Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.
1 Инкрустация (лат. incrustatio, от incrusto — «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») — вид декорировки изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Известна инкрустация деревом по дереву (интарсия), металлом по металлу (насечка), камнем по камню.
22 Три ведущие школы икебаны Японии: Икенобо, Охара и Согецу.
3 Рикка олицетворяла величественную природу, растения в ней устремлялись прямо вверх, к небу.
4 Тябана в соответствии с особой атмосферой, в которой проходила чайная церемония, отличалась простотой, скромностью и самих цветов, и вазы: они не могли быть яркими и броскими, всего 1—2 цветка и листик. Основатель Чайной церемонии й тябана Сен-но Риюо (1520- 1571) положил начало развитию оригинального стиля икебаны, популярного среди простых людей.
5 Нагеирэ отражает естественный рост растений, цветы стоят в вазе непринужденно, не стесненные какими-либо правилами; стебли их свободно опираются о края сосуда. Нагеирэ имеет очень много форм, она бывает прямостоячей, наклонной, свисающей, настенной, лежачей и т. п. Особое развитие получили висячие композиции в лодкообразных вазах. Такие аранжировки были доступны каждому человеку и потому любимы, особенно среди широких слоев населения. .
6 Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске , древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные < колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пе ресыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни прикле ивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и * напаивают.
7 Яйцо — символ первоисточника жизни. В дохристианские времена яйцу приписывали силу божества. В православной России, где Пасха считается Великим праздником, стало традицией дарить художественно разукрашенные яйца, резные и ювелирные. Великолепным образцом ювелирных яиц являются пасхальные и декоративные яйца Дома Фаберже, вернувшиеся после многих лет в Россию. Даже цари свято соблюдали традицию: дарили женам пасхальные яйца. Однако правитель, благословленный Богом на власть, должен был преподносить жене нечто достойное своего величия.
8 Одним из таких мастеров был Никита Воинов, который делал шлемы, латы, ружья, пистолеты, ножи, украшенные золотой насечкой, резьбой, инкрустацией. Он прибыл в Москву в 1613 г. из Мурома, учился у восточных мастеров в Константинополе.
9 Чем тверже древесина, тем больше изменяется техника резьбы, должна меняться и заточка инструмента.
10 Белый — осина, береза, ель, пихта, клен. Серый — ясень, грецкий орех. Черный — эбеновое дерево, макасар. Светло-коричневый — орех, каштан, дуб, груша. Темно-коричневый — орех, палисандр, абрикос. Красно-фиолетовый — амарант. Красный — маклюра, падуб, ольха. Розовый — груша, бук, ольха, яблоня. Бурый — дуб, лиственница, кедр, орех, бук. Желтый — лимонное дерево, карельская береза, сосна.
11 Тис при вымачивании в воде из желтовато-красного становится фиолетово-пунцовым. Отвар из коры ольхи окрашивает в красновато-коричневый цвет, который не выцветает на солнце. Отвар из шелухи лука дает желтый или (при концентрации) коричнево-красноватый тон. При желании древесину также можно отбеливать: для этого используют хлорную известь в виде кашицы или перекись водорода в мыльном растворе.
12'2 Резьба стиля богдади носит характер несложных геометрических Построений; он употреблялся для оформления и украшения предметом обихода. Стиль ислими основан на бесчисленных, порой очень 'сложных, растительных и растительно:геометрических вариаций, Лот стиль известен почти на всем Среднем и Ближнем востоке. Особую разновидность тонкой фоновой резьбы представляет собой резьба паргори, в основе которой лежит геометрическая сетка из кругов, Юшлратов, треугольников. Для резьбы используются лучшие местные Породы деревьев: орех, платан, вяз, можжевельник, шелковица, тополь, абрикос.
13 Яркий пример нового стиля — интерьеры покоев Людовика XV в Версале (автор — Ж. Габриель, 1735-1774). Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. На смену изогнутым формам рококо пришли строгие прямые линии. На стенах появляются беломраморные медальоны с античными профилями, строгие полуколонны.
14 Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов. Барочные по существу, элементы орнаментики — листья, ленточные переплетения и пр. — приобретают большую легкость, воздушность. Появляется прием украшения резным ромбовидным орнаментом.
15 Формы мебели становятся грациозными, композиция — более непринужденной, динамичной. Излюбленные .орнаментальные мотивы: гротеск, ленточные переплетения, прихотливые завитки. Увлечение китайским фарфором, лаками, мебелью оказало стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. Среди мотивов украшения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Известный и прежде мотив раковины теперь приобретает самые затейливые формы, предвещающие рококо. В мебельном производстве используются экзотические породы дерева. Особенно своеобразны по решению ножки стульев, кресел и столов. Гнутые и точеные в виде балясин барочные ножки обильно украшаются мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика, комод становится в это время одной из излюбленных мебельных форм.
16 Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII—XVIII вв.) и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. На стене за кроватью часто помещалось зеркало. Ложе «охраняли» сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром.
17 В 1750-х гг. фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур обставила свою загородную резиденцию комодами и секретером из необычной, только что появившейся тогда в Европе древесины. Она была крепкой, с четкими красивыми разводами и цветом напоминала старое вино (ввозилась из колоний Англии). Новинка быстро вытеснила из мебельного производства известные ранее экзотические сорта дерева.
Но в 1806 г. Наполеон запретил ввозить любые товары и сырье из враждебной Англии во Францию и часть Европы. Но для возводившихся резиденций императора требовалось много модной мебели, и для императора Франции красное дерево переправляли через таможни контрабандой. Уже в те времена различали множество видов красного дерева в зависимости от места добычи, оттенка цвета и переплетения волокон на поверхности распила: тигровое, с мушками, мраморное, волокнистое, атласное и др.
18 Отличительные признаки мебели бидермейер: плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 г. В качестве настилочного материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки — ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими фарфоровыми шляпками.
19 Среди проектов подобных общественных жилищ можно отметить общежития, многоквартирные дома для семейных, где, кроме отдельных квартир или комнат, предусматривались помещения коллективного назначения: столовые, читальни, прачечные, кладовые и общие залы.
20 Эклектикой называют эпоху внестилевого развития архитектуры. Эклектика наступает, когда очередной господствующий стиль уже «выработал себя», а новый еще не создан. Тогда зодчие обращаются ко всему архитектурному наследию (истории), заново обучаясь и переосмысливая накопленный опыт. Во всяком случае именно так эклектику трактует современная история архитектуры.
21 Особое внимание уделяется мотиву фонтанов (не забудем, что именно в эти края в поисках источника вечной молодости в начале KVI в. отправился испанский конкистадор Леон, которому и принадлежит открытие Флориды)
22 В 1930-х и 1940-х гг. Соединенные Штаты охватила мода на «арт- деко». Количество предметов ручной работы было ограничено, для удовлетворения спроса был налажен выпуск недорогих изделий «арт- деко». Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярными были сочетания черного и светлого лака. Среди жителей небоскребов стал популярным девиз «чем компактнее, тем лучше».
Майами-Бич (США) известен уникальным скоплением зданий в * архитектурном стиле «арт-деко». Здесь, в районе SoBe (South Beach), находится крупнейший в мире «арт-деко»-дистрикт. На одной квадратной миле разместились около 800 зданий, построенных в 1920— 40-е гг. В 1926 г. здесь проносится ураган, который сносит почти все постройки. Новые здания строятся исключительно из бетона. Проходит еще три года, и обваливается финансовая биржа на Уолл-стрит. Вскоре страну затягивает Великая депрессия. Именно на эти трудные : годы приходится самое активное строительство в Майами-Бич. Яр- i кие, причудливые постройки, большинство из которых строились в модном стиле «арт-деко», призывали к душевному подъему Амери- ки. Они отвлекали американцев от суровой реальности и помогали им хотя бы ненадолго погрузиться в утопические мечты о прекрасном будущем.
В Майами-Бич зарождается индивидуальный стиль — «тропический арт-деко», отмеченный пастельными тонами.
23 Описание некоторых дополнительных принадлежностей: 1) линейки для квилтинга. Линейки исключительно хорошо подходят для кроя и нанесения меток. На прозрачных пластмассовых линейках нанесены отметки под углами 30, 45, 60, 90 градусов; 2) роликовый нож дня кроя. Нож удобно держать под нужным углом для точного кроя. Нажмите на курок, чтобы достать лезвие ножа, отпустите курок, и, лезвие опять войдет внутрь в безопасное положение. Придерживая линейкой материал, нужно аккуратно провести лезвием по ткани, и лоскут будет' срезан; 3) планшеты для кроя. При срезании ткани роликовым ножом: можно повредить стол; для того чтобы этого не произошло, подставляйте под материал планшет для кроя, который имеет мягкую поверхность и предотвращает притупление ножа. Кроме того, на планшете нанесены метки как в сантиметрах, так и в дюймах.
24 Бани представляли собой целые комплексы, как подземные бани знаменитой Альгамбры. Свет в них проникал сквозь отверстия в куполах, которые имели форму звезды и были закрыты цветными стеклами. Материалы для выкладывания мозаик в бассейнах использовали самые разные: речной камень, смальту, изразцы, отделочные камни и даже камни драгоценные. Все это сочеталось с резным мрамором, позолоченной скульптурой, цветными витражами, зеркалами, богатыми сосудами для омовений.
25 Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали. Сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. Высокая устойчивость стекла к воздействию влаги, кислот и щелочей, перепадам температур позволяет уверенно использовать мозаику более широко, чем плитку, для отделки фасадов, открытых бассейнов, внешних поверхностей других сооружений, подверженных влиянию неблагоприятных атмосферных явлений.
26 Сегодня моден так называемый «византийский стиль»: это использование колористической гаммы и сюжетов византийских мозаик. Византийцы любили синий (голубой) и золотой фон. Некоторые современные мастера перенимают не только фон, но и типично византийские мотивы. Например, голубей, пьющих из чаши фонтана. Вообще мозаика как искусство долговечное wоперирующее в основном лапидарными формами любит древние, устоявшиеся сюжеты. Это касается и простого орнамента, например меандра или узора из пальметт.
27 Она имеет почти кубическую форму и разные грани: одна — гладкая, другая с выемкой, третья, наоборот, с выпуклостью и т. д. Древние верили, что форма эта не случайна, что именно при помощи этой кости можно точнее всего узнать волю богов. По другим сведениям астрагалы были продолговатыми и имели лишь четыре плоские грани, на которых сравнительно с кубом недоставало двойки и пятерки.
28 Очень быстро токарня Петра I, в которой было 27 станков для обработки слоновой кости, становится одной из лучших в Европе. В
1712 г. из Москвы в Петербург переезжает мастер'А. К. Нартов. Опыт создания произведения прикладного искусства токарни Петра I явился основой для дальнейшего развития блестящего искусства резной кости в Санкт-Петербурге. Петровская токарня выпускала костяные и деревянные медали практически на любое значимое событие, происходившее во внутренней и внешней политике России. С самого своего основания токарня была тесно связана с международной дипломатией Петра Великого.
29 Изящество и строгость композиции. Характерными декоративными элементами классицизма были свисающая ткань, перехваченная лентами и бантами, медальоны с символикой, колесницы, амуры, урны, деревья, листья и т. п. Под резьбу подкладывался яркий фон из сине-зеленой или алой фольги, которая отбрасывала на кость цветные отблески. Внутри таких шкатулок находились отдельные корзиночки с прорезными стенками. Особенного изыска классицизм достиг в портретах медальонного типа, которые обычно резались на костяных пластинах. Кроме того, использовались накладные костяные рельефы.
30 Для работы над сквозной резьбой требуются штихели, надфили, лобзик, клепики и втиральники. Лобзик, надфили и втиральники служат для прорезания и отделки ажура, а штихели и клепики — для нанесения на ажурное изделие гравированного рельефа. Часто используется бормашина стоматолога.
Клепик делается из стальной спицы, которую нужно расплющить на конце и придать форму полукруга, треугольника, острого клина. На нерабочую сторону клепика насаживается рукоятка, а рабочая часть затачивается. Втиральник: стальной стержень нужно отпустить на огне, потом выточить из него клинок в виде удлиненного конуса и в завершение на боковые поверхности нанести надфилями поперечные насечки. Готовые втиральники закаляют и насаживают на рукоятки. Втиральники могут быть не только круглые в сечении.
31 В России богатые коллекции японских нэцкэ хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Востока, у частных коллекционеров. Одним из известных собирателей нэцкэ был А. М. Горький.
32 Например, сочетание четкого рисунка и узелкового орнамента, который получается в результате того, что на ткани крепко завязывают несколько узлов разного размера, а затем опускают в краску. Она не может проникнуть в складочки узлов, в результате чего получаются красивые круги. Художники используют много специальных приемов для получения разнообразных красочных эффектов. Они покрывают воском достаточно большие участки, затем мнут ткань так, чтобы образовались на воске трещинки, в которые потом будет затекать краска. В результате красивая сеточка линий покроет изображение. Такой узор имеет специальное название «кракле». Чтобы осветлить цветовой тон, можно непросохшую краску сбрызнуть водой или посыпать крупной солью. Так можно достигнуть эффектов, подобных акварельной живописи
33 Во Франции изготавливать фарфоровые изделия начали в конце XVII вв., а расцвет этого ремесла пришелся на середину XVIII столетия. В течение десяти лет (с 1757 по 1767 гг.) мануфактуру возглавлял Э. Фальконе. Он наладил производство изделий из бисквита — особого фарфора с матовой поверхностью, который не имел глазури. Нередко в их, сюжетах воспроизводились композиции знаменитых художников.
34 Фарфоровое производство в Мейсене существовало с 1710 г., позднее распространившись в другие города. Помимо дорогой посуды, мастера создавали маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали различными изображениями.
К концу XVII в. граф Э. Чирнхауз проводит исследования; его целью было найти сырье, которое смогло бы дать стране хозяйственную основу. Одновременно он искал огнеупорный материал для стеклоплавильных печей. Свою научную работу он проводил вместе с Бетгером, который вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса. Основанная в 1708 г. мануфактура должна была производить керамические товары по образцам Голландии. Но Чирнхауз вскоре умер. А в январе 1710 г. в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бетгер руководил ею до своей смер- тив 1719г.
Твердость каменной посуды позволяла применять различные техники декора: рельефы, резьбу и полировку, роспись золотом и серебром. В 1722 г. появляются красная, фиолетовая, коричневая, желтовато-зеле- ная и серо-зеленая, желтая и голубая окраски изделий, с 1725 г. — позолота. Начиная с 1740-х гг., в фарфоровой пластике предстают самые разнообразные темы: аллегорические и мифологические изображения, кавалеры и дамы в кринолине, крестьяне и торговцы, солдаты и охотники, пастухи и пастушки.
Вскоре в конкурентной борьбе с другими европейскими фарфоровыми заводами мейсенский фарфор утрачивает свою ведущую позицию, и в Мейсене даже применяются образцы Венского и Севрского заводов. В это же время в конце XVIII в. в Мейсене по примеру Севра стали изготовлять керамику из неглазурованного фарфора (бисквита); однако он был зернистый, синеватый и холодный потону. Этим заканчивается творческая эпоха Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Изделия XIX в. художественно еще менее значимы.
35 Поэтому существенное место в изделиях из фарфора занимает личность Екатерины II: скульптурные изображения, инициалы, государыня в виде законодательницы и богини правосудия, фарфоровые бюсты императрицы. Вершина славы Императорского фарфорового завода в XVIII в. —■ заказанные Екатериной парадные столовые наборы-сервизы.
36 Из всех частных фарфоровых заводов второй половины XVIII в. только завод Гарднера мог конкурировать с Императорским фарфоровым заводом по количеству и качеству продукции. Остальные частные фарфоровые заводы второй половины XVIII века просуществовали недолго и значительного следа в российском фарфоровом производстве не оставили.
37 Подарен Екатериной фавориту Гр. Орлову.
38 Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина — тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 г. в Мейсене И. Ф. Бетгером.
Мягкий фарфор, называемый также художественным или фритго- бым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, со держащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки "к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его, более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.
39 Костяной фарфор кЯассифицируется между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 г. началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100—1500 °С.
Это твердый фарфор, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего — довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 г. Т. Фраем.
40 фаянс — материал белого цвета, мелкозернистый и однородный в изломе. Помимо изделий бытового назначения, выпускают фаянсовые облицовочные плитки, санитарно-строительное оборудование (сливные бачки, унитазы, раковины, полочки). Различают глинистый, известковый и полевошпатовый фаянс. Майолика — это разновидность глинистого фаянса, но материал не белого цвета, а самого различного,так как для производства майоликовых изделий используют глины разного состава и цвета. Майоликовые изделия покрывают цветными Прозрачными и непрозрачными глазурями, которые маскируют цвет материала изделий.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.