logo
УЧЕБНИК для студентов

III.1. Общая характеристика культуры средних веков

  1. Понятие Средневековья, географические и хронологические рамки.

  2. Средневековый теоцентризм.

  3. Общие черты культуры Средневековья.

Основные понятия: Средневековье, теоцентризм, сакрализация, монотеизм, догматизм, символизм, иконография.

1. Первоначально Средними Веками или эпохой Средневековья называли исключительно тысячелетний период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем ― с V по ХV века.

термин "Средние Века" впервые был употреблен в Италии в ХV-ХVI вв. в среде гуманистов эпохи Возрождения. С самого момента возникновения ему был присущ негативно-пренебрежительный оттенок. Длительное время такие эпитеты, как "темные века", "пропасть", "перерыв в поступательном развитии цивилизации" характеризовали отношение к этой удивительной и во многом непостижимой для нас эпохи. Термин "Средневековье" стал едва ли не синонимом отсталости и бескультурья, утвердившихся после гибели блестящей цивилизации классической древности. Немецкий философ Г.Гегель, к примеру, называл Средневековье "своеобразным типом варварства".

Однако уже романтики ХIХ века и представители христианского персонализма (религиозно-идеалистического течения в философии конца ХIХ - нач. ХХ вв.) высоко оценивали роль европейского Средневековья в истории культуры. Они справедливо считали эту эпоху, с ее не похожей ни на какую другую системой ценностей и идеалов, едва ли не самым плодотворным периодом духовно-культурного подъема в мировой истории, оставившим яркий след в самых разных сферах человеческой культуры ― образовании и философии, научном познании и искусстве, политике и морали.

Позже, когда культурологи выделили наиболее характерные черты средневекового типа культуры, расширилось смысловое поле этого понятия.

В современной культурологии под культурой средневековья понимают общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени. Важнейшей специфической чертой культуры данного типа является господствующая роль религии и религиозного мировоззрения в жизни общества.

Эпоха Средневековья ― это период становления национально-государственного типа культуры, для которого характерны идеологическое и стилевое единообразие и государственное управление культурным процессом, при сохранении национальной и этнической самобытности народной культуры.

Для разных регионов, государств и народов Средневековье имеет различные хронологические рамки:

Сегодня, при изучении особенностей предыдущих культурно-исторических эпох, культур разных стран и народов, нас не перестают изумлять универсальность и энциклопедичность знаний лучших представителей средневекового общества, и это особо поразительно на фоне всеобщей малограмотности.

М ы не можем не признать значительный вклад философов-богословов и зодчих Средневековой Европы, арабских ученых и поэтов, византийских и русских иконописцев, индийских мудрецов и ваятелей, китайских целителей и изобретателей в сокровищницу культурного наследия человечества.

В основе средневековых представлений о мироздании лежали разные, порой весьма далекие от современных научных знаний, "картины мира" (как например, господ-ствовавшая в христианском мире "геоцентрическая система" [от греч. gё ― земля] греческого ученого Птолемея, согласно которой земля являлась центром мироздания), и в Европе, и на Востоке всегда были ученые, приближавшиеся к истине и даже осмели-вавшиеся открыто заявлять об этом.

2. Главной особенностью культуры Средневековья следует считать доминирование религии и религиозного мировоззрения в жизни общества. являясь культурной доминантой, религия оказывала огромное влияние практически на все сферы и стороны социальной и личной жизни. Это в одинаковой мере присуще как культурам Восточной Азии, в основе духовной жизни которых лежали политеистические верования (многобожие), так и христианской Европе и исламскому миру, исповедовавшим монотеизм ― единобожие.

Безусловный авторитет Церкви способствовал процессу сакрализации [от лат. saсer ― священный] ― т.е. вовлечения в сферу религиозного влияния всех слоев общества, их сознания, деятельности, социальных отношений и институтов. Отсюда ― приоритет культового искусства, богословского образования; жесткий контроль со стороны религии за научными исследованиями (вплоть до преследования и уничтожения ученых); активное участие религиозных институтов в политике и управлении государством, регулировании семейных и социальных отношений.

Средневековое мировоззрение базируется на принципе теоцентризма, когда центральной фигурой мироздания и источником всякого блага выступает Бог. Так, в отличие от античной философии, где человек считался "мерилом всех вещей", в средневековой христианской картине мира образ Бога довлеет над человеком, являясь для него высшим авторитетом и высшей ценностью, а служение и уподобление Ему рассматривается как основа и образец нравственности.

Бог выступает и в роли единственного истинного Творца, не только создающего мироздание, но и продолжающего преобразовывать мир руками своего детища ― человека. Последнему же остается только следовать предначертанным ему путем, исполняя волю своего Создателя и прославляя Его своими деяниями.

Средневековье ― эпоха наиболее жесткого ограничения свободы воли человека. Мусульманская [от араб. муслим ― покорность] идея предопределенности Бытия, обуславливающего всю жизнь людей еще до их рождения, конфуцианская этика, сковывавшая каждый шаг человека строго прописанными ритуалами ― т.н. "китайскими церемониями", христианское учение о происках Дьявола, толкающего человека на путь греха, и неизбежности возмездия в виде адских мучений за отступление от единственно верного пути, предписанного Церковью, твердо стояли на страже суровой средневековой морали.

Строгие ограничения во многом сковывали свободу творчества. Яркий пример тому ― жесткие каноны христианской иконографии, регламентировавшие композиционное строение иконы, выбор сюжетов, цветов, поз, антуража. Тем более ценными сегодня представляются шедевры средневекового искусства, архитектуры, литературы, философской мысли, ставшие, несмотря на жесткие рамки, в которых вынуждены были творить их авторы, выдающимися памятниками мировой культуры.

И действительно, при всем уважении к деятелям Возрождения, можно ли, глядя, к примеру, на чудо "пламенеющей" готики ― Миланский собор, 1) согласиться с их утверждением о том, что готическое искусство ― искусство варварское, примитивное, а Средневековье ― провал в культурной истории, или поверить в то, что фантазия его создателей прозябала в тесных рамках запретов и жестких ограничений?!!

3. Культурам Средневековья, при всем их многообразии, в той или иной мере присущи общие для всех черты, позволяющие столь разные, на первый взгляд, культурные системы отнести к одному типу:

сюзерена; на вершине социальной иерархии стоял монарх ― король, император, а в самом низу ― практически бесправные крестьяне и простолюдины;

анонимность культуры, обусловленная тем, что единственным истинным творцом признавался Бог (боги), стала причиной того, что до нас не дошли имена создателей большинства выдающихся памятников средне-вековой культуры ― архитекторов, художников, изобретателей;

______________________

1) Миланский собор Дуомо (1386-1856) ― самый крупный и помпезный из шедевров "пламенеющей" готики (наивысшего взлета готического искусства), фантасмагорический лес колонн, изваяний, шпилей, скульптур, чудовищ ― 3400 статуй, 96 огромных химер, на 80-метровой высоте! И над всем этим ― символ Милана ― Золотая Мадонна, венчающая центральный портал.

Названная своими амбициозными последователями "темными веками", "варварской культурой", эпоха Средневековья, тем не менее, остается уникальной и во многом непостижимой. При всех своих противоречиях, это ― в первую очередь, эпоха беспримерного духовного подвижничества, давшая человечеству колос-сальный духовный запас, на котором выросло европейское Возрождение, и смогла развернуться культура нового Времени. А для многих стран и народов, особенно на Востоке, она и сейчас остается неисчерпа-емым источником духовной силы, в немалой степени определяя сегодня-шнюю культурную реальность.