logo
УЧЕБНИК для студентов

II.2. Культура древневосточных цивилизаций

  1. Понятие цивилизации.

  2. Характерные черты цивилизаций древневосточного типа.

  3. Цивилизация Древнего Египта.

  4. Цивилизация Месопотамии.

  5. Культурное наследие древневосточных цивилизаций.

Основные понятия: цивилизация, Древний Восток, деспотия, сакрализация, политеизм, пантеон, канон.

1. К ультурно-исторический этап, именуемый "культурой древне-

восточных цивилизаций", является чрезвычайно значимым и во многом ключевым для понимания всей истории человечества. Именно люди Древнего Востока сделали решительный шаг из многотысячелетней первобытной культуры к созданию того особого типа самоорганизации человечества, который мы называем цивилизацией.

Термин "Древний Восток" не совсем совпадает с современным понятием Востока, с географическими границами Азии. Так, культуры Дальнего Востока, Центральной и Южной Азии к Древнему Востоку не относятся, а культура Древнего Египта, располагавшегося на территории Африканского континента, является ярчайшим образцом древневосточной культуры. Это объясняется тем, что термин "Древний Восток", укрепившийся в науке, восходит к античной, а точнее, римской традиции, где Востоком называли восточные провинции Рима.

Кроме того, регионы Ближнего Востока и Северной Африки демонстрируют такую типологическую общность культур, которая позволяет объединить возникшие здесь к 4 тыс.л. до н.э. (а по некоторым данным, к 6-5 тыс.л. до н.э.) цивилизации в единое понятие Древнего Востока.

Под культурой Древнего Востока понимается культура государств и народов, существовавших в 4-1 тыс.л. до н.э. на территории Ближнего Востока, Передней Азии и Северной Африки: в Месопотамии (называемой также Междуречьем или Двуречьем), Древнем Египте, Палестине и др.

Большинство ученых выделяют ряд сходных черт, отличающих древние цивилизации от ранних, первобытных культур:

2. К 4 тыс.л. до н.э. в некоторых регионах Земли, связанных с долинами больших рек (Нил, Тигр, Евфрат), сформировались предпосылки для возникновения первых цивилизаций. Теплый климат, плодородные земли, обилие воды способствовали интенсивному развитию земледелия, которое, однако, встало перед необходимостью крупномасштабных ирригационных работ [от лат. irrigation ― орошение]: регулирование разливов рек, сохранение воды в засушливый период, обводнение или осушение отдельных участков.

Подобный характер и масштабы земледельческих работ должны были неизбежно привести к техническим, организационно-управленческим, социальным и культурным изменениям. Вот лишь некоторые наиболее значимые перемены в жизнедеятельности наших предков, связанные с технологической земледельческой революцией:

Ярким образцом такого государства может служить Древний Египет, социальная структура которого отлилась в емкую и законченную форму пирамиды. Подножием государственной пирамиды служили рабы, свободные земледельцы и ремесленники, а вершиной ― фараон, бывший главным (а, по сути, единственным) собственником всего, имевшегося в государстве, получавший неограниченную власть по наследству и пользовавшийся ею пожизненно:

Таким образом, древневосточную цивилизацию можно определить как земледельческую цивилизацию, основанную на государстве деспотического типа. А культуру такого государства ― как сакрализованную культуру традиционного типа.

Цивилизации Ближнего Востока и Древнего Египта, представляющие собой яркие образцы цивилизаций древневосточного типа, имеют не только вполне очевидные черты сходства, но и существенные отличия.

3. К олыбелью древнеегипетской цивилизации стала плодородная

долина реки Нил, окруженная с востока и запада Аравийской и Ливийской пустынями. Уже к 4-му тыс.л. до н.э. племена, жившие в этом регионе, переходят к земледелию и скотоводству, появляются первые территориальные общины, начинается строительство дамб и других ирригационных сооружений.

В сер. 4-го тыс.л. до н.э. возникают царства Верхнего (Южного) и Нижнего (Северного) Египта, а около 3000 г. до н.э. фараон Менес объединяет номы (области) Верхнего и Нижнего Египта в единое государство.

История Древнего Египта укладывается в хронологические рамки с 4-го тыс.л. до н.э. до IV в. до н.э., когда Египет был завоеван Александром Македонским. Тридцать династий насчитывает в своем знаменитом перечне египетский жрец Манефон, составивший в конце IV - нач. III вв. до н.э. хронологию царствования египетских фараонов.

К началу 4-го тыс.л. до н.э. относится и формирование основного комплекса мифологических представлений, которые служат ключом к мировоззрению древнеегипетского человека. Базой египетской мифологии стали тотемические представления, которые оказались настолько прочными, что на протяжении нескольких тысячелетий египтяне изображали своих богов не только антропоморфными (в виде человека), но и зооморфными (в виде животного). А чаще всего ― в виде человека с головой животного или птицы либо с телом животного и головой человека, как, например, знаменитый Сфинкс в комплексе пирамид в Гизе.

Древнеегипетский пантеон [от греч. pan все + theos бог ― совокупность всех богов одной религии] сложен и запутан. Каждый ном имел свой сонм наиболее почитаемых богов. Когда же в период объединения Верхнего и Нижнего Египта возникла необходимость в унификации мифологических представлений, на первый план выдвинулся солярный (солнечный) культ бога Ра, и на основе пантеона города Гелиополя была создана относительно структурированная мифологическая система.

Ключевым мифом, раскрывающим основные представления древних египтян, был миф о боге земледелия и плодородия Осирисе, его божественной супруге и сестре Исиде, коварном брате Сете, боге пустыни, убившем Осириса и воцарившемся вместо него на земле, о сокологоловом боге Горе ― сыне Осириса и Исиды, который отомстил за своего отца, победив Сета, и вернул Осирису жизнь. Утвердившись в качестве божественного владыки на земле, Гор стал родоначальником всех фараонов, в то время, как его отец остался владыкой и верховным судьей в царстве мертвых.

Осирический миф принадлежит к характерным для земледельческих культур мифам, основанным на архетипе (прообразе) умирающего и воскреса-ющего бога, символизирующем годовые природные циклы. В то же время, миф об Осирисе и Горе обосновывал божественную природу власти фараона и сакральность государства. Фараон отождествлялся с богом Гором, имя которого стало одним из имен всех фараонов, а его восходящая родословная разворачивалась во всеобъемлющую космогонию: Гор, а стало быть, и фараон воплощались в своих "предков" ― богов Геба (Землю) и Нут (Небо), и даже в верховного бога Солнца Ра. Так государство оказывалось сакральным повторением структуры мироздания, а живое божество ― фараон ― залогом ее стабильности, величия и вечности.

Миф об Осирисе был связан также с решением вопроса о жизни и смерти. Как воскрес умерший Осирис, так, по представлениям египтян, воскресение ждет каждого фараона, а в период Среднего Царства идея грядущего возвращения к жизни распространяется на каждого человека, точнее, египтянина (иероглиф "египтяне" обозначал и общее понятие "люди"). Этой оптимистической уверенностью в бессмертии объясняется столь важный для древнеегипетской культуры заупокойный культ с его традицией сохранения мумифицированного тела, которое должно вновь стать вместилищем ка ― души-двойника человека. до своего воскресения в мире мертвых душа пребывает в Камышовых Полях ― Полях Блаженства Осириса (аналог христианского рая), грандиозными погребальными сооружениями, которым предстояло на века обеспечить пристанище мумии.

Заупокойный культ и ритуализация всей общественной жизни нашли отражение в преимущественно культовом по характеру искусстве Древнего Египта: строительстве гигантских гробниц, таких, как пирамиды в Гизе, и грандиозных храмовых комплексов; развитии скульптуры и живописи, призванных запечатлеть облик и деяния умершего; помпезных театрализованных мистериях, иллюстрирующих тайны загробной жизни и воскрешения души, и пр.

Даже правовые нормы египтяне закрепили в сакральных текстах, помещаемых в гробницах, ― "Книге Мертвых". В ценностных представлениях древних египтян, не отказывавшихся, конечно же, от таких земных благ как здоровье, долголетие, благосостояние, счастье, очень велик удельный вес ценностей мира загробного.

Географическая и культурная изолированность Древнего Египта, особенности аграрной деятельности, связанной с регулярными разливами Нила, сильная централизованная и сакрализованная власть, заупокойный культ и связанные со всем выше перечисленным идеи вечности и незыблемости мироздания обеспечили особенный величественный облик и впечатляющую долговечность его культуры.

Этому способствовали особые свойства древнеегипетской культуры ― монументальность и каноничность. Черты эти, свойственные всем культурам древневосточного типа, в египетской культуре проявились с особой яркостью.

Канонам [греч. kanon ― строгое незыблемое правило] были подчинены все сферы жизни древнего египтянина. Канон определял место человека в мироздании и обществе, закреплял его самого и его потомков за определенной социальной ячейкой; канон обуславливал специфику ритуального действия, нормы и правила взаимодействия людей; канон закреплял принципы изображения действительности в искусстве, облик архитектуры и т.д.

Египетская культура не знала резких исторических поворотов и революций. Даже реформы фараона Эхнатона в кон. ХV - нач. ХIV вв. до н.э. можно лишь условно назвать революционными, так как направлены они были на еще большее укрепление централизованной власти фараона.

Вспомним, что культура Древнего Египта была предельно нормативной. В мифологии и искусстве нельзя найти образы героев, проявляющих непослушание установленным законам или бросающих вызов миропорядку. Древний египтянин предстает перед нами человеком, ощущающим свою вписанность в незыблемый мировой и социальный порядок, осознающим свою сопричастность вечности и пренебрегающим индивидуальностью в пользу гарантированного и устойчивого положения как в этом земном мире, так и в мире загробном.

4. В отличие от размеренной древнеегипетской истории, история

народов, живших вблизи Тигра и Евфрата в Месопотамии, была наполнена бурными событиями: возвышениями и падениями больших и малых государств, из которых на протяжении нескольких тысяч лет (V-I тыс.л. до н.э.) особенно выделялись Шумер, Ассирия, Вавилон.

Большое значение для европейской культуры имеет также история древних евреев и Израильского царства.

Смешение этносов и смена культур, непрерывные войны, носившие в древневосточных цивилизациях истребительный характер, и особенности земледелия, зависящего от нерегулярных атмосферных осадков, разливов рек, подъемов соленых подземных вод, ― все это вело к тому, что в культуре Месопотамии господствующей стала не идея вечности и незыблемости, как в Египте, а идея бренности, преходящести всего сущего.

Для жителей Месопотамии кратковременная жизнь человека на этой земле имела продолжение ― вечное пребывание в загробном мире, в "стране, откуда нет возврата", "где питаются пылью, где грязь служит пищей, одеваются птицами в одеянье крыльев, в жилище праха". Это ― строки из древнейшего из дошедших до нас памятников эпической литературы ― шумерского эпоса о царе города Урука Гильгамеше, посвященного прославлению его правления и героических деяний. Гильгамеш считается строителем первого города, царем-просветителем. В числе его подвигов ― поиски, обретение и утрата им "травы бессмертия".

Идеей бренности всего сущего проникнуты и скорбные строки Книги Екклесиаста ― самой трагичной из библейских книг, авторство которой приписывалось Соломону (Х в.), царю Израильского царства, возникшего в том же, сплавляющем разные культуры котле Месопотамии.

В политеистических религиях этого региона, наряду с культами богов различных стихий (Ану ― бог неба, Энлиль ― бог воздуха, Энки ― бог подземных вод и др.) особое место занимали астральные культы, отражавшие единственно вечное и упорядоченное в мире ― движение звезд. Таков, например, культ Иштар ― богини любви и войны.

В таком культурном контексте претерпела изменение и идея государственности. Деспотическое государство частично десакрализуется. Царь считается сопричастным божеству, но он уже не бог, а смертный человек (Гильгамеш, к примеру, на две трети ― бог, а на одну ― человек). Соответственно, и государство, не отождествляемое напрямую с этносом, и с понятием людей вообще, как в Древнем Египте, воспринимается не установленным свыше ― "спущенным с неба", а порожденным земной жизнью.

Так возникла необходимость в фиксировании светских правовых норм, обеспечивающих могущество и слаженное функционирование государственной структуры. В ХVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи создал самый древний из известных нам свод законов. Появление законов Хаммурапи означало принципиально важный поворот в человеческом сознании.

Взаимоотношения всех социальных слоев и отдельных людей регулировались теперь не их личной волей (взаимными соглашениями, кровной местью и пр.), и даже не волей божественной (как, например, Суд Осириса в Египте), а государством.

Тотальному контролю со стороны государства были подчинены все сферы культуры, все проявления человеческой деятельности, превращая его тем самым в государство тоталитарное.

В сравнении с культурой Древнего Египта, культура Месопотамии отличалась несколько иными ценностными ориентациями ― блага земной жизни, долголетие и мир были более приоритетными, нежели ценности мира загробного. Это была более светская по духу культура. Так, одно из семи чудес Древнего Мира ― висячие сады прославили Вавилон не меньше, чем знаменитая Вавилонская башня ― многоярусный 90-метровый зиккурат ― храм, посвященный богу-покровителю Вавилона Мардука.

Зиккураты, возводимые в центре города, являлись одновременно и духовным, и политическим, и экономическим ядром города-государства.

Да и сам человек ощущал себя во многом по-другому. Конечно же, он осознавал себя вписанным в вечно изменчивое и одновременно стабильное в своем циклическом движении мироздание. Его жизнь была подчинена канонам и законам тоталитарного государства, в самом себе и в окружающих он видел не столько личность, самоценную и неповторимую, а персонификацию какой-то определенной функции в государственном и мировом механизме.

Но, в отличие от древнего египтянина, человек, живший на Ближнем Востоке и в Месопотамии, не был просто колесиком или винтиком безличной сакрализованной системы. Культурно-историческими условиями своего нестабильного существования он был поставлен перед необходимостью личного самоопределения, перед необходимостью выбора, пусть даже в очень жестко заданных рамках. Не случайно именно в данной культуре впервые появляются образы полубогов и героев, противостоящих богам, как, например, в истории Гильгамеша, воспротивившегося могущественной богине Иштар.

Не осознав еще себя, как неповторимую личность, человек Древнего Востока сделал все же первый шаг на этом пути ― к послушанию и подчинению он шел через непокорность и самостоятельный выбор. Вспомним библейскую историю грехопадения или историю Авраама, не только избранного Богом, но и избравшего Бога (Ветхий Завет  Договор между Богом и людьми).

5. Цивилизации Древнего Востока определили путь, по которому

пошла человеческая культура по окончанию эпохи первобытности. Какими бы самобытными не были культуры многочисленных народов и государств Древнего Востока, все они обладали общностью черт, во многом определивших то влияние, которое эти культуры оказали на культуру последующих эпох.

Специфическими чертами древневосточных культур являются: сакральность, традиционность, монументальность, нормативность, каноничность.

Именно в древневосточных цивилизациях закладываются основы классовой структуры, государственности, научных, религиозных, философских, художественных исканий грядущих поколений человечества.

Ученость древнеегипетских и вавилонских мудрецов вливается в поток эллинистических (древнегреческих) познаний, составив огромный пласт знаний в области астрономии, геометрии, мелиорации, медицины. И сегодня мы пользуемся шестидесятеричной системой счисления (деление часа, градуса) и живем по календарю, основанному на вавилонском календаре.

Мифологические представления древних евреев, выкристаллизовавшись в первые библейские тексты, стали идейной основой будущего христианства и всей современной европейской духовной культуры. Люди Древнего Востока первыми осознали трагическую самостоятельность человека в мироздании, закладывая тем самым основы нашей современной ментальности.

А тип тоталитарного государства, вновь оживший в ХХ в., в очередной раз напоминает нам о преемственности в развитии культуры всех времен и народов, о необходимости более пристально всматриваться в уроки прошлого.

И хотя многие достижения культуры древневосточных цивилизаций оказались утраченными для нас навсегда, множество тайн еще ждут своего часа, когда будет приподнята завеса над высочайшими познаниями и культурными образцами народов, живших много столетий назад в регионе, который мы называем "колыбелью мировой цивилизации".