Культурологический словарный минимум современного человека
абстракционизм [от лат. abstractio ― отвлечение] ― беспредметное, нефигуративное искусство ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерен отказ от формы, изображения конкретных предметов, достижение художественного образа посредством цветовых сочетаний, линий, геометрических фигур.
Античность ― эпоха Древнего Мира, включающая Эгейскую культуру, культуру Древней Греции и Рима.
антропология (см. этнография).
антропоцентризм [от греч. anthropos ― человек] ― представление о человеке, как о центральной фигуре мироздания.
архетип культурный ― структурный элемент коллективного бессознательного (по К.Юнгу); древнейший образ, зафиксированный в подсознании, с помощью которого сознание воспринимает реальность и ориентируется в ней. Примером может служить круг — символ солнца, единства, вечности, бесконечности…
барокко ― вычурный, декоративный, динамичный и эмоционально напряженный художественный стиль Нового Времени. Наряду с классицизмом, один из т.н. "больших стилей".
виды искусства ― подразделения в искусстве, главными отличиями которых выступают средства художественного отражения действительности: литература (слово); архитектура (объем и конструкция); изобразительные искусства ― живопись (цвет), графика (линии, штрихи, точки), скульптура (объем); музыка (звук); театр и кино (синтез разнообразных средств) и др.
Возрождение или Ренессанс [фр.] ― эпоха возрождения идей и идеалов античной древности, пришедшая на смену культуре Средневековья в XIV-XVI вв., для которой характерны утверждение творческих сил человека, возникновение нового отношения к жизни, противоположного средневековому с его отрешением от мирского и обращением исключительно к божественному.
гуманизм [от лат. humanitos ― человечность] — а) в философии ― принцип отношения к человеку как самоценности ― "мере всех вещей" (Протагор); б) бережное, почтительное отношение к человеку.
декаданс [фр. упадок, разложение] ― понятие, обозначающее упадок культур и народов, их искусства, политики, нравов; деградация культурных ценностей и смыслов в условиях изменения социокультурной реальности.
доминанта культурная ― одна из сфер культуры, играющая доминирующую роль на определенном культурно-историческом этапе, оказывая существенное влияние на остальные области культуры и на жизнь общества в целом, как например, религия в культуре Средневековья.
доминирующая культура ― доминирование в том или ином регионе на определенном историческом этапе культуры определенного типа или культуры какого-либо этноса; совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.
Древний Мир ― эпоха, сменившая первобытность (IV тыс.л. до н.э. - V в.). Включает культуры древних государств Двуречья, Др. Египта, Др. Греции, Др. Рима и др., для которых характерны рабовладельческий строй, классовое общество и разделение труда, становление и высокий расцвет разных сфер культуры, монументальность и каноничность искусства.
инсталляция [англ. inctallation ― установка] ― форма художественного произведения в искусстве постмодернизма (см. постмодернизм) ― пространственная композиция, созданная из самых разных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации), в том числе, и живых людей.
канон [греч. строгое незыблемое правило] ― свод правил, которые закрепляли принципы изображения действительности в искусстве, специфику и порядок ритуального действия, нормы и правила взаимодействия людей.
классика, классический [греч. образцовый] ― а) лучшие произведения элитарной культуры, ставшие образцами, эталонами художественного вкуса; б) период наивысшего подъема в культуре ― например, классический период в истории Древней Греции.
классицизм ― наряду с барокко, один из т.н. "больших стилей" Нового Времени, для которого характерны композиционная правильность, умеренный декор, сдержанность и величие человеческих эмоций и чувств. Для классицистов эстетическую ценность имело лишь то, что неподвластно времени и создано по законам гармонии.
контркультура ― совокупность радикальных культурно-политических процессов и явлений, смысл которых ― в отрицании господствующих стандартов официальной культуры и утверждении альтернативных культурных образцов, ценностей и смыслов.
кризис культуры (цивилизации) — период обострения противоречий определенной модели культуры или цивилизации, испытания жизненной силы ее социокультурных ценностей и смыслов, который может привести к переходу на новую ступень их зрелости.
кубизм [от фp. куб] ― течение модернизма (см. модернизм) первой четверти XX в., отрицающее изображение предметов в привычном виде, расчленение формы на фрагменты, приближенные к геометрическим фигуры.
культура ― восходит к латинскому слову "cultura", которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение природного объекта под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. В самом широком смысле понимается, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
культурное наследие — достояние материальной и духовной культуры, созданное прошлыми поколениями, выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
культурный уровень — показатель "культурности", степень освоения отдельным человеком, группой, обществом определенных видов деятельности или моделей поведения, присущих данному типу культуры, культурных ценностей предшествующих поколений.
культурология ― комплексная наука о культуре во всем многообразии ее проявлений.
массовая культура или масскульт — стандартизированная, доступная и зачастую бездуховная культура, порождение научно-технического прогресса, ориентированная на усредненные потребности и вкусы человека-массы.
мировая (общечеловеческая) культура — совокупность лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
модерн [фр. современный] ― художественный стиль на рубеже XIX-XX ст., для которого характерны подчеркнуто необычные, порой фантастические декоративные формы, орнаментализм.
модернизм [от фр. moderne ― современный] ― общее направление в искусстве XX в., объединяющее множество художественных течений, в основе которых ― свобода самовыражения и условность форм и стиля, вплоть до полного их разрушения.
народная культура — одна из форм культуры ― культурные образцы, функционирующие в народной среде, имеющие коллективный характер, созданные анонимными творцами: мифы, сказания, песни, танцы, предметы быта.
национальная культура — совокупность достижений различных классов, социальных слоев и групп той или иной нации, народа.
нео- [греч. neos ― новый] ― начальная составляющая сложных слов, означающая новый этап, обновленное состояние чего-либо: неоклассицизм, неоимпрессионизм и т.п.
Новейшая культура или культура XX века ― культурно-историческая эпоха, последовавшая за эпохой Нового Времени, которую отличают двухполярность культурного мира, доминирование науки во всех сферах культуры, технический прогресс и информационная революция, разнообразие творческого самовыражения в искусстве.
Новое Время ― культурно-историческая эпоха (XVII-XIX вв.), последовавшая за эпохой Возрождения, которой присущ капиталистический тип отношений, антропоцентризм, культ разума и возрастание роли науки, стилевое многообразие в искусстве.
нормы культурные ― исторически сложившиеся стандарты (требования, запреты, ограничения) определенного вида деятельности, регулирующие поведение и отношения людей и выражающие их представление о должном и желательном.
Нью-эйдж [англ. New Age ― Новая эра, Новый век] ― общее название совокупности множества мистических, оккультных и близких к ним течений и движений в западной культуре второй половины ХХ века.
обычаи ― воспринятые из прошлого неписаные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного; формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов.
первобытная культура — самый ранний тип культуры и начальный этап культурной истории, начало которого относится приблизительно к 40-му тыс.л. до н.э. (по некоторым источникам ― на несколько десятков тысячелетий старше), на смену которому в начале 4-го тыс.л. до н.э. пришла культура Древнего Мира.
перфо́рманс [англ. представление, выступление] ― форма постмодернистского искусства ― т.н. "искусства действия", в которой произведение представляет собой театрализованную импровизацию художника (группы) в определённой ситуации, созданной им для персонажа, которым он сам же и является.
постмодернизм [от лат. post ― после + modernism] ― т.е. "следующий после модернизма" (см. модернизм) ― широкое и неоднозначное по методам и формам общественное течение конца ХХ – нач. ХХІ вв., провозгласивший возврат к эстетическому разнообразию и декоративности, переплетению элементов различных стилей прошлого. Искусство постмодернизма также называют неоэклектикой (см. нео-)
прогресс культурный ― качественное совершенствование структур, содержания и видов культурной деятельности как развитие творческого потенциала человечества.
Просвещение ― идейное, культурное и общественное движение в Европе в XVIII в., связанное с социально-экономическими, политическими и культурными переменами, в первую очередь, с распространением знаний, в эпоху Нового Времени.
Ренессанс (см. Возрождение).
ренессанс культурный — возрождение ранее утраченных или потерявших свою значимость ценностей определенной культуры, которое является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла.
Реформация ― общественно-политическое и внутрирелигиозное движение за реформирование, очищение католицизма, совпадающее по времени с эпохой Возрождения.
ритуал ― набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, жестко закрепленный порядок действий в религиозной, политической и даже бытовой сферах.
символизм ― а) иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности; б) направление в искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв.
синкретизм [гр.] ― соединение, нерасчлененность, характерные для первоначального неразвитого состояния чего-либо; органическая слитность материальных и духовных деяний, человека с природой, характерные для первобытной культуры.
Средневековье ― общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира и предшествующий культуре Нового времени (VIII-XIII вв.), специфическими чертами которого являются: феодальный строй, становление национально-государственных типов культур, господствующая роль религии в жизни общества.
стиль художественный ― идейно обусловленная общность черт культуры, творческих, образно-изобразительных приемов, отражающих вкусы и эстетические взгляды своей культурно-исторической эпохи или определенной группы людей. Наиболее известные стили в истории культуры: древнеегипетский, античный, византийский, древнерусский, романский, готический, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн и др.
субкультура ― один из уровней культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей в обществе культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Различают молодежную субкультуру, субкультуру пожилых людей, субкультуры национальных меньшинств, профессиональную, городскую, сельскую и т.п.
сюрреализм [фр. сверхреальность] ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерны полная иррациональность, отражение фантазийного мира видений, галлюцинаций.
табу культурные ― жесткие запреты, которые удерживают субъектов культуры в пределах определенных норм.
теоцентризм [от гр. theos ― бог, божество] ― принцип абсолютизации роли Бога как центра мироздания.
"титаны Возрождения" ― разносторонние и многогранные личности, создавшие в эпоху Возрождения непревзойденные шедевры и утвердившие в культуре идеал человека-творца.
тоталитарная культура — официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-50-е гг. в СССР, Италии, Германии, Китае, Сев. Корее и т.д. Отличается жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям; псевдодемократизмом, выражающимся в поэтизации безликого "человека из народа".
традиция [лат. передача, преемство] ― механизм передачи элементов социального и культурного наследия, наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени.
универсалии культурные — присущие всем без исключения культурным сообществам наиболее значимые элементы, из которых складывается культура: правила, традиции, обычаи, ценности, язык и пр.
фольклор (см. народная культура).
футуризм [от лат. futurum ― будущее] ― течение модернизма (см. модернизм), для которого характерны преклонение перед динамизмом технического века, отвержение традиционной культуры, морали и академического искусства.
ценности культурные ― приоритетные, особо значимые для данной культуры или субъекта культуры значения, смыслы и достижения, предметы.
цивилизация ― согласно одной из наиболее распространенных точек зрения, особая форма самоорганизации человеческих сообществ, отличающаяся превалированием производящей деятельности, наличием классов и государства, письменности и собственной истории.
эклектика [от греч. eclektikos ― выбирающий] ― гармоничное сочетание в одном произведении разнородных стилевых элементов.
элита культурная ― социально неформализованная наиболее прогрессивная и образованная часть народа, посвятившая себя культурному творчеству, просветительству или меценатству, как общественному служению.
элитарная культура ― одна из форм культуры, создателем или заказчиком которой выступают привилегированные группы общества (элиты), характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом, высоким качественным уровнем и ценностно-смысловой самодостаточностью.
этнография или этнология [от греч. ethnos народ] ― наука о составе, расселении и культурно-историческом развитии народов мира. Так как в центр своего интереса этнология помещала человека, она получила еще одно название ― антропология [от греч. anthropos человек].
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской