VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
Новые тенденции в культуре в период Второй мировой войны и послевоенного восстановления.
Сущность и основные черты культуры постмодернизма.
художественные формы и течения постмодернизма.
Феномен молодежной культуры.
Духовные поиски эпохи постмодернизма.
Основные понятия: неоампир, постмодернизм, поп-арт, гиперреализм, инсталляция, искусство действия, молодежные субкультуры, Нью-эйдж.
1. Вторая мировая война стала водоразделом в культурном процессе ХХ века. Дойдя до предела в своем экспериментаторстве, искусство накануне новой мировой войны несколько "остепенилось". Постепенно на первый план выходят психологическая глубина характера, поэтическое отображение жизни, попытка разрешения проблем обычного человека.
Первым на изменение настроений в обществе откликнулся кинематограф.
_____________________________
1) Александр Шилов о своем творчестве и проблемах живописного искусства // Советская Россия, № 183. 7.08.88.
Мировым центром киноиндустрии к тому времени стал Голливуд. Экраны всего мира заполнила разнообразная по стилям и жанрам продукция голливудских студий: музыкально-развлекательная, остросоциальная, мело-драматическая. Лучшие фильмы, вошедшие в сокровищницу мирового киноискусства, еще в конце 30-х гг. были отмечены реализмом, социально-критической направленностью, блестящим мастерством режиссеров и актеров.
Одним из примеров большого успеха американского кино того времени стала романтическая лента Виктора Флеминга "Унесенные ветром" (1939), снятая по одноименному роману Маргарет Митчелл. Картина удостоилась сразу десяти "Оскаров" и в течении 25 лет удерживала первое место по кассовым сборам. Главную героиню в ней сыграла английская актриса Вивьен Ли. И сегодня этот блистательный фильм (первоначально черно-белый, но в конце века с помощью компьтерной графики обретший цвет) нисколько не устарел, и остается любимым фильмом разных поколений.
Общая демократизация мира после краха фашизма нашла свое отражение в кинематографе, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Закончилась эпоха модернистского кино.
Неореалисты, взяв рядовой жизненный факт или проблему обычного человека, правдиво отображали на экране антифашистскую борьбу, тяготы жизни в условиях послевоенной разрухи Р.Росселлини ("Рим ― открытый город"), Л.Висконти ("Земля дрожит"). Неореализм обогатил эстетику мирового кино, снимая простые житейские истории не в студии, а на улицах, в реальной обстановке.
Но уже в 50-60-х гг. крупнейшие мастера мирового кино, такие, как итальянец Федерико Феллини (к/ф "Дорога", "Сладкая жизнь") или шведский мастер Ингмар Бергман ("Седьмая печать", "Земляничная поляна"), вновь обращаются к исследованиям психологии своего героя, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и патологических переживаний, разобщенности между людьми и трагического одиночества человека в обществе.
В 70-80-е гг. ситуация в кинематографе меняется ― популярными в эпоху постмодернизма становятся снятые в Голливуде сверхдорогие космические фантазии ("Звездные войны"), сказки-фэнтэзи ("Бесконечная история"), фильмы-катастрофы ("Ад в поднебесье", "Армагеддон"). Один из ярчайших режиссеров-постмодернистов ― Стивен Спилберг, работавший в разных жанрах ― от фантастики ("Парк Юрского периода") до остросоциального реализма ("Список Шиндлера").
Огромную популярность в мире завоевало анимационное кино или мультипликация. Важную роль в развитии этого жанра сыграло творчество Уолта Диснея, первым начавшего снимать полнометражные мультипликационные фильмы.
Благодаря колоссальным денежным вложениям, богатой фантазии и безграничным техническим возможностям американское кино заполонило весь мир, и до настоящего времени США остаются суперкинодержавой.
В предвоенных Германии и Италии искусство также освобождалось от модернистского влияния. Здесь оно было подчинено целям фашистской шовинистической пропаганды, а модернизм, с его отрицанием любых рамок, никак не вписывался в официальную идеологию. Тем более, что фюрер Адольф Гитлер, сам будучи неплохим художником, тяготел к классике и не считал модернизм искусством. Поэтому множество художников, писателей и других деятелей культуры, в числе которых и модернисты, вынуждены были покинуть Германию.
В который уже раз в культурной истории вспыхнул интерес к античной культуре, в первую очередь, римской, традиции и размах которой как нельзя лучше соответствовали замыслам нацистских идеологов. Любимый режиссер-документалист и кинооператор фюрера Лени Рифеншталь сняла восторженно встреченный в Германии фильм "Олимпия" об Олимпийских играх 1936 г., в котором античные статуи оживают и бегут на Олимпиаду в Берлин.
Естественным было и возрождение интереса к эстетике классицизма, в первую очередь, ампира ― художественного стиля, впервые возникшего при Наполеоне, как "стиль победителей" (см. раздел ІV.4), для которого характерны героизация образов, обилие военной символики в декоре: знамена, шлемы, мечи и щиты (неслучайно неоампир обрел особую популярность именно в странах с тоталитарным режимом).
Гитлер, считавший себя прирожденным художником и архитектором (правда, так и не состоявшимся), был маниакально увлечен грандиозным планом перестройки Берлина, который под новым именем "Германиа" должен был стать столицей завоеванной Европы. Этот план включал постройку ратуши 500-метровой длины, грандиозный спортивный комплекс с плавательным бассейном в виде римских терм, и колоссальный Дворец наций для митингов и собраний или, как его еще называли, ― "Дворец с куполом".
В этом гигантском куполе (диаметром 280 м) фюрер видел воплощение идеи тотального господства Германии над миром. Купол должен был завершаться 40-метровым фонарем, увенчанным орлом (некогда символом Рима, а теперь ― нацистской Германии), держащим в когтях земную сферу. Рейхстаг рядом с этим зданием казался бы садовым павильончиком!
"Самый вместительный зал собраний изо всех, до сих пор спроектированных в мире, состоял фактически из одного-единственного помещения, зато такого, где стоя могли разместиться от 150 000 до 180 000 слушателей" ― так описывает это невероятное строение не успевший реализовать свое детище архитектор Альберт Шпеер. 1)
________________________
1) Альберт Шпеер. Воспоминания. – Смоленск: «Русич», М.: Прогресс, 1997.
По сути, речь шла о культовом сооружении, которому предназначено было стать грандиозной трибуной для обладавшего поистине гипнотическим воздействием на толпу вождя нации.
В первые послевоенные годы важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов. Возникший в 30-е годы "интернациональный" архитектурный стиль становится весьма актуальным, т.к. отличался высоким техническим совершенством и строгим рационализмом ― лаконичные элегантные небоскребы представляли собой чистые геометрические формы из железобетона, стекла и металла. Эта архитектура индустриального общества, подчеркнуто утилитарного назначения, отказавшаяся от каких бы то ни было "архитектурных излишеств", заполонила улицы городов, игнорируя своеобразие местных пейзажей и исторической застройки.
Наиболее известные представители этого стиля — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США), чьи строения можно встретить в разных уголках мира.
2. Во второй половине ХХ в. агрессивный новаторский дух модернизма себя исчерпал, равно, как и формализм интернационального стиля. Городская среда со скучными геометрическими постройками, выдержанными в духе рационализма, стала дискомфортной, создавая ощущение уныния, монотонности и однообразия. Когда же надоедают скупые формы минималистической архитектуры, культ техники и обнаженных конструкций, появляется ностальгия по более изощренной форме и цвету, по чему-то необычному, декоративному (рельефам, росписям, орнаментам и прочим еще до недавнего времени считавшимся лишними элементам т.п.). Художники начинают черпать вдохновение в природе либо в эстетике прошлых эпох.
Одним из самых удачных примеров обращения архитектуры к природе признан Оперный театр в Сиднее, ставший таким же символом Австралии, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Америки.
История здания, названного "восьмым чудом света", началась с победы на международном конкурсе в 1957 г. проекта молодого датского архитектора Йорна Утсона (правда, завершить строительство удалось только в 1973 г.). Плавные органичные формы Сиднейской Оперы схожи не то с огромными белыми парусами яхт, отражающимися в воде, не то с крыльями чудо-лебедя, не то со створками огромных морских раковин…
В этом уникальном архитектурном сооружении удалось сочетать функциональность и пластическое изящество, положив, тем самым, начало новым тенденциям в культуре. Утсон, никогда не бывавший в Сиднее, идеально вписал свое детище в окружающий пейзаж, доказав, что технический прогресс и современные технологии вполне могут существовать в гармонии с природой.
в 60-80-е годы в архитектуре формируется новое направление ― постмодернизм [от лат. post ― после + modernism] ― т.е. "следующий после модернизма", провозгласивший возврат к эстетическому разнообразию и декоративности, переплетению элементов различных стилей прошлого. Поэтому искусство постмодернизма также называют неоэклектикой.
Возникнув в архитектуре как протест против модернизма, постмодернизм со временем превратился в широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение, распространившееся и в других областях культуры: философии, литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве.
Утверждая, что ни в философии, ни в религии, ни в искусстве ничего принципиального нового сказать уже нельзя, постмодернисты обращаются к прошлому, используют то, что уже было в употреблении, по своему усмотрению связывая воедино разрозненные факты и элементы культуры.
Желая восполнить недостаток собственного содержания, постмодернизм декларирует "новую философию" ― ироничную, порой циничную, не нуждаю-щуюся в достоверности и объективности, справедливости и моральности. "Вечные ценности" и идеалы, с точки зрения постмодернистов, создают ненужные проблемы, препятствуют творческой реализации.
Истинный идеал постмодернизма ― это свалка, но свалка "организованная" и эстетизированная, а вся мировая культура рассматривается им как неисчерпаемый поставщик вторсырья.
Постмодернизму присущи следующие черты:
в отличие от модернизма, постмодернизм не нуждается в скандаль-ности, вызове, пафосе, облекая всё в игровую ироничную форму;
если для модернистов важным было изобретение нового, устремление в будущее, то для постмодернизма ― цитирование прошлого;
модернисты декларировали свою элитарность ("если публике не нравится ― значит, она просто не доросла!"), а постмодернисты подчеркивали свою демократичность и общедоступность, характерные для массовой культуры. При этом постмодернизм не стесняется использовать классические внешние формы, низводя элитарное в массы путем упрощения, а нередко и опошления (пример тому ― то, что называют "гламуром");
модернизм утверждал превосходство идеального и иррационального над материальным, постмодернизм же четко ориентировался на утилитарность и коммерческий успех.
Вся вторая половина ХХ столетия отмечена неслыханной коммерциализацией культуры. Постмодернистское искусство не видит больше в художнике творца высших ценностей ― искусство становится бизнесом...
3. Остановимся на некоторых наиболее заметных течениях и новых формах искусства, получивших распространение в эпоху постмодернизма.
Поп-арт ― популярное общедоступное искусство, раскрывающее эстетические ценности образцов массовой продукции: потребительских товаров, упаковки, персонажей новостей и кино (Мэрилин Монро, Микки-Маус и пр.); культивирующее комиксы, рекламу, фотографии, случайное сочетание бытовых предметов, смятые автомобили, обрывки газет и афиш. "Художественную ценность можно отыскать в любом предмете, даже уличных отбросах", ― утверждали идеологи поп-арта.
Поп-арт стал художественным удовлетворением "тоски по предметности", порожденной длительным господством в западной культуре беспредметного искусства абстракционизма. Поп-арт вернул предмет в искусство, но предмет не опоэтизированный художественным видением, а нарочито бытовой или сугубо информативный.
Произведения поп-арта отражают "жизнь, как она есть", и нередко содержат долю юмора ― таковы, к примеру, известные картины Энди Уорхола, изображающие долларовую банкноту или банки томатного супа.
Едва ли не главным рупором поп-арта стала музыка. Эстрадное искусство, которое представляет собой сплав музыки, пения, танца, циркового искусства, световых и цветовых эффектов, трансформировалось в целую индустрию шоу-бизнеса, львиную долю которого составляет поп-музыка разного рода и качества.
оп-арт (оптическое искусство) в качестве художественного приема использует обман зрения, создающий различные зрительные иллюзии, например, иллюзию движения. Задача оп-арта ― обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать неявный, на первый взгляд, образ.
Гиперреализм [греч. сверхреализм] или фотореализм ― художественное течение в живописи и скульптуре, которое основывается на сверхнатуралистическом воспроизведении действительности, передаче с фотографической точностью мельчайших подробностей изображаемого объекта.
Несмотря на то, что излюбленная тематика гиперреалистов — реалии повседневной жизни, городская среда или предельно близкий к фотографическому портрет человека, их произведения чаще всего оставляют впечатление холодной, статичной, отчужденной от зрителя сверхреальности.
Искусство ХХ века открыло, что основой для живописи может служить не только холст или стена, но и человеческое тело. Так появилось еще одно популярное направление постмодернизма ― боди-арт [от англ. body ― тело]. Украшение собственного тела издревле является частью культуры, поэтому боди-арт, помимо росписи по телу, вобрал в себя такие способы и формы украшения, как тату (татуировка), пирсинг, шрамирование, принявшие в наше время форму повального увлечения.
Постмодернизм породил еще одну форму художественного произведения ― инсталляциЮ [от англ. inctallation ― установка].
"Картина устарела, ― провозглашают постмодернисты, ― и на арену изобразительности выходит инсталляция" ― пространственная композиция, созданная из самых разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Элементом инсталляции могут быть, в числе прочего, и живые люди. Включенные в самые неожиданные комбинации, вещи освобождаются от привычного утилитарного назначения, автор стремится придать им символическое, а нередко и "сакральное" значение.
По мере развития этот вид искусства принимал все более эпатажные и нелепые формы. Так, "шедевр" одного из самых чтимых лидеров российского постмодернизма Ильи Кабакова "Моя Родина. Мухи" представлял собой зал выставки, потолок и стены которого были сплошь залеплены наклеенными мухами, а в композиции "16 веревок" к каждой веревке был привязан какой-нибудь предмет: окурок, крышка унитаза и т.п.
Следуя по стопам своих предшественников футуристов, дадаистов и пр., современные творцы инсталляций в погоне за оригинальностью меньше всего озабочены эстетичностью, и уж тем более, духовным содержанием своих "творений". Поэтому в книгах отзывов нередки и такие записи: "Такое чувство, что побывали на экскурсии в дурдоме…".
Хэппенинг [англ. событие ― то, что случается здесь и сейчас] ― вид постмодернистского искусства в форме художественного действия, лишенного и сценария, и драматургии, и даже цели. Хеппенинг ― это импровизация в высшей степени абсурда. Здесь все абсолютно непредсказуемо ― нет даже примерного плана поведения, никто из участников не может знать заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Представление может заключаться, к примеру, в долгом мучительном высвобождении из-под брезента, когда как бы стирается грань между реальностью и творчеством.
Появилось это явление в культуре в 60-е годы. Устроителем первого хеппенинга был американский художник Аллан Капроу.
Участники хеппенинга зачастую надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей, например, делая их похожими на ящики или ведра... В хеппенинге активно используется световая живопись, свет, то и дело меняя цвет и яркость, освещает актера или просвечивает сквозь ширмы. Представление сопровождается звуковыми эффектами ― музыкой, голосами, звяканьем, скрежетом, порой очень сильными, неожиданными, рассчитанными на шоковый эффект. используются и другие эффекты ― такие, как ароматические вещества.
Несмотря на некоторую театральность, хеппенинг нельзя полностью отнести к театральному искусству, так как это чисто художественное действие далеко не всегда оперирует театральными атрибутами. Главное, что должно быть достигнуто в ходе хепенинга, ― это особые взаимоотношения со зрителем, активно вовлекаемым в данную художественную игру. Причем взаимоотношения эти, как правило, вызывают у людей нестандартную реакцию.
Таким образом, хепенинг можно определить как осознанные игры со зрителем, в основе которых ― спонтанность и неожиданность.
В 70-е годы хепенинг трансформировался в Перфо́рманс [англ. представление, выступление] ― еще одну форму постмодернистского искусства, в которой произведение представляет собой импровизацию художника (группы) в определённой ситуации, созданной им для персонажа, которым он сам же и является.
Поначалу акции перформанса представляли собой разыгрываемые перед зрителями в художественной галерее, музее или прямо на улице живые композиции, в которых в качестве скульптурного элемента использовалось человеческое тело, с символическими атрибутами, жестами и позами (вспомним фигуры на улицах, оживающие, если зритель положит монетку). Эффект, к которому стремится перформанс ― шокирование зрителя.
Под влиянием массовой культуры художники перенесли действие из галерей и улиц в театры. Примером такого театрального перформанса является известный во всем мире пражский "Черный театр", в котором соединились пластика, свет, цвет, музыка, трюки с полетами и исчезновениями.
В настоящее время границы между перформансом, хепенингом и некоторыми другими видами театральных представлений размыты, и все они определяются широким термином "искусство действия".
Саморазрушающееся искусство — еще один из странных феноменов постмодернизма. Это ― и картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей; и огромное 18-колес-ное сооружение, которое выкатывается на площадь и при всем честном народе взрывается так, что колеса разлетаются в разные стороны; и книга "Ничто", выпущенная в США в 1975 г. и переизданная в Англии ― в ней 192 страницы, и ни на одной нет ни строчки, как будто автор утверждает: мне нечего вам сказать.
Саморазрушающееся искусство имеет свои проявления в музыке: исполнение произведения на разваливающемся рояле или на распадающейся скрипке; беззвучная пьеса Джона Кейджа (основателя перформанса) "3,33 минуты тишины"; выступление дирижера без оркестра; ансамбль, сопровож-дающий безмолвного солиста.
Установка на разрушение формы затронула даже такую сферу культуры, в которой форма является базовой составляющей, ― архитектуру. В противовес индустриальной эстетике конструктивизма, функционализму интернационального стиля и декоративности раннего постмодернизма, в конце 80-х гг. появляется новое направление в искусстве ― ДЕконструк-тивизм.
По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это ― не стиль, а метод, не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать форму и смысл, и тем, что он видит. Деконструктивизм принимал разнообразные, но всегда необычные формы, неизменно шокируя зрителя. Это ― вопрос архитекторов к самим себе: можно ли освободить архитектуру от эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия "порядок" и "беспорядок", и можно ли построить здание, отказавшись от всех общепринятых принципов создания архитектурных сооружений?..
литература тоже не осталась в стороне от влияния постмодернизма, несущего на себе печать разочарования в традиционных ценностях и идеалах, неверия в прогресс, разум и возможности человека. Литература постмодернизма ― это отчаянная реакция на духовно-философский вакуум, псевдорелигиозность и тотальную коммерциализацию культуры. Она не ищет и не утверждает никаких истин, стремится все обратить в ни к чему не обязывающую игру. Литература становится кривым зеркалом, отражающим изменения, происходящие в западном и западноориентированном обществе с его переходом от культа разумности и духовности к культу секса, насилия и потребительства.
Среди известных постмодернистов ― современные писатели и поэты: Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Иосиф Бродский, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин.
4. Разочарованность в ценностях западного общества породила в 60-е годы протестные настроения в молодежной среде. Участники первого молодеж-ного движения социального протеста в США и странах Западной Европы хиппи любили ссылаться на известное высказывание А.Камю: "я бунтую, следовательно, я существую". Хиппи протестовали против лицемерной морали протестантских церквей и войны во Вьетнаме (и войны как таковой), выражали солидарность с бесправным, живущим в резервациях коренным населением Америки, пропагандировали возврат к природной естественности. Их называли "детьми цветов", поскольку своим символом они избрали цветок.
Хиппи, ведущие бунтарский образ жизни, сформировали совершенно новую культурную среду с рок-музыкой и молодежной модой, наркотиками и свободной любовью, став началом становления молодежной культуры, точнее первой из множества молодежных субкультур.
На мировоззренческие установки хиппи серьезное влияние оказал фрейдизм, что вылилось в итоге в сексуальную революцию, которая, отринув все устоявшиеся нормы, провозгласила: это ― не разврат, а новый подход к миру ― через свободу собственного тела, исполнение сиюминутных желаний, через ощущения, через секс как танец.
Уходу от реальности и снятию запретов способствовал прием марихуаны и ЛСД. В моду входит психоделическая музыка (от слова "психоделия", означающего наркотический опыт и всё, что с ним связано).
Основной формой хипповского бытия, вне общества и цивилизации, стали совместные собрания (тусовки), любимейшим времяпрепровождением ― рок-концерты на зелёных полянах под открытым небом, где кто-то внимательно слушал музыку, кто-то курил "косяк", а кто-то открыто занимался любовью, загорал нагишом, читал книгу или мечтал.
Рок-музыка, имевшая фольклорные корни и ярко выраженный протестный характер, стала главным художественным выразителем идеологии бунтующего поколения.
С лёгкой руки хиппи рок-музыка проникла в театр, породив новый жанр ― рок-оперу. Ошеломительная популярность рок-оперы Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса "Иисус Христос ― суперзвезда" была такова, что в среде хиппи утверждается мода на причёски и бородку а-ля Иисус, белые грязноватые одежды до пят, а также назидательный учительский тон, которым хиппи вели душеспасительные беседы с "непросвещенными" ― не-хиппи.
Религиозные пристрастия фанатов Иисуса Христа не ограничивались новым прочтением христианства. Необыкновенно привлекательными казались им индейские шаманские практики с использованием галлюциногенов, погружённый в мистическое созерцание Восток с его благовониями и гирляндами цветов, склонностью к перемене мест и уходом от мира монахов-отшельников. Все это манило хиппи, разочарованных в традиционных религиях, породив мистическое сектантство с многочисленными новомодными течениями типа Харе Кришна.
В 70-е годы движение хиппи начало постепенно терять популярность. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль, которую еще недавно решительно отрицали. В моду входят яппи [от англ. young professionals ― молодые профессионалы] ― техническая элита (технократия), представители умственного труда, имеющие неплохие заработки и положение в обществе. Те же люди, что еще несколько лет назад танцевали в наркотическом угаре по зелёным лугам, добровольно заточили себя в стеклянные офисы в окружении компьютеров, секретарш и гамбургеров.
И все же движение хиппи оставило заметный, хотя и неоднозначный, след в мировой культуре. С одной стороны, это ― популяризация наркотиков, ставших настоящим бедствием для нескольких поколений молодежи; сексуальная революция, скатившаяся в разнузданность и вседозволенность, благословившая нетрадиционную сексуальную ориентацию и однополые браки, внеся немалую лепту в разрущение института семьи и распространение венерических болезней и СПИДа; расплодившиеся новомодные религиозные секты и культы, в том числе, тоталитарные, зомбирующие своих последователей, культивирующие суициды и т.п.
С другой стороны, юные бунтари, пытавшиеся создать собственный мир, основанный на любви, дружбе и взаимопомощи, показали человечеству новую ступень духовного развития своей терпимостью к расовым и социальным различиям; уважением к праву на самовыражение; пацифизмом (миротворчеством) и движением за альтернативную службу в армии; экологическим движением; популяризацией здоровой пищи (в т.ч. вегетарианства). Они обогатили культуру рок-музыкой, трансформировавшейся со временем в рок-культуру; новыми направлениями в моде; свободными путешествиями (автостопом).
Хипповская культура и символика дали толчок развитию многих других молодежных субкультур, каждая из которых творила собственную своеобразную эстетику.
Новое поколение бунтарей сформировало панк-мировоззрение [от англ. жарг. punk ― гнильё, отбросы]. Длинноволосых хиппи с фенечками и цветными браслетами сменили супергрубые юноши и девушки-панки в тяжеленных ботинках, с цветными ирокезами (высоким гребнем из волос) на головах, татуировками и шипованными браслетами, неистово орущие под оглушительный панк-рок. И хотя панки являются прямыми наследниками хиппи, их агрессивная субкультура разительно отличается от миролюбия "детей цветов".
Вслед за панками на гребень моды вознеслись романтики в кружевных рубахах; за ними последовали кибер-люди (люди-роботы) с невероятными по сложности брейк-танцами; на улицы вышли скинхэды [англ. бpитоголовые] ― агрессивное молодежное течение с ярко выраженной расистской окраской, и так до бесконечности...
Накануне 3-го тысячелетия декадансные (упаднические) настроения в молодежной среде породили такие субкультурные течения, как готика (не путать со средневековым художественным стилем!) и эмо (производное от "эмоциональный"), культивирующие отстраненность от активной жизни, пессимистические, вплоть до суицидальных, настроения.
В жизненной философии готов абсолютный индивидуализм сочетается с необычной мрачной романтикой и эстетствованием. Готы стремятся привнести утонченную красоту в серые, банальные будни, мрачно иронизируют над жизнью и смертью ― "умирай, улыбаясь", находят удовлетворение в собственных "странностях", боли, грусти и даже отчаянии. В радости для них нет вдохновения ― "радость проста", в то время, как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и депрессия имеют множество оттенков.
Отсюда ― эффектный имидж, длинные сурово-черные одежды, нередко весьма изысканные и оригинальные, корсеты, бледные лица с "тяжелой" косметикой. Им вполне хватает двух цветов: черный дополняют вкрапления красного (иногда розового или синего).
Крайние формы готики культивируют заигрывание со смертью ― времяпрепровождение на кладбищах, эстетизацию суицида и т.п. Не случайно одним из готических течений является вамп-готика, культивирующая вампирскую тематику и атрибутику.
Готы черпают энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, фильмов, которые стимулируют эмоции и чувства и позволяют погружаться в свой мир, но другим кажутся слишком мрачными, "заумными", депрессивными. К таковым относятся: фильмы "Ворон", "Голод", "Солярис", работы режиссеров Линча, Тарковского, Кубрика, книги Брэма Стокера "Граф Дракула", Энн Райс "Интервью с Вампиром".
В более юной подростковой среде готика трансформировалась в течение эмо. Эмо-киды — подростки с чёрными (реже цветными) прямыми волосами, косой рваной челкой, закрывающей один глаз, в одежде черно-розовых тонов с двуцветными узорами (клетка, полоски) и многочисленными значками. Любимая символика эмо ― розовое сердце (часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья), череп с костями.
Эмо живут эмоциями, их отличает особенное, чувствительное миро-ощущение. Эмо-кид чаще всего ― ранимый и депрессивный подросток, остро переживающий сложность окружающего мира и испытывающий нехватку любви и понимания. Он мечтает о счастливой любви, а пока проливает слезы над разбитым сердцем, пусть даже чужим. Эмоциональность эмо проявляется в крайностях ― от радости к грусти, от счастья к горю. Именно эта особенность выделяет их на фоне других молодежных субкультур, как правило, культивирующих какое-то одно крайнее настроение.
К несчастью, боль и томление по любви, свойственные многим подросткам, но предельно обостренные у эмо, нередко приводят к таким уродливым проявлениям, как резание вен, попытки или имитация суицидов.
Готы и эмо, панки и скинхеды стали воплощением глубокого кризиса культуры. Юные неискушенные души, жаждущие самовыражения в таких крайних, нередко уродливых формах, ― жестокий упрек официальной культуре, забывшей о своем главном предназначении ― нести Свет и Благо.
5. В своих духовных поисках западный человек окончательно запутался и разочаровался. Наука и новейшие технологии впечатляют и облегчают материальное существование, но не способны заменить истинные духовные ценности и потому далеко не всегда могут разрешить насущные проблемы. Да и новых глобальных проблем добавляют!
Традиционное христианство и мораль катастрофически отстают от стремительно изменяющихся условий жизни в ХХ веке. Прогрессирующее обезбоживание выхолостило чувства, души, отношения; при этом атеизм нередко сам превращался в "религию без бога". "психоделическая революция" хиппи завела многих своих последователей в убийственный наркотический туман; а ставшие популярными в молодежной среде шаманские практики и восточные медитации не смогли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить потребности современного человека.
давление внешнего мира на сознание порождает стрессы, желание сбросить напряжение. Постмодернистским ответом на эти вызовы стало движение Нью-эйдж, провозгласившее возможность духовного самосовер-шенствования, достижения жизненного успеха и душевного равновесия через релаксацию, позитивные переживания, оздоровительные практики.
термин "Нью-эйдж" [англ. New Age ― Новая эра, Новый век] связан с необходимостью трансформации человека для вхождения в новую эру Водолея. Отсюда ― потребность в личном мистическом или психическом опыте, вполне постмодернистский интерес к восточным духовным учениям, медитативным практикам, правда, в модернизированной упаковке.
подобно тому, как понятия "модернизм" и "постмодернизм" охватывают широкий спектр художественных течений Новейшей культуры, "Нью-эйдж" ― обобщающее название совокупности множества мистических, оккультных и близких к ним течений и движений в современной западной культуре.
История этого явления восходит к спиритизму, оккультизму и эзотерике конца ХІХ в. В 60-70-е гг. ХХ столетия Нью-эйдж вылилось в массовое движение, приобретшее ошеломляющую популярность на Западе (около 20% американцев признают, что так или иначе связаны с организациями нью-эйдж).
Ньюэйджеры предпочитают не называться религиозными организациями, действуя под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательно-образовательных и культурных центров. По сути же, многие из них вполне подпадают под определение сектантства: Саентология (Дианетика), Университет Махариши, многочисленные околохристианские организации вроде Открытого христианского университета.
Стремление западного человека к быстрому решению проблем, достижению комфортного существования сделало Нью Эйдж своего рода "фаст фудом" для души и тела. Самодисциплина и нравственное самосовершенствование устарели, ведь проблемы, копившиеся годами, могут быть решены за один уик-энд! Нью-эйдж услужливо предлагает широкий ассортимент, на первый взгляд, независимых подходов:
движение холистического здоровья ― Нью Эйдж провозглашает панацеей от всех проблем возвращение к естественному порядку вещей, здоровому образу жизни: правильному питанию, относительному целомудрию, работе с энергиями, натуральному лечению без таблеток и хирургического вмешательства (иглоукалыванию, мануальной терапии, массажу, диете и т.п.);
движение расширения сознания ― трансформация сознания путем использования галлюциногенных грибов, ЛСД, холотропного дыхания и других техник. Хотя подобные приемы зачастую противоречат установке на здоровый образ жизни, они весьма популярны в среде ньюэйджеров ― это дает им ощущение избранности, "продвинутости" на психическом плане;
движение за развитие потенциальных способностей человека. К соответствующим организациям относятся широко известные: Лайф Спринг, Summit Workshop, Сайентология и многие другие. Огромное число корпораций участвуют в семинарах и тренингах, сделав их посещение обязательным условием принятия на работу или продвижения по службе своих сотрудников.
Философия Нью-эйдж открыто или в завуалированной форме стала центральной темой популярных фильмов и книг Пауло Коэльо, Ричарда Баха, Карлоса Кастанеды. Под этим названием кроется целое направление в современной музыке ― сплав духовной, электронной, этнической (чаще восточной), классической, инструментальной, симфонической музыки со звуками природы в самых разных пропорциях и долях. Это, прежде всего, личная, интимная музыка для релаксации, претендующая на нечто сокровенное.
Нью-эйдж конца ХХ века отличается от более ранних мистических и духовных течений своей очевидной практической направленностью ― наибольшую выгоду из него извлекают предприниматели. Издание книг, организация всевозможных тренингов, кино- теле- и шоу-бизнес ― вот далеко не полный перечень бизнес-интересов деятелей нью-эйдж.
Нью-Эйдж ― это беспрецедентный по масштабам социально-идеологический проект (около 100 млн. человек, более половины из которых проживают в США, объединенных в 5000 различных течений, организаций и сект) под руководством людей, преследующих вполне конкретные политические и коммерческие цели. Цинизм этого явления, детища массовизации и глобализации, ― в том, что оно вообще не имеет цельного характера системы, а представляет собой хаотический набор практик и идеологий для духовно-психологического переформатирования широких масс людей путем предоставления каждому "увлечения на любой вкус".
После распада СССР наблюдается активная экспансия движения нью-эйдж на постсоветском пространстве, в том числе, в Украине, куда буквально хлынули разнообразные целители, гуру, бизнес-консультанты, секты, хотя сам термин "New Age" в нашей стране мало кому известен. Наряду с заезжими "учителями", как грибы после дождя плодятся и местные школы и организации, такие, как "Симорон", "Радостея", "Орден Зодиака" и многие другие.
Окидывая критическим взглядом эпоху постмодернизма, понимаешь, что мы подошли к рубежной черте. Особенно ярко это демонстрирует искусство, которое всегда дает наиболее "зримые" образы той или иной эпохи. Творя из чего попало и как попало "выдающиеся" картины и скульптуры, инсталляции и перформансы, художественное творчество второй половины ХХ века пришло к разрушению таких фундаментальных понятий культуры, как эстетика, гармония, нравственность. А духовность свелась к массовому зомбированию технологиями Нью-эйдж.
Недавно ушедший из жизни философ-антиглобалист А.Панарин вынес жестокий приговор современной культуре: "Начало нового, XX века ознамено-вано в искусстве смертью Бога. А рубеж тысячелетия ― это смерть человека". 1) Культура без духовности стала "культурой без человека"…
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской