logo
УЧЕБНИК для студентов

I.4. Задачи и функции культуры

  1. Основные задачи и функции культуры.

  2. Преобразовательная функция культуры и ее составляющие.

  3. Векторная функция культуры и ее составляющие.

  4. Социализирующая функция культуры и ее составляющие.

Основные понятия: функции культуры: человекотворческая, преобразовательная, векторная, социализирующая.

1. Чтобы понять и оценить истинную роль культуры в жизни

человека, попробуем разобраться, какие именно задачи она решает, какое влияние оказывает на ту или иную сторону жизнедеятельности человека и общества. Иными словами: каковы основные функции культуры?

Под функциями какого-либо предмета, организма, системы понимается назначение, специфические особенности деятельности, круг обязанностей или решаемых задач, вытекающие из свойств этого предмета, организма, системы.

Влияние культуры на все сферы жизни человека и общества поистине всесторонне, круг задач, которые решаются в ходе культурного процесса, весьма широк. Это значит, что система культуры выполняет множество разнообразных функций.

Первостепенным предназначением культуры, исходя из самого значения этого понятия, является преобразование, облагораживание природы, предметной среды, общества. Однако главным объектом культурного воздействия остается сам человек.

Культура творит человека, облагораживает биологическое существо, коим мы являемся по своей природе, поднимая нас до уровня творца, преобразующего мир. А потому все многообразие функций культуры сводится, в конечном счете, к главной мегафункциичеловекотворческой функции культуры.

Т еперь рассмотрим основные задачи, которые решаются в ходе преобразовательной (созидательной) деятельности человека, и вытекающие отсюда три важнейшие функции культуры.

Рис. 1. Важнейшие функции культуры

Таким образом, реализация глобальной человекотворческой функции культуры складывается из трех важнейших функций: преобразовательной (созидательной), векторной (направляющей) и социализирующей.

2. Каждая из трех выделенных нами функций культуры является, по сути, мегафункцией, так как решает весьма широкий круг задач и состоит, в свою очередь, из целого ряда функций более узкого назначения.

Попробуем разобраться, из каких же функций складываются преобразовательная, векторная и социализирующая функции культуры.

Начнем с преобразовательной функции, структура которой представлена на рис. 5.

а) функция отбора наиболее полезных и необходимых или обладающих особой ценностью (эстетической, мемориальной) продуктов материальной и духовной человеческой деятельности, исходя из системы ценностей, господствующих в обществе;

б) функция накопления и сохранения материальных и духовных ценностей способствует формированию культурного достояния нации, народа, определенной социальной группы;

в

Рис. 2. Структура преобразовательной функции культуры

) благодаря функции потребления в обществе формируется культура потребления, подразумевающая целесообразное, эффективное, экологичное по отношению к человеку и окружающей его среде использование как результатов человеческой деятельности, так и природных богатств.

а) информационную функцию, обеспечивающую процесс создания, обработки, систематизации разного рода информации, организацию и техническое обеспечение информационных потоков;

б) образовательную функцию, задача которой ― передача от поколе-ния к поколению накопленных обществом знаний, представлений о мире, навыков и умений (образование ― буквально, создание образа мира в сознании нового поколения);

в) воспитательную функцию, главная задача которой ― привить молодому поколению сложившиеся в обществе образцы поведения, межличностных и социальных отношений с целью формирования высокоморальных качеств, необходимых для активного включения в общественную, производственную, культурную деятельность.

Следует заметить, что круг задач, которые решает рекреативная функция культуры, гораздо шире, чем просто восстановление сил человека. Досуг является также формой коммуникации, в процессе которой вырабатываются различные поведенческие модели. А некоторые "хобби", как показывает история, вполне могут, наряду с профессиональной деятельностью, стать источником создания истинных культурных ценностей (вспомним, к примеру, литературное творчество земского врача А.П.Чехова или поэзию и увлечение мозаикой ученого М.Ломоносова, а поэтическое наследие профессионального художника Тараса Шевченко прославили Кобзаря гораздо больше, нежели его картины).

3. Эффективность преобразующей деятельности во многом зависит от

того, насколько верно поставлены цели, выбраны приоритеты, т.е. от правильности выбора направления или вектора развития общества. Рассмотрим комплекс задач, которые решает векторная или направляющая мегафункция культуры (рис. 6), и функции, которые из этих задач вытекают.

Д ля того, чтобы приобретенные опыт и знания могли быть вовлечены в социокультурный процесс, поставлены на службу человеческому сообществу, их необходимо каким-то образом представить ― облечь в приемлемые для хранения, использования и передачи другим людям формы. Т.е. они должны стать нашими представлениями. Эту задачу решают семиотическая и семантическая функции культуры.

Являясь продуктом культурного процесса, система мировоззрения сама, в свою очередь, становится определяющим фактором, направляющим дальнейший ход культурного процесса ― ведь от того, какой видит человек свою роль и задачи в этом мире, зависит, какой путь развития он выбирает.

Таким образом, налицо ― взаимообусловленность и взаимовлияние системы мировоззрения и системы ценностей и идеалов.

формирует систему морально-этических, нравственных, гражданских и пр. требований в виде различных норм, принципов, правил, законов, регламентирующих действия людей и их взаимодействие в обществе;

осуществляет контроль за выполнением членами общества действующей нормативной базы и регулирование отношений между членами общества.

4. Человек, как известно, ― существо социальное. Поэтому необходи-мым условием его жизнедеятельности и эволюции становится объединение усилий в ходе созидательной и преобразовательной деятельности. Только в человеческом социуме человек становится человеком, поэтому к важнейшим функциям культуры относится социализирующая функция, главная задача которой ― формирование и функционирование различных типов социальных сообществ.

а) функция институционализации или социогенетическая [от греч. genesis ― рождение, происхождение]. В процессе ее реализации образуются различные формы и типы сообществ и социальных институтов: семья, государство, религиозные организации, политические и правовые институты и пр.;

б ) функция социальной интеграции [от лат. integratio ― восстановление < integer ― целое], задача которой ― взаимное приспособление и объединение различных социальных общностей в ходе культурно-исторического процесса: племенные союзы; религиозные объединения типа Всемирного Союза буддистов или экуменического движения за восстановление единства христианской Церкви; творческие и профессиональные союзы вроде Римского Клуба ― объединения ведущих европейских ученых; политические союзы, такие, как Организация Объединенных Наций (ООН) или Евросоюз; национально-культурная интеграция в виде культурных связей между Украиной и украинскими диаспорами за рубежом и т.п.

Культура объединяет народы и государства. Общие язык, вера, взгляды дают людям ощущение единства, "родства". Не случайно так остро стоит сегодня вопрос об общенациональной украинской идее, которая способна была бы сплотить народ и дать ему импульс к дальнейшей созидательной деятельности.

Специфическую интегративную роль в культуре играет наука, не имеющая национальной или государственной привязки.

При этом, параллельно с интеграционными процессами в культуре протекают и обратные процессы социальной дезинтеграции ― расчленения, дробления социальных сообществ. Культура, религия, политика становятся порой факторами разобщения и противостояния народов, наций, социальных общностей. Примеры тому ― распад Советского Союза, Югославии и др. стран бывшего соцлагеря; тысячелетняя история разделения Христианской Церкви на три ветви (православие, католицизм и протестантизм) и множество течений и сект; раскол в 1993 г. Украинской православной церкви и др.

Обеспечить личности и социальным группам возможность социальной и культурной адаптации, приспособиться к изменяющейся природной и социокультурной среде ― задача адаптивной функции.

Кроме того, именно на почве культуры люди находят общий язык, общие интересы. Музеи, театр, кино, спорт давно стали средством коммуникации между народами, странами, эпохами.

Функциональный потенциал системы культуры, конечно же, не исчерпывается рассмотренными здесь функциями. Мы выделили и систематизировали наиболее важные из них, направленные на решение сверхзадачи ― совершенствование ЧЕЛОВЕКА и МИРА, в котором мы живем. Подведя итоги, еще раз окинем взглядом иерархию функций культуры, чтобы понять и почувствовать, насколько сложна, многообразна и значима роль культуры в жизни общества и каждого его члена.