logo search
ШПОРИ НА КУЛЬТУРУ

59 Постмодернізм в українській культурі

Постмодернизм – сложный комплекс мировоззренческих устанок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализма, период в развитии культуры, который начался в Европе и США в 60-х гг. ХХ ст.. Он совпадает с этапом формирования постиндустриального (информационного, технологического) общества и является реакцией на кризис идеалов Просвещения (веры в «позитивное» и прогрессивное развитие общества, веры в человека, безусловного значения его жизни, признания принципов необходимости и важности существования неоспоримых идеалов и т.д.). Постмодернистическое мышление характеризуется тем, что ставит под сомнение научную объективность и возможность истинного знания, универсальность, всеохватность этико-моральных систем и принципов, высказывает недоверие философским и политическим строениям, разрушает идеологии и презирает иерархии, развенчивает авторитеты, указывает на относительность всего, признаёт равноправие общепринятого, центрального с уникальным, маргинальным, отстаивает плюрализм позиций и взглядов.

В Украине начало эпохи постмодернизма характеризируется некоторыми специфическими признаками, обусловленных как «опозданием» его появления, так и особенностями исторической и культурной ситуации на просторах нашего государства. Истоки «украинской эпохи постмодернизма» связывают с разными событиями: с появлением первых постмодернистских объединений («Бу-Ба-Бу» и др.) (1985); с Чернобыльской катастрофой, которая показала никчемность человека и небезопасность чрезмерной веры человека в себя (1986); с получением Украиной независимости, когда стало возможно свободное, плюралистическое развитие государства, а значит, культуры и литературы, и возникла необходимость «развенчать» авторитеты и мифы авторитарно-тоталитарной системы (1991). При этом, с каким бы событием выход постмодернизма на арену украинской культуры ни связывался, главное другое – постмодернизм 1) как ситуация существования культуры, которая характеризируется многовекторностью путей развития, плюрализмом сосуществующих тенденций; 2) как своеобразный способ осмысления мира, человека, культуры, и, наконец, 3) как отдельное мощное направление, наряду с другими (реализмом и неореализмом, неоавангардизмом, модернизмом, неоромантизмом и т.п.) в искусстве – очевидный факт отечественной культурной современности.

Существенным различием «мирового» и украинского постмодернизма является то, что: 1) «мировой» стал в основном отрицанием эпохи модернизма, в то время как украинский по большому счёту подхватил, развил прерванную тоталитаризмом в 30-е гг. ХХ ст. модернистическую традицию и только потом постепенно стал отрицать, переростать её; 2) «мировой» не имеет «национальной прописки», в то время как украинский – это постмодернизм национально окрашенный, что было обусловлено потребностью утверждения национальной идеи в период посттоталитаризма; 3) «мировой» борется, смеётся над идеями глобального характера, в то время как украинский старается в наибольшей степени изничтожить тоталитарную идею и преодолеть «рецидивы» искривлённого сознания «постсоветских» украинцев.

Эпоха постмодернизма – время равных возможностей, так как каждый решает сам, что творить и как творить. Это время вседозволенности, потому что каждый решает для себя, что и как писать, не оглядываясь ни на традицию, ни на авторитеты, ни на какие-либо идеологии. Время, которое, определяя равенство и равноценность любых идей (кроме, разумеется, идей, которые исповедываются антигуманными идеологиями), тем самым обесценивая их, профанствует всё и всех, насмехается над всеми и всем, в том числе и над самим собой, но и тем не менее «не имеет ничего против» тех, кто ищет какие-либо идеалы. Постмодернизм как направление характеризируется попыткой отойти от распределения культуры на «высокую», «элитарную» и «низкую», «эгалитарную», «популярную», что определяет его стилевой эклектизм. Основными чертами постмодернизма являются: ориентация на маргинальность в выборе объектов художественной репрезентации, так же как и их интерпретации; ироничность как установочный принцип отношения человека, в т.ч. и художника, к действительности; пародийность, интертекстуальность, спорность, американскость, парадоксальность, эпатажность, игривость, манерность, карнавальность, эротизм до вульгарности. Пришли более самокритичное отношение искусства к самому себе, сосуществование с прежними традициями, стилистический плюрализм. Постмодернизм обращается как к истории искусства (в т.ч. и интертекстуальность – внесение известных тексов в свой), так и к неповторимым особенностям окружающего пейзажа и к новейшим достижениям строительной технологии. Изобразительное творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. Постмодернистическое искусство скорее симулирует глубину, нежели обладает ею; поэтому говорят о кризисе культуры, который так и не осмысливается, - мы стоим в тупике, который предвещенном Шпенглером. В отличие от модернизма, который поднимал уровень читателя, постмодернизм направлен вниз: восприятие постмодернистского искусства не требует доп. подготовки. К постмодернистам Украины относят писателей Ю. Андруховича, Ю. Издрика, Л. Дереша, О. Ульяненка, С. Процюка, В. Медведя, О. Забужко, художников таких как А. Куркчу, О. Шовкуненко, Т. Яблонскую, М. Дерегуса, В. Касьяна, скульпторов таких как А. Архипенко.