IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
Культурно-исторический тип ― Новое Время.
Предпосылки формирования эпохи Барокко.
Особенности барокко как художественного стиля.
Эпоха Барокко в России.
Украинское барокко.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Новое Время, секуляризация, рационализм, гео- и гелиоцентрическая картины мира, эпоха Барокко, всеобъемлющий стиль, эклектика, "казацкое барокко".
1. Произошедший в конце Средневековья, кризис стимулировал две духовные революции: Ренессанс ― "революцию верхов, элиты", которая получила свою реализацию в народе в виде "смеховой" культуры, и Реформацию ― "народную революцию", которая в среде культурной элиты реализовалась в тонких духовных ценностях и высокой нравственности в противовес настроениям, царившим в тогдашней католической церкви.
На этой основе сформировался новый культурно-исторический тип, объединивший XVII, XVIII и XIX века ― культура Нового Времени.
Таким образом, Возрождение, которое представляется нам самоценной и самодостаточной культурно-исторической эпохой, некоторые культурологи склонны рассматривать как переходный этап к культуре Нового Времени.
Каждый из трех веков культуры Нового Времени представляет собой относительно самостоятельный культурно-исторический период:
XVII век ― эпоха Барокко;
XVIII век ― эпоха Просвещения;
XIX век ― эпоха научно-технических революций.
При этом можно выделить характерные особенности, присущие культуре Нового времени в целом:
окончательное утверждение капиталистических отношений в обществе и человека нового ― протестантского типа;
секуляризация ― освобождение общественного сознания и общественной жизни, интеллектуальной деятельности и художественного творчества от церковного влияния. Если в Средние Века мир сакральный (божественный) был выше мира профанного (земного), если до этого все сферы жизни были пронизаны духом божественного, то теперь утвердилась идея: "я ― человек, и ничто человеческое мне не чуждо";
сциентизм [от лат. scientia ― знание, наука] ― окончательное утверждение научного мировоззрения и главенствующей роли науки в социокультурном прогрессе человечества. Вместе с заменой геоцентрической модели мироздания гелиоцентрической приходит осознание того, что и человек ― не центр мироздания, как это считали древние греки, а следом за ними, и деятели Возрождения;
рационализм [от лат. rationalis ― разумный] и реалистичность мировосприятия ― признание разума решающим и даже единственным источником истинного знания;
изменение системы образования, ставшего более доступным, более светским, в основу которого была положена научная картина мира;
эпоха географических открытий символизировала "разрыв" вертикальной связи между миром людей и Богом, перераставший в развитие связей по горизонтали ― человек "оглядывается" вокруг, становится "господином" Земли и начинает активно ее осваивать;
динамизм культуры: каждый век этого культурно-исторического этапа ― своеобразный культурный скачок. Возьмем, к примеру, научно-техническую сферу: XVII век ― взрыв теоретических научных знаний в Европе, открытия в области биологии, медицины и особенно математики; XVIII в. ― рост социальных наук; XIX в. ― революционное развитие техники и технологий;
новаторство и перспективность ― культура все более устремлена в будущее, ориентируясь на профанный мир. Появляется пренебрежение к опыту предыдущих поколений, стремление противостоять традициям, что предопределило многие нравственные проблемы современного человека;
стилевое многообразие в художественной культуре;
утверждение либерально-демократических ценностей, во многом обусловленное повышением доступности образования. Когда человек образован, у него появляется "собственное мнение", стремление к отстаиванию своих прав, а это, в свою очередь, ведет к утверждению индивидуализма;
культура Нового Времени стала единственным типом подлинно западноевропейской культуры и европейского типа мировоззрения. Отсюда ― присущий этой эпохе евроцентризм.
2. Эпоха Барокко (XVII век) ― одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью, эмоциональной напряженностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Это ― не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIII в.), а значительная самостоятельная фаза в развитии европейской культуры.
В начале XVII века культурно-историческому типу Средневековья еще не пришло на смену целостное созревшее новое. Отшумела эпоха Возрождения, отгремела эпоха Реформации, в результате которых не столько сформировалось новое, сколько было разрушено многое из старого. И на этих обломках в муках и тревоге стало вырастать нечто, что в последствии назовут барокко.
Существует несколько версий происхождения термина "барокко":
от итальянского "baruecco" ― жемчужина неправильной формы;
"baroco" ― одна из форм религиозно-догматического рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином;
от итальянского "barocco" ― грубый, неуклюжий, вычурный.
В XVIII веке термин приобрел значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В середине XIX века барокко начинают рассматривать как исторический стиль, закономерный этап в развитии искусства позднего Возрождения.
В конце XIX века происходит настоящее "открытие" барокко. За этой эпохой признали право на существование как особого художественного явления, самостоятельного целостного художественного стиля, проявившегося в самых разных областях культуры.
В начале XX столетия пробуждается интерес к местным национальным вариантам барокко, устанавливаются исторические границы эпохи, ее периодизация.
Для нашей современности, смутной, неопределенной, сверхдинамичной, жаждущей стабильности и упорядоченности, эпоха Барокко необычайно близка по духу.
При всей неравномерности культурного развития разных стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных философских, художественных школ), есть нечто общее, что их роднит, и это общее лежит в области мироощущения и миропонимания. Рассмотрим те изменения переходного периода, которые стали идеологическим и мировоззренческим основанием культуры эпохи Барокко.
В XVII веке все европейские страны развиваются в одном направлении ― от феодализма к капитализму, правда, характер развития был резко неравномерным и нередко принимал остродраматические формы. Именно с этого времени впервые намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.
Раскол западной христианской церкви на протестантов и католиков, борьба вероучений, отражающих интересы разных классов (католицизм выражал феодальные интересы, протестантизм ― буржуазные), привели к еще большему ослаблению духовной силы религии, ее влияния на разные сферы культуры, противопоставлению духовной и светской культуры.
На смену целостности и гармонии, свойственным мироощущению эпохи Возрождения, приходит новый тип мироощущения, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию. Мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В философии разгорается противоборство диаметрально противоположных учений и принципов ― идеалистического (метафизика Декарта) и материалистического (материализм Гоббса, Локка, Бэкона).
Гуманизм эпохи Возрождения трансформируется в новую мировоззренческую установку ― "трагический гуманизм". Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни; обостряется ощущение трагических противоречий и проблемности существования человека в обществе и мире; происходит "расслоение" человека, привыкшего осознавать себя неотъемлемой частью своей социальной общности, на частного и родового, личностного и сословного.
Все эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи (обыденного и философского самосознания, художественного мышления), формируя типично барочную картину мира.
Барочный мир неустойчив, соткан из контрастов, подвержен стремительным и трудноуловимым преображениям. Личность человека (по меткому выражению Пауля Флеминга, немецкого поэта эпохи барокко) ― "одновременно нечто и ничто". Все зависит от внешних воздействий, от природы, окружения, людской массы. Судьба неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать ― до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Случайность и хаос управляют Вселенной. В этом хаосе рождается и трагическое, и чудесно-мистическое, ярко и колоритно отражаясь в импульсивном и динамичном барочном искусстве.
Таким образом, о барокко можно говорить и как о культурологической эпохе, и как о всеобъемлющем стиле в художественном отражении мира.
3. Появление барокко как стилевого направления связано, в первую очередь, с католической Италией. Зрелищность стиля стала "приманкой", служащей целям возврата паствы в лоно теряющей авторитет католической церкви.
Со временем стиль "выплеснулся" за пределы Италии, распространив-шись по всей Европе, и стал отражением глубинных не только религиозных, но и политических, экономических и социальных перемен.
Специфическими чертами стиля барокко являются:
вычурная декоративность, пышность, орнаментализм, "боязнь пусто-ты", приводящая к перегруженности деталями и декоративными эффектами;
красочность, насыщенность цветовой палитры;
повышенная эмоциональная напряженность и экспрессивность;
предпочтение драматическим и трагическим образам и сюжетам ― так, например, религиозная тематика раскрывается через сцены, связанные с мученичеством, чудесами и видениями;
парадоксальность [от греч. paradoxos ― странный, неожиданный], а в определенной мере и эклектизм выражены в "созвучии несозвучного". Под эклектикой [от греч. eclektikos ― выбирающий] понимается гармоничное сочетание разнородных стилевых элементов;
динамизм, яркая контрастность образов;
сложность форм, линии плавного, текучего излома, пришедшие на смену геометрической правильности и лаконичности линий Ренессанса.
Для барокко характерно то, что произведения искусства, выполненные в этом стиле "активно стремятся соединиться с другими" (художественными формами), мастер этой эпохи мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно.
архитектурА барокко представлена помпезными парковыми и дворцовыми комплексами, храмами и общественными постройками, для которых характерны пространственный размах, массивность, праздничность, нагруженность формы орнаментальным декором.
Яркими примерами барочной архитектуры XVII в. являются церковь Сант Иво в Риме (зодчий Борромини), грандиозная колоннада собор св. Петра, завершившая оформление гигантской площади по проекту скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
В интерьере ведущим становится эмоционально активный кроваво-красный цвет, используется большое количество позолоты. Стены, потолки обильно украшаются фресковой росписью, картинами, скульптурным декором, декоративными тканями.
Соответствуют духу эпохи и богато декорированные мебель, светильники, посуда, экипажи и другие предметы декоративно-прикладного ис-кусства.
Синонимом устойчивости занимаемого места в мире и положения в обществе выступают роскошь и богатство. Даже государственные мужи и серьезные ученые облачаются в пышные парики, сложно скроенные и перегруженные бантами, кружевами и лентами костюмы.
Монументальная барочная скульптура связана с архитектурной средой, во многом подчинена общему декоративному замыслу, хотя имеет и самоценное значение. Фасады зданий, окружающее и внутреннее пространство заполняются множеством статуй.
Скульптура этой эпохи отличается значительностью идей и высокой степенью обобщения, стирает индивидуальность. Все ― от мученического выражения лица персонажа, до линии изгиба, складки ткани, декоративных элементов ― все направлено исключительно на подчеркивание эмоциональных переживаний. Форма во многом преобладает над содержательными мотивами, эмоции ― над рационализмом, поэтому произведения искусства будят в зрителе сомнения, страсти, которые лишены индивидуализма и являются универсальными для всех.
Скульптурные композиции Бернини, такие как "Экстаз святой Терезы" (тема, к которой скульптор возвращался не раз), "Аполлон и Дафна" и др. ― истинные шедевры барочного искусства.
В живописи во многом происходит отказ от прямолинейной перспективы для подчеркивания "бесконечности" пространства.
Основные живописные сюжеты ― сцены из Священного писания, мифологические сцены, парадные портреты, насыщенные натюрморты и пейзажи. Сюжеты, как правило, трагичны, композиция перегружена множеством фигур, предметов и деталей. Преобладание чувств над разумом, проблемы жизни и смерти, бурная динамика, восхищение физической силой и красотой тела характерны для самых драматических произведений.
В композиции зачастую отсутствует центральная фигура, человек-герой смещен с пьедестала, мир живописи отражает грандиозный круговорот жизни, отдельные фигуры в котором трудноопределяемы.
Предтечей живописи барокко можно считать итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Полотна этого мастера отличает простота композиции, выраженный контраст света и тени, драматизм сюжетов, которые обращены к основным жизненным коллизиям: проблемам верности и предательства, жизни и смерти, вечной борьбы Добра и Зла.
Так, на картине "Взятие Христа под стражу", бывшей украшением экспозиции музея Западного и Восточного искусства г.Одессы (похищена в 2008 г.), зритель видел не божество, а страдающего, преданного всеми человека, судьба которого определена неизбежностью мучений и принята им самим.
Караваджо также часто обращается к реалистическим сюжетам народного быта. В результате появляется целое течение в живописи ― караваджизм.
XVII столетие отмечено становлением национальных художественных школ.
Во Фландрии (современная Бельгия) центральная фигура в живописи ― Питер Пауль Рубенс. Современники называли его "королем художников и художником королей". Характерные для барокко патетика, бурное движение, декоративный блеск, богатый колорит неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие с креста", "Персей и Андромеда"), историко-аллегорические (цикл "История Марии Медичи"), проникнутые ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни, полные живого обаяния портреты ― часть золотого фонда мировой культуры.
Наряду с итальянской, фламандской, голландской, французской, очень влиятельной художественной школой была испанская. В творчестве испанских художников особое место занимают религиозные сюжеты, ведь Испания ― классическая страна католицизма. Начало века ознаменовано творчеством Эль Греко, работы которого ("Святое семейство", "Моление о чаше", "Распятие") отличаются ярко выраженным своеобразием.
Самый выдающийся художник "Золотого испанского века" ― Диего Веласкес, кисти которого принадлежат острохарактерные портреты, в том числе, представителей королевского дома, групповой потрет придворных дам "Менины", выразительные религиозные и мифологические сюжеты, правдивые, опоэтизированные им сцены труда.
Однако творчество Веласкеса нельзя однозначно отнести к барочному или любому другому стилю. В не меньше мере его можно считать представителем реалистического направления. Современники даже называли Веласкеса "художником Истины" ― Истины с большой буквы. А его "Венеру с зеркалом" ― первое в консервативном испанском искусстве изображение обнаженного женского тела ― можно считать великолепным образцом раннего классицизма.
Эмоциональность и экспрессивность эпохи Барокко ярко вспыхнула в таком виде искусства как литература.
Испанский творец мирового масштаба Сервантес своим главным романом "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" перекидывает мост между литературой Возрождения и барокко.
А другой испанский писатель ― драматург Лопе де Вега (Вега Карпьо) уже полностью творит в духе эпохи барокко. Его произведения обращены к воображению и чувствам, а не к разуму (драма "Звезда Севильи", комедия о любви "Собака на сене").
Драматургия XVII века наполнена новаторством и стремлением создать новые, до того неизвестные формы отражения действительности в театре. Имена целой плеяды известных творцов связаны с этим периодом: драматург Пьер Корнель (трагедии "Сид", "Береника"); комедиограф Жан Батист Мольер (пьесы "Тартюф", "Мнимый больной", "Дон Жуан"); Жан Расин (пьесы "Андромаха", "Федра").
Литература барокко отразила поиск гармоничного социального устройства в форме романов-утопий [от греч. место, которого нет], в которых идеальное общество обнаруживалось на далеких островах, других планетах или в далеком будущем: "Город солнца" Томмазо Кампанеллы, "Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона.
Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи ― чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVII в.
В барочной музыке просматривается тяготение к обобщающим и связывающим формам. Это выразилось в создании циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера). Возникает, как устойчивое направление, полифония [греч. многоголосие] ― гармоническое сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий.
Отражением духовной атмосферы эпохи Барокко в XVII в. стала музыка К. Монтеверди, Г.Шюца, А.Вивальди и др.
В XVIII в. барочная музыка опирается на плечи двух гениев: И.С.Баха и Г.Генделя, раскрывших разные грани этого богатого стиля.
С течением времени в мировой культуре не ослабевает притягательность искусства барокко, ставшего одним из двух, так называемых, "больших" стилей Нового Времени. Традиции барокко продолжали жить и развиваться и в XVIII. и даже в XIX столетиях.
Если взглянуть из нашего "исторического далека" на эту бурную эпоху, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла, присущая всему барочному искусству.
4. Распространение барокко, как стилевого направления, в Восточной Европе связано преимущественно с архитектурой.
В истории России XVII век зовется "бунташным". Начался он со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончился стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра I над противниками его реформ. Вместе с тем, последний допетровский век был озарен великолепным закатным светом угасавшей древнерусской культуры, постепенно транс-формировавшейся из традиционной средневековой в новоевропейскую. Особую роль при этом сыграл стиль барокко. Бывший в Европе католической реакцией на ренессансные и реформационные веяния, в России он стал переходом к секуляризованной культуре Нового Времени.
В эволюции русского барокко выделяют три этапа:
допетровский период (XVII в.), называемый "нарышкинским" (этот этап связан преимущественно с архитектурой Москвы);
период сдержанного "петровского" барокко (первая пол. XVIII в.) связан, в основном, с архитектурой новой столицы ― Санкт-Петербурга;
пышное "елизаветинское" ― "высокое" российское барокко (вторая пол. XVIII в.), центром которого, как и в предыдущий период, был Санкт-Петербург.
С сер. XVII века происходит плавная, постепенная европеизация российского общества и органичное усвоение современных достижений Запада. Нарышкинское барокко отличает творческое соединение традиционных русских образцов архитектуры с умелым и тактичным использованием отдельных западных приемов.
Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви, в который русские традиции переплелись с элементами нового для России стиля барокко. Одним из самых известных памятников нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях.
Петр I не начал, а лишь ускорил наступление новой культурно-истори-ческой эпохи и переход к новому типу культуры, насильственно и нетерпеливо подталкивая те процессы, которым осторожно давал дорогу его отец "тишайший" царь Алексей Михайлович, симпатизировавший западной культуре в польском ее варианте.
Петровское барокко начала XVIII века отразило суровый дух становления новой России, ориентировалось на культуру балтийских стран и лучше всего воплощено в ансамбле Петропавловской крепости. В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляет собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти тысячелетие.
Елизаветинское же барокко тяготело к утонченной моде роскошных европейских резиденций вроде французского Версаля и прекрасно воплощено в творениях величайшего мастера стиля "высокого барокко" Франческо Бартоломео Растрелли. Им возведены великолепные императорские резиденции в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в том числе, Зимний дворец (Эрмитаж), загородный дворец в Петергофе, Воронцовский и Строгановский дворцы (о них еще будет идти речь в следующем разделе).
Щедрость фантазии, логика в объёмно-планировочных решениях, цвет и светотень, скульптурный декор ― все средства использовал зодчий в своих культовых творениях, вдохновляясь образцами древнерусского искусства. Вершиной творчества Растрелли и всего елизаветинского и российского барокко стал ансамбль Смольного монастыря.
Им также построен один из красивейших киевских храмов ― Андреевская церковь.
5. Архитектура Украины также ярко отразила общеевропейскую эстетику стиля барокко. На неоднородности проявления украинского барокко сказался комплекс исторических, политических, религиозных причин:
культурные процессы XVII- XVIII вв. связаны с политическим ролью казачества. Будучи защитником украинского народа от национально-религиозного и социально-экономического гнёта, казачество становится также носителем нового художественного вкуса, что отразилось в распространенном термине "казацкое барокко";
конфессиональная ситуация в Украине, когда Правобережье было преимущественно католическим, а Левобережье ― православным, обусловила формирование двух направлений украинского барокко ― западного ("львовского") и восточного ("казацкого");
на украинского барокко в западных землях оказывало влияние западноевропейское барокко (польское, австрийское), которое переплеталось с народными традициями; в восточных ― на собственное культурное наследие накладывались черты русского барокко;
в архитектуре украинского барокко, особенно восточного направления, ощущаются византийские мотивы архитектуры Киевской Руси: барочная причудливость форм здесь уравновешивается чистыми плоскостями стен — стена соединяет, доминирует, обеспечивает общую гармонию элементов, благодаря чему во всем царят мера и такт.
Архитектура украинского барокко отражает радость, праздничность, наряду с динамикой, экспрессией, контрастностью, декоративностью.
Как в западноевропейском, так и в украинском барокко храм является частью архитектурно-ландшафтного ансамбля. Так называемые, "казацкие соборы" отражают иррациональный образ мира, воплощенный в камне. Показательными в этом отношении являются монастыри ― Михайловский и Выдубецкий в Киеве, Воздвиженский в Полтаве, Преображенский в Изюме.
В XVII-XVIII вв. большое количество монастырей и храмов западного типа, преимущественно католических, строится в Галиции, на Волыни, Подолье: Доминиканский костел и собор Св. Юра во Львове, Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине.
Несмотря на региональные и конфессиональные особенности памятников украинского барокко, в них явственно просматривается единство всеобъемлющего стиля барокко, которое указывает на вписанность украинской культуры того времени и в восточнославянский, и в общеевропейский контекст.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской