I.4. Задачи и функции культуры
Основные задачи и функции культуры.
Преобразовательная функция культуры и ее составляющие.
Векторная функция культуры и ее составляющие.
Социализирующая функция культуры и ее составляющие.
Основные понятия: функции культуры: человекотворческая, преобразовательная, векторная, социализирующая.
1. Чтобы понять и оценить истинную роль культуры в жизни
человека, попробуем разобраться, какие именно задачи она решает, какое влияние оказывает на ту или иную сторону жизнедеятельности человека и общества. Иными словами: каковы основные функции культуры?
Под функциями какого-либо предмета, организма, системы понимается назначение, специфические особенности деятельности, круг обязанностей или решаемых задач, вытекающие из свойств этого предмета, организма, системы.
Влияние культуры на все сферы жизни человека и общества поистине всесторонне, круг задач, которые решаются в ходе культурного процесса, весьма широк. Это значит, что система культуры выполняет множество разнообразных функций.
Первостепенным предназначением культуры, исходя из самого значения этого понятия, является преобразование, облагораживание природы, предметной среды, общества. Однако главным объектом культурного воздействия остается сам человек.
Культура творит человека, облагораживает биологическое существо, коим мы являемся по своей природе, поднимая нас до уровня творца, преобразующего мир. А потому все многообразие функций культуры сводится, в конечном счете, к главной мегафункции ― человекотворческой функции культуры.
Т еперь рассмотрим основные задачи, которые решаются в ходе преобразовательной (созидательной) деятельности человека, и вытекающие отсюда три важнейшие функции культуры.
Рис. 1. Важнейшие функции культуры
Если первостепенной задачей культуры является качественное преобразование человека и среды его обитания, следовательно, одной из трех главных функций культуры является преобразовательная или созидательная функция, в ходе реализации которой создаются разнообразные материальные и духовные ценности, вырабатываются определенные способы, приемы и средства преобразования мира.
Культурное воздействие не может осуществляться беспорядочно, бессистемно, важно правильно выбрать ориентиры, цели, направление, в котором следует осуществлять преобразовательную деятельность. На основе складывающихся в обществе представлений о мире и месте человека в нем формируются образцы и идеалы, нормы и ограничения, на которые ориентируются в процессе своего развития члены этого общества. Другими словами, культура задает вектор (направление) развития человечества и каждой отдельной личности, реализуя векторную или направляющую функцию.
Человек, как социальное существо, не может существовать вне общества, тем более осуществлять масштабную преобразовательную деятельность, в ходе которой и происходит социализация и социальная организация людей. Соответственно, к важнейшим функциям культуры относится также социализирующая функция, задача, которой ― не только формирование, функционирование и взаимодействие различных социальных групп и сообществ (семьи, этноса, профессионального коллектива, политического объединения и пр.), но и адаптация индивидуума в этих группах, включение его в коллективную созидательную деятельность.
Таким образом, реализация глобальной человекотворческой функции культуры складывается из трех важнейших функций: преобразовательной (созидательной), векторной (направляющей) и социализирующей.
2. Каждая из трех выделенных нами функций культуры является, по сути, мегафункцией, так как решает весьма широкий круг задач и состоит, в свою очередь, из целого ряда функций более узкого назначения.
Попробуем разобраться, из каких же функций складываются преобразовательная, векторная и социализирующая функции культуры.
Начнем с преобразовательной функции, структура которой представлена на рис. 5.
Творческая или креативная [от лат. creatio ― созидание] функция. В основе всей созидательной деятельности человека лежит творчество ― источник всего нового, самобытного, оригинального. Именно способность к творчеству больше всего отличает нас от животных. Творческие идеи и проекты в конечном итоге реализуются в виде материальных и духовных объектов: научных теорий, литературных и художественных произведений, технических изобретений и т.д. Совершенствование материального и духовного достояния человечества, изобретение и создание новых ценностей ― задача креативной функции культуры.
функция утилизации [от лат. utilis ― полезный]. Уровень культуры общества (как и каждой отдельной личности) характеризуется не только тем, ЧТО и КАК оно производит, но и КАК, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ использует произведенный продукт. Задачу оптимального использования достижений культуры в процессе жизнедеятельности общества решает функция утилизации, которая, в свою очередь, также состоит из нескольких подфункций:
а) функция отбора наиболее полезных и необходимых или обладающих особой ценностью (эстетической, мемориальной) продуктов материальной и духовной человеческой деятельности, исходя из системы ценностей, господствующих в обществе;
б) функция накопления и сохранения материальных и духовных ценностей способствует формированию культурного достояния нации, народа, определенной социальной группы;
в Рис. 2. Структура преобразовательной функции культуры
функция трансляции социального опыта. Социокультурное развитие немыслимо без преемственности в культуре, которая обеспечивается путем трансляции от поколения к поколению, от одной культурно-исторической эпохи к другой, а также путем обмена между различными социальными группами, культурных достижений, идей, информаций, опыта, технологий и других материальных и духовных ценностей. Трансляционная функция, которая включает:
а) информационную функцию, обеспечивающую процесс создания, обработки, систематизации разного рода информации, организацию и техническое обеспечение информационных потоков;
б) образовательную функцию, задача которой ― передача от поколе-ния к поколению накопленных обществом знаний, представлений о мире, навыков и умений (образование ― буквально, создание образа мира в сознании нового поколения);
в) воспитательную функцию, главная задача которой ― привить молодому поколению сложившиеся в обществе образцы поведения, межличностных и социальных отношений с целью формирования высокоморальных качеств, необходимых для активного включения в общественную, производственную, культурную деятельность.
функция управления. Многообразие сфер культуры и социокультурных институтов требует эффективного управления, координации их взаимодействия. Культура оказывает влияние на организационно-управленческие процессы практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти задачи решает функция управления.
рекреативная [от лат. recreatio ― восстановление] функция, ее также называют компенсаторной [от лат. compensare ― возмещать]. Интенсивное функционирование рано или поздно приводит любой механизм, организм, систему к износу. Человек также нуждается в восстановлении физических и психических сил. Этой цели служат праздники, игры, "хобби" и т.п. Организация форм досуга и отдыха — задача рекреативной функции.
Следует заметить, что круг задач, которые решает рекреативная функция культуры, гораздо шире, чем просто восстановление сил человека. Досуг является также формой коммуникации, в процессе которой вырабатываются различные поведенческие модели. А некоторые "хобби", как показывает история, вполне могут, наряду с профессиональной деятельностью, стать источником создания истинных культурных ценностей (вспомним, к примеру, литературное творчество земского врача А.П.Чехова или поэзию и увлечение мозаикой ученого М.Ломоносова, а поэтическое наследие профессионального художника Тараса Шевченко прославили Кобзаря гораздо больше, нежели его картины).
3. Эффективность преобразующей деятельности во многом зависит от
того, насколько верно поставлены цели, выбраны приоритеты, т.е. от правильности выбора направления или вектора развития общества. Рассмотрим комплекс задач, которые решает векторная или направляющая мегафункция культуры (рис. 6), и функции, которые из этих задач вытекают.
когнитивная [от лат. cognitio ― познание] или познавательная функция. Всестороннее освоение человеком мира, в котором он живет, и себя самого, получение и систематизация знаний ― необходимое условие самосовершенствования, как и любой преобразовательной деятельности. Когнитивную функцию также называют гносеологической [от греч. gnosis ― познание].
Д ля того, чтобы приобретенные опыт и знания могли быть вовлечены в социокультурный процесс, поставлены на службу человеческому сообществу, их необходимо каким-то образом представить ― облечь в приемлемые для хранения, использования и передачи другим людям формы. Т.е. они должны стать нашими представлениями. Эту задачу решают семиотическая и семантическая функции культуры.
Под семиотической функцией [от греч. sеmеiotikе ― учение о знаках] следует понимать облечение знаний, полученных опытно-практическим или умозрительным путем, в разнообразные знаковые формы ― разговорные языки, язык программирования, художественные и научные символы, формулы и т.п.
Семантическая [от греч. sеmantikos ― обозначающий] функция самым тесным образом связана с семиотической. Задача этой функции ― наполнение смыслом знаков и символов, изучение, интерпретация и объяснение смысла, заложенного в знаках и символах, сложившихся на протяжении всей культурной истории.
мировоззренческая функция. Обобщенным результатом познава-тельной деятельности становится формирование системы мировоззрения ― т.е. системы воззрений (взглядов) на мир, место и роль человека в этом мире, характерных именно для данного общества и для определенной эпохи. В основе того или иного мировоззрения лежит мифологическая, религиозная либо научная "картина мира".
Являясь продуктом культурного процесса, система мировоззрения сама, в свою очередь, становится определяющим фактором, направляющим дальнейший ход культурного процесса ― ведь от того, какой видит человек свою роль и задачи в этом мире, зависит, какой путь развития он выбирает.
аксиологическая (ценностная) [от греч. axios ― ценность] функция. Выбор вектора социокультурного развития зависит от того, какие культурные ценности, эталоны и идеалы доминируют в данном обществе. Процесс этот имеет циклический взаимообратный характер. С одной стороны, на основе сложившегося на соответствующем культурно-историческом этапе мировоззрения формируется определенная система ценностей и идеалов. В то же время, ценности и идеалы, утвердившиеся в общественном сознании, задают направление дальнейшей культурной эволюции. На них ориентируются, они становятся своеобразными маяками, указывающими направление, в котором следует двигаться обществу в целом и каждой отдельной личности.
Таким образом, налицо ― взаимообусловленность и взаимовлияние системы мировоззрения и системы ценностей и идеалов.
К векторным относится также нормативно-регулятивная функция культуры. Она решает две задачи:
― формирует систему морально-этических, нравственных, гражданских и пр. требований в виде различных норм, принципов, правил, законов, регламентирующих действия людей и их взаимодействие в обществе;
― осуществляет контроль за выполнением членами общества действующей нормативной базы и регулирование отношений между членами общества.
4. Человек, как известно, ― существо социальное. Поэтому необходи-мым условием его жизнедеятельности и эволюции становится объединение усилий в ходе созидательной и преобразовательной деятельности. Только в человеческом социуме человек становится человеком, поэтому к важнейшим функциям культуры относится социализирующая функция, главная задача которой ― формирование и функционирование различных типов социальных сообществ.
функция социальной организации решает задачу объединения людей в различные социальные общности. Из этого вытекают следующие подфункции:
а) функция институционализации или социогенетическая [от греч. genesis ― рождение, происхождение]. В процессе ее реализации образуются различные формы и типы сообществ и социальных институтов: семья, государство, религиозные организации, политические и правовые институты и пр.;
б ) функция социальной интеграции [от лат. integratio ― восстановление < integer ― целое], задача которой ― взаимное приспособление и объединение различных социальных общностей в ходе культурно-исторического процесса: племенные союзы; религиозные объединения типа Всемирного Союза буддистов или экуменического движения за восстановление единства христианской Церкви; творческие и профессиональные союзы вроде Римского Клуба ― объединения ведущих европейских ученых; политические союзы, такие, как Организация Объединенных Наций (ООН) или Евросоюз; национально-культурная интеграция в виде культурных связей между Украиной и украинскими диаспорами за рубежом и т.п.
Культура объединяет народы и государства. Общие язык, вера, взгляды дают людям ощущение единства, "родства". Не случайно так остро стоит сегодня вопрос об общенациональной украинской идее, которая способна была бы сплотить народ и дать ему импульс к дальнейшей созидательной деятельности.
Специфическую интегративную роль в культуре играет наука, не имеющая национальной или государственной привязки.
При этом, параллельно с интеграционными процессами в культуре протекают и обратные процессы социальной дезинтеграции ― расчленения, дробления социальных сообществ. Культура, религия, политика становятся порой факторами разобщения и противостояния народов, наций, социальных общностей. Примеры тому ― распад Советского Союза, Югославии и др. стран бывшего соцлагеря; тысячелетняя история разделения Христианской Церкви на три ветви (православие, католицизм и протестантизм) и множество течений и сект; раскол в 1993 г. Украинской православной церкви и др.
Функция социализации с первых дней жизни индивидуума способствует включению его в социальные группы и социальные отношения. Процесс социализации позволяет человеку стать полноценным членом общества, занять в нем определенное положение.
адаптивная функция [от лат. adaptare ― приспособлять]. Условия (экономические, политические, социокультурные), в которых существуют и развиваются индивидуумы и целые социальные общности, претерпевают постоянные изменения. Возьмем, к примеру, трудности, с которыми мы столкнулись в условиях государственного и социального переустройства после обретения Украиной независимости: тут и регионально-культурное противостояние Юго-Востока и Запада страны вследствие "реформ" в сфере идеологии, культуры и образования; и проблемы, связанные с разрушением одних социальных институтов и появлением новых ― например, моральная деградация и увлечение молодежи новомодными религиозными культами после упразднения пионерской и комсомольской организаций; сюда можно также отнести проблемы, связанные с глобальными миграционными процессами (проблемы украинской диаспоры и гастербайтеров).
Обеспечить личности и социальным группам возможность социальной и культурной адаптации, приспособиться к изменяющейся природной и социокультурной среде ― задача адаптивной функции.
коммуникативная функция [от лат. communicatio ― связь, общение]. Так как любая созидательная деятельность и социокультурное развитие в целом осуществляются людьми в теснейшем взаимодействии, в ходе культурного процесса вырабатываются соответствующие формы, способы и средства общения и взаимодействия, как между членами одного социума, так и между различными социальными сообществами.
Кроме того, именно на почве культуры люди находят общий язык, общие интересы. Музеи, театр, кино, спорт давно стали средством коммуникации между народами, странами, эпохами.
Функциональный потенциал системы культуры, конечно же, не исчерпывается рассмотренными здесь функциями. Мы выделили и систематизировали наиболее важные из них, направленные на решение сверхзадачи ― совершенствование ЧЕЛОВЕКА и МИРА, в котором мы живем. Подведя итоги, еще раз окинем взглядом иерархию функций культуры, чтобы понять и почувствовать, насколько сложна, многообразна и значима роль культуры в жизни общества и каждого его члена.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской