I.1. Введение в культурологию
Проблемы человечества, вступившего в III-е тысячелетие.
Культура как движущая сила дальнейшей эволюции человечества.
Культурология как научная и учебная дисциплина.
Основные понятия: культура, культурология.
1. Мы живем в чрезвычайно сложное, но интересное время ― время кардинальных перемен. Хотя именно эту его особенность история связывает с проклятием древнее китайское проклятие так и гласит: "Чтобы ты и твои дети жили во времена перемен!"глобальных перемен. Хотя для многих это ― вовсе не повод для оптимизма, ведь древнее китайское проклятие так и гласит: "Чтобы вы жили во времена перемен!".
Рассуждения о судьбе человечества на фоне природных катаклизмов и системных кризисов начала III-го тысячелетия изобилуют пессимистическими оценками и мрачными прогнозами о сложнейших проблемах, с которыми обществу предстоит столкнуться в будущем. Однако не следует забывать: то, каким мир будет завтра, зависит от того, каковы мы сегодня, потому что наше завтра зарождается здесь и сейчас.
Что же характеризует современного человека и сегодняшнее общество, и какие проблемы это сулит нам в наступившем тысячелетии?
Вторая половина ХХ столетия (особенно его последнее десятилетие) и первые годы ХХI века оказались временем решающих преобразований во всех сферах социальной жизни: государственном устройстве, международной политике, экономике, образовании, искусстве… Есть, конечно, преобразования позитивные, но в том, что касается состояния культуры, все исследователи сходятся в своих негативных оценках, отмечая общую дестабилизацию культуры.
Но, главное, коренным образом изменяется сам человек, его потребности, мировоззрение, духовные устремления. Наиболее интересной особенностью настоящего времени можно считать стремительное нарастание темпов жизни и скорости человеческой мысли. Информация распространяется практически мгновенно, неизмеримо возросли ее объем, степень доступности, средства трансляции. Информатизация общества изменяет сам способ мышления. При этом скорость изменения человека, как биологического существа, в течение несколько тысячелетий практически не изменилась. Налицо конфликт: современный человек, физиологически оставаясь частью живой природы, существует в искусственно созданном мире, стремительное изменение и усложнение которого требует качественно нового подхода к организации человеческой жизни.
Осознание того, что время "уплотняется", что раньше мир "менялся медленней", приводит к пониманию того, что и роль личности в социокультурном процессе становится иной ― гораздо более значимой. Прежде только в экстраординарных случаях отдельный человек и даже группа людей могли вызывать крупномасштабные изменения. А уж воздействовать на Землю в целом, по существу, было невозможно!
В наше время ситуация изменилась в корне. Создание и использование сложной разветвленной коммуникативной сети изменило сам масштаб понятия "общество". Произошел переход от понятия общества в рамках социальной группы или даже нации к понятию общества как энерго-информационно-социо-экономической системы, имеющей глобальный характер. Человеческая деятельность с локального уровня расширилась до национально-регионального и достигла планетарных масштабов.
Этот переход сопровождается заменой традиционных технологий на сложнейшие высокоэнергетические и высокоинформационные технологии.
На современном этапе социокультурного развития одним из наиболее острых вопросов стал вопрос об осознании места и роли науки в жизни общества. Ни у кого не вызывает сомнения, что на протяжении последних столетий наука является культурной доминантой. Иными словами, именно наука определяет и направляет развитие других областей человеческой жизнедеятельности: техники, экономики, политики, образования, социальных и межличностных отношений и др.
Однако непродуманное, порой неконтролируемое использование достижений науки порождает множество проблем. Это ― и экологические проблемы, ввиду интенсивного воздействия на природу; и техногенные ― с ростом технического оснащения возрастает и угроза аварий и катастроф; демографические, связанные со стремительным ростом и миграцией населения; психологические, порожденные резким возрастанием информационно-эмоциональной и моральной нагрузки на человеческую психику.
Человечество начала III-го тысячелетия, бесспорно, отличается своими неизмеримо возросшими способностями. Но это ― не только способность производить огромные материальные блага, это также возросшая способность уничтожать себя. Сегодня решение одного человека или небольшой группы людей могут коренным образом изменить ситуацию в мире: действия террориста или хакера (компьютерного взломщика) могут привести к катастрофе, вплоть до ядерной войны. Борьба за ограниченные природные ресурсы (например, нефти) все чаще выходит за рамки экономического и политического противостояния, то в одном, то в другом месте нашей земли зажигая факел войны.
Наступило время осмысления философских, социальных, практических следствий доминирующей роли науки в жизни общества.
В данном вопросе нет единодушия. В одних случаях речь идет об отказе от традиционного идеала всемогущества науки, упор делается на ограниченность и конечность человеческих возможностей.
Действительно, надо признать, что мир, в котором мы живем и на который активно воздействуем, изменяется быстрее, чем мы сами, наше сознание и наши традиции. Мы только сейчас стали осознавать, как хрупок этот мир, и что наши действия способны не только его преобразить, но и быть глобально разрушительными. Проблемы, с которыми столкнулось современное человечество, становятся весомым аргументом для критиков и противников научно-технического прогресса, призывающих к "естественному", "природному" существованию, вплоть до полного отказа от достижений цивилизации.
Согласно другому подходу, как это обосновал еще в 20-е гг. ХХ в. советский академик В.И.Вернадский ― создатель теории ноосферы (особого информационного поля Земли) ― человеческая мысль, в том числе, научная, оценивается как планетарное явление, значение которого нам еще только предстоит оценить! Стало быть, возможности человеческого разума, а значит, и потенциал науки еще далеко не исчерпаны. Более того, с переходом на новый уровень взаимодействия с информационным полем перед человечеством открываются новые невиданные перспективы.
И в том, и в другом случае налицо ― осознание неотвратимости перемен, т.е. признание того факта, что наука, как бы это ошеломляюще не звучало, пребывает сегодня в кризисном состоянии [гр. krisis ― поворотный пункт, переход, перелом]. А, учитывая доминирующее положение науки в совре-менном мире, вполне естественно, что кризисные явления охватывают самые разные сферы жизни общества.
Акцент же, на наш взгляд, следует поставить на том, что мы живем не просто в очередную критическую эпоху. Кризисы, сменяющие с нарастающей частотой периоды относительной стабильности, даже такие глобальные и многоаспектные, как нынешний, несмотря на разрушительные процессы, ими порождаемые, всегда несут в себе созидательный, конструктивный потенциал, т.к. именно в их лоне зарождаются новые структуры формирующегося будущего.
Анализ происходящих в настоящее время процессов дает основание утверждать, что мы являемся свидетелями и участниками рождения новой цивилизации!!!
2. Что же несет в себе понятие "новая цивилизация"? Что выступает
движущей силой развития человеческого сообщества, вступившего в III-е тысячелетие?
Если под цивилизацией понимать определенный уровень социального и технологического развития общества, тогда неудивительно, что многие исследователи в роли движущей силы дальнейшего его развития продолжают видеть инновации в области высоких технологий. Человечество создало качественно новые способы межличностных и межгрупповых коммуникаций; средства передвижения, сделавшие доступной практически любую точку земного шара и позволившие человеку выйти за его пределы; виртуальный (искусственный) интеллект; вплотную приблизилось к воссозданию себе подобных путем клонирования ― выращивании из любой клетки двойника человека). Но только позволит ли это человечеству стать новой цивилизацией?!
Возьмем в качестве примера лишь одну из экологических проблем современности. Нестабильность природы и биосферы вызвала напряжение в системе землепользования. Раньше, когда почва истощалась, люди либо переселялись в другое место, либо находили способы более интенсивно использовать природные ресурсы. Но сегодня на нашей планете почти не осталось ни свободных земель, ни нетронутой окружающей среды. Практически исчерпаны и возможности дальнейшего наращивания интенсивности эксплуатации земель. Единственный возможный путь ― более ответственное и рациональное использование ресурсов.
За счет чего? В первую очередь, за счет эффективных ресурсо-сберегающих технологий, например, безотходных.
Проблема же заключается в том, что технологический прогресс последних десятилетий намного опережает устоявшиеся в обществе взгляды и убеждения, а архаичность ценностей и практики взаимодействия человека с окружающей средой стала подлинной угрозой для благоденствия и выживания человечества. Применение же новых технологий требует принципиально нового мышления и качественно нового образа жизни. Об этом говорил и Альберт Эйнштейн: если человечество хочет выжить, нужен совершенно новый способ мышления.
В таком случае, только культура, которая является "индикатором качества любой деятельности", 1) может стать главной движущей силой дальнейшей эволюции человечества. Ведь важнейшим предназначением культуры как раз и является формирование и развитие мышления и образа жизни человека.
Н.К.Рерих, русский художник, философ, путешественник, исследователь и глашатай культуры, основатель Международного Пакта Мира по охране культурных ценностей (подписанного в Гааге в 1954 г.), девизом которого _________________________
1) Победа Н.А. Социология культуры. — Одесса, 1997. — С.22.
стали слова "Мир через Культуру", писал: "...КУЛЬТУРА имеет два корня... Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь... Культ-Ур ― значит Почитание Света" 1); "Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть… сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель…" 2).
Мы не знаем, каким будет наш завтрашний мир, мы не знаем, будет ли вообще этот мир. Несомненно одно: грядущая цивилизация, если ее движущей силой будет культура, с одной стороны, сможет обеспечить каждому человеку возможность проявить свои потенциальные творческие способности; с другой, будет предъявлять все более высокие требования к персональной ответствен-ности каждого за собственную судьбу и судьбу всего человечества.
Творческая, разносторонне развитая личность, способная взять на себя такую ответственность, не мыслится без глубокого проникновения в сущность культурно-исторического процесса. Сегодня человечество не имеет права на ошибку ― слишком велик риск. Чтобы не допустить этого, надо знать уроки прошлого, а это возможно только через познание истории своей культуры, ведь культура ― это живая связь времен.
Сегодня уже нельзя жить мерками и интересами только своего социума (народа, нации, государства). Надо учиться понимать каждого, кто делит с нами нашу маленькую планету. Но постичь чужую ментальность возможно лишь через познание его культуры, так как именно культура, как поэтично охарактеризовал ее авторитетный теоретик культуры Л.Н.Коган, ― это подлинная душа и лицо любого народа. Все же остальное (политическая система, государственное устройство, экономический уклад, способ производства) ― лишь его визитная карточка.
Сегодня уже недостаточно быть специалистом (пусть и высоко-классным) в узких рамках своей специальности. Задачи, стоящие перед сегодняшним человечеством, нельзя решить путем простого приращения объема профессиональных знаний и навыков. Новое мышление ― это прорыв в тайны мироздания и осознание своего места в нем, это ― познание себя и раскрытие новых способностей. До тех пор, пока человек творил свою историю, следуя за обстоятельствами, он мог обходиться без понимания механизма этого движения. Но теперь, когда каждый из нас стоит перед выбором: продолжать плыть по течению или творчески управлять своей жизнью, действуя во благо человечества, не обойтись без понимания сути и смысла процесса развития человека, которое дается через проникновение в сущность культурного процесса, превратившего человека в Человека.
_________________________
1) Рерих Н. Твердыня пламенная. ― Рига: Виеда, 1991. С. 63.
2) Рерих Н. Держава света; Священный дозор. ― Рига: Виеда. 1992. С. 108.
3. Введение в учебные программы вузов (в том числе, технических) дисциплин "Культурология", "История мировой культуры" и т.п. стало важным шагом на пути воспитания человека нового времени. Не просто "узкого специалиста", а личности, ориентированной на высокие цели и ценности, личности, обладающей широкой эрудицией, которая не мыслится без современного гуманитарного знания. Важнейшей составляющей гуманитаризации образования является изучение собственной культурной истории в контексте развития всей мировой культуры.
Интерес к культурному наследию человечества имеет давние корни. Людей всегда волновали загадки прошлого, "экзотические" традиции соседей, желание оставить как можно более яркий след в истории. Достаточно вспомнить стремление деятелей Ренессанса возродить традиции и идеалы Античности; настоящий бум "египтомании" в наполеоновской Европе; величайшие археологические открытия: Троя, Помпеи, Махенджо-Даро и др.; огромный интерес к этнографии в XIX столетии…
Географические открытия XVI-XVII вв. существенно расширили представления европейцев о культурном многообразии человечества, хотя и не поколебали убежденности в исключительной ценности европейского культурного мира. Появление множества этнографических описаний разных культур ― от Океании до Индии и Дальнего Востока, первые попытки систематизировать наблюдения за жизнью людей, имеющих столь непохожие традиции, привычки, верования, в трудах ученых-натуралистов и мыслителей Нового Времени подготовили почву для придания гуманитарному знанию статуса научного.
Европейская философия впервые заговорила о культуре человеческого общества как о социальном явлении лишь в ХVIII веке благодаря деятелям Просвещения. В оборот был введен соответствующий научный термин. "Вечные" вопросы: кто мы?, откуда мы?, какие мы?, для чего мы живем? обрели новое философское звучание.
Вплоть до середины ХХ века изучение феномена культуры велось в обособленных рамках философии (в первую очередь, этики и эстетики), истории, этнографии, лингвистики. Круг научных дисциплин, включавших культуру в сферу своих интересов, постоянно расширялся. К этнографам и философам присоединились антропологи, социологи, психологи, политологи… Одна за другой стали появляться разнообразные культурологические концепции и теории.
Со второй половины прошлого века начинается этап всестороннего межпредметного исследования культуры.
В 1949 г. для обозначения новой научной дисциплины, включающей теорию и историю культуры, американским антропологом Лесли Уайтом был предложен термин "культурология".
Первое время новое понятие воспринималось многими специалистами как языковый варваризм, т.к. соединение латинского слова cultura и греческого logos с точки зрения классической филологии является нежелательным. Лишь спустя несколько лет оно привилось на почве восточно-европейской культуры, именно здесь получив широкое распространение. В западной же науке термин "культурология" так и не прижился.
Культурология ― наука на стыке гуманитарного и социального знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность во всем многообразии ее проявлений.
Предметом изучения культурологии являются история и закономерности социокультурного процесса; культурное наследие человечества ― достижения и памятники мировой культуры; факторы, формирующие культурные интересы и потребности различных социальных групп; механизмы и инструменты создания, сохранения и передачи новым поколениям культурных ценностей.
Процесс становления этой относительно молодой науки, занявшей свое место в отечественной системе гуманитарных и общественных наук в качестве самостоятельной научной дисциплины, еще продолжается. При этом научная и социальная значимость культурологии в последние десятилетия неуклонно возрастает.
Включена культурология и в перечень обязательных предметов в учебных программах высшей школы. Осознание необходимости изучения новыми поколениями культуры как социального феномена, закономерностей социокультурного развития ― это ответ на запрос общества, нуждающегося в созидателях и руководителях будущего, которые обладали бы глубиной понимания процессов, движущих эволюцией общества и человека. "Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества" 1), ― утверждал выдающийся русский философ Н.А.Бердяев.
Таким образом, целью изучения учебной дисциплины "культурология" является расширение кругозора будущего специалиста, формирование у современного молодого человека системного представления и глубокого понимания сущности и закономерностей культурного развития общества и человека.
Отсюда вытекают следующие задачи учебной дисциплины:
ознакомление студентов с многообразными проявлениями и достижениями человеческой культуры;
ознакомление с основными этапами и закономерностями мирового культурно-исторического процесса;
____________________________
1) Бердяев Н.А. Философия неравенства. ― М., 1990. С. 247.
расширение и углубление знаний студентов о самобытных особенностях отечественной культуры, ступенях ее становления;
воспитание уважения и толерантного отношения к культурным традициям других стран и народов;
пробуждение у студентов интереса к искусству, формирование художественного вкуса и эстетических представлений;
анализ особенностей и проблем современного этапа социокультурного развития, осознание личной ответственности за дальнейшее развитие общества.
Предложенное вашему вниманию учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов разных специальностей, изучающих дисциплины культурологического профиля, но может представлять интерес и для самого широкого круга читателей. По замыслу авторов, материалы, представленные в пособии, не заменяют, но дополняют курс лекций и, в то же время, вполне могут служить теоретической базой для самостоятельного изучения основ теории и истории культуры.
К сожалению, ограниченный объем курса поставил авторский коллектив перед необходимостью жесткого отбора материалов и тем, включенных в сборник. Не претендуя на всеохватность и исчерпывающее отражение всего богатства мирового культурного наследия, предложенные материалы, тем не менее, дают представление об общемировом культурном процессе, теорети-ческих основах и основных вехах истории украинской культуры, этапах развития европейской культурной системы, в которую наша отечественная культура интенсивно интегрируется.
Мы рассматриваем данное пособие в качестве одной из ступеней освоения неисчерпаемого массива гуманитарного культурологического знания, столь необходимого тому, кто видит себя активным творцом культуры нового тысячелетия. Это представляется особо важным в условиях становления украинской государственности и культурного самосознания украинского народа на фоне общего кризиса культуры.
"От прекрасного образования перейдем к прекрасным мыслям. От прекрасных мыслей ― к прекрасной жизни. И от прекрасной жизни ― к совершенной красоте", 1) ― напутствует нас Святослав Рерих, известный художник, сын Николая Константиновича Рериха.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской