Б) художественная обработка металла в советское время
Металлообрабатывающие ремесла были известны с давних времен, но совсем захирели во второй половине XIX в., а после революции были восстановлены заново.
Как и гончарное производство, обработка металла в Узбекистане сохранила в советское время остатки средневековой цеховой организации мастеров. Традиционные виды и формы изделий выполнялись, как и прежде, только вручную, причем существовала строгая специализация среди мастеров: одни — «мискяры» — выковывали посуду, другие — «наккоши» — оформляли ее чеканным узором с помощью простейших инструментов — зубила и молоточка.
Иногда чеканный узор разной глубины дополнялся просечным ажуром, инкрустацией другими металлами, раскраской эмалями, реже — чернью. Рисунки исполнялись по памяти, каждый новый предмет сохранял индивидуальный характер, неповторимость почерка мастера.
Сильно геометризованный растительный и чисто геометрический орнамент медно-чеканной посуды узбекских мастеров отличается сложным ритмическим строем и рисунком, характерным для искусства Востока.
Национальный узбекский орнамент, украшающий медную посуду, имел сходство с мотивами и композиционным построением вышивки, резьбы по ганчу, резьбы по дереву, архитектурной облицовочной керамики. Но с течением времени все в большей степени чувствовалось влияние европейского искусства. Основными видами медной посуды были кувшины для воды и чая, водоносные кувшины, рукомойники, а главное — подносы, обильно украшенные орнаментом и надписями. Многие виды медно-чеканных предметов — специальные ритуальные сосуды, подсвечники, охотничьи барабаны для вспугивания дичи и т. п. — как утратившие свое практическое применение вообще уходят из быта.
Искусство северной черни было по существу заново воссоздано в советское время. К концу XIX в. в Великом Устюге работал единственный мастер, владевший секретом черневого состава и приемами выполнения черни на серебряных изделиях, — М. Кошков, который передал эти знания своему внуку и ученику М. Чиркову. Он продолжил традицию сюжетных черненых изображений на браслетах, линейках, продолговатых коробочках и других серебряных предметах, в частности создал свои варианты панорамы Великого Устюга — одного из наиболее популярных сюжетов XIX в.
Все это определило многолетнюю стабильность как ассортимента изделий (броши, подстаканники, стопки, пудреницы, ложки и т. п.), так и черневых рисунков на них. Это имело свои положительные и отрицательные стороны: росло исполнительское мастерство граверов, но не было стимулом к творческому развитию традиции. Основой работы становилось массовое воспроизведение образцов, данных одним художником.
Формы вещей 1930-х гг. довольно простые, скромные, приятных мягких очертаний, все предметы небольшого размера. С ними хорошо соединяется цветочный орнамент — изящный, плоскбстный, соразмерный предмету.
Несколько иными путями развивался промысел ростовской живописной финифти. В 1920—30-х гг. в его судьбе большое участие приняли художники-графики. Это определило в значительной степени направление творчества местных мастеров. До революции мастера финифтяного промысла в Ростове-Ярославском выполняли небольшие иконки, кресты и другие предметы, ставшие ненужными в советское время. Но само мастерство живописи по эмали с ее тонким рисунком, чистотой цвета несло в себе большие художественные возможности, которые нужно было сохранить и направить по новому пути.
Основной круг изделий ростовской финифти в послереволюционные годы — это небольшие памятные предметы типа нагрудного знака, вещицы для туалетного стола (пудреницы, коробочки, рамки для зеркала, женские украшения).
В большинстве промыслов, занятых художественной обработкой металла, основное внимание в эти годы обращали на орнаментально-изобразительную сторону декора и меньше думали о целостной форме предмета, приспособленного для нового быта. Отсутствовал ясный адрес вещи, Осознание ее места в современном интерьере.
При этом нередко утрачивалось смысловое содержание традиционных элементов узора, их сочетание становилось случайным, рисунок терял непосредственность, живость.
Основным центром художественной обработки металла является Чует в Ферганской долине, есть даже такое выражение — «Чустские ножи». Основным отличием кокандской школы является то, что они работают исключительно в национальном стиле и создают богато орнаментированные изделия. Формы их разнообразны. Различаются локальные особенности лезвий — узких и широких, прямых или изогнутых, а также особенности рукояток — цельных или наборных, деревянных или костяных, инкрустированных или раскрашенных.
Узбекская чеканка представляет собой различные приемы гравировки. Глубокая гравировка носит название кандакори, чистая гравировка — чизма, кроме гравировки применяется прорезная чеканка — шабака. Наибольшей известностью пользуются мастера из Бухары и Хивы, отличающиеся пластичностью формы, строгостью и отра- ботаностью мотивов орнамента, глубиной чекана.
К числу наиболее развитых видов народного искусства относится ювелирное искусство, имеющее широкое рас- прастронение и богатейшие традиции, уходящие в глубокую древность. Мастера — заргары — создавали свои изделия в основном из серебра, реже из золота. Разнообразны технические приемы: резьба, ковка, литье, чеканка, гравировка, накладная и ажурная филигрань. Искусно владели мастера и техникой зерни, золочения, инкрустации, чернения и эмалирования.
- Введение
- Выразительные средства в декоративно- прикладном искусстве
- Искусство вышивки в россии
- История бисерных и стеклярусных изделий
- Виды бисера и стекляруса
- Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
- Вопрос 2 вязание, плетение
- Кружевоплетение
- Вязание
- Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли
- 1. Что такое икебана?
- 2. История икебаны
- 3. Выразительные средства и техника создания икебаны
- А) гармоничность
- Б) объемность
- В) асимметричность
- Г) выразительность
- Д)баланс
- Б) линии
- Ж) цвет
- З) масса
- И) акцент
- К) контраст
- 4. Бонсай (банзай) а) история бонсай и его стили
- Б) породы дерева; техника выращивания и ухода
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов
- 1. Ювелирное искусство и техника. Способы обработки драгоценых металлов
- А) литье и чеканка
- Б) золочение
- В) покрытие эмалью
- Г) скань (филигрань) и зернь
- Д) чернь
- Е) резьба
- 2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже
- 3. Русские художественные изделия из черных и цветных металлов. Ходожественное оружие а) русские изделия из металлов XVIII-XIX вв.
- Б) художественная обработка металла в советское время
- В) русское художественное оружие.
- Г) холодное оружие
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева
- 1. Изделия из дерева
- А) породы дерева
- Б) техника обработки дерева и его отделка
- 2. Изделия из дерева умельцев разных стран и народов а) хохлома и богородские мастера
- Б) промыслы по дереву саратовской области
- В) изделия мастеров востока
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера
- 1. Интерьер
- 2. История интерьера. Мебель а) краткая история интерьера с древнейших времен
- Б) интерьер нового времени
- 3. Интерьер советской россии
- 4. Основные направления развития современного интерьера
- А) «арт-нуво»
- Б) «арт-деко»
- В) интерьеры хай-тэк
- 5. Пэчворк (квилтинг) а) история пэчворка
- Б) техника изготовления изделий; секреты лоскутного шитья
- 6. Шпалеры и ковры
- 7. Мозаичные изделия
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия
- 1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен
- Б) изделия из кости русского севера и востока
- В) плетение из кости
- 2. Виды кости и способы ее обработки а) виды кости и места ее добычи в россии
- В) виды резьбы по кости и техника их исполнения
- 3. Восточная миниатюрная скульптура. Нэцкэ
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика
- 1. Миниатюрная роспись а) живопись федоскинских мастеров
- Б) палехский и мстерский промыслы
- В) жостовская лаковая живопись
- 2. Декоративная расписная игрушка
- 3. Батик а) история батика; батик б России
- Б) виды батика и его техника
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы
- 1. Происхождение и история фарфора а) керамика; всемирная история фарфора «до нового времени
- Б) русский фарфор конца XVIII — начала XX вв.
- В) советский агитационный фарфор и художественная керамика
- 2. Виды и марки фарфора
- 3. Хранение и реставрация изделий из фарфора
- Вопрос 2 вязание, плетение 22
- Вопрос 3 декоративные растения. Икебана. Бонсли 40
- Вопрос 4 ювелирное искусство. Изделия из черных и цветных металлов 62
- Вопрос 5 художественные изделия из дерева 101
- Вопрос 6 искусство оформления интерьера 110
- Вопрос 7 декоративные костяные изделия 142
- Вопрос 8 роспись. Миниатюра. Искусство батика 150
- Вопрос 9 декоративные керамические фарфоровые предметы 160
- Светлана_Сергеевна Константинова
- Отпечатано с готовых диапозитивов в зао «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. . Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.