3 Теорія культури г. Сковороди
Взгляды Г.С. Сковороды сильно отличались от преобладающей в то время передовой мысли. Современные Григорию Савичу философы делали акцент на исследовании проблем внешнего мира, человек же рассматривался как один из его элементов. «Небесное» сводилось к «земному», возвеличивалась земная жизнь человека. Сковорода же ставил в центр рассмотрения этико-гуманистическую проблематику; на переднем плане в его размышлениях – не мир, а человек и духовное начало в нем. В центре мира стоит человек. Природу философ подносил к Богу, человеческую плоть видел второстепенной, а главнейшим считал в человеке истинно человеческое – духовность, дух, сводя к ним сущность человеческой жизни.
Наиболее известной в учении Г.С. Сковороды является теория трех миров:
Макромир (Космос)
Микромир (Человек)
Символический мир (Библия)
Макромир состоит из многих миров как «венок из веночков». Первоосновой его являются четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Макрокосм делится на старый мир (его все знают) и новый мир, который открывается только тем, кто за видимым видит невидимое.
Учение о малом мире – Микромире – является основой философской системы Сковороды. Сущность малого мира – человека – философ раскрывает, исходя из концепции двуприродности мира. В человеке, как и во всем сущем, есть видимое и невидимое, телесное и духовное, тленное и вечное, внешнее и внутреннее. Свое настоящее проявление, собственно человеческое бытие человек приобретает не с появлением телесности с ее чувственными свойствами, а только при условии постижения им невидимости, глубинных внутренних духовных истоков.
Г.С. Сковорода приходит к выводу, что весь мир состоит из двух натур: одна – видимая, другая – невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая – бог.
И последний - Мир Символов. Для Сковороды – это прежде всего Библия, которую он любил больше всего на свете, но предостерегал от буквального толкования ее текстов. Она тоже имеет, кроме внешнего, видимого проявления, невидимый, духовный мир. Библия, или мир символов, видится мыслителем как самостоятельная реальность. Именно она помогает человеку познать Бога в себе – постигнуть невидимую человеческую натуру. Благодаря третьему, символическому, миру, невидимый мир становится видимым, достижимым для человеческого восприятия.
Символы для Г.С. Сковороды – это «ипостась истины», то, что помогает познать неземное, открывает новое видение вещей. Символы не имеют твердого, устоявшегося значения, а представляют множественность значений, пределы которых то пограничны, то перекрещиваются, а иногда – просто противоречивы.
Исходя из концепции двоистой природы всего сущего, Г. С. Сковорода различает в человеке телесну и духовную (божественную) природы. Новым в его подходе было то, что философ не противопоставляет при этом смертному телу данную Богом бессмертную душу. Вместо этого он подчёркивает примат невидимой природы над видимой, телесной, исходя из того, что человек - это его внутренний мир со свойственными ему волей, разумом, чувствами, желаниями, природными способностями, которые приносят удовлетворение и счастье, если они совпадают с формою практической деятельности человека, "сродным трудом" . Г. С. Сковорода рассматривает эти две природы как двуединые, неразделимые.
Г. С. Сковорода рассматривает человека скорее как атомарное существо вне системы социальных связей, опеределяя при это его существенные родовые признаки. Социальный контекст влияния на человека, на процессы формирования, развития и деятельности выпадает из поля зрения. Человек анализируется вне исторического пространства и времени. Человеческие качества и возможности определяются при жизни человека в качестве члена общества, однако люди не рождаются мудрыми или злыми, щедрыми или скупыми. Наиболее важной заслугой украинского мыслителя явлется попытка раскрыть суть человека, определить свойственные ему специфические черты, не сводя её к природному организму или механизму. Его понимание человека значительно опередило время.
В работе "Книжечка о чтении священного писания, нареченная жена Лотова" Г. С. Сковорода описывает идеальные общество, общественные отношения. Их он видит не в мире материальных вещей, а в тех отношениях, которые опираются на глубокие духовные и моральные основы, на внутренние убеждения человека, способного сдерживать себя от пристрастей, противоречащих божественному духу в человеке. Общество же в культурной концепции Г. С. Сковороды - "то же, что машина. В ней замешательство бывает тогда, когда ее части отступают от того, к чему оные своим хитрецом сделаны". Он призывает "заступать общества основание – правду".
Таким образом, в истории развития философской, культурологической и социологической мысли Г. С. Сковорода выступил как новатор, увидевший в ином ракурсе суть человека и разработавшего концепцию справедливого общества, где каждый трудится в "сродном труде", по призванию, и этим счастлив. Общественное благополучие мыслитель видел в таком достижении счастья каждым отдельным человеком.
- 1 Поняття культури, теорії її походження та розвитку
- 2 Теорії циклічного та стадіального розвитку культури
- 3 Теорія культури г. Сковороди
- 4 Теорія «осевого часу» к. Ясперса
- 5 Розвиток української культури в загальносвітовому і європейскому контексті
- 6 Загальні характеристики архаїчної культури
- 7 Архаїчна культура на території України
- 8 Трипільська і дніпро-донецька культура
- 9 Східні слов’яни у дохристиянську епоху
- 10 Релігійні вірування слов’ян
- 11 Християнство і язичництво в Київській Русі
- 12 Культура Київської Русі серед інших європейских культур
- 13 Християнство та його значення в розвитку слов’ян
- 14 Українська культура князівського періоду (XI-XIII ст.)
- 15 Українська культура гетманського періоду (XVI-XVII ст.)
- 16 Українська культура в Великому князівстві Литовському і Польщі (XIV-XVI ст.)
- 17 Походження та роль козацтва в Україні
- 18 Джерела культурно-етнічної ідентичності українського народу
- 19 Народні українські промисли
- 20 Друкарство в Україні, взаємодія книжної і народної культури
- 21 Українська середньовічна література та філософія
- 22 Український народний театр
- 23 Історія українського вертепу
- 24 Братства та їх роль в українському Просвітництві
- 25 Музична культура в Україні XVII-XIX ст.
- 26 «Український вплив» на культуру і освіту Росії
- 27 Бароко та його значення в українській культурі
- 28 Філософські погляди г. Сковороди та його просвітницька діяльність
- 29 Становлення і розвиток української літератури XVIII-XIX ст.
- 30 Культура Слобідської України
- 31 Слобідська Україна і роль Харкова як культурного осередку
- 32 Українська література XIX ст.
- 33 Український живопис XVIII-XIX ст.
- 34 Розвиток освіти і науки в Україні XIX ст.
- 35 Історія Харківського університету та його вклад в українську та світову науку
- 36 Український романтизм в контексті європейського романтизму
- 37 Творчість м. Гоголя як україно-російського письменника
- 38 Творчість т. Шевченка та його вплив на українську ідентичність
- 39 Творчість і. Франка та його просвітницька діяльність
- 40 Творчість л. Українки та її просвітницька діяльність
- 41 Жіночий рух в Україні XIX-поч. XX ст.
- 42 Творчість о. Потебні та його вклад в українську та світову науку
- 43 Художня культура України в хх ст.
- 44 Український модернізм
- 45 Український футуризм
- 46 Українське кіно
- 47 Український театр в хх ст.
- 48 Сталінізм та тоталітаризм в Україні: трагедія «розстріляного відродження»
- 49 Голокост і трагедія українських євреїв у період Другої світової війни
- 50 Друга світова війна в Україні та її культурні наслідки
- 51 Образи Голокосту та Другої світової війни в українському мистецтві
- 52 Українська радянська культура другої половини хх ст.
- 53 Українська література в діаспорі
- 54 Сучасна українська література
- 55 Українська наука в хх ст.
- 56 Український живопис в хх ст.
- 57 Жіночий рух та представники українського фемінізму в хх ст.
- 58 Полікультурність і полірелігійність в сучасній Україні
- 59 Постмодернізм в українській культурі
- 60 Масова культура в сучасній Україні