logo
УЧЕБНИК для студентов

IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко

  1. Культурно-исторический тип ― Новое Время.

  2. Предпосылки формирования эпохи Барокко.

  3. Особенности барокко как художественного стиля.

  4. Эпоха Барокко в России.

  5. Украинское барокко.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Новое Время, секуляризация, рационализм, гео- и гелиоцентрическая картины мира, эпоха Барокко, всеобъемлющий стиль, эклектика, "казацкое барокко".

 1. Произошедший в конце Средневековья, кризис стимулировал две духовные революции: Ренессанс ― "революцию верхов, элиты", которая получила свою реализацию в народе в виде "смеховой" культуры, и Реформацию ― "народную революцию", которая в среде культурной элиты реализовалась в тонких духовных ценностях и высокой нравственности в противовес настроениям, царившим в тогдашней католической церкви.

На этой основе сформировался новый культурно-исторический тип, объединивший XVII, XVIII и XIX века ― культура Нового Времени.

Таким образом, Возрождение, которое представляется нам самоценной и самодостаточной культурно-исторической эпохой, некоторые культурологи склонны рассматривать как переходный этап к культуре Нового Времени.

Каждый из трех веков культуры Нового Времени представляет собой относительно самостоятельный культурно-исторический период:

При этом можно выделить характерные особенности, присущие культуре Нового времени в целом:

  2. Эпоха Барокко (XVII век) ― одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью, эмоциональной напряженностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Это ― не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIII в.), а значительная самостоятельная фаза в развитии европейской культуры.

В начале XVII века культурно-историческому типу Средневековья еще не пришло на смену целостное созревшее новое. Отшумела эпоха Возрождения, отгремела эпоха Реформации, в результате которых не столько сформировалось новое, сколько было разрушено многое из старого. И на этих обломках в муках и тревоге стало вырастать нечто, что в последствии назовут барокко.

Существует несколько версий происхождения термина "барокко":

В XVIII веке термин приобрел значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В середине XIX века барокко начинают рассматривать как исторический стиль, закономерный этап в развитии искусства позднего Возрождения.

В конце XIX века происходит настоящее "открытие" барокко. За этой эпохой признали право на существование как особого художественного явления, самостоятельного целостного художественного стиля, проявившегося в самых разных областях культуры.

В начале XX столетия пробуждается интерес к местным национальным вариантам барокко, устанавливаются исторические границы эпохи, ее периодизация.

Для нашей современности, смутной, неопределенной, сверхдинамичной, жаждущей стабильности и упорядоченности, эпоха Барокко необычайно близка по духу.

При всей неравномерности культурного развития разных стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных философских, художественных школ), есть нечто общее, что их роднит, и это общее лежит в области мироощущения и миропонимания. Рассмотрим те изменения переходного периода, которые стали идеологическим и мировоззренческим основанием культуры эпохи Барокко.

В XVII веке все европейские страны развиваются в одном направлении ― от феодализма к капитализму, правда, характер развития был резко неравномерным и нередко принимал остродраматические формы. Именно с этого времени впервые намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

Раскол западной христианской церкви на протестантов и католиков, борьба вероучений, отражающих интересы разных классов (католицизм выражал феодальные интересы, протестантизм ― буржуазные), привели к еще большему ослаблению духовной силы религии, ее влияния на разные сферы культуры, противопоставлению духовной и светской культуры.

На смену целостности и гармонии, свойственным мироощущению эпохи Возрождения, приходит новый тип мироощущения, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию. Мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В философии разгорается противоборство диаметрально противоположных учений и принципов ― идеалистического (метафизика Декарта) и материалистического (материализм Гоббса, Локка, Бэкона).

Гуманизм эпохи Возрождения трансформируется в новую мировоззренческую установку ― "трагический гуманизм". Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни; обостряется ощущение трагических противоречий и проблемности существования человека в обществе и мире; происходит "расслоение" человека, привыкшего осознавать себя неотъемлемой частью своей социальной общности, на частного и родового, личностного и сословного.

Все эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи (обыденного и философского самосознания, художественного мышления), формируя типично барочную картину мира.

Барочный мир неустойчив, соткан из контрастов, подвержен стремительным и трудноуловимым преображениям. Личность человека (по меткому выражению Пауля Флеминга, немецкого поэта эпохи барокко) ― "одновременно нечто и ничто". Все зависит от внешних воздействий, от природы, окружения, людской массы. Судьба неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать ― до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Случайность и хаос управляют Вселенной. В этом хаосе рождается и трагическое, и чудесно-мистическое, ярко и колоритно отражаясь в импульсивном и динамичном барочном искусстве.

Таким образом, о барокко можно говорить и как о культурологической эпохе, и как о всеобъемлющем стиле в художественном отражении мира.

3. Появление барокко как стилевого направления связано, в первую очередь, с католической Италией. Зрелищность стиля стала "приманкой", служащей целям возврата паствы в лоно теряющей авторитет католической церкви.

Со временем стиль "выплеснулся" за пределы Италии, распространив-шись по всей Европе, и стал отражением глубинных не только религиозных, но и политических, экономических и социальных перемен.

Специфическими чертами стиля барокко являются:

Для барокко характерно то, что произведения искусства, выполненные в этом стиле "активно стремятся соединиться с другими" (художественными формами), мастер этой эпохи мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно.

архитектурА барокко представлена помпезными парковыми и дворцовыми комплексами, храмами и общественными постройками, для которых характерны пространственный размах, массивность, праздничность, нагруженность формы орнаментальным декором.

Яркими примерами барочной архитектуры XVII в. являются церковь Сант Иво в Риме (зодчий Борромини), грандиозная колоннада собор св. Петра, завершившая оформление гигантской площади по проекту скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.

В интерьере ведущим становится эмоционально активный кроваво-красный цвет, используется большое количество позолоты. Стены, потолки обильно украшаются фресковой росписью, картинами, скульптурным декором, декоративными тканями.

Соответствуют духу эпохи и богато декорированные мебель, светильники, посуда, экипажи и другие предметы декоративно-прикладного ис-кусства.

Синонимом устойчивости занимаемого места в мире и положения в обществе выступают роскошь и богатство. Даже государственные мужи и серьезные ученые облачаются в пышные парики, сложно скроенные и перегруженные бантами, кружевами и лентами костюмы.

Монументальная барочная скульптура связана с архитектурной средой, во многом подчинена общему декоративному замыслу, хотя имеет и самоценное значение. Фасады зданий, окружающее и внутреннее пространство заполняются множеством статуй.

Скульптура этой эпохи отличается значительностью идей и высокой степенью обобщения, стирает индивидуальность. Все ― от мученического выражения лица персонажа, до линии изгиба, складки ткани, декоративных элементов ― все направлено исключительно на подчеркивание эмоциональных переживаний. Форма во многом преобладает над содержательными мотивами, эмоции ― над рационализмом, поэтому произведения искусства будят в зрителе сомнения, страсти, которые лишены индивидуализма и являются универсальными для всех.

Скульптурные композиции Бернини, такие как "Экстаз святой Терезы" (тема, к которой скульптор возвращался не раз), "Аполлон и Дафна" и др. ― истинные шедевры барочного искусства.

В живописи во многом происходит отказ от прямолинейной перспективы для подчеркивания "бесконечности" пространства.

Основные живописные сюжеты ― сцены из Священного писания, мифологические сцены, парадные портреты, насыщенные натюрморты и пейзажи. Сюжеты, как правило, трагичны, композиция перегружена множеством фигур, предметов и деталей. Преобладание чувств над разумом, проблемы жизни и смерти, бурная динамика, восхищение физической силой и красотой тела характерны для самых драматических произведений.

В композиции зачастую отсутствует центральная фигура, человек-герой смещен с пьедестала, мир живописи отражает грандиозный круговорот жизни, отдельные фигуры в котором трудноопределяемы.

Предтечей живописи барокко можно считать итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Полотна этого мастера отличает простота композиции, выраженный контраст света и тени, драматизм сюжетов, которые обращены к основным жизненным коллизиям: проблемам верности и предательства, жизни и смерти, вечной борьбы Добра и Зла.

Так, на картине "Взятие Христа под стражу", бывшей украшением экспозиции музея Западного и Восточного искусства г.Одессы (похищена в 2008 г.), зритель видел не божество, а страдающего, преданного всеми человека, судьба которого определена неизбежностью мучений и принята им самим.

Караваджо также часто обращается к реалистическим сюжетам народного быта. В результате появляется целое течение в живописи ― караваджизм.

XVII столетие отмечено становлением национальных художественных школ.

Во Фландрии (современная Бельгия) центральная фигура в живописи ― Питер Пауль Рубенс. Современники называли его "королем художников и художником королей". Характерные для барокко патетика, бурное движение, декоративный блеск, богатый колорит неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие с креста", "Персей и Андромеда"), историко-аллегорические (цикл "История Марии Медичи"), проникнутые ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни, полные живого обаяния портреты ― часть золотого фонда мировой культуры.

Наряду с итальянской, фламандской, голландской, французской, очень влиятельной художественной школой была испанская. В творчестве испанских художников особое место занимают религиозные сюжеты, ведь Испания ― классическая страна католицизма. Начало века ознаменовано творчеством Эль Греко, работы которого ("Святое семейство", "Моление о чаше", "Распятие") отличаются ярко выраженным своеобразием.

Самый выдающийся художник "Золотого испанского века" ― Диего Веласкес, кисти которого принадлежат острохарактерные портреты, в том числе, представителей королевского дома, групповой потрет придворных дам "Менины", выразительные религиозные и мифологические сюжеты, правдивые, опоэтизированные им сцены труда.

Однако творчество Веласкеса нельзя однозначно отнести к барочному или любому другому стилю. В не меньше мере его можно считать представителем реалистического направления. Современники даже называли Веласкеса "художником Истины" ― Истины с большой буквы. А его "Венеру с зеркалом" ― первое в консервативном испанском искусстве изображение обнаженного женского тела ― можно считать великолепным образцом раннего классицизма.

Эмоциональность и экспрессивность эпохи Барокко ярко вспыхнула в таком виде искусства как литература.

Испанский творец мирового масштаба Сервантес своим главным романом "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" перекидывает мост между литературой Возрождения и барокко.

А другой испанский писатель ― драматург Лопе де Вега (Вега Карпьо) уже полностью творит в духе эпохи барокко. Его произведения обращены к воображению и чувствам, а не к разуму (драма "Звезда Севильи", комедия о любви "Собака на сене").

Драматургия XVII века наполнена новаторством и стремлением создать новые, до того неизвестные формы отражения действительности в театре. Имена целой плеяды известных творцов связаны с этим периодом: драматург Пьер Корнель (трагедии "Сид", "Береника"); комедиограф Жан Батист Мольер (пьесы "Тартюф", "Мнимый больной", "Дон Жуан"); Жан Расин (пьесы "Андромаха", "Федра").

Литература барокко отразила поиск гармоничного социального устройства в форме романов-утопий [от греч. место, которого нет], в которых идеальное общество обнаруживалось на далеких островах, других планетах или в далеком будущем: "Город солнца" Томмазо Кампанеллы, "Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона.

Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи ― чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVII в.

В барочной музыке просматривается тяготение к обобщающим и связывающим формам. Это выразилось в создании циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера). Возникает, как устойчивое направление, полифония [греч. многоголосие] ― гармоническое сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий.

Отражением духовной атмосферы эпохи Барокко в XVII в. стала музыка К. Монтеверди, Г.Шюца, А.Вивальди и др.

В XVIII в. барочная музыка опирается на плечи двух гениев: И.С.Баха и Г.Генделя, раскрывших разные грани этого богатого стиля.

С течением времени в мировой культуре не ослабевает притягательность искусства барокко, ставшего одним из двух, так называемых, "больших" стилей Нового Времени. Традиции барокко продолжали жить и развиваться и в XVIII. и даже в XIX столетиях.

Если взглянуть из нашего "исторического далека" на эту бурную эпоху, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла, присущая всему барочному искусству.

4. Распространение барокко, как стилевого направления, в Восточной Европе связано преимущественно с архитектурой.

В истории России XVII век зовется "бунташным". Начался он со "Смутного времени" и великого разорения страны, закончился стрелецкими мятежами и кровавой расправой Петра I над противниками его реформ. Вместе с тем, последний допетровский век был озарен великолепным закатным светом угасавшей древнерусской культуры, постепенно транс-формировавшейся из традиционной средневековой в новоевропейскую. Особую роль при этом сыграл стиль барокко. Бывший в Европе католической реакцией на ренессансные и реформационные веяния, в России он стал переходом к секуляризованной культуре Нового Времени.

В эволюции русского барокко выделяют три этапа:

С сер. XVII века происходит плавная, постепенная европеизация российского общества и органичное усвоение современных достижений Запада. Нарышкинское барокко отличает творческое соединение традиционных русских образцов архитектуры с умелым и тактичным использованием отдельных западных приемов.

Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви, в который русские традиции переплелись с элементами нового для России стиля барокко. Одним из самых известных памятников нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях.

Петр I не начал, а лишь ускорил наступление новой культурно-истори-ческой эпохи и переход к новому типу культуры, насильственно и нетерпеливо подталкивая те процессы, которым осторожно давал дорогу его отец "тишайший" царь Алексей Михайлович, симпатизировавший западной культуре в польском ее варианте.

Петровское барокко начала XVIII века отразило суровый дух становления новой России, ориентировалось на культуру балтийских стран и лучше всего воплощено в ансамбле Петропавловской крепости. В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, Петровское барокко представляет собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти тысячелетие.

Елизаветинское же барокко тяготело к утонченной моде роскошных европейских резиденций вроде французского Версаля и прекрасно воплощено в творениях величайшего мастера стиля "высокого барокко" Франческо Бартоломео Растрелли. Им возведены великолепные императорские резиденции в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в том числе, Зимний дворец (Эрмитаж), загородный дворец в Петергофе, Воронцовский и Строгановский дворцы (о них еще будет идти речь в следующем разделе).

Щедрость фантазии, логика в объёмно-планировочных решениях, цвет и светотень, скульптурный декор ― все средства использовал зодчий в своих культовых творениях, вдохновляясь образцами древнерусского искусства. Вершиной творчества Растрелли и всего елизаветинского и российского барокко стал ансамбль Смольного монастыря.

Им также построен один из красивейших киевских храмов ― Андреевская церковь.

5. Архитектура Украины также ярко отразила общеевропейскую эстетику стиля барокко. На неоднородности проявления украинского барокко сказался комплекс исторических, политических, религиозных причин:

Архитектура украинского барокко отражает радость, праздничность, наряду с динамикой, экспрессией, контрастностью, декоративностью.

Как в западноевропейском, так и в украинском барокко храм является частью архитектурно-ландшафтного ансамбля. Так называемые, "казацкие соборы" отражают иррациональный образ мира, воплощенный в камне. Показательными в этом отношении являются монастыри ―  Михайловский и Выдубецкий в Киеве, Воздвиженский в Полтаве, Преображенский в Изюме.

В XVII-XVIII вв. большое количество монастырей и храмов западного типа, преимущественно католических, строится в Галиции, на Волыни, Подолье: Доминиканский костел и собор Св. Юра во Львове, Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине.

Несмотря на региональные и конфессиональные особенности памятников украинского барокко, в них явственно просматривается единство всеобъемлющего стиля барокко, которое указывает на вписанность украинской культуры того времени и в восточнославянский, и в общеевропейский контекст.