logo
УЧЕБНИК для студентов

VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму

  1. Новые тенденции в культуре в период Второй мировой войны и послевоенного восстановления.

  2. Сущность и основные черты культуры постмодернизма.

  3. художественные формы и течения постмодернизма.

  4. Феномен молодежной культуры.

  5. Духовные поиски эпохи постмодернизма.

Основные понятия: неоампир, постмодернизм, поп-арт, гиперреализм, инсталляция, искусство действия, молодежные субкультуры, Нью-эйдж.

1. Вторая мировая война стала водоразделом в культурном процессе ХХ века. Дойдя до предела в своем экспериментаторстве, искусство накануне новой мировой войны несколько "остепенилось". Постепенно на первый план выходят психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка разрешения проблем обычного человека.

_____________________________

1) Александр Шилов о своем творчестве и проблемах живописного искусства // Советская Россия, № 183. 7.08.88.

Мировым центром киноиндустрии к тому времени стал Голливуд. Экраны всего мира заполнила разнообразная по стилям и жанрам продукция голливудских студий: музыкально-развлекательная, остросоциальная, мело-драматическая. Лучшие фильмы, вошедшие в сокровищницу мирового киноискусства, еще в конце 30-х гг. были отмечены реализмом, социально-критической направленностью, блестящим мастерством режиссеров и актеров.

Одним из примеров большого успеха американского кино того времени стала романтическая лента Виктора Флеминга "Унесенные ветром" (1939), снятая по одноименному роману Маргарет Митчелл. Картина удостоилась сразу десяти "Оскаров" и в течении 25 лет удерживала первое место по кассовым сборам. Главную героиню в ней сыграла английская актриса Вивьен Ли. И сегодня этот блистательный фильм (первоначально черно-белый, но в конце века с помощью компьтерной графики обретший цвет) нисколько не устарел, и остается любимым фильмом разных поколений.

Общая демократизация мира после краха фашизма нашла свое отражение в кинематографе, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Закончилась эпоха модернистского кино.

Неореалисты, взяв рядовой жизненный факт или проблему обычного человека, правдиво отображали на экране антифашистскую борьбу, тяготы жизни в условиях послевоенной разрухи Р.Росселлини ("Рим ― открытый город"), Л.Висконти ("Земля дрожит"). Неореализм обогатил эстетику мирового кино, снимая простые житейские истории не в студии, а на улицах, в реальной обстановке.

Но уже в 50-60-х гг. крупнейшие мастера мирового кино, такие, как итальянец Федерико Феллини (к/ф "Дорога", "Сладкая жизнь") или шведский мастер Ингмар Бергман ("Седьмая печать", "Земляничная поляна"), вновь обращаются к исследованиям психологии своего героя, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и патологических переживаний, разобщенности между людьми и трагического одиночества человека в обществе.

В 70-80-е гг. ситуация в кинематографе меняется ― популярными в эпоху постмодернизма становятся снятые в Голливуде сверхдорогие космические фантазии ("Звездные войны"), сказки-фэнтэзи ("Бесконечная история"), фильмы-катастрофы ("Ад в поднебесье", "Армагеддон"). Один из ярчайших режиссеров-постмодернистов ― Стивен Спилберг, работавший в разных жанрах ― от фантастики ("Парк Юрского периода") до остросоциального реализма ("Список Шиндлера").

Огромную популярность в мире завоевало анимационное кино или мультипликация. Важную роль в развитии этого жанра сыграло творчество Уолта Диснея, первым начавшего снимать полнометражные мультипликационные фильмы.

Благодаря колоссальным денежным вложениям, богатой фантазии и безграничным техническим возможностям американское кино заполонило весь мир, и до настоящего времени США остаются суперкинодержавой.

В который уже раз в культурной истории вспыхнул интерес к античной культуре, в первую очередь, римской, традиции и размах которой как нельзя лучше соответствовали замыслам нацистских идеологов. Любимый режиссер-документалист и кинооператор фюрера Лени Рифеншталь сняла восторженно встреченный в Германии фильм "Олимпия" об Олимпийских играх 1936 г., в котором античные статуи оживают и бегут на Олимпиаду в Берлин. 

Естественным было и возрождение интереса к эстетике классицизма, в первую очередь, ампира ― художественного стиля, впервые возникшего при Наполеоне, как "стиль победителей" (см. раздел ІV.4), для которого характерны героизация образов, обилие военной символики в декоре: знамена, шлемы, мечи и щиты (неслучайно неоампир обрел особую популярность именно в странах с тоталитарным режимом).

Гитлер, считавший себя прирожденным художником и архитектором (правда, так и не состоявшимся), был маниакально увлечен грандиозным планом перестройки Берлина, который под новым именем "Германиа" должен был стать столицей завоеванной Европы. Этот план включал постройку ратуши 500-метровой длины, грандиозный спортивный комплекс с плавательным бассейном в виде римских терм, и колоссальный Дворец наций для митингов и собраний или, как его еще называли, ― "Дворец с куполом". 

В этом гигантском куполе (диаметром 280 м) фюрер видел воплощение идеи тотального господства Германии над миром. Купол должен был завершаться 40-метровым фонарем, увенчанным орлом (некогда символом Рима, а теперь ― нацистской Германии), держащим в когтях земную сферу. Рейхстаг рядом с этим зданием казался бы садовым павильончиком!

"Самый вместительный зал собраний изо всех, до сих пор спроектированных в мире, состоял фактически из одного-единственного помещения, зато такого, где стоя могли разместиться от 150 000 до 180 000 слушателей" ― так описывает это невероятное строение не успевший реализовать свое детище архитектор Альберт Шпеер. 1)

________________________

1) Альберт Шпеер. Воспоминания. – Смоленск: «Русич», М.: Прогресс, 1997.

По сути, речь шла о культовом сооружении, которому предназначено было стать грандиозной трибуной для обладавшего поистине гипнотическим воздействием на толпу вождя нации.

В первые послевоенные годы важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов. Возникший в 30-е годы "интернациональный" архитектурный стиль становится весьма актуальным, т.к. отличался высоким техническим совершенством и строгим рационализмом ― лаконичные элегантные небоскребы представляли собой чистые геометрические формы из железобетона, стекла и металла. Эта архитектура индустриального общества, подчеркнуто утилитарного назначения, отказавшаяся от каких бы то ни было "архитектурных излишеств", заполонила улицы городов, игнорируя своеобразие местных пейзажей и исторической застройки.

Наиболее известные представители  этого стиля — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США), чьи строения можно встретить в разных уголках мира.

2. Во второй половине ХХ в. агрессивный новаторский дух модернизма себя исчерпал, равно, как и формализм интернационального стиля. Городская среда со скучными геометрическими постройками, выдержанными в духе рационализма, стала дискомфортной, создавая ощущение уныния, монотонности и однообразия. Когда же надоедают скупые формы минималистической архитектуры, культ техники и обнаженных конструкций, появляется ностальгия по более изощренной форме и цвету, по чему-то необычному, декоративному (рельефам, росписям, орнаментам и прочим еще до недавнего времени считавшимся лишними элементам т.п.). Художники начинают черпать вдохновение в природе либо в эстетике прошлых эпох.

История здания, названного "восьмым чудом света", началась с победы на международном конкурсе в 1957 г. проекта молодого датского архитектора Йорна Утсона (правда, завершить строительство удалось только в 1973 г.). Плавные органичные формы Сиднейской Оперы схожи не то с огромными белыми парусами яхт, отражающимися в воде, не то с крыльями чудо-лебедя, не то со створками огромных морских раковин…

В этом уникальном архитектурном сооружении удалось сочетать функциональность и пластическое изящество, положив, тем самым, начало новым тенденциям в культуре. Утсон, никогда не бывавший в Сиднее, идеально вписал свое детище в окружающий пейзаж, доказав, что технический прогресс и современные технологии вполне могут существовать в гармонии с природой.

Возникнув в архитектуре как протест против модернизма, постмодернизм со временем превратился в широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение, распространившееся и в других областях культуры: философии, литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве.

Утверждая, что ни в философии, ни в религии, ни в искусстве ничего принципиального нового сказать уже нельзя, постмодернисты обращаются к прошлому, используют то, что уже было в употреблении, по своему усмотрению связывая воедино разрозненные факты и элементы культуры.

Желая восполнить недостаток собственного содержания, постмодернизм декларирует "новую философию" ― ироничную, порой циничную, не нуждаю-щуюся в достоверности и объективности, справедливости и моральности. "Вечные ценности" и идеалы, с точки зрения постмодернистов, создают ненужные проблемы, препятствуют творческой реализации.

Истинный идеал постмодернизма ― это свалка, но свалка "организованная" и эстетизированная, а вся мировая культура рассматривается им как неисчерпаемый поставщик вторсырья.

Постмодернизму присущи следующие черты:

Вся вторая половина ХХ столетия отмечена неслыханной коммерциализацией культуры. Постмодернистское искусство не видит больше в художнике творца высших ценностей ― искусство становится бизнесом...

3. Остановимся на некоторых наиболее заметных течениях и новых формах искусства, получивших распространение в эпоху постмодернизма.

Поп-арт стал художественным удовлетворением "тоски по предметности", порожденной длительным господством в западной культуре беспредметного искусства абстракционизма. Поп-арт вернул предмет в искусство, но предмет не опоэтизированный художественным видением, а нарочито бытовой или сугубо информативный.

Произведения поп-арта отражают "жизнь, как она есть", и нередко содержат долю юмора ― таковы, к примеру, известные картины Энди Уорхола, изображающие долларовую банкноту или банки томатного супа.

Едва ли не главным рупором поп-арта стала музыка. Эстрадное искусство, которое представляет собой сплав музыки, пения, танца, циркового искусства, световых и цветовых эффектов, трансформировалось в целую индустрию шоу-бизнеса, львиную долю которого составляет поп-музыка разного рода и качества.

Несмотря на то, что излюбленная тематика гиперреалистов — реалии повседневной жизни, городская среда или предельно близкий к фотографическому портрет человека, их произведения чаще всего оставляют впечатление холодной, статичной, отчужденной от зрителя сверхреальности.

"Картина устарела, ― провозглашают постмодернисты, ― и на арену изобразительности выходит инсталляция" ― пространственная композиция, созданная из самых разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Элементом инсталляции могут быть, в числе прочего, и живые люди. Включенные в самые неожиданные комбинации, вещи освобождаются от привычного утилитарного назначения, автор стремится придать им символическое, а нередко и "сакральное" значение.

По мере развития этот вид искусства принимал все более эпатажные и нелепые формы. Так, "шедевр" одного из самых чтимых лидеров российского постмодернизма Ильи Кабакова "Моя Родина. Мухи" представлял собой зал выставки, потолок и стены которого были сплошь залеплены наклеенными мухами, а в композиции "16 веревок" к каждой веревке был привязан какой-нибудь предмет: окурок, крышка унитаза и т.п.

Следуя по стопам своих предшественников футуристов, дадаистов и пр., современные творцы инсталляций в погоне за оригинальностью меньше всего озабочены эстетичностью, и уж тем более, духовным содержанием своих "творений". Поэтому в книгах отзывов нередки и такие записи: "Такое чувство, что побывали на экскурсии в дурдоме…".

Появилось это явление в культуре в 60-е годы. Устроителем первого хеппенинга был американский художник Аллан Капроу.

Участники хеппенинга зачастую надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей, например, делая их похожими на ящики или ведра... В хеппенинге активно используется световая живопись, свет, то и дело меняя цвет и яркость, освещает актера или просвечивает сквозь ширмы. Представление сопровождается звуковыми эффектами ― музыкой, голосами, звяканьем, скрежетом, порой очень сильными, неожиданными, рассчитанными на шоковый эффект. используются и другие эффекты ― такие, как ароматические вещества.

Несмотря на некоторую театральность, хеппенинг нельзя полностью отнести к театральному искусству, так как это чисто художественное действие далеко не всегда оперирует театральными атрибутами. Главное, что должно быть достигнуто в ходе хепенинга, ― это особые взаимоотношения со зрителем, активно вовлекаемым в данную художественную игру. Причем взаимоотношения эти, как правило, вызывают у людей нестандартную реакцию.

Таким образом, хепенинг можно определить как осознанные игры со зрителем, в основе которых ― спонтанность и неожиданность.

Поначалу акции перформанса представляли собой разыгрываемые перед зрителями в художественной галерее, музее или прямо на улице живые композиции, в которых в качестве скульптурного элемента использовалось человеческое тело, с символическими атрибутами, жестами и позами (вспомним фигуры на улицах, оживающие, если зритель положит монетку). Эффект, к которому стремится перформанс ― шокирование зрителя.

Под влиянием массовой культуры художники перенесли действие из галерей и улиц в театры. Примером такого театрального перформанса является известный во всем мире пражский "Черный театр", в котором соединились пластика, свет, цвет, музыка, трюки с полетами и исчезновениями.

В настоящее время границы между перформансом, хепенингом и некоторыми другими видами театральных представлений размыты, и все они определяются широким термином "искусство действия".

Саморазрушающееся искусство имеет свои проявления в музыке: исполнение произведения на разваливающемся рояле или на распадающейся скрипке; беззвучная пьеса Джона Кейджа (основателя перформанса) "3,33 минуты тишины"; выступление дирижера без оркестра; ансамбль, сопровож-дающий безмолвного солиста.

По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это ― не стиль, а метод, не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать форму и смысл, и тем, что он видит. Деконструктивизм принимал разнообразные, но всегда необычные формы, неизменно шокируя зрителя. Это ― вопрос архитекторов к самим себе: можно ли освободить архитектуру от эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия "порядок" и "беспорядок", и можно ли построить здание, отказавшись от всех общепринятых принципов создания архитектурных сооружений?..

Среди известных постмодернистов ― современные писатели и поэты: Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Иосиф Бродский, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин.

4. Разочарованность в ценностях западного общества породила в 60-е годы протестные настроения в молодежной среде. Участники первого молодеж-ного движения социального протеста в США и странах Западной Европы  хиппи любили ссылаться на известное высказывание А.Камю: "я бунтую, следовательно, я существую". Хиппи протестовали против лицемерной морали протестантских церквей и войны во Вьетнаме (и войны как таковой), выражали солидарность с бесправным, живущим в резервациях коренным населением Америки, пропагандировали возврат к природной естественности. Их называли "детьми цветов", поскольку своим символом они избрали цветок.

Хиппи, ведущие бунтарский образ жизни, сформировали совершенно новую культурную среду с рок-музыкой и молодежной модой, наркотиками и свободной любовью, став началом становления молодежной культуры, точнее первой из множества молодежных субкультур.

На мировоззренческие установки хиппи серьезное влияние оказал фрейдизм, что вылилось в итоге в сексуальную революцию, которая, отринув все устоявшиеся нормы, провозгласила: это ― не разврат, а новый подход к миру ― через свободу собственного тела, исполнение сиюминутных желаний, через ощущения, через секс как танец.

Уходу от реальности и снятию запретов способствовал прием марихуаны и ЛСД. В моду входит психоделическая музыка (от слова "психоделия", означающего наркотический опыт и всё, что с ним связано).

Основной формой хипповского бытия, вне общества и цивилизации, стали совместные собрания (тусовки), любимейшим времяпрепровождением ― рок-концерты на зелёных полянах под открытым небом, где кто-то внимательно слушал музыку, кто-то курил "косяк", а кто-то открыто занимался любовью, загорал нагишом, читал книгу или мечтал.

Рок-музыка, имевшая фольклорные корни и ярко выраженный протестный характер, стала главным художественным выразителем идеологии бунтующего поколения.

С лёгкой руки хиппи рок-музыка проникла в театр, породив новый жанр ― рок-оперу. Ошеломительная популярность рок-оперы Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса "Иисус Христос суперзвезда" была такова, что в среде хиппи утверждается мода на причёски и бородку а-ля Иисус, белые грязноватые одежды до пят, а также назидательный учительский тон, которым хиппи вели душеспасительные беседы с "непросвещенными" ― не-хиппи.

Религиозные пристрастия фанатов Иисуса Христа не ограничивались новым прочтением христианства. Необыкновенно привлекательными казались им индейские шаманские практики с использованием галлюциногенов, погружённый в мистическое созерцание Восток с его благовониями и гирляндами цветов, склонностью к перемене мест и уходом от мира монахов-отшельников. Все это манило хиппи, разочарованных в традиционных религиях, породив мистическое сектантство с многочисленными новомодными течениями типа Харе Кришна.

В 70-е годы движение хиппи начало постепенно терять популярность. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль, которую еще недавно решительно отрицали. В моду входят яппи [от англ. young professionals ― молодые профессионалы] ― техническая элита (технократия), представители умственного труда, имеющие неплохие заработки и положение в обществе. Те же люди, что еще несколько лет назад танцевали в наркотическом угаре по зелёным лугам, добровольно заточили себя в стеклянные офисы в окружении компьютеров, секретарш и гамбургеров.

И все же движение хиппи оставило заметный, хотя и неоднозначный, след в мировой культуре. С одной стороны, это ― популяризация наркотиков, ставших настоящим бедствием для нескольких поколений молодежи; сексуальная революция, скатившаяся в разнузданность и вседозволенность, благословившая нетрадиционную сексуальную ориентацию и однополые браки, внеся немалую лепту в разрущение института семьи и распространение венерических болезней и СПИДа; расплодившиеся новомодные религиозные секты и культы, в том числе, тоталитарные, зомбирующие своих последователей, культивирующие суициды и т.п.

С другой стороны, юные бунтари, пытавшиеся создать собственный мир, основанный на любви, дружбе и взаимопомощи, показали человечеству новую ступень духовного развития своей терпимостью к расовым и социальным различиям; уважением к праву на самовыражение; пацифизмом (миротворчеством) и движением за альтернативную службу в армии; экологическим движением; популяризацией здоровой пищи (в т.ч. вегетарианства). Они обогатили культуру рок-музыкой, трансформировавшейся со временем в рок-культуру; новыми направлениями в моде; свободными путешествиями (автостопом).

Хипповская культура и символика дали толчок развитию многих других молодежных субкультур, каждая из которых творила собственную своеобразную эстетику.

В жизненной философии готов абсолютный индивидуализм сочетается с необычной мрачной романтикой и эстетствованием. Готы стремятся привнести утонченную красоту в серые, банальные будни, мрачно иронизируют над жизнью и смертью ― "умирай, улыбаясь", находят удовлетворение в собственных "странностях", боли, грусти и даже отчаянии. В радости для них нет вдохновения ― "радость проста", в то время, как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и депрессия имеют множество оттенков.

Отсюда ― эффектный имидж, длинные сурово-черные одежды, нередко весьма изысканные и оригинальные, корсеты, бледные лица с "тяжелой" косметикой. Им вполне хватает двух цветов: черный дополняют вкрапления красного (иногда розового или синего).

Крайние формы готики культивируют заигрывание со смертью ― времяпрепровождение на кладбищах, эстетизацию суицида и т.п. Не случайно одним из готических течений является вамп-готика, культивирующая вампирскую тематику и атрибутику.

Готы черпают энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, фильмов, которые стимулируют эмоции и чувства и позволяют погружаться в свой мир, но другим кажутся слишком мрачными, "заумными", депрессивными. К таковым относятся: фильмы "Ворон", "Голод", "Солярис", работы режиссеров Линча, Тарковского, Кубрика, книги Брэма Стокера "Граф Дракула", Энн Райс "Интервью с Вампиром".

Эмо живут эмоциями, их отличает особенное, чувствительное миро-ощущение. Эмо-кид чаще всего ― ранимый и депрессивный подросток, остро переживающий сложность окружающего мира и испытывающий нехватку любви и понимания. Он мечтает о счастливой любви, а пока проливает слезы над разбитым сердцем, пусть даже чужим. Эмоциональность эмо проявляется в крайностях ― от радости к грусти, от счастья к горю. Именно эта особенность выделяет их на фоне других молодежных субкультур, как правило, культивирующих какое-то одно крайнее настроение.

К несчастью, боль и томление по любви, свойственные многим подросткам, но предельно обостренные у эмо, нередко приводят к таким уродливым проявлениям, как резание вен, попытки или имитация суицидов.

Готы и эмо, панки и скинхеды стали воплощением глубокого кризиса культуры. Юные неискушенные души, жаждущие самовыражения в таких крайних, нередко уродливых формах, ― жестокий упрек официальной культуре, забывшей о своем главном предназначении ― нести Свет и Благо.

5. В своих духовных поисках западный человек окончательно запутался и разочаровался. Наука и новейшие технологии впечатляют и облегчают материальное существование, но не способны заменить истинные духовные ценности и потому далеко не всегда могут разрешить насущные проблемы. Да и новых глобальных проблем добавляют!

Традиционное христианство и мораль катастрофически отстают от стремительно изменяющихся условий жизни в ХХ веке. Прогрессирующее обезбоживание выхолостило чувства, души, отношения; при этом атеизм нередко сам превращался в "религию без бога". "психоделическая революция" хиппи завела многих своих последователей в убийственный наркотический туман; а ставшие популярными в молодежной среде шаманские практики и восточные медитации не смогли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить потребности современного человека.

давление внешнего мира на сознание порождает стрессы, желание сбросить напряжение. Постмодернистским ответом на эти вызовы стало движение Нью-эйдж, провозгласившее возможность духовного самосовер-шенствования, достижения жизненного успеха и душевного равновесия через релаксацию, позитивные переживания, оздоровительные практики.

термин "Нью-эйдж" [англ. New Age ― Новая эра, Новый век] связан с необходимостью трансформации человека для вхождения в новую эру Водолея. Отсюда ― потребность в личном мистическом или психическом опыте, вполне постмодернистский интерес к восточным духовным учениям, медитативным практикам, правда, в модернизированной упаковке.

подобно тому, как понятия "модернизм" и "постмодернизм" охватывают широкий спектр художественных течений Новейшей культуры, "Нью-эйдж" ― обобщающее название совокупности множества мистических, оккультных и близких к ним течений и движений в современной западной культуре.

История этого явления восходит к спиритизму, оккультизму и эзотерике конца ХІХ в. В 60-70-е гг. ХХ столетия Нью-эйдж вылилось в массовое движение, приобретшее ошеломляющую популярность на Западе (около 20% американцев признают, что так или иначе связаны с организациями нью-эйдж).

Ньюэйджеры предпочитают не называться религиозными организациями, действуя под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров. По сути же, многие из них вполне подпадают под определение сектантства: Саентология (Дианетика), Университет Махариши, многочисленные околохристианские организации вроде Открытого христианского университета.

Стремление западного человека к быстрому решению проблем, достижению комфортного существования сделало Нью Эйдж своего рода "фаст фудом" для души и тела. Самодисциплина и нравственное самосовершенствование устарели, ведь проблемы, копившиеся годами, могут быть решены за один уик-энд! Нью-эйдж услужливо предлагает широкий ассортимент, на первый взгляд, независимых подходов:

Философия Нью-эйдж открыто или в завуалированной форме стала центральной темой популярных фильмов и книг Пауло Коэльо, Ричарда Баха, Карлоса Кастанеды. Под этим названием кроется целое направление в современной музыке ― сплав духовной, электронной, этнической (чаще восточной), классической, инструментальной, симфонической музыки со звуками природы в самых разных пропорциях и долях. Это, прежде всего, личная, интимная музыка для релаксации, претендующая на нечто сокровенное.

Нью-эйдж конца ХХ века отличается от более ранних мистических и духовных течений своей очевидной практической направленностью ― наибольшую выгоду из него извлекают предприниматели. Издание книг, организация всевозможных тренингов, кино- теле- и шоу-бизнес ― вот далеко не полный перечень бизнес-интересов деятелей нью-эйдж.

Нью-Эйдж ― это беспрецедентный по масштабам социально-идеологический проект (около 100 млн. человек, более половины из которых проживают в США, объединенных в 5000 различных течений, организаций и сект) под руководством людей, преследующих вполне конкретные политические и коммерческие цели. Цинизм этого явления, детища массовизации и глобализации, ― в том, что оно вообще не имеет цельного характера системы, а представляет собой хаотический набор практик и идеологий для духовно-психологического переформатирования широких масс людей путем предоставления каждому "увлечения на любой вкус".

После распада СССР наблюдается активная экспансия движения нью-эйдж на постсоветском пространстве, в том числе, в Украине, куда буквально хлынули разнообразные целители, гуру, бизнес-консультанты, секты, хотя сам термин "New Age" в нашей стране мало кому известен. Наряду с заезжими "учителями", как грибы после дождя плодятся и местные школы и организации, такие, как "Симорон", "Радостея", "Орден Зодиака" и многие другие.

Окидывая критическим взглядом эпоху постмодернизма, понимаешь, что мы подошли к рубежной черте. Особенно ярко это демонстрирует искусство, которое всегда дает наиболее "зримые" образы той или иной эпохи. Творя из чего попало и как попало "выдающиеся" картины и скульптуры, инсталляции и перформансы, художественное творчество второй половины ХХ века пришло к разрушению таких фундаментальных понятий культуры, как эстетика, гармония, нравственность. А духовность свелась к массовому зомбированию технологиями Нью-эйдж.

Недавно ушедший из жизни философ-антиглобалист А.Панарин вынес жестокий приговор современной культуре: "Начало нового, XX века ознамено-вано в искусстве смертью Бога. А рубеж тысячелетия ― это смерть человека". 1) Культура без духовности стала "культурой без человека"…