logo
УЧЕБНИК для студентов

1.2. Культурологические теории: история и современность

1. Становление культурологии как науки.

2. Формирование европейской культурологической мысли в XVΙΙΙ-XX веках.

3. Современные концепции культуры.

4. Культурологические теории в Украине.

Основные понятия: этнология, антропология, универсализм, осевое время, европоцентризм, иррационализм, экзистенциализм, постмодернизм, футурология, национализм.

1. Если понятие "культура" в качестве общепринятого термина выде-ляется только в XVIII веке, то размышление о культуре как об особой системе жизнеустройства можно обнаружить в глубине веков.

Согласно представлениям древних, культурное начало в человеке имело божественное происхождение. Культура представлялась отражением высшего, космического порядка, и была даром богов человечеству. На этом основании многие авторы до сих пор отождествляют культуру с религией, указывая на родственность понятий "культ" (религиозный) [лат. cultus ― поклонение, почитание] и "культура".

В средневековом богословии божественный аспект культуры абсолютизируется. Так, по мнению Блаженного Августина, а впоследствии и Фомы Аквинского, земной мир и его история виделись как результат божественного замысла с линейной хронологией и логикой развития ― от сотворения мира и человека, обладающего двойственной природой (духовной и греховной), к Судному Дню. Культура же рассматривалась как беспрекословное следование традициям и нормам в соответствии с тем же божественным замыслом.

Эпоха Возрождения попыталась совместить идею божественного с идеалом человека-творца, смело заменив представления об изначально греховной природе человека верой в его широкие творческие возможности и высокое достоинство. Человек утвердился как истинно высшее существо, сотворец Бога, довершающий работу по совершенствованию мира.

Европейская философия Нового Времени, получившая, благодаря великим географическим открытиям, расширившим границы культурного пространства, огромный эмпирический этнографический материал, встала перед необходимостью его обобщения и систематизации, поиска закономерностей в культурном развитии разных этнических групп, стран и народов. Это способствовало формированию такой области философского знания, как философия культуры.

Наконец, в ХХ столетии культурология сформировалась как наука. Но, если в отечественной системе классификации наук культурология заняла достойное место в качестве самостоятельной научной дисциплины, то на Западе изучение феномена культуры ведется в рамках комплекса междисциплинарных исследований в области гуманитарных и социальных наук, ориентированных на получение синтетических по своему характеру выводов, выходящих за пределы какой-либо специальной дисциплины.

В процессе становления культурологии можно выделить такие этапы:

Культурологические исследования, несмотря на их претензии на универсальность, всегда носят более или менее субъективный характер. Каждая культурологическая теория ярко характеризует, прежде всего, ту культуру или культурную эпоху, к которой принадлежит автор теории.

Поэтому культурология  это не только теория, но и история культуры.

2. Проследим процесс формирования воззрений на культуру с момента зарождения культурологии в эпоху Просвещения и вплоть до ХХI ст.

Среди множества культурологических теорий XΙX-XX веков можно выделить два одновременно существующих направления:

позитивно-социологическое, к которому относятся этнологические, универсалистские концепции и теории локальных цивилизаций;

интуитивно-иррационалистическое.

В примитивных обществах структура культуры поддается прямому изучению, потому что там общественные отношения явно выражены. Подобными исследованиями занимается этнология [греч. ethnos народ + logos знание, учение] или этнография ― наука о составе, расселении и культурно-историческом развитии народов мира. Так как в центр своего интереса этнология помещала человека, она и получила свое новое название ― антропология [греч. anthropos человек + logos]. Основоположник культурной антропологии и эволюционной школы английский этнолог Э.Тейлор рассматривал культуру как процесс поступательного совершенствования орудий труда, видов искусства, верований, культов. Он ввел понятие "пережитки" ― живые памятники прошлого, на основании которых вскрывал исторические корни многих непонятных в наши дни явлений культуры.

С точки зрения немецкого философа Г.Гегеля, исторический прогресс состоит в развитии сознания свободы как условия развития Мирового духа. Мировой дух движется с Востока на Запад, вселяясь по пути то в один, то в другой народ. Гегель считает, что Древний Восток ― это младенчество духа, Греция ― его юность, Рим ― зрелость, германский мир ― мудрость, так как только германский мир знает, что свободны все.

Ясперс вводит понятие осевого времени. Ось мировой истории проходит между 800 и 200 гг. до н.э., когда были разработаны основные категории, которыми мы сегодня мыслим, заложены основы важнейших религий мира, которые до настоящего времени влияют на жизнь миллионов людей. Принято считать, что воспоминание и возрождение возможностей осевого времени ведет к духовному подъему. Он утверждает, что обращение к этому началу ― Ренессанс [фр. возрождение] ― постоянно возвращающееся явление и в Китае, и в Индии, и на Западе.

Яркий представитель этого направления О.Шпенглер, которого можно считать первым культурологом "в чистом виде", отказывается от идеи культурного прогресса. По его мнению, популярная в то время идея европоцентризма или евроцентризма (представление о том, что европейская культура ― наиболее передовая, и до ее уровня должны подняться культуры всего неевропейского мира) неправомерен. Он считает, что каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, стареет и умирает. Культуры Шпенглер рассматривает как организмы с длительностью жизни примерно 1000 лет. В своем развитии все они проходят общие три цикла: докультурный, культурный и цивилизованный. Первый цикл связан с мифологией и религией, второй ― с философией, наукой и искусством, а третий характеризуется бесконечным тиражированием однажды найденных форм и смыслов.

Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и майя. Каждая из культур, пережив свой расцвет, увядает и, в конце концов, вступает в последний этап своего бытия ― цивилизацию. В своей книге "Закат Европы" он делает пессимистический вывод о неминуемой гибели западной цивилизации, которая представляет собой деградацию высших духовных ценностей.

Одной из существенных особенностей этих теорий стала критика культуры как социального явления.

Ярким представителем одной из таких теорий является Ф.Ницше. Философ утверждает, что человек по своей природе вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана для его порабощения и подавления. Такое нигилистическое толкование культуры у Ницше связано с противопоставлением двух типов культуры ― "аполлонийской" и "дионисийской".

"Аполлонийский" тип культуры опирается на интеллект, на слово, посредством которых упорядочивает мир, схематически его упрощая. Духовная эволюция человечества, считает Ницше, как раз и пошла по пути развития интеллекта. Это привело к тому, что современный человек вокруг себя ищет лишь знакомое и воспроизводит стереотипы. И этим ученый объясняется культ посредственностей в современной культуре, лишенных воли и легко поддающихся манипулированию.

"Дионисийский" тип опирается на волевое, эмоциональное начало в человеке и развивает в нем трагическое мироощущение, раскрывающее его индивидуальность. Человек такого типа культуры, по мнению Ницше, отвергает власть всяческих авторитетов, сознательно изолируется от толпы и стремится развивать в себе способность к самоопределению. Будущее культуры, считает Ницше, за людьми, которые смогут сознательно брать на себя ответственность за свои поступки и становиться абсолютно свободными сверхличностями.

Таким образом, критический пафос теории Ницше направлен против омертвления современной культуры и утраты в ее рамках человеческой индивидуальности. А развитие культуры он понимает как шествие человека по ступеням самоопределения.

3. Современное состояние мировой культуры в культурологической науке оценивается многими культурологами как критическое. Сходство выводов с разных теоретических позиций позволяет считать, что переломный характер культуры ХХ века является твердо установленным фактом, и это делает вероятным радикальное изменение всего облика культурной жизни человечества в более или менее близком будущем.

Будущие изменения обусловлены тем, что человечеству необходимо двигаться от культурной разобщенности к культурному единству.

К их числу относится концепция Ф.Фукуямы, изложенная им в работе "Конец истории и последний человек", где утверждается, что после распада СССР и отказа от коммунистической идеологии, которую долгое время считали одним из главных вызовом либерализму, история окончилась, и мир вступил в фазу постистории. По мнению Фукуямы, мировая цивилизации находится на таком этапе развития, когда ничего принципиально нового в области политики, экономики, идеологии возникнуть не может.

Однако обе концепции не так уж противостоят друг другу. Ведь и в той, и в другой утверждается мысль о конечном превращении истории в культуру.

4. После распада СССР и возникновения самостоятельного украин-ского государства активизировались исследования в области отечественной культурологии. Вновь обрели актуальность идеи украинских мыслителей XVΙΙΙ-XX вв.

Среди них значительное место занимает творчество самобытного мысли-теля европейского уровня, жившего в XVΙΙΙ в., ― Григория Сковороды.

― во-первых, нельзя трактовать Украину как "провинцию России";

― во-вторых, культурная жизнь украинской нации должна базироваться на полном противопоставлении "духовному комплексу Московщины";

― в-третьих, в социальном плане украинский национализм не приемлет социализм как враждебную украинскому народу теорию и практику.

Концепция культуры Д.Донцова основывается на том, что существует духовно-волевая сущность нации, субъектами которой являются избранники истории, а ее воплощением ― государство. Он отстаивал идею воспитания украинской нации в духе сильных народов-властителей. По его мнению, только та культура, которая укрепляет волю нации к жизни, достижению власти, может называться национальной. Культурологические взгляды Донцова базируются на основной задаче национализма ― воспитать у народа волевое мировоззрение. Без такого мировоззрения, считает он, украинцы останутся нацией угнетенной и зависимой даже у себя на родине.

Под влиянием националистических идей 20-е годы ХХ столетия вошли в историю украинской культуры как время украинизации всех сфер общества. Этот процесс рассматривался как необходимое условие национально-культурного возрождения Украины.

Одним из наиболее известных современных отечественных ученых, представляющих данное направление, является академик П.Толочко. Глубокий знаток славянской истории и культуры, решительно осуждающий этническое, национальное мифотворчество, пришедшее на смену советскому мифотворчеству, П.Толочко убежден, что искажением истории и насильственными "…ациями" ― украинизациями, американизациями и т.п. ― не построить достойного будущего народу, которому еще только предстоит стать нацией. Причем нацией многонациональной, поликультурной, а потому обреченной на толерантность.

Перед украинскими философами и культурологами стоят сегодня насущные задачи:

Это особенно актуально, так как до сих пор отсутствуют фундаментальные труды по истории и теории украинской культуры; не проанализирован процесс становления, развития и перспектив культурологической мысли в Украине; не разработан категориальный аппарат украинской культурологи; отсутствуют новейшие словари и справочные издания об основоположниках национальной культуры и ее исследователях. В украинской культурологической науке существует немало "белых пятен" в изучении истоков и исторических этапов культурного самоопределения украинцев, постижении наследия украинского зарубежья. В то же время, многие работы современных авторов носят откровенно псевдонаучный характер, политически и идеологически окрашены, обслуживают "запросы времени" в ущерб исторической объективности и научной достоверности.

Сверхактуальный социальный заказ современным украинским ученым ― смоделировать содержание культурной политики обновленной страны, ориентированной на духовное оздоровление и обновление украинского общества в целом и на каждого человека, как его наивысшей ценности.