III.1. Общая характеристика культуры средних веков
Понятие Средневековья, географические и хронологические рамки.
Средневековый теоцентризм.
Общие черты культуры Средневековья.
Основные понятия: Средневековье, теоцентризм, сакрализация, монотеизм, догматизм, символизм, иконография.
1. Первоначально Средними Веками или эпохой Средневековья называли исключительно тысячелетний период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем ― с V по ХV века.
термин "Средние Века" впервые был употреблен в Италии в ХV-ХVI вв. в среде гуманистов эпохи Возрождения. С самого момента возникновения ему был присущ негативно-пренебрежительный оттенок. Длительное время такие эпитеты, как "темные века", "пропасть", "перерыв в поступательном развитии цивилизации" характеризовали отношение к этой удивительной и во многом непостижимой для нас эпохи. Термин "Средневековье" стал едва ли не синонимом отсталости и бескультурья, утвердившихся после гибели блестящей цивилизации классической древности. Немецкий философ Г.Гегель, к примеру, называл Средневековье "своеобразным типом варварства".
Однако уже романтики ХIХ века и представители христианского персонализма (религиозно-идеалистического течения в философии конца ХIХ - нач. ХХ вв.) высоко оценивали роль европейского Средневековья в истории культуры. Они справедливо считали эту эпоху, с ее не похожей ни на какую другую системой ценностей и идеалов, едва ли не самым плодотворным периодом духовно-культурного подъема в мировой истории, оставившим яркий след в самых разных сферах человеческой культуры ― образовании и философии, научном познании и искусстве, политике и морали.
Позже, когда культурологи выделили наиболее характерные черты средневекового типа культуры, расширилось смысловое поле этого понятия.
В современной культурологии под культурой средневековья понимают общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени. Важнейшей специфической чертой культуры данного типа является господствующая роль религии и религиозного мировоззрения в жизни общества.
Эпоха Средневековья ― это период становления национально-государственного типа культуры, для которого характерны идеологическое и стилевое единообразие и государственное управление культурным процессом, при сохранении национальной и этнической самобытности народной культуры.
Для разных регионов, государств и народов Средневековье имеет различные хронологические рамки:
Западноевропейское Средневековье ― V-ХV вв. (в Италии до ХIV в.);
в Северной Европе Средневековье затянулось до ХVI в.;
культура Византии ― V-ХV вв.;
Средневековье на Руси ― с кон. Х - до кон. ХVII вв.;
в странах Восточной Азии ― с III-VI по ХVI-ХVIII вв., а в ряде стран вплоть до нач. ХХ в.;
мусульманское Средневековье ― с нач. VII в. и во многих мусульманских странах ― вплоть до нашего времени.
Сегодня, при изучении особенностей предыдущих культурно-исторических эпох, культур разных стран и народов, нас не перестают изумлять универсальность и энциклопедичность знаний лучших представителей средневекового общества, и это особо поразительно на фоне всеобщей малограмотности.
М ы не можем не признать значительный вклад философов-богословов и зодчих Средневековой Европы, арабских ученых и поэтов, византийских и русских иконописцев, индийских мудрецов и ваятелей, китайских целителей и изобретателей в сокровищницу культурного наследия человечества.
В основе средневековых представлений о мироздании лежали разные, порой весьма далекие от современных научных знаний, "картины мира" (как например, господ-ствовавшая в христианском мире "геоцентрическая система" [от греч. gё ― земля] греческого ученого Птолемея, согласно которой земля являлась центром мироздания), и в Европе, и на Востоке всегда были ученые, приближавшиеся к истине и даже осмели-вавшиеся открыто заявлять об этом.
2. Главной особенностью культуры Средневековья следует считать доминирование религии и религиозного мировоззрения в жизни общества. являясь культурной доминантой, религия оказывала огромное влияние практически на все сферы и стороны социальной и личной жизни. Это в одинаковой мере присуще как культурам Восточной Азии, в основе духовной жизни которых лежали политеистические верования (многобожие), так и христианской Европе и исламскому миру, исповедовавшим монотеизм ― единобожие.
Безусловный авторитет Церкви способствовал процессу сакрализации [от лат. saсer ― священный] ― т.е. вовлечения в сферу религиозного влияния всех слоев общества, их сознания, деятельности, социальных отношений и институтов. Отсюда ― приоритет культового искусства, богословского образования; жесткий контроль со стороны религии за научными исследованиями (вплоть до преследования и уничтожения ученых); активное участие религиозных институтов в политике и управлении государством, регулировании семейных и социальных отношений.
Средневековое мировоззрение базируется на принципе теоцентризма, когда центральной фигурой мироздания и источником всякого блага выступает Бог. Так, в отличие от античной философии, где человек считался "мерилом всех вещей", в средневековой христианской картине мира образ Бога довлеет над человеком, являясь для него высшим авторитетом и высшей ценностью, а служение и уподобление Ему рассматривается как основа и образец нравственности.
Бог выступает и в роли единственного истинного Творца, не только создающего мироздание, но и продолжающего преобразовывать мир руками своего детища ― человека. Последнему же остается только следовать предначертанным ему путем, исполняя волю своего Создателя и прославляя Его своими деяниями.
Средневековье ― эпоха наиболее жесткого ограничения свободы воли человека. Мусульманская [от араб. муслим ― покорность] идея предопределенности Бытия, обуславливающего всю жизнь людей еще до их рождения, конфуцианская этика, сковывавшая каждый шаг человека строго прописанными ритуалами ― т.н. "китайскими церемониями", христианское учение о происках Дьявола, толкающего человека на путь греха, и неизбежности возмездия в виде адских мучений за отступление от единственно верного пути, предписанного Церковью, твердо стояли на страже суровой средневековой морали.
Строгие ограничения во многом сковывали свободу творчества. Яркий пример тому ― жесткие каноны христианской иконографии, регламентировавшие композиционное строение иконы, выбор сюжетов, цветов, поз, антуража. Тем более ценными сегодня представляются шедевры средневекового искусства, архитектуры, литературы, философской мысли, ставшие, несмотря на жесткие рамки, в которых вынуждены были творить их авторы, выдающимися памятниками мировой культуры.
И действительно, при всем уважении к деятелям Возрождения, можно ли, глядя, к примеру, на чудо "пламенеющей" готики ― Миланский собор, 1) согласиться с их утверждением о том, что готическое искусство ― искусство варварское, примитивное, а Средневековье ― провал в культурной истории, или поверить в то, что фантазия его создателей прозябала в тесных рамках запретов и жестких ограничений?!!
3. Культурам Средневековья, при всем их многообразии, в той или иной мере присущи общие для всех черты, позволяющие столь разные, на первый взгляд, культурные системы отнести к одному типу:
средневековые государства в большинстве своем ― это общества с феодальным устройством. Так, в средневековой Европе феодал, владеющий землей являлся, в свою очередь, вассалом (подданным) вышестоящего феодала
― сюзерена; на вершине социальной иерархии стоял монарх ― король, император, а в самом низу ― практически бесправные крестьяне и простолюдины;
доминирующая роль религии во всех сферах жизни общества;
теоцентризм;
традиционализм и идейная нетерпимость к любому инакомыслию ― достаточно вспомнить деятельность института Святой инквизиции в Европе, пресекавшей на корню любое проявление свободомыслия; выражавшийся в ревностном отношении к традициям, обычаям, установившемуся порядку. Средневековые общества отличает высокая степень консерватизма, тормозящего прогрессивные процессы и явления в культуре. Средневековое общество настороженно относится к любому новаторству, считал его проявлением гордыни, особенно к научным поискам, не терпящим, как известно, рутины;
каноничность ― ограничение свободы творчества жестко установленными рамками и канонами;
анонимность культуры, обусловленная тем, что единственным истинным творцом признавался Бог (боги), стала причиной того, что до нас не дошли имена создателей большинства выдающихся памятников средне-вековой культуры ― архитекторов, художников, изобретателей;
______________________
1) Миланский собор Дуомо (1386-1856) ― самый крупный и помпезный из шедевров "пламенеющей" готики (наивысшего взлета готического искусства), фантасмагорический лес колонн, изваяний, шпилей, скульптур, чудовищ ― 3400 статуй, 96 огромных химер, на 80-метровой высоте! И над всем этим ― символ Милана ― Золотая Мадонна, венчающая центральный портал.
средневековому сознанию присущ догматизм, опирающийся на незыблемые догмы [греч. dogma, dogmatos ― положения, принимаемые за непререкаемую истину], непреложность системы ценностей и норм, без учета конкретных условий и динамики развития;
ретроспективность ― верность и обращение к идеалам прошлого: "чем древнее, тем подлинней";
дидактизм ― поучительность, наставительность [от греч. didakticos поучительный] в самых разных областях культуры ― от религиозных проповедей и философских трактатов до выступлений уличных актеров;
символизм, как иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности.
Названная своими амбициозными последователями "темными веками", "варварской культурой", эпоха Средневековья, тем не менее, остается уникальной и во многом непостижимой. При всех своих противоречиях, это ― в первую очередь, эпоха беспримерного духовного подвижничества, давшая человечеству колос-сальный духовный запас, на котором выросло европейское Возрождение, и смогла развернуться культура нового Времени. А для многих стран и народов, особенно на Востоке, она и сейчас остается неисчерпа-емым источником духовной силы, в немалой степени определяя сегодня-шнюю культурную реальность.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской