logo
УЧЕБНИК для студентов

II.3. Культура Античности

1. Понятие об античном мире. Культурно-историческая периодизация Античности.

2. Особенности мировосприятия древних греков.

3. Художественная культура античной Греции.

4. Культура Древнего Рима.

Основные понятия: Античность, полис, антропоцентризм, калокагатия, агонистичность, катарсис, ордерная система.

1. Античный мир, античная культура, как завершающая фаза

культуры Древнего Мира, ― явление сложное и неоднородное.

Понятие "античность" впервые стали употреблять в эпоху Ренессанса для характеристики культуры древних греков и римлян, населявших территории Средиземноморья и Причерноморья, острова Ионического и Эгейского морей.

Понятие "античность" [от лат. antiquus ― древний], введенное деятелями итальянского Возрождения для обозначения культур Древней Греции и Древнего Рима, весьма условное, так как может означать и другие древние культуры. Однако в культурологии термин "античность" закрепился применительно именно к данным культурам.

Некоторые исследователи считают, что к античному миру следует также относить Крито-микенскую или Эгейскую цивилизацию ― непосредственную предшественницу древнегреческой. Основные очаги Крито-микенской цивилизации ― Критское царство со столицей в г. Кносс, города-государства Троя и Микены.

Время Эгейской культуры совпало с эпохой могущества древневосточных цивилизаций и земледельческой Трипольской культуры Поднепровья (3-2 тыс.л. до н.э.).

Примерно через 100 лет после Троянской войны, в результате нашествия с севера Балкан племен греков-дорийцев, ахейская цивилизация погибает. Но высокий уровень Эгейской культуры стал мощным движущим фактором развития молодой греческой культуры. Это влияние сказалось в архитектуре греческих городов, мифологии, обрядах, искусстве и спорте.

Слова "Греция" и "греки" ― латинского происхождения. Сами греки называли себя "эллинами", а свою страну ― "Элладой".

Основные этапы древнегреческой культуры:

Архаический период стал временем становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований и схожего образа жизни. Совершенствовалась особая форма государственности ― античный полис [греч.] ― политически и экономически независимый город-государство, гражданская община.

Древняя Греция не была единым государством, как, скажем, Египет, она представляла собой не политическую, а этническую и культурную общность, состоящую из множества самостоятельных полисов.

В классический период, время расцвета древнегреческой культуры, сложилась рабовладельческая демократия [от греч. demos народ + kratos власть ― народовластие], а греческие города объединились в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой ― Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литература, ведущие виды искусства ― монументальная живопись, керамика и вазопись, архитектура, скульптура, музыка, театр. Феномен классической эпохи нередко называют "греческим чудом" или "золотым веком".

В период эллинизма греческая культура распространилась на огромные территории ― Египет, Персию и даже Индию.

Но влияние культуры античной Греции продолжалось и после завоевания Греции Римом во II в. до н.э. Это дало основание ряду исследователей считать римскую культуру в ее основных видах сугубо подражательной греческой. Однако, на наш взгляд, верней говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культур.

Следующей эпохой античности является культура Древнего Рима. История римской культуры традиционно делится на следующие периоды:

К концу эпохи империи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части ― Западную Римскую империю (погибшую в результате нашествия варварских племен) и Восточную империю (впоследствии ― Византия) самое могущественное государство Древнего Мира прекратило свое существование.

С падением Рима завершилась не только история Античности, но и история Древнего Мира.

2. Древнегреческая культура формировалась, используя достижения

других народов ― египтян, вавилонян, финикийцев. Но, уже начиная с периода архаики, греческой культуре были присущи особые взгляды на мир, принципиально отличные от древневосточного мировосприятия.

О религиозных верованиях и мифологии древних греков мы узнаем из более поздних литературных источников. Это объясняется тем, что в Греции не было единого письменного источника религиозных и, тем более, мифологи-ческих текстов, в отличие, скажем, от древнеегипетской "Книги мертвых".

В истории древнегреческой религии выделяют два периода:

Религиозным верованиям эллинов, как и других народов Древнего мира, были присущи политеизм (многобожие) и пантеизм (отождествление божеств с природой и восприятие природы как воплощения божественной сущности).

Мифологичность ― важнейшая черта мировоззрения эллинов. Сквозь призму мифа греки воспринимали и осмысливали природные явления, прошлое и настоящее своей родины, весь окружающий мир. В мифе гармонично сочетались вымысел и правда, фантазия и исторические факты.

Античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса [греч. порядок, Вселенная] греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. И если для других народов специальные знания о мироздании могут квалифицироваться лишь как преддверие науки, то античным грекам было свойственно стремление создать систему позитивных знаний о Вселенной, базирующуюся на идее космического порядка не от Бога, а на основе закона. Их заслуга ― это творческая переработка культурных традиций прошлого и привнесение оригинальных мировоззренческих идей, исходя из нового космологического типа мышления.

Космос для греков был не только воплощением мирового порядка и единого целого, в отличие от беспорядочного Хаоса [греч. пустое пространство, первозданная бездна, выступающая как порождающее начало], но и рассматривался как воплощение эстетических принципов, таких как красота, мера, гармония.

Соблюдать меру во всем и соразмерность, стремиться к всеобщей красоте и гармонии ― вот совет мыслителей и поэтов античной Греции.

Эти эстетические категории являются универсальными для понимания сущности античной культуры, особенно искусства.

Проблемы устройства Космоса, законов мироздания занимали особое место в греческой философской мысли. Еще в доклассический период зарождается наука о природе  натурфилософия, полагавшая, что одна из природных стихий (вода, воздух, огонь, земля или все вместе) и есть первооснова бытия. Натурфилософы стояли у истоков греческой и будущей европейской науки.

Одним из самых ярких представителей доклассической философии был Пифагор. он и его последователи внесли значительный вклад в развитие математики, теории чисел, астрономии, теории музыки.

Впоследствии сформировался целый ряд философских школ, взгляды которых оказали огромное влияние на развитие всей европейской философии и науки. Эпоху классики прославили "отец диалектики" Сократ, Демокрит, обосновавший атомарное строение мироздания, ученик Сократа идеалист Платонавтор учения о государстве, и энциклопедист Аристотель, разработавший целостное учение о взаимоотношении формы и материи.

Настоящий прорыв в медицине совершил Гиппократ.

Грекам, более других народов Древнего мира, были присущи антропоморфизм [от греч. anthropos человек + morphe вид, форма], суть которого в том, что животный и растительный мир, все явления природы наделялись человеческими свойствами (даже могущественные греческие боги обладали человеческим обликом и характерами), и антропоцентризм (человек ― в центре мироздания), которые проявились во всех сферах древнегреческой культуры.

Антропоцентрические черты в мифологии и литературе проявлялись в том, что одним из главных действующих персонажей, наряду с богами, полубогами и героями, являлся человек. В науке и искусстве антропоцентризм выражался и в уважительном отношении к авторству, и в том, что трактаты и художественные произведения предназначались, прежде всего, человеку, зрителю, в отличие от произведений той же древнеегипетской культуры.

В понимании античного грека упорядоченность и строгость Космоса соразмерны идеальной красоте человека, как внешней, так и внутренней. Идеалом в Древней Греции был человек, достигший калокагатии [от греч. kalos прекрасный + agathos добрый, хороший] ― эстетической гармонии телесного и духовного начал. Достигнуть такого идеала можно было путем физических упражнений, воспитания и образования, прежде всего, эстетического.

Античный идеал калокагатии неразрывно связан с состязательным принципом. агон [греч. борьба, состязание, игра] ― важнейшая черта древнегреческой и всей античной культуры. В агоне проявлялись личностные качества свободных граждан античного полиса. Агонистичность (состязатель-ность) была органично присуща всем сферам жизнедеятельности: спортивной, интеллектуальной, музыкальной, поэтической. Но особенно ярко выражена в спортивных состязаниях: Олимпийских, Истмийских, Немейских и др. играх.

В интеллектуальном агоне заложены истоки греческой диалектики, суть которой заключалась в умении вести диалог, логически критиковать высказывания оппонентов, тем самым, отстаивая свои убеждения. Этот принцип лежал в основе ораторского искусства и науки риторики, получивших развитие в античных Греции и Риме.

Состязательное, игровое начало в культуре создавало атмосферу зрелищности, праздничности и красочности. Как яркую и увлекательную игру воспринимали греки жизнь и важнейшие ее сферы ― мифологию и религию, политику и государство, философию и искусство. Подобные легкость и игривость по отношению к важнейшим проблемам мироздания свойственны людям, достигшим внутренней гармонии и свободы, менее всего зависящим от внешних непредсказуемых обстоятельств. Культура древних греков ориентировала их на достижение такого состояния духа. Граждане Эллады свободу отождествляли с самодостаточностью и самоудовлетворенностью ― автаркией. По их мнению, автаркия возможна, если свободен родной полис. В этом древние греки видели предназначение своей жизни.

3. Литература. Истоки древнегреческой литературы лежат в

устном народном творчестве, мифах и эпических песнях, которые сочиняли и исполняли аэды ― певцы.

В гомеровский период появляются рапсоды ― сказители, авторы эпических поэм. Таким рапсодом был полулегендарный поэт Гомер. С записи поэм Гомера в VIII в. до н.э. начинается письменный период древнегреческой литературы.

Литературную традицию Гомера продолжил поэт Гесиод.

Позднее, в VII-VI вв. до н.э., появляется лирическая поэзия от греч. lyricos ― музыкальный, напевный. Яркой представительницей этого жанра была Сапфо (Сафо) ― поэтесса с острова Лесбос. Эпоху классики прославил лирический поэт Пиндар.

Популярным жанром была басня. Первым баснописцем, по преданию, был поэт Эзоп.

В эпоху классики появляется новый литературный жанр ― историческая проза, одним из первых авторов которой был "отец истории" Геродот (V в. до н.э.). Известными греческими историками были Фукидид и Ксенофонт. Описывая историю различных народов, они отдавали приоритет мифам и преданиям, не без основания полагая, что в них отражены реальные события.

В период классики появляются и такие литературные жанры, как: драма, трагедия, комедия. Эсхил"отец трагедии", воспитатель греческого народа. Самые известные его трагедии: "Персы", "Прикованный Прометей", трилогия "Орестея". Софокл прославлял патриотизм, сознание общественного долга и веру в силу человека в трагедиях: "Электра", "Царь Эдип", "Антигона". Творчество Еврипида отличалось большей реалистичностью и радикализмом по отношению к мифам и религиозным верованиям. Лучшие его трагедии: "Медея", "Геракл", "Вакханки".

Аристофан ― основоположник греческой комедии. В комедиях "Всадники", "Птицы", "Лисистрата" автор удачно сочетал реальность и фантазию, представляя недостатки людей ярко и контрастно. Поэтому в ХIХ в. его признавали непревзойденным социальным сатириком.

Театр [греч. theatron ― место зрелищ] ― особый, возникший в Древней Греции в VI в. до н.э. синтетический вид искусства, в котором сплелись воедино игра актеров перед зрителями и драматическое литературное произведение, музыка и пение. Театром также называлось специальное место позже ― сооружение, где осуществлялись драматические постановки.

Возникновение театра связано с Великими Дионисиями ― празднествами в честь бога виноделия Диониса. Театральное искусство выросло из Дионисийских мистерий ― сакральных театрализованных представлений.

Наивысшего расцвета театральное искусство достигло в классическую эпоху. Театр в Греции стал рупором государственной политики, главным воспитателем и наставником граждан. Каждый гражданин должен был быть зрителем. Но театр для греков был больше, чем зрелище. Так, театр Еврипида представляет собой своеобразную энциклопедию развития философских идей в Греции. Неслучайно, современники называли его "философом на сцене".

Театр будил не только мысль, а и чувства. При посещении театра эллины испытывали эффект катарсиса [греч. очищение], сущность которого ― в высшем проявлении духовности через сострадание героям трагедий и сопричастность к высшим идеалам общества и государства.

Архитектуру критского периода принято называть "дворцовой". Один из самых известных ― Кносский дворец на Крите, так называемый Лабиринт. Возможно, масштабы и множество комнат этого грандиозного сооружения, а также господствовавший на Крите особый культ быка, изображения которого украшали стены дворца, вдохновили греков на создание мифа о получеловеке-полубыке Минотавре, обитавшем в Лабиринте.

Для микенской культуры характерно строительство акрополей [от греч. akros верхний + polis город] ― укрепленной части города, размещенной на возвышенности. Один из самых известных акрополей того времени ― Микенский. Вход в Микенскую крепость украшают "львиные ворота" ― первый известный нам пример монументальной античной скульптуры.

Начиная с архаического периода, основным видом архитектуры были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями. Самый распространенный тип храма ― периптер [от греч. peri вокруг + preton крыло] ― "со всех сторон окрыленный", в котором колонны располагались по всему периметру сооружения.

Основой архитектуры Эллады и одним из примеров канонов является ордерная система ― строго определенное соотношение, пропорции между несомыми и несущими частями здания ― колоннами и перекрытием.

К классическим ордерам [от лат. ordo ― порядок] греческого зодчества, к которым не раз обращались архитекторы последующих эпох, относятся:

О собенности греческих архитектурных ордеров представляют собой еще одно воплощение антропоцентрической идеи, т.к. пропорции архитектурных сооружений соответствовали идеальным телесным формам человека ― например, отношение диаметра дорической колонны к ее высоте соответствует отношению стопы мужчины к его росту ― 1:7.

а) б) в) г)

Рис. 8. Архитектурные ордера:

а) дорический; в) коринфский;

б) ионический; г) кариатиды

Изобразительное Искусство. Самые ранние образцы монументальной фресковой живописи (росписи по сырой штукатурке) сохранились в Кносском дворце.

Монументальная живопись периода классики представлена росписями художника Полигнота. Он предпринял первые попытки изобразить движение тела, мимику лица, ввел в изображение пейзажный фон.

Но греческая живопись, к сожалению, практически не сохранилась. Мы можем судить о ней лишь по дошедшим до нас римским копиям и описаниям очевидцев. Хорошо сохранились только многочисленные образцы вазописи ― лаковой росписи поверхности керамических сосудов для воды, вина, масла и т.п. Форма керамики, как и сами росписи, соответствовали строгому канону.

Идеи внешнего и внутреннего совершенства человека особо ярко воплотились в греческой скульптуре периода классики (V в. до н.э.), также известной, в основном, по римским копиям.

Первым из греческих скульпторов, кто сумел воплотить в своих произведениях движение человеческого тела, был Мирон. В скульптуре "Дискобол" (метатель диска) мастер продемонстрировал великолепное владение пластической анатомией, что позволило ему изобразить свободное движение и естественную мимику юноши-атлета.

Величайшим скульптором Греции был Фидий, творчество которого отражает наивысший расцвет классического искусства. Фидий руководил реконструкцией Афинского акрополя, строительством храмов Парфенон и Эрехтейон. Для храма Парфенон скульптор из золота и слоновой кости создал великолепную 9-метровую статую Афины Парфенос (Девы). Стены Парфенона украшали его многофигурные рельефы скульптурные изображения, частично выступающие на поверхности. Ему же принадлежит одно из чудес света ― 14-метровая статуя Зевса в Олимпии, выполненная в той же технике, что и Афина Парфенос.

В эпоху классики был широко известен ваятель Поликлет. Он был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Его трактат "Канон" посвящен изучению идеальных пропорций человеческого тела. А открытые им законы построения тела Поликлет воплотил в статуе "Дорифор" (копьеносец).

Для классической и эллинистической эпох греческого искусства были характерны две основные тенденции: традиционное изображение идеальной телесной красоты и стремление раскрыть сложный духовный мир человека. Культ человеческого тела и другой эталон мужской красоты ― более аристократический ― воплощен в знаменитой статуе Аполлона Бельведерского скульптора Леохара (IV-III вв. до н.э.), которая находится в музее Ватикана.

Символом женской красоты по праву считается статуя Афродиты (Венеры) Милосской. Этот мировой шедевр, созданный во II в. до н.э. предположительно ваятелем Агесандром, находится в Лувре.

Греческие мастера стремились также запечатлеть бурные человеческие чувства и драматические события. Скульпторов Скопаса, Праксителя и Лисиппа (IV в. до н.э. ― период поздней классики) объединяет стремление раскрыть внутренний мир человека.

Трагические ноты зазвучали в искусстве в конце эпохи эллинизма, когда Греция потеряла независимость. Эта тенденция ярко воплотилась в известной скульптурной композиции "Лаокоон", римская копия которой украшает площадь возле Археологического музея в городе Одессе.

Завоевание Эллады Римом не уничтожило греческую культуру. Наоборот, Рим сам попал в орбиту высочайшей культуры античных греков.

4. Город Рим, по преданию, был основан в 753 г. до н.э. сыновьями бога войны Марса Ромулом и Ремом. Ромул стал первым правителем Рима. До недавнего времени считалась легендарной версия о том, что предком основателей Рима был герой Троянской войны Эней. Но, благодаря археологическим раскопкам, установлена связь Рима с троянской эпохой.

На формирование древнеримской культуры оказали влияние многие соседние племена и народы, прежде всего этруски, греки и карфагеняне.

В Этрурии римляне учились инженерному делу, строительству и военному мастерству. Они позаимст-вовали у этрусков государственные должности и сословное деление граждан, некоторые религиозные представления и обряды, гадание, ставшее весьма популярным у римлян, и гладиаторские бои. Среди первых царей Рима были цари этрусского происхождения.

Позднее, когда Рим окончательно завоевывал Этрурию, а потом и Элладу (во II в. до н.э.) и установил республиканское правление, на его культуру решающее воздействие оказала греческая культура. Греческий язык становится языком высшего общества. У эллинов римляне заимствовали мифологию и философию, литературу и театральное искусство, архитектуру и изобразительное искусство.

Однако социальный статус мастеров искусства в воинственном Риме и в Греции эпохи расцвета был принципиально различным. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой. Занятия искусством считались недостойными римлянина и потому оставались уделом вольноотпущенников и рабов.

Подтверждением рационализму римской культуры является высочайший взлет ИНЖЕНЕР-НОГО ДЕЛА ― интенсивное дорожное строительство, сооружение многоярусных акведуков (наземного водопровода), терм (бань), клоаки (канализации), изобретение нового строительного материала, дававшего большую свободу в выборе форм ― бетона. Арка, свод, купол так же характерны для римского зодчества, как ордерная система для архитектуры Греции.

Среди видов искусства времен расцвета римской культуры приоритетное положение занимала архитектура. В период Республики римляне достигли успехов не только в технике строительства, но и в теории архитектуры. Трактат инженера и архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" стал настоящей энциклопедией строительного дела, не потерявшей актуальности и в последующие эпохи. По мнению автора, архитектурное сооружение должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту, а зодчий должен иметь универсальное образование.

К шедеврам римского зодчества относятся: громадные амфитеатры (круглые и эллиптические сооружения с ареной для гладиаторских боев и др. зрелищ), самый грандиозный из которых ― амфитеатр Флавиев Колизей; форумы ― площади, окруженные колоннадами и украшенные множеством статуй, являвшиеся центрами культурной и общественно-политической жизни; триумфальные арки [от лат. triumphus ― триумф ― торжественный въезд армии-победителя в город], прославлявшие силу римского оружия; величественные храмы, в том числе купольные, такие, как Пантеон ― храм всем богам. Даже городские термы, построенные императорами Каракаллой и Диоклетианом были для римлян не просто банями, а местом проведения досуга и представляли собой настоящие архитектурные шедевры, грандиозные по масштабам и пышно украшенные.

В начале I-го тысячелетия культура Рима достигла наивысшего расцвета. Значительный вклад в ЛИТЕРАТУРУ, ФИЛОСОФИЮ, НАУКУ внесли выдающиеся поэты и писатели: Вергилий, Гораций, Овидий; философы и политические деятели: Сенека и Цицерон; историки: Тацит, Светоний, Плутарх; талантливые ученые: Плиний Старший, Птолемей.

Культура императорского Рима пронизана идеями, прославлявшими величие и могущество рабовладельческого государства, незыблемость и вечность власти римских цезарей. Многочисленные статуи императоров и полководцев, похожих на олимпийских богов, были символами имперской идеологии для покоренных народов. В произведениях писателей и трудах историков утверждалась мысль о том, что именно "вечный Рим" призван господствовать во всем мире.

Видимо, в это время и родилось высказывание: "Все дороги ведут в Рим".

По мере роста могущества Рима, в культуре нарастали тенденции все большего размаха, роскоши и помпезности. Как справедливо заметил римский сатирик Ювенал: "Свирепей войн налегла на нас роскошь".

В эту эпоху возникла целостная система государственности и законности ― знаменитое римское право, провозгласившее приоритет закона: "да свершится правосудие, да погибнет мир!" Римское право лежит в основе всех современных европейских систем законодательства.

Изобразительное искусство. В эпоху империи успешно развивается монументальная живопись ― фреска и мозаика (изобретенное в Риме живописное изображение, выполненное из разноцветных кусочков стекла, камней, смальты).

В произведениях римских художников явственно прослеживаются традиции греческой живописи, не дошедшей до нас, а порой и прямое копирование. Поэтому именно римские фрески и мозаики дают представление об античной живописи в целом.

Римские скульпторы не только удачно копировали прекрасные произведения греческих ваятелей, но и достигли успеха в создании реалистического скульптурного портрета, в котором сочетались точность индивидуальных черт и эстетические идеалы греческой пластики.

Стремление к передаче, как внешнего сходства, так и характера портретируемого ― определяющая черта искусства императорского Рима. Художники научились раскрывать психологический облик своего персонажа, его духовную жизнь. Эти тенденции в немалой степени связаны с зарождением христианского мировоззрения.

На исходе II столетия кризис поразил все сферы жизни римского общества. Пессимизм, индивидуализм, разочарование в жизненных ценностях, конфликт между личностью и государством ― типичные настроения, бытовавшие в среде римлян. Придание императором Константином в начале IV в. христианству статуса официальной религии и последовавшее за этим разделение Рима на Западную и Восточную империи еще ярче выявили кризисные тенденции в культуре.

В 476 г. Рим, ослабевший в результате внутренних противоречий, захватили готы и германские племена. Это время считается концом античного мира и началом новой средневековой культуры.

Бесценен вклад Античности в развитие культуры всех последующих эпох ― Средних Веков, Возрождения, Нового и Новейшего времени.

Духовный мир античности явился фундаментом всей будущей европейской культуры и мерилом основных человеческих ценностей.

В эпоху античности рождается принципиально новое понимание и отношение к человеку. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности.

Гармоничный человек, исходя из представлений греков, воспринимал Вселенную как Космос ― порядок, одушевленный внутренней гармонией.

А для римлян больше характерен человек героический, стремящийся упорядочить мир своей активной преобразующей силой.

Именно в античной культуре в условиях рабовладения зарождается понимание того, что свобода человека ― это необходимое условие прогрессивного развития общества.

Античность подарила нам не только величайшие образцы человеческой мысли и таланта, но и дала пример уважительного отношения к человеку-творцу, поставив его чуть ли не вровень с богами.

В то же время, судьба и гибель античной цивилизации предупреждают потомков о том, как опасны неограниченная власть и необузданная демократия, способные привести в итоге к тоталитаризму и краху.