logo search
Константинова С

Б) интерьер нового времени

В декоративно-прикладном искусстве Франции XVIII в. наиболее интересно оформление интерьера. Внутреннее убранство помещения в стиле рококо дела­ло пространство легким и хрупким. Стены казались тон­кими, прямые углы тщательно маскировались, особую популярность приобрели овальные формы. Важную роль играли ширмы и передвижные плоские стенки, зритель­но изменяющие пространство.

Французское мебельное искусство в период Рестав­рации во многом находилось под влиянием предше­ствовавшего ампира. Мастера' по-прежнему отделывали парадную мебель красным деревом, но в то же время широко использовали ясень, вишню, березу. Недаром период Реставрации называли «эпохой светлого дере­ва»

Стены оформлялись маленькими живописными пан­но с пейзажами. В цветовой гамме обоев и обивки мебе­ли преобладали бледные тона — голубой, нежно-розо­вый, серовато-жемчужный. Именно таковы интерьеры знаменитого отеля Субиз в Париже (1735—1740 гг., ма­стер Ж. Боффран). Здесь представлена характерная для рококо мебель: маленькие изящные кресла, столики и ку­шетки с изогнутыми ножками, золоченые бра. Большой популярностью пользовались тогда китайские ширмы, фарфор и лаковая живопись, а также гобелены с изобра­жениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в ки­тайских одеждах.

Всередине 1760-хгг., сразвитием классицизма, убран­ство помещений стало простым и изысканно строгим.13Изменились и представления о пространстве. Декораторы неоклассицизма создавали иллюзию большого, масштаб­ного пространства. " -

Стиль регентства, пришедший на смену пышной, ве­личавой декоративности барокко, является переходным этапом к рококо. Хронологические рамки стиля прибли­зительно совпадают со временем, когда Филипп Орлеан­ский был регентом при малолетнем Людовике XV (отсю­да и название стиля). Регенство было переходным этапом. Он, в сущности, не имеет ярких, лишь ему одному при­сущих черт. Ему присущ дух утонченности и интимности. Следствием изменений, наметившихся в быте, было по­явление рабочей комнаты и замена секретера письмен­ным столом (бюро). Стулья и кресла в салонах группиру­ются вокруг столиков. На фоне очень развитого убранства стен и потолков14 мебель15 играет довольно подчиненную роль.

В эпоху ампира уже не было парадных спален, однако даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из крас­ного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным бал­дахином.16

Убранство помещений в стиле ампир производит впе­чатление целостности. Однотипные золоченые украше­ния покрывали всю мебель и предметы быта. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон — стеклян­ным. При этом мастера не стремились, чтобы дешевая вещь выглядела, как дорогая. Напротив, они часто выда­вали ценные материалы за более скромные. Целые поме-, щения менялись ролями: например, спальни оформляли в виде военного шатра.

Но главную странность интерьеру в стиле ампир при­давали зеркала, которых было очень много. Кроме при­вычных мест, они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола. Окна часто занавешивали.

В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместная только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка, — шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального .назначения. Популярными стали круглые одноногие или 3-хногие столы, широкие кресда на нескольких человек. Мебель ампира была далеко не такой удобной, как в XVIII в.: массивная, с гладкими полированными поверхностями, рельефами, ножками в виде львиных лап. Прямоуголь­ные подушки на сиденьях обтягивались тканью, узор которой напоминал мрамор. При этом тяжеловесный ампир сохранил складные походные кровати, дорож­ное бюро и др.

Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево — красивая экзотическая древесина17, которой по­крывали все предметы дорогой мебели. В странах Европы мебельных дел мастера подражали французам.

Оригинальным стилем был бидермейер (с серединв 1810-х гг. до 1848 к). Он привнес в жилище легкий на­лет сентиментальности. Более позд-няя эпоха дала это-; му стилю насмешливое прозвище «бидермейер» («бравый; господин Мейер» — синоним мещанства). Мебель стиля! бидермейер сильно отличалась от ампирной. В ее оформ­лении преобладали английские традиции XVIII в.; изящ­ные округлые очертания, простота и легкость, светлые по-; роды древесины.

От холодного, аристократического ампира бидер­мейер унаследовал основные принципы построения и ^лаконизм. Критерием бытовой вещи считались прежде всего прочность, доброкачественность, удобство. Поме­щения просторные, светлые, формы выдержаны в стро­гих и изогнутых линиях. Простота форм мебели ком­пенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных цветочными мотивами18. Столя­ры бидермейера увлекались и конструированием мно­гофункциональной, «комбинированной» мебели: раз­движных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу, письменных столов и шкафов с различными ящичками и т. д. Мебель эта иногда гру­бовата, неуклюжа по формам; эстетическими качества­ми она обязана прежде всего, выдержанным пропорциям,

красивому цвету дерева и удачно подобранным расцвет­кам и рисункам обивок.

В мебели стиля бидермейер широко применялась тех­ника фанерования. Благодаря высококачественной, вы­держанной, отлично высушенной фанере стенки мебели не кривились, не коробились. Нужно отметить, что боль­шая часть сложившихся в эту эпоху типов мебели не утра­тила своей актуальности и по сей день.

В начале XX в. широкое распространение получил стиль модерн с его текучими, плавными, несимметрич­ными линиями, нежными оттенками красок и большим количеством замысловатых декоративных украшений.