II.2. Культура древневосточных цивилизаций
Понятие цивилизации.
Характерные черты цивилизаций древневосточного типа.
Цивилизация Древнего Египта.
Цивилизация Месопотамии.
Культурное наследие древневосточных цивилизаций.
Основные понятия: цивилизация, Древний Восток, деспотия, сакрализация, политеизм, пантеон, канон.
1. К ультурно-исторический этап, именуемый "культурой древне-
восточных цивилизаций", является чрезвычайно значимым и во многом ключевым для понимания всей истории человечества. Именно люди Древнего Востока сделали решительный шаг из многотысячелетней первобытной культуры к созданию того особого типа самоорганизации человечества, который мы называем цивилизацией.
Термин "Древний Восток" не совсем совпадает с современным понятием Востока, с географическими границами Азии. Так, культуры Дальнего Востока, Центральной и Южной Азии к Древнему Востоку не относятся, а культура Древнего Египта, располагавшегося на территории Африканского континента, является ярчайшим образцом древневосточной культуры. Это объясняется тем, что термин "Древний Восток", укрепившийся в науке, восходит к античной, а точнее, римской традиции, где Востоком называли восточные провинции Рима.
Кроме того, регионы Ближнего Востока и Северной Африки демонстрируют такую типологическую общность культур, которая позволяет объединить возникшие здесь к 4 тыс.л. до н.э. (а по некоторым данным, к 6-5 тыс.л. до н.э.) цивилизации в единое понятие Древнего Востока.
Под культурой Древнего Востока понимается культура государств и народов, существовавших в 4-1 тыс.л. до н.э. на территории Ближнего Востока, Передней Азии и Северной Африки: в Месопотамии (называемой также Междуречьем или Двуречьем), Древнем Египте, Палестине и др.
Большинство ученых выделяют ряд сходных черт, отличающих древние цивилизации от ранних, первобытных культур:
переход от характерной для первобытной культуры присваивающей деятельности (собирательство, охота, рыболовство) к деятельности производящей (земледелие, скотоводство, ремесло);
переход от синкретичности, свойственной первобытной культуре к дифференциации (разделению) форм общественной жизни (выразившейся, в первую очередь, в появлении классов и государства), а также дифференциации трудовой деятельности и сфер самой культуры;
трансформация первобытной общины в классовое рабовладель-ческое общество;
в отличие от бесписьменных первобытных культур, все цивилизации обладают письменностью, что позволяет не только обеспечить функциони-рование сложнейшей государственной и экономической системы, но и способствует возникновению принципиально нового понимания времени;
возникновение исторического времени в противовес хронотопической нерасчлененности первобытного сознания. Хронотоп [от греч. chronos время + topos место] ― понятие, характеризующее единство пространства и времени. Об истории (летописании) принято говорить, начиная именно с древневосточных цивилизаций. Все, что им предшествовало ― это доисторическая эпоха или предыстория (см. раздел II.1.).
2. К 4 тыс.л. до н.э. в некоторых регионах Земли, связанных с долинами больших рек (Нил, Тигр, Евфрат), сформировались предпосылки для возникновения первых цивилизаций. Теплый климат, плодородные земли, обилие воды способствовали интенсивному развитию земледелия, которое, однако, встало перед необходимостью крупномасштабных ирригационных работ [от лат. irrigation ― орошение]: регулирование разливов рек, сохранение воды в засушливый период, обводнение или осушение отдельных участков.
Подобный характер и масштабы земледельческих работ должны были неизбежно привести к техническим, организационно-управленческим, социальным и культурным изменениям. Вот лишь некоторые наиболее значимые перемены в жизнедеятельности наших предков, связанные с технологической земледельческой революцией:
растущая потребность в рабочей силе, в качестве которой стали использоваться рабы. Главными источниками пополнения численности рабов были завоевания (а это способствовало совершенствованию военного искусства и техники) и система долгового рабства ― рабом мог стать неплатежеспособный должник или член его семьи, что требовало правового урегулирования долговых и имущественных отношений, т.е. стимулировало развитие такой области культуры, как право;
усложнение форм хозяйственной и общественной жизни вело к социальной дифференциации и становлению жестко фиксированной классовой структуры рабовладельческого общества. Это, в свою очередь, способствовало развитию экономической, политической, социальной составляющих культуры общества;
необходимость регулировать и регламентировать взаимодействие разных социальных слоев вылилось в формирование строгой иерархической государственной структуры деспотического типа [от греч. despoteia ― неограниченная власть] ― государства с абсолютной самодержавной, монархической властью.
Ярким образцом такого государства может служить Древний Египет, социальная структура которого отлилась в емкую и законченную форму пирамиды. Подножием государственной пирамиды служили рабы, свободные земледельцы и ремесленники, а вершиной ― фараон, бывший главным (а, по сути, единственным) собственником всего, имевшегося в государстве, получавший неограниченную власть по наследству и пользовавшийся ею пожизненно:
потребность в сохранении целостности и незыблемости подобной социальной структуры способствовала формированию культуры традиционного типа. Главной характеристикой культуры данного типа является передача на протяжении столетий и тысячелетий, из поколения в поколение исторически сложившихся обычаев, порядков, правил поведения;
фараон обладал не только всеобъемлющей властью, но также считался живым богом. Сакрализация [от лат. sacer ― священный] или обожествление власти ― характерная черта деспотического государства. Это способствовало выделению и усилению касты жрецов, главой которых также являлся фараон, формированию более зрелого, по сравнению с первобытными верованиями, типа религии ― политеизма или многобожия;
р азвитие научных знаний (астрономии, геометрии, медицины и др.) и связанное с этим возникновение и развитие письменности. Научные знания имели, как правило, прикладной характер. Они были сакрализированы и являлись достоянием исключительно жрецов, как впрочем, и грамотность, присущая лишь жреческому и чиновничьему сословиям.
высокий уровень инженерного дела, обес-печивающий масштабные ирригационные, архитек-турные и другие работы, требующие огромных физических, материальных и людских затрат.
Таким образом, древневосточную цивилизацию можно определить как земледельческую цивилизацию, основанную на государстве деспотического типа. А культуру такого государства ― как сакрализованную культуру традиционного типа.
Цивилизации Ближнего Востока и Древнего Египта, представляющие собой яркие образцы цивилизаций древневосточного типа, имеют не только вполне очевидные черты сходства, но и существенные отличия.
3. К олыбелью древнеегипетской цивилизации стала плодородная
долина реки Нил, окруженная с востока и запада Аравийской и Ливийской пустынями. Уже к 4-му тыс.л. до н.э. племена, жившие в этом регионе, переходят к земледелию и скотоводству, появляются первые территориальные общины, начинается строительство дамб и других ирригационных сооружений.
В сер. 4-го тыс.л. до н.э. возникают царства Верхнего (Южного) и Нижнего (Северного) Египта, а около 3000 г. до н.э. фараон Менес объединяет номы (области) Верхнего и Нижнего Египта в единое государство.
История Древнего Египта укладывается в хронологические рамки с 4-го тыс.л. до н.э. до IV в. до н.э., когда Египет был завоеван Александром Македонским. Тридцать династий насчитывает в своем знаменитом перечне египетский жрец Манефон, составивший в конце IV - нач. III вв. до н.э. хронологию царствования египетских фараонов.
К началу 4-го тыс.л. до н.э. относится и формирование основного комплекса мифологических представлений, которые служат ключом к мировоззрению древнеегипетского человека. Базой египетской мифологии стали тотемические представления, которые оказались настолько прочными, что на протяжении нескольких тысячелетий египтяне изображали своих богов не только антропоморфными (в виде человека), но и зооморфными (в виде животного). А чаще всего ― в виде человека с головой животного или птицы либо с телом животного и головой человека, как, например, знаменитый Сфинкс в комплексе пирамид в Гизе.
Древнеегипетский пантеон [от греч. pan все + theos бог ― совокупность всех богов одной религии] сложен и запутан. Каждый ном имел свой сонм наиболее почитаемых богов. Когда же в период объединения Верхнего и Нижнего Египта возникла необходимость в унификации мифологических представлений, на первый план выдвинулся солярный (солнечный) культ бога Ра, и на основе пантеона города Гелиополя была создана относительно структурированная мифологическая система.
Ключевым мифом, раскрывающим основные представления древних египтян, был миф о боге земледелия и плодородия Осирисе, его божественной супруге и сестре Исиде, коварном брате Сете, боге пустыни, убившем Осириса и воцарившемся вместо него на земле, о сокологоловом боге Горе ― сыне Осириса и Исиды, который отомстил за своего отца, победив Сета, и вернул Осирису жизнь. Утвердившись в качестве божественного владыки на земле, Гор стал родоначальником всех фараонов, в то время, как его отец остался владыкой и верховным судьей в царстве мертвых.
Осирический миф принадлежит к характерным для земледельческих культур мифам, основанным на архетипе (прообразе) умирающего и воскреса-ющего бога, символизирующем годовые природные циклы. В то же время, миф об Осирисе и Горе обосновывал божественную природу власти фараона и сакральность государства. Фараон отождествлялся с богом Гором, имя которого стало одним из имен всех фараонов, а его восходящая родословная разворачивалась во всеобъемлющую космогонию: Гор, а стало быть, и фараон воплощались в своих "предков" ― богов Геба (Землю) и Нут (Небо), и даже в верховного бога Солнца Ра. Так государство оказывалось сакральным повторением структуры мироздания, а живое божество ― фараон ― залогом ее стабильности, величия и вечности.
Миф об Осирисе был связан также с решением вопроса о жизни и смерти. Как воскрес умерший Осирис, так, по представлениям египтян, воскресение ждет каждого фараона, а в период Среднего Царства идея грядущего возвращения к жизни распространяется на каждого человека, точнее, египтянина (иероглиф "египтяне" обозначал и общее понятие "люди"). Этой оптимистической уверенностью в бессмертии объясняется столь важный для древнеегипетской культуры заупокойный культ с его традицией сохранения мумифицированного тела, которое должно вновь стать вместилищем ка ― души-двойника человека. до своего воскресения в мире мертвых душа пребывает в Камышовых Полях ― Полях Блаженства Осириса (аналог христианского рая), грандиозными погребальными сооружениями, которым предстояло на века обеспечить пристанище мумии.
Заупокойный культ и ритуализация всей общественной жизни нашли отражение в преимущественно культовом по характеру искусстве Древнего Египта: строительстве гигантских гробниц, таких, как пирамиды в Гизе, и грандиозных храмовых комплексов; развитии скульптуры и живописи, призванных запечатлеть облик и деяния умершего; помпезных театрализованных мистериях, иллюстрирующих тайны загробной жизни и воскрешения души, и пр.
Даже правовые нормы египтяне закрепили в сакральных текстах, помещаемых в гробницах, ― "Книге Мертвых". В ценностных представлениях древних египтян, не отказывавшихся, конечно же, от таких земных благ как здоровье, долголетие, благосостояние, счастье, очень велик удельный вес ценностей мира загробного.
Географическая и культурная изолированность Древнего Египта, особенности аграрной деятельности, связанной с регулярными разливами Нила, сильная централизованная и сакрализованная власть, заупокойный культ и связанные со всем выше перечисленным идеи вечности и незыблемости мироздания обеспечили особенный величественный облик и впечатляющую долговечность его культуры.
Этому способствовали особые свойства древнеегипетской культуры ― монументальность и каноничность. Черты эти, свойственные всем культурам древневосточного типа, в египетской культуре проявились с особой яркостью.
Канонам [греч. kanon ― строгое незыблемое правило] были подчинены все сферы жизни древнего египтянина. Канон определял место человека в мироздании и обществе, закреплял его самого и его потомков за определенной социальной ячейкой; канон обуславливал специфику ритуального действия, нормы и правила взаимодействия людей; канон закреплял принципы изображения действительности в искусстве, облик архитектуры и т.д.
Египетская культура не знала резких исторических поворотов и революций. Даже реформы фараона Эхнатона в кон. ХV - нач. ХIV вв. до н.э. можно лишь условно назвать революционными, так как направлены они были на еще большее укрепление централизованной власти фараона.
Вспомним, что культура Древнего Египта была предельно нормативной. В мифологии и искусстве нельзя найти образы героев, проявляющих непослушание установленным законам или бросающих вызов миропорядку. Древний египтянин предстает перед нами человеком, ощущающим свою вписанность в незыблемый мировой и социальный порядок, осознающим свою сопричастность вечности и пренебрегающим индивидуальностью в пользу гарантированного и устойчивого положения как в этом земном мире, так и в мире загробном.
4. В отличие от размеренной древнеегипетской истории, история
народов, живших вблизи Тигра и Евфрата в Месопотамии, была наполнена бурными событиями: возвышениями и падениями больших и малых государств, из которых на протяжении нескольких тысяч лет (V-I тыс.л. до н.э.) особенно выделялись Шумер, Ассирия, Вавилон.
Большое значение для европейской культуры имеет также история древних евреев и Израильского царства.
Смешение этносов и смена культур, непрерывные войны, носившие в древневосточных цивилизациях истребительный характер, и особенности земледелия, зависящего от нерегулярных атмосферных осадков, разливов рек, подъемов соленых подземных вод, ― все это вело к тому, что в культуре Месопотамии господствующей стала не идея вечности и незыблемости, как в Египте, а идея бренности, преходящести всего сущего.
Для жителей Месопотамии кратковременная жизнь человека на этой земле имела продолжение ― вечное пребывание в загробном мире, в "стране, откуда нет возврата", "где питаются пылью, где грязь служит пищей, одеваются птицами в одеянье крыльев, в жилище праха". Это ― строки из древнейшего из дошедших до нас памятников эпической литературы ― шумерского эпоса о царе города Урука Гильгамеше, посвященного прославлению его правления и героических деяний. Гильгамеш считается строителем первого города, царем-просветителем. В числе его подвигов ― поиски, обретение и утрата им "травы бессмертия".
Идеей бренности всего сущего проникнуты и скорбные строки Книги Екклесиаста ― самой трагичной из библейских книг, авторство которой приписывалось Соломону (Х в.), царю Израильского царства, возникшего в том же, сплавляющем разные культуры котле Месопотамии.
В политеистических религиях этого региона, наряду с культами богов различных стихий (Ану ― бог неба, Энлиль ― бог воздуха, Энки ― бог подземных вод и др.) особое место занимали астральные культы, отражавшие единственно вечное и упорядоченное в мире ― движение звезд. Таков, например, культ Иштар ― богини любви и войны.
В таком культурном контексте претерпела изменение и идея государственности. Деспотическое государство частично десакрализуется. Царь считается сопричастным божеству, но он уже не бог, а смертный человек (Гильгамеш, к примеру, на две трети ― бог, а на одну ― человек). Соответственно, и государство, не отождествляемое напрямую с этносом, и с понятием людей вообще, как в Древнем Египте, воспринимается не установленным свыше ― "спущенным с неба", а порожденным земной жизнью.
Так возникла необходимость в фиксировании светских правовых норм, обеспечивающих могущество и слаженное функционирование государственной структуры. В ХVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи создал самый древний из известных нам свод законов. Появление законов Хаммурапи означало принципиально важный поворот в человеческом сознании.
Взаимоотношения всех социальных слоев и отдельных людей регулировались теперь не их личной волей (взаимными соглашениями, кровной местью и пр.), и даже не волей божественной (как, например, Суд Осириса в Египте), а государством.
Тотальному контролю со стороны государства были подчинены все сферы культуры, все проявления человеческой деятельности, превращая его тем самым в государство тоталитарное.
В сравнении с культурой Древнего Египта, культура Месопотамии отличалась несколько иными ценностными ориентациями ― блага земной жизни, долголетие и мир были более приоритетными, нежели ценности мира загробного. Это была более светская по духу культура. Так, одно из семи чудес Древнего Мира ― висячие сады прославили Вавилон не меньше, чем знаменитая Вавилонская башня ― многоярусный 90-метровый зиккурат ― храм, посвященный богу-покровителю Вавилона Мардука.
Зиккураты, возводимые в центре города, являлись одновременно и духовным, и политическим, и экономическим ядром города-государства.
Да и сам человек ощущал себя во многом по-другому. Конечно же, он осознавал себя вписанным в вечно изменчивое и одновременно стабильное в своем циклическом движении мироздание. Его жизнь была подчинена канонам и законам тоталитарного государства, в самом себе и в окружающих он видел не столько личность, самоценную и неповторимую, а персонификацию какой-то определенной функции в государственном и мировом механизме.
Но, в отличие от древнего египтянина, человек, живший на Ближнем Востоке и в Месопотамии, не был просто колесиком или винтиком безличной сакрализованной системы. Культурно-историческими условиями своего нестабильного существования он был поставлен перед необходимостью личного самоопределения, перед необходимостью выбора, пусть даже в очень жестко заданных рамках. Не случайно именно в данной культуре впервые появляются образы полубогов и героев, противостоящих богам, как, например, в истории Гильгамеша, воспротивившегося могущественной богине Иштар.
Не осознав еще себя, как неповторимую личность, человек Древнего Востока сделал все же первый шаг на этом пути ― к послушанию и подчинению он шел через непокорность и самостоятельный выбор. Вспомним библейскую историю грехопадения или историю Авраама, не только избранного Богом, но и избравшего Бога (Ветхий Завет Договор между Богом и людьми).
5. Цивилизации Древнего Востока определили путь, по которому
пошла человеческая культура по окончанию эпохи первобытности. Какими бы самобытными не были культуры многочисленных народов и государств Древнего Востока, все они обладали общностью черт, во многом определивших то влияние, которое эти культуры оказали на культуру последующих эпох.
Специфическими чертами древневосточных культур являются: сакральность, традиционность, монументальность, нормативность, каноничность.
Именно в древневосточных цивилизациях закладываются основы классовой структуры, государственности, научных, религиозных, философских, художественных исканий грядущих поколений человечества.
Ученость древнеегипетских и вавилонских мудрецов вливается в поток эллинистических (древнегреческих) познаний, составив огромный пласт знаний в области астрономии, геометрии, мелиорации, медицины. И сегодня мы пользуемся шестидесятеричной системой счисления (деление часа, градуса) и живем по календарю, основанному на вавилонском календаре.
Мифологические представления древних евреев, выкристаллизовавшись в первые библейские тексты, стали идейной основой будущего христианства и всей современной европейской духовной культуры. Люди Древнего Востока первыми осознали трагическую самостоятельность человека в мироздании, закладывая тем самым основы нашей современной ментальности.
А тип тоталитарного государства, вновь оживший в ХХ в., в очередной раз напоминает нам о преемственности в развитии культуры всех времен и народов, о необходимости более пристально всматриваться в уроки прошлого.
И хотя многие достижения культуры древневосточных цивилизаций оказались утраченными для нас навсегда, множество тайн еще ждут своего часа, когда будет приподнята завеса над высочайшими познаниями и культурными образцами народов, живших много столетий назад в регионе, который мы называем "колыбелью мировой цивилизации".
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской