироваться в современное сложное и многослойное общество в качестве человека, гражданина, созидателя.
В условиях радикальных преобразований общества серьезную опасность представляет так называемый "узкий экономизм", когда экономические, политические, социальные реформы проводятся специалистами "технического" профиля по некоторой умозрительной схеме и без учета социально-исторического контекста. Если вспомнить наше недавнее, уже в условиях независимости, прошлое, напрашивается вывод, что основные неудачи реформ, проводимых в обществе, в значительной степени обусловлены тем, что осуществлялись они не как часть целостной программы социокультурной трансформации восточно-европейской цивилизации, с учетом всех ее особенностей, а как некие автономные, оторванные от реальности и самодостаточные преобра-зования, во многом инициированные извне.
Потому, что узкий специалист "может только то, что может". Он даже не знает того, чего он не знает, и о незнании этого не догадывается, считая себя сведущим и полноценным (в смысле полноты своих знаний и широты эрудиции). Когда политический лидер, к примеру, строитель по специальности, начинает строить правовое государство, то, применяя известные ему строительные методы и технологии, он неизбежно "наломает дров". Когда то же самое делает председатель колхоза, результатом его усилий становится община, коллективная деревня, удаленная от магистральных путей научно-технического прогресса и демократии. Когда с молодым государством экспериментирует механик, пусть даже с приличными знаниями в области физики и математики, или бухгалтер-экономист… ― они, как и другие неспециалисты в сфере общественных, этнических и межличностных отношений, оказываются некомпетентными или недостаточно компетентными в вопросах права, идеологии, массовой психологии, способах формирования положительных общественных настроений и вообще управления крупномасштабными социальными процессами… Они видят эти явления и процессы искаженно ― сквозь призму узкопрофессиональных представлений, им ближе и понятней их специальные термины и законы. Решая общественные задачи, они оперирует не цивилизационными и, уж тем более, не социо-культурными категориями, а техническими конструкциями, строй-материалами, формулами, счетами и надоями. Отсюда ― и потребительский взгляд на людей. Отношения между общественными и политическими институтами они коряво переводят на "социальный язык" и так же примитивно применяют свои доморощенные знания на практике. Их дебит и кредит, процентные ставки, лизинги, ресурсы, прибавочная стоимость и прибыль, равно, как и законы Ома, Ньютона, термодинамики, сопротивления материалов… механистически "пере-водятся" в суверенитет, плюрализм, демократию, толерантность и прочие философско-политологические "премудрости", без которых, как они наивно полагают, на практике можно и обойтись. В результате такого "перевода" все происходит, как в сказке про старика Хоттабыча: создается телефонный аппарат, внешне ничем не отличимый от настоящего, только из цельного куска мрамора ― без внутренней электронной "начинки" ― и потому не функционирующий.
Так же и с обществом ― государи тщатся, "надувают щеки", воспаряют до небес, когда им "аплодирует" Европа или "оплот демократии" ― США…, а, в конце концов, каются в связи с крахом надежд и тщетностью предпринятых усилий, бесчисленными жертвами, которых, собственно, и быть не должно было. При этом, каждый из них, вполне возможно, состоялся бы как талантливый строитель, экономист или организатор производства, физик-атомщик, фермер, банкир…
Вопрос о "широте" и "узости" образования активно обсуждается сегодня специалистами во всем мире. Эта проблема актуальна в связи с фундаментальными процессами двоякого рода. К первым относятся: глобализация (в связи с ростом мирового спроса глобализирующейся экономики на специалистов, владеющих всей полнотой современных знаний); виртуализация, интернационализация и коммерциализация образования; "практизация науки", что способствует формированию мирового образовательного пространства, системы непрерывного дистанционного образования, последипломного (второго, третьего) образования, а также образования, полученного независимо от первоначального места учебы и конкретного вуза.
Ко второго рода процессам относится возрастание интегративных тенденций в научном познании. Они-то и обусловливают потребность в подготовке специалистов широкого профиля для эффективного управления "сверхбыстрой" экономикой и наукоемкими технологиями в информационном обществе. Важнейшими качествами специалиста-управленца в таком обществе являются инновационная восприимчивость и адаптационная приспособляемость к непрерывно меняющимся условиям.
В этой связи интересны идеи базового документа по вопросам перспектив образования в США на первые десятилетия XXI в. Это ― опубликованный в 1998г. доклад Комитета по науке Палаты представителей ("доклад Эйлера" ― председателя готовившей его комиссии). Красной нитью через доклад проходит мысль, что самым важным элементом научно-технической сферы являются люди, в ней работающие. Подчеркивается, что ввиду растущего выбора ролей в экономике и обществе требуются специалисты-универсалы, обладающие аналитическими способностями, будь то финансы, консалтинг, менеджмент, юриспруденция, патентное дело. На одном из слушаний комиссии доктор биологии К. Джонсон подчеркнула: "Существующая сегодня современная школа… слишком сконцентрирована на подготовке узких специалистов для рынка труда, на котором все больше требуются универсалы". Подобного рода высказывания характерны и для специалистов других стран Запада.
Таким образом, в системе высшего образования в настоящее время выделяются два подхода. Один из них, "узкий", сводимый к подготовке специалиста с теми навыками, которые на высоком профессиональном уровне обеспечивают выполнение производственных функций на рабочем месте. Такой функциональный подход явно не ориентирован на гуманитарные науки и тем более культурологию, как обязательный предмет. При втором подходе образование рассматривается как два параллельных и взаимосвязанных процесса: 1) подготовка того же специалиста, пускай, и не такой глубины, как в предыдущей системе, но обладающего знаниями в ряде смежных областей, и 2) формирование человека с современным широким кругозором, гражданина. В раскрытом, виде это звучит так: формирование человека, обладающего всесторонним инновационным и адаптационным потенциалом, способного интегри-роваться в социокультурную среду современного информационного общества и стать ее активным участником и созидателем.
Именно такой сложный и значимый для общества процесс формирования специалиста-универсала немыслим без изучения истории и теории человеческой культуры. В подтверждение обратимся к автору концепции философии техники в России ― выдающемуся российскому ученому П.К. Энгельмейеру: "Сколько вы его (т.е. инженера) ни начиняйте специальными познаниями, это будет ученый-ремесленник, пока вы ему не дадите гуманитарного взгляда на социально-экономические стороны его профессии".
Так что, суть дилеммы образования такова: либо узкий специалист, исполнитель, либо профессионал-универсал с широким взглядом на мир, знающий свое дело и, в то же время, способный грамотно руководить людьми и управлять социальными процессами, наладить взаимодействие с государственными структурами и общественными институтами, наконец, организовать собственное конкурентоспособное производство в системе внутригосударственного и международного разделения труда. В принципе, современной мировой экономике нужны специалисты как одного, так и другого типа, поэтому проблема представляет собой, скорее, не дилемму, а сочетание обоих типов высшей школы в определенной пропорции.
А комплекс гуманитарных наук, в том числе, культурология и другие дисциплины культурологического профиля (этика и эстетика, религиеведение, имиджелогия, культура общения и др.), благодаря своим функциям ― мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической и эвристической ― способствует развитию у будущего специалиста поискового мышления, расширению эрудиции и кругозора, пониманию логики и закономерностей социокультурных процессов, в которые он включен, формированию информационной базы для их прогнозирования, без чего сегодня невозможно обеспечить оптимальное развитие общества.
Специалисты-культурологи одесских вузов подготовили данное учебное пособие. Оно предназначено, прежде всего, студентам, но также всем, кто активно интересуется историей и теорией культуры, кто, как любой современный гармонично развитый человек, испытывает естественную потребность в том, чтобы постичь культуру других народов, мировую культуру в целом и культуру той молодой страны, в которой мы живем.
Авторский коллектив надеется, что учебное пособие окажется интересным и полезным, поможет приобщиться к БОЛЬШОЙ КУЛЬТУРЕ. Пусть полученные знания дадут силы для того, чтобы развить и умножить эту культуру, оставив свой след на Земле.
Алексей Черныш,
Академик Украинской академии наук,
доктор философских наук, профессор,
2009 г.
Культура ― это есть то, что позволяет
человеку чувствовать всей душой солидарность
с другими во времени и пространстве,
как с людьми своего поколения, так и с
умершими поколениями и с поколениями грядущими.
П. Ланжевен (французский физик)
Мир через Культуру.
Николай Рерих
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской