VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
основные принципы и направления искусства модернизма.
Футуристические устремления в будущее.
Разрушение формы: кубизм и абстракционизм.
Выход за рамки реальности: дадаизм и сюрреализм.
Модернизм в литературе и кино.
Основные понятия: модернизм, футуризм, конструктивизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.
1. Научно-технический прогресс не мог не затронуть сферу художественной культуры. Активное вовлечение художественного творчества в процесс создания предметов материальной культуры (техники, бытовых приборов и т.п.) дало толчок появлению таких сфер культуры, как промышленный дизайн и техническая эстетика. ХХ век стал временем бурного развития новых видов искусства, таких как кинематограф, художественная фотография, компьютерная графика.
Ничем не ограниченная свобода творчества и поиск новых способов самовыражения породили великое множество течений и направлений во всех видах искусства, объединенных широким названием "модернизм" (не путать со стилем модерн!). Даже простое их перечисление способно вызвать замешательство у неспециалиста: футуризм, кубизм, орфизм, фовизм, пуризм, дадаизм, сюрреализм, симультанизм, зенитизм, лучизм, вортицизм, супрематизм, имажинизм и т.д., и т.п.
Под модернизмом [фр. modernisme, от moderne ― современный] понимается искусство, объединяющее разнообразные художественные течения и направления, отошедшие от традиционных, классических образцов и принципов и сформировавшие собственные эстетические воззрения, в основе которых ― свобода самовыражения и условность форм и стиля, вплоть до полного их разрушения.
Особенно интенсивно модернистские тенденции проявились в западной культуре, где свобода творчества ограничивалась только законами рынка.
Рассмотрим основные принципы эстетики модернизма:
само название "модернизм" подразумевает культ будущего и отрицание прошлого и настоящего;
интернациональный характер модернизма также обусловлен игнорированием культурного наследия и национальных традиций;
модернизм принципиально отличается и даже противопоставляет себя реалистическому искусству, основной задачей которого является правдивое отражение действительности. Свою задачу модернизм видит в создании новой художественной реальности;
модернисты провозглашают право художника творить свой собственный мир. При этом художественное творчество рассматривается ими как воплощение бессознательно-иррациональных импульсов человеческой психики в акте творческого самовыражения;
в своем отказе от изображения реального мира модернизм стремится к абстрактности художественного произведения, вплоть до полной беспредметности;
в произведениях искусства ценятся, прежде всего, техника исполнения, цвет, композиция, акцентируется, в первую очередь, форма, а не смысл или содержание в традиционном понимании, т.е. налицо ― стремление к самоценности произведения;
поиски "собственных путей" в творчестве приводит модернистов к экспериментаторству, принимающему порой нелепые и уродливые формы, вплоть до эстетизации примитивного и безобразного.
Остановимся на некоторых наиболее ярких и значительных модернистских течениях, возникших в первой половине ХХ в.
2. Одним из первых течений модернизма был футуризм [от лат. futurum ― будущее], для которого характерны преклонение перед динамизмом технического века, отвержение традиционной культуры, морали и академического искусства.
Итальянский поэт и романист Ф.Маринетти в своем "Манифесте футуризма", ставшем наставлением для его последователей, провозглашал:
"Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и бесстрашие… смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину...
…Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой ― красотой скорости. Гоночный автомобиль… прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской…
…Мы хотим восславить войну ― единственную гигиену мира ― милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине…
…Мы уничтожим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов..." 1)
В начале XX в., насыщенного разрушительными революциями, войнами, идеями тоталитаризма, "Манифест футуризма" предвосхитил идеологию итальянского фашизма, положил начало новому искусству, внеся в художественную жизнь "кулачный удар". Теперь поэт, артист, выходя на сцену, должен был всеми возможными способами эпатировать публику ― оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.
Футуризм очень быстро стал явлением международным. В отличие от других модернистских течений, как правило, не выходивших за рамки определенного вида художественного творчества, футуризм нашел свое проявление в разных видах искусства и областях культуры: архитектуре, живописи, скульптуре, технической эстетике, литературе, театре, философии и даже музыке.
В России также возникло авангардное направление кубофутуризм, как результат совместной деятельности поэтов-футуристов и живописцев-кубистов (см. ниже). Название первого поэтического сборника кубофутуристов ― "Пощечина общественному вкусу" говорит само за себя. В сборник вошли стихи молодых поэтов Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и др. открывался сборник собственным "Манифестом", в котором говорилось: "Только мы ― лицо нашего Времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, ____________________________
1) Хрестоматия по культурологии. Под редакцией А.А.Радугина. ― М., 1998.
Толстого и проч. и проч. с парохода Современности... Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими …" 1)
Вот один из примеров поэтического творчества кубофутуриста Д.Бурлюка ― "Op. № 37" (1911 г.):
"Вечер гниенья
Старость тоскливо Забытое пенье Лиловым стремленье Бледное грива Плакать страдалец Тропы залива Сироты палец" 2)
Художники-футуристы Л.Руссоло, У.Боччони, Дж.Северини и др. провозглашали превосходство техники, динамизма, силы. Их идеал ― гоночный автомобиль со взрывчатым дыханием, их цель ― изобразить движение и скорость ― символ нового времени, их работы ― кричащие "энергетичные" композиции с острыми углами, раздробленными формами, пересекающими их спиралями и зигзагами.
В основе модернистской архитектуры лежит установка на использование самых современных строительных материалов (бетона, стекла, металла, пластика); новизну конструктивных и планировочных решений; принципиальный отказ от украшательства. Начиналась архитектура модернизма в 20-е годы как архитектура футуристическая со зданиями, похожими на гигантские машины, аэро-планы, корабли, позже ― на космические корабли.
В последней трети ХХ в. футуризм пережил новый подъем. Так, на международных выставках "ЭКСПО" в 70-80-е годы настоящий фурор произвели неофутуристические проекты городов в океане японских архитекторов.
К футуризму в архитектуре тесно примыкает конструктивизм.
Конструктивисты провозглашали художественную ценность того, что ранее всегда тщательно скрывалось ― конструктивных элементов, каркаса зданий, коммуникаций. Одно из самых первых проявлений эстетики конструктивизма ― знаменитая башня Густава Эйфеля, еще в конце ХІХ века ставшая визитной карточкой Парижа.
Ярчайшим примером архитектуры такого направления является Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, больше похожий на нефтеперерабатывающий завод, опоясанный разноцветными трубами, непонятно каким образом очутившийся в центре города.
3. Кубизм [от фp. куб] ― направление в изобразительном искусстве первой четверти XX в., отрицающее изображение предметов в том виде, в каком мы привыкли их себе представлять.
Пластический язык кубизма основывается на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости и фигуры ― треугольники, призмы, конусы. Широко применялся метод изображения предмета одновременно с разных сторон, будто развертка куба (рис.180). Кубисты начисто отрицали связь своих картин-конструкций с реальностью, провозглашая самоценность этих произведений.
Основателями кубизма считаются Жорж Брак и Пабло Пикассо.
Сам термин "кубизм" появился после того, как один из художественных критиков назвал картины Ж.Брака "кубическими причудами".
Творчество Пикассо, самого знаменитого художника ХХ века, можно в полной мере рассматривать как ретроспективу модернистского искусства. Трудно назвать направление, в котором не пробовал бы себя мэтр модернизма за время своего многолетнего творчества, что видно даже из тех немногих иллюстраций, которые приведены на страницах этого учебника.
Значительным явлением новейшего искусства стал абстракционизм [от лат. abstractio ― отвлечение] или иначе ― беспредметное, нефигуративное искусство. Следуя по стопам футуристов и кубистов, начавших расчленять форму, абстракционисты постепенно пришли к ее полному разрушению.
Развивался абстракционизм в двух направлениях:
― первое пошло по пути создания гармонических цветовых сочетаний, способных выражать человеческие чувства (творчество Василия Кандинского);
― второе заменило предметные образы геометрическими фигурами, воплощающими, по мнению абстракционистов, "совершенную" красоту (Пит Мондриан).
Одним из главных методов абстракционизма является психический автоматизм ― творчество без участия сознания, без мыслей и образов.
Апофеозом беспредметного искусства стали работы Казимира Малевича, родоначальника и теоретика супрематизма [от лат. supremus ― наивысший]. Этот термин означал превосходство цвета над всеми остальными средствами живописи.
В абстрактных полотнах супрематистов краска впервые освобождалась от своей подсобной роли, став последним шагом к "чистому творчеству".
Содержание своих картин супрематисты объясняли таинственно и малопонятно. Создав в 1915 г. знаменитый "Черный квадрат", К.Малевич заявил: "Черный цвет ― предысточник всего видимого, всего света, и связан с понятием Абсолюта", подразумевая, что каждый зритель может увидеть в нем все, что пожелает. Впоследствии эту картину назовут "иконой XX века".
4. Во время Первой мировой войны зародилось течение дадаи́зм или дада, последователи которого объявляли рационализм и логику одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Если футуристы и кубисты были очарованы миром научно-технического прогресса, то дадаисты считали, что современную европейскую культуру, в которой человек выступает придатком машины, необходимо уничтожить через циничное разложение искусства.
Несколько версий происхождения названия течения сходятся в одном ― оно повторяет бессвязный детский лепет: "да-да-да". Основной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Наиболее ярко это выражалось в нелепых и скандальных выходках — заборных каракулях (предтече современных граффити); чертежах, не имеющих смысла; композициях, представляющих собой комбинации случайных предметов; литературных опусах, составленных из придуманных на ходу слов либо отличающихся предельным цинизмом, разочарованностью, бессистемностью, а порой и полным бессмыслием.
Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма [фр. сверхреальность], во многом определив его идеологию и методы.
Возник сюрреализм в 20-е годы во Франции в литературе (его основатель и идеолог ― писатель и поэт Андре Бретон), затем перешел в живопись, театр, кино. Если абсурдный в своих проявлениях дадаизм был явлением кратковременным и хаотичным, то сюрреализм стал одним из ведущих художественных методов новейшего западного искусства.
Сюрреалисты опираются в своих исканиях на фрейдистское учение о бессознательном, считая, что в основе творческого акта лежит фантазия, интуиция, которые допускают "соединение несоединимого". Само название "сюрреализм" подразумевает полную иррациональность, фантазийный мир видений, галлюцинаций, перенесенный на полотно, страницы книги, сцену, кино.
Наиболее впечатляющие ошеломляюще фантастические образы создал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали: невероятные человеческие фигуры, пылающего жирафа, растекающиеся по камню часы, символизирующие текучесть времени, терзающее самое себя тело страны в предчувствии гражданской войны и др.
Сам Дали оценивал свое искусство как не поддающееся логическому пояснению. При этом к живописной технике мастер был предельно требователен: "Научись работать кистью так, чтобы из-под нее рождались золото и драгоценные камни… Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом ты можешь писать так, как ты хочешь…" 1)
__________________________________
1) Александр Шилов о своем творчестве и проблемах живописного искусства // Советская Россия, № 183, 7.08.88.
5. Модернизм ярко заявил о себе в творчестве поэтов и писателей ХХ в., которые средствами литературы воплощали идеи о жизненном порыве и абсурдности бытия, потоке сознания и превалировании бессознательного.
Образцами литературного модернизма являются: поэзия французских поэтов-сюрреалистов Поля Элюара и Луи Арагона; творчество российских поэтов-кубофутуристов, о которых уже рассказывалось выше; роман ирландского писателя Джеймса Джойса "Уллис", который считается вершиной литературы модернизма, несмотря на свою сюжетную простоту (в сущности, это подробный анализ одного дня, прожитого героем романа); цикл романов французского писателя Марселя Пруста "В поисках утраченного времени", описывающих всплывающие из подсознания автора переживания детства; полные безысходности романы австрийского писателя Франца Кафки "Замок", "Процесс" и др., исследующие сознание человека, оставшегося один на один с жестокостями и абсурдностью окружающего его мира.
В целом, критики справедливо оценивают литературу модернизма как довольно мрачную, если не безысходную.
Кино, которое оставалось немым до 1927 г., также испытало влияние модернизма, ведь значимость яркого зрительного кинообраза, способного передать ту или иную идею, переживание или чувство, была в новых условиях особенно высока, затмив по популярности и литературу, и театр.
Но и с появлением звукового кино, значительно расширившего возмож-ности этого вида искусства и радикально изменившего тенденции в западном кинематографе, модернистское влияние ощущалось еще довольно долго.
В то время режиссером "номер один" был английский режиссер Альфред Хичкок, позже переехавший в Голливуд, который умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, предчувствия чего-то ужасного. Широкую известность он приобрел благодаря снятой в 1929 г. первой английской звуковой ленте "Шантаж". А после фильма "Психо" его стали считать родоначальником фильмов ужасов.
В Европе, особенно в Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне и потому особенно остро ощущавшей послевоенный кризис общества, фильмы также имели экспрессионистскую направленность и нередко были посвящены психопатологическим переживаниям людей, утративших контакт с окружающей действительностью.
Подводя итоги, следует отметить, что модернизм, с которого начинался ХХ век, очень напоминал подростковое бунтарство. Однако провозглашенная им "свобода" и последовавшая за этим коммерциализация культуры, по правде говоря, стали формой подавления и притеснения ― подавления высокого вкуса, притеснения классических образцов искусства. Не случайно самый знаменитый художник-модернист столетия Пабло Пикассо на своем 80-летнем юбилее, на самом пике славы с жесткой самоиронией признался: "Я не настолько глуп, чтобы считать себя великим художником. Я ― просто ловкий комедиант, который удачно сумел воспользоваться глупостью и тщеславием людей ХХ века... Я был беден, а у нас моду в живописи определяют торговцы картинами". 1)
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской