V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
Особенности культурной ситуации в Украине в XVII веке.
Образование и интеллектуальная жизнь в Украине в XVII ― первой половине XVIII вв.
Противоречия развития украинской культуры в эпоху Просвещения.
Художественная культура и искусство Украины в эпоху Нового Времени.
Основные понятия: "сгущение", "мандривни" дьяки, академические диспуты, казацкие летописи, украинское (казацкое) барокко, школьная драма, вертеп.
1. Украинская культура в первой пол. XVII в. развивалась в условиях вооруженной борьбы как с внешними врагами ― Крымским ханством, Турцией, так и с внутренним врагом — польско-шляхетским государством, под властью которого находилась Украина. Но внутреннюю борьбу против социального, национального и культурного угнетения народным массам приходилось вести и против собственной помещичье-крепостнической верхушки.
обострилась в это время и борьба между католичеством и православием. На клубок казацко-шляхетских социальных противоречий наматывались православно-католические противоречия, связанные с нежеланием польской элиты признавать православную традицию на исконных русских землях. Заключение в 1596 г. Брестской унии, объединившей на территории Речи Посполитой католическую и православную Церкви, подчинив последнюю папе Римскому, вызвало серьезное недовольство украинского населения. Однако со временем Греко-католическая (Униатская) Церковь все же утвердилась на территориях Западной Украины.
Полонизация и окатоличивание украинской элиты привела к тому, что казачеству пришлось взять на себя социальную роль, которую в других странах выполняло дворянство. казачество становится главным защитником православной веры, как единое целое, восстав за права единоверцев.
Казак стал ключевой фигурой не только украинской истории, но и культуры, национального сознания, как ковбой в американской культуре или викинг в скандинавской.
Возрастание роли казачества сопровождалось мощным обновлением религиозной и культурной жизни в Украине. Гетман Петр Сагайдачный обосновал идею союза между казачеством и украинской культурно-религиозной элитой. Формой для такого союза были избраны братства. В 1620 г. П.Сагайдачный, вместе со всем запорожским казачеством, вступил в Киевское братство, продемонстрировав намерение запорожцев отныне стоять на страже культурно-религиозных интересов украинского народа.
Отстаивание позиций православия способствовало ослаблению процесса полонизации и способствовало социально-политическому и национально-культурному пробуждению украинского народа. Результатом этого стало беспрецедентное по размаху восстание — казацкая освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого, завершившаяся заключением в 1654 г. исторического военно-политического союза Гетманщины и Московского государства.
Исследуя особенности взаимодействия Украины с окружающим ее культурным миром, ученые отмечают, что в XVI-XVII вв. Украина интенсивно компенсировала свое относительное культурное отставание в предыдущие эпохи, жадно впитывая все значительное и прогрессивное. В этот период наблюдается смешение разных стилей, относящихся к различным периодам европейской культуры. Такое явление в культурологии принято называть "сгущением".
Таким образом, XVII столетие в жизни украинского народа ознаменован интенсивным развитием национальной культуры, национального самосознания, лучших черт национального характера, таких, как стремление к свободе и социальной справедливости. В то же время, феномен "сгущения" подчеркивает своеобразие культуры Украины, ориентированной на идеи Ренессанса и Реформации и формировавшейся под влиянием эстетики барокко.
2. Важнейшим показателем украинской культуры в XVII в. был высокий уровень грамотности и образованности различных слоев населения. Об этом говорят многие документальные свидетельства. Так, сирийский араб-христианин Павел Алеппский, проезжая через Украину, свидетельствовал, что даже украинские крестьяне были грамотными, а сельские священники, обучая детей-сирот, спасали их от бродяжничества.
При каждой церкви были школы, в которых обучали дьяки. Для украинской культуры этого периода дьяк ― фигура весьма популярная. Чаще всего это ― молодой человек, получивший либо завершающий богословское образование, но еще не имеющий сана священника. Основным их занятием было учительствование в православных школах.
Особый колорит просветительской культуре того времени придавали "мандривни" дьяки [укр. мандрівні ― бродячие, путешествующие], которые бродили по Украине в одиночку либо группами. Главным источником существования этой образованной, но весьма неорганизованной группы людей был интеллектуальный труд. Их нанимали для написания писем, составления жалоб, сочинения рифмованной оды или постановки ими же написанной пьесы, перевода с латыни и греческого.
Под влиянием западноевропейских гуманистических и реформаторских идей в украинском образовании в XVII в. происходят значительные изменения. Создаются качественно новые учебные заведения, базирующиеся на национальных традициях, соединяющих в себе передовой отечественный и европейский опыт. К ним относится, в первую очередь, организованный по образцу европейских университетов Киево-Могилянский коллегиум, получивший впоследствии статус академии. Он был основан в 1632 г. по инициативе выдающегося украинского религиозного и государственного деятеля, одного из образованнейших и наиболее передовых людей эпохи ― киевского митрополита Петра Могилы.
В коллегиуме изучались четыре языка: славянский, латинский, греческий и польский. Помимо грамматики, риторики, поэтики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, метафизики и др. наук, в старших классах изучалась также философия. Весь курс обучения продолжался 12 лет. Окончание коллегиума давало возможность продолжить образование в любом университете Европы.
Большой заслугой коллегиума являлось то, что здесь формировалась украинская образованная элита, готовились полемисты для защиты веры, разрабатывалась концепция высшего образования Украины.
Из стен Киево-Могилянской академии вышло много известных деятелей науки и культуры: Феофан Прокопович, Григорий Сковорода, Михайло Ломоносов и др. Они выполняли просветительскую и культурную миссию среди народа, пополняли органы управления войска Запорожского, работали в государственных учреждениях. Выпускники академии были первыми профессорами и преподавателями Московского и Санкт-Петербургского университетов, а Ф.Прокопович и М.Ломоносов стали одними из основателей Российской академии наук.
В это время часто проводились страстные полемики по проблемам национальной и религиозной независимости украинского народа, способствовавшие расцвету публицистики и ораторского искусства полемистов. Академические диспуты ― яркий феномен украинской культурной жизни XVII - начала XVIII вв. Исследователи считают жаркие диспуты, представлявшие собой настоящий синтез искусств, моделью украинской культуры эпохи барокко.
Во второй пол. XVII в. активизируется деятельность литературных студий. Кроме сложившихся ранее литературных жанров, начинает развиваться мемуаристика (мемуары ― автобиографические записки, воспоминания).
Историко-мемуарная проза представлена казацкими летописями. Одной из наиболее ранних казацких летописей считается "Летопись самовидца". Имя автора неизвестно, но он, как свидетельствует текст летописи, был непосредственным участником освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.
Наиболее фундаментальным историческим трудом является четырехтомная летопись Самийла Величко "Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого" (1720 г.). Эта летопись по жанру относится к художественно-литературному исследованию.
3. Развитие культурной жизни в Украине в эпоху Просвещения во многом обусловлено экономическими и политическими обстоятельствами того времени.
В первой пол. XVIII в. в культурной жизни украинского народа наблюдается некоторое оживление, особенно во времена "гетманщины". Однако Российская империя постепенно ограничивает, а затем уничтожает политическую самостоятельность Малороссии, как называли тогда Украину, упразднив в 1764 г. гетманство и ликвидировав в 1775 г. Запорожскую Сечь. И уже к концу столетия Украина становится провинциальной во всех ее регионах и во всех сферах жизни ― общественной, хозяйственной, культурной, религиозной, утратив свое значение культурного проводника между Западной Европой и Россией, которым она была в XVII в.
В этот период меняется социальная структура украинского общества. Происходит постепенное закрепощение украинских крестьян по русскому образцу и расслоение казацкой старшины на мещанство и крестьянство.
Украинская Православная церковь перестает существовать как единое целое. С одной стороны, ― подчинение западных епархий папе Римскому, приведшее к формированию отдельной Униатской Церкви. С другой, Московская православная церковь, выступая в роли защитницы всех православных, по сути дела "поглотила" восточные епархии ― к концу XVIII в. церковные земли были переданы государству, церковь стала полностью материально зависимой от правительства.
Многие деятели российского духовенства с подозрением относились к украинцам, считая их "зараженными" латинскими ересями. Под предлогом искоренения еретических отклонений, Синод вынуждал украинцев печатать книги, писать иконы, строить церкви по общероссийским образцам. постепенно украинская православная церковь утрачивала свои отличительные черты, прозападную ориентацию, становясь еще одним средством распространения имперской культуры.
В сфере образования в Украине также произошли принципиальные изменения. К концу XVIII в. ведущие учебные заведения находились уже не в Украине, а в России. Киево-Могилянская академия преобразуется в обыкновенную духовную семинарию. Украинцы, желавшие приобщиться к новейшим знаниям, теперь вынуждены были поступать в высшие учебные заведения России.
Во второй половине XVIII в. украинская книжность, придавленная цензурой и общим обнищанием культурной жизни, превращается во "второсортную". Труды украинских писателей издаются только на великорусском языке. В высшем обществе постепенно формируется пренебрежительное отношение к народному языку. Даже "просвещенным" украинцам он представляется провинциальным, не имеющим будущего, интересным, но вымирающим явлением.
В то же время, многие передовые деятели украинской культуры своими произведениями формировали чувство украинского патриотизма среди просве-щенной части населения страны. Так, Семен Дивович в поэме "Разговор Великороссии с Малороссией" протестует против имперской политики России, а Василий Капнист написал "Оду на рабство", в которой говорится об Украине, стонущей "під ігом тяжкія держави".
Особое место в истории украинской культуры XVIII в. принадлежит творчеству выдающегося украинского философа, писателя Григория Сковороды (1722-1794). Сын бедного казака с Полтавщины, он получил образование в Киевской академии, работал преподавателем в Переяславском и Харьковском коллегиумах, был "мандривным" философом (к этому его вынудили церковные власти, враждебно относившиеся к его прогрессивным взглядам и педагогическим методам) (см. раздел. I.2).
Г.Сковороду называют "украинским Сократом". Встречаясь с разными людьми, мыслитель вступал с ними в полемику. Больше всего его занимал вопрос о человеческом счастье. Творческое наследие Г.Сковороды разно-образно: стихи, басни, учебники по этике, поэтике, философские трактаты.
Следует отметить, что у поэтов-украинцев очень сильны были чувства скорби по утраченным правам, потере автономии. Хотя подчас стремление к карьере и сословному благосостоянию преодолевало "умоначертания прежних времен". Романтические мечты не мешали некоторым украинским культурным деятелям поддерживать политику империи.
Таким образом, в связи со сложившимися в XVIII веке историческими условиями, в Украине не возникли ни социальные, ни культурные предпосылки для широкого развития Просвещения. В официальной культуре, ориентирован-ной на российскую государственность, складывался стереотип второсортности всего украинского. Народная же культура, бережно хранившая национальные традиции, не смогла подняться до уровня высших идеалов Просвещения, тем более, отстоять их.
4. Значительным культурным явлением XVII-XVIII вв. является украинское или казацкое барокко. Этому универсальному стилю, который проявился во всех областях культуры, видах и жанрах искусства, присущи радостное мировосприятие, любовь к жизни, щедрость души, гармония с
природой, близость к традициям украинского народного творчества.
Новизне в искусстве стиль барокко (см. раздел IV.2.) предпочитал синтез, что и предопределило его привлекательность для украинцев. Украинское барокко не способствовало возникновению новых идей — скорее, оно предложило новые для украинского искусства приемы: парадокс, аллегорию, контраст. Ибо само промежуточное положение между православной восточной и латинизированной западной культурами склоняло украинский народ к синтетическому мышлению и требовало синтетического стиля:
на Галичине барокко максимально сохраняло классические западно-европейские традиции ― ансамбль собора Св. Юра во Львове (XVIII в);
целый ряд памятников в барочном стиле были созданы российскими мастерами, либо под сильным влиянием великорусского официального искусства. Таковы, например, архитектурные шедевры мирового значения ― Андреевская церковь и Мариинский дворец, построенные в сер. XVIII в. в Киеве знаменитым русским зодчим Ф.Растрелли;
однако поистине украинским явлением стали сооружения, созданные под влиянием европейского барокко на базе традиций культового украинского искусства периода Киевской Руси и народного деревянного зодчества.
Самобытные украинские архитекторы не копировали западно-европейские образцы, их сооружения, как правило, менее декоративны, формы их более спокойные, для них характерны величавость пропорций, богатые лепнина и росписи, в которых явственно звучали народные мотивы, яркая цветовая гамма. С учетом этих своеобразных и оригинальных черт этот стиль и получил название украинского или казацкого барокко (см. раздел IV.2).
Среди шедевров этого стиля ― и недавно восстановленный Михайловский Златоверхий собор в Киеве, и большинство строений Киево-Печерской Лавры.
Самые значительные достижения украинской барочной живописи связаны с жовкивским художественным центром. В это объединение входили живописцы, имевшие европейскую славу: И.Рудкевич, Ю.Шимонович, В.Петракович.
Особое место в украинском барочном изобразительном искусстве занимает скульптура, имеющая, как самостоятельное, так и прикладное значение ― в качестве скульптурного декора. работы самого известного львовского скульптора Ивана Пинзеля украшают, к примеру, фасады собора Св. Юра. Творчество талантливого мастера балансирует на грани барокко и рококо. Однако нешуточные страсти, которые переживают его персонажи, не оставляют сомнения в их принадлежности к экспансивному миру барокко.
Особенностью украинской барочной пластики является ее приверженность традиционному на Руси материалу ― дереву, утратившему в европейском искусстве популярность еще со времен Средневековья. "Різьблення" [укр. резьба по дереву] оставалось равноправной разновидностью скульптурного декора наряду с использованием мрамора, бронзы и др. материалов. Поэтому многие работы Ивана Пинзеля, пластичные, динамичные, колоритные, выполнены из раскрашенного и позолоченного дерева.
Идеи барокко проявились во всех видах и жанрах украинского искусства того времени, придав им новую глубину, оригинальность и динамику.
Для барочного музыкального искусства характерно стремление познать суть человека, показать глубину его душевных переживаний, пронизанных борьбой с человеческими страстями.
Особенно ярко эти черты проявились в духовной (церковной) музыке. Ведущим жанром в ней был партесный концерт [итал. a cappella], которое называли еще "киевским пением". Выдающимися представителями украинской духовной музыки были композиторы: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский.
Наряду с духовной в XVIII в. появляется светская музыка: романсы (камерные вокальные произведения, преимущественно сентиментального характера), опера, симфоническая музыка.
Продолжает развиваться украинское театральное искусство. В начале XVII в. особенно популярной остается школьная драма, в которой играли преподаватели и ученики братских школ. А во второй пол. XVII в. возникает вертеп [ст.слав. пещера (в которой, как тогда считали, родился Иисус)] — странствующий театр, в котором ставились постановки на библейские рождественские сюжеты. Были разные виды вертепов ― в одних случаях это был кукольный театр, в других играли ряженые актеры.
В целом, период XVII-XVIII вв. ― парадоксальная эпоха в истории украинской культуры. С одной стороны, она стала свидетельством замечательного расцвета национальной культуры с ее причудливо-витиеватым барочным стилем и просветительскими идеями, с другой, украинская культура, начав приспосабливаться к западноевропейским либо российским имперским образцам, лишается многих своих самобытных черт и достижений.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской