logo search
УЧЕБНИК для студентов

III.5. Культура Византии

  1. Этапы культурно-исторического развития и мировоззренческие характеристики византийской культуры.

  2. Научные знания и образование в Византии.

  3. Художественная культура Византии.

  4. Влияние Византии на мировую культуру.

Основные понятия: василевс, автократия, схизма, схоластика, мистицизм, крестово-купольный тип храма, фреска, икона, мозаика.

1. История Византии как самостоятельного государства началась с

разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варваров в 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть стала ее преемницей.

Византийцы называли свою империю Ромейским (то есть Римским) царством, а Константинополь ― Новым Римом. Так как столица царства Константинополь находилась на месте греческой колонии Византий, то по этому названию и стали называть всю Восточную часть.

Византия обладала огромной территорией и включала в себя Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Здесь пролегали важнейшие торговые пути ― сухопутный и морской "шелковый путь" в Китай и "путь благовоний" через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану. Такое географическое положение предопределило связь Византийской культуры с двумя мирами ― Востоком и Западом.

Население Византии состояло из различных этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов, славян, греков. Но постепенно в Византии складывается основное этническое ядро ― греки, бывшие самой многочислен-ной народностью империи.

За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному. Однако процесс этот протекал медленней, чем в Европе. Поэтому еще долгое время там процветала работорговля.

Можно выделить следующие этапы становления Византийской культуры:

В 1453 году Византия прекратила свое существование, будучи завоеванной турками, основавшими на ее территории Османскую империю. Первый в истории христианский город Константинополь стал столицей турецкого государства и переименован в Стамбул.

Византия была государством-империей, а культ императора был важнейшим элементом культуры Византии. Император имел практически неограниченную власть, как светскую, так и религиозную. С X века его стали венчать на царствие как Божьего избранника, и с этого периода император нарекался василевсом [греч. царь], а также автократом [от греч. autos сам + kratos власть] ― самодержцем.

Несмотря на то, что христианство было признано в Византии государственной религией еще в IV веке, она долго оставалась полуязыческой страной. Утверждение христианства встречало сопротивление вплоть до X в. В свою очередь, и христиане уничтожали языческие памятники и храмы. В Александрии была сожжена знаменитая библиотека, было запрещено проведения олимпийских игр и т.п. Однако постепенно языческое сознание отмирало, сменяясь христианским, которое все более определяло духовную жизнь Византии.

В течение первых веков становления Византийской церкви не прекращались споры о признании тех или иных церковных догматов, о правомерности или неправомерности соблюдении тех или иных обрядов. Противоречия между западной и восточной церквями привели к тому, что в 1054 году произошел раскол [греч. схизма], называемый Великим Расколом ― разделение христианства на самостоятельную католическую и православную церкви. От западного христианства отделилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии ― Россия.

2. В системе образования и науки в византийской культуре долгое

время сохранялись античные традиции. Это было связано с тем, что Византия, в отличие от Западной Европы, не подвергалась нашествию варваров. Поэтому не случайно, что в начале Средних веков образованных людей в Византии было значительно больше, чем в Западной Европе. Первый университет также открылся в Византии. Продолжали функционировать центры античной науки ― Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии, оптики, медицины.

В этот период в Византии впервые открывается высшее медицинское училище. Врач Обиразий составил медицинскую энциклопедию из 70-ти книг, в которой содержались обширные выписки из трудов древних медиков. Врач Никита составил сборник по хирургии. В Византии уже тогда было продумано медицинское обслуживание населения: за каждым врачом был закреплен определенный район города.

Однако большинство ученых-медиков пытались базировать свои медицинские познания на богословской основе.

Достигли значительных успехов византийские географы: они умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада в то время еще недостижимым.

Византийский ученый Лев Метематик усовершенствовал световой телеграф. Византийцы изобрели "греческий огонь" зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это принесло византийцам славу непобедимых врагов в морских битвах. Позже, в ΙX-XV вв., византийцы стали успешно применять "греческий огонь" при осаде крепостей.

С усилением позиции церкви, наука становится богословской. Это проявляется даже в области естественных наук. В Византии широкое развитие получает алхимия, с помощью которой ученые пытаются изобрести "божественный эликсир" ― так называемый "философский камень" ― средство, которое могло бы превратить любой металл в золото, вернуть молодость и здоровье.

В Византии развивается средневековая схоластика, в которой философские учения и приемы использовались для обоснования христианства. Наиболее известными представителями схоластического направления в Византии были Прокл, Грамматик, Иоанн Дамаскин.

Как и на Западе, в XΙ-XII веках Византия переживает значительный рост светского образования, основанного на античных традициях. Университет в Константинополе становится центром светского образования для всей империи. На юридическом факультете изучают римское право, латинский язык, готовят судей и чиновников всех рангов. Византийские философы Михаил Пселл и Иоанн Штал пытаются отделить философию от богословия. Но новые идеи сурово пресекаются государством и церковью.

В эпоху кризиса феодализма в XΙV-XV вв. борьба церкви с наукой еще более усиливается. Мистицизм захватывает все отрасли знания, и возникают философские учения мистического направления.

Развивалась в Византии и история ― детище античности. В это время работает крупный историк Никита Хоанит, автор известного обширного труда, содержащего ценные сведения о завоевательных походах на Византию крестоносцев и достаточно объективную оценку "латинского завоевания", оказавшегося губительного для Византии.

Ослабленная Крестовыми Походами Византийская империя в середине XV века стала легкой добычей турков.

3. Особенности культурно-исторического развития Византии, которые

заключаются в том, что она стала преемницей Римской империи и заняла пограничное место между культурами Востока и Запада, определили направления формирования ее художественной культуры. Искусство Византии впитало с себя как греко-римские художественные традиции, так и художественных традиций различных народов, населявших империю.

Вместе с тем, византийская художественная культура отличается ярко выраженной самобытностью.

Самой существенной особенностью византийского искусства является его культовый характер, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играет здесь подчиненную роль.

Основная задача византийского художника заключалась том, чтобы создать одухотворенный образ, способный вознести душу верующего из мира земного в мир небесный.

Монументальная АРХИТЕКТУРА Константинополя начиналась с того, что город украшался храмами, дворцами с обширными купольными залами, ипподромами, акведуками, термами, триумфальными арками и колоннами, в целом сохраняя античный облик. Однако утверждение и распространение христианства сделало необратимым развитие культуры нового типа, связанного корнями с античными традициями, но ищущего новые формы, образы и сюжеты.

С ΙX века на смену римской базилике (сооружению прямоугольной формы) в архитектуре Византии приходит и утверждается новый тип храма ― крестово-купольный, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре.

Гениальным воплощением этого типа храма стал шедевр византийской архитектуры ― тринадцатикупольный храм Святой Софии в Константино-поле, превращенный после завоевания Византии турками в мечеть Айя-София.

К типичным крестово-купольным храмам относятся и такие памятники архитектуры Византии, как храм монастыря Дафии близ Афин, церковь Богоматери в Солуне, церковь Феодоры в Афинах. Простота конструктивной схемы и законченность композиции способствовали распространению этого типа храма за пределами Византии. С Крещением Руси такие храмы начинают строить и на русских землях. Так, собор святой Софии в Киеве был построен по образцу Софии Константинопольской.

Такой храм становится образцом средневекового синтеза искусств, в котором религиозный культ объединил разные виды искусств ― архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение священников), музыку (многоголосные хоры) в единый ансамбль.

Особую роль в византийском храме играли такие виды живописи, как фреска, икона, мозаика. Фресками (живопись по сырой штукатурке) расписывались все стены храма от пола до купола.

Иконы [греч. образ] с изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых, персонажей Священного Писания и сюжетов, связанных с их деяниями, писались на доске по особому иконописному канону, сложившемуся в Византии. Впоследствии русские иконописцы, обучаясь у византийских мастеров, подняли это искусство на высочайший уровень, прославив на весь мир русскую иконописную школу.

В Византии возникла традиция строить изображение на иконе в обратной (перевернутой) перспективе. Она отличается от прямой перспективы тем, что приближает дальний план, где изображается "мир горний" (божественный), и отдаляет план ближний, символизирующий "мир дольний" (земной, человеческий) (см. рис. 34).

Излюбленной техникой стенной живописи была мозаика, пришедшая в Византию из Рима. Мозаичная роспись делалась из цветной смальты и в сочетании с золотым фоном, символизировавшим славу небесную, божественный свет, позволяла достигнуть глубины и необычайной торжественности изображения. Самыми известными образцами византийской мозаики стали росписи в церкви Сан-Витале в Равенне.

Скульптура в христианской византийской культуре не получила распространения, в связи с тем, что статуи считались языческими изображениями ― идолами.

В литературе Византии преобладает богословская направленность. Однако существовало и светское творчество. Особая роль в этом направлении принадлежит созданному в период раннего Средневековья труду патриарха Фотия "Мириобиблон" [греч. множество книг] ― своеобразную энциклопедию с элементами хрестоматии. Ценность "Мириобиблона" заключается еще и в том, что многие сочинения античных авторов дошли до наших дней только благодаря этому труду. Позже появились произведения, отражающие взгляды и настроения феодальной знати и различных групп городского населения. Талантливым произведением признана сатира "Тиларгон" ― о нравах и обычаях Византии XII века.

Музыкальное искусство Византии восходит к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности.

Светская музыка, звучавшая в императорском дворе, отличалась пышностью стиля и возвеличивала византийский "дворцовый деспотизм".

До наших дней дошла только культовая музыка, которая была чисто вокальной и одноголосной. Это, прежде всего, гимны ― религиозно-философская песенная лирика, в которой мистика сочеталась с эмоциональным содержанием. Известными авторами гимнов в Византии были Роман Сладкопевец и Иоанн Дамаскин.

4. В XV веке, с завоеванием Византии Турцией, закончилось

тысячелетнее существование великой культуры. Но просветительская роль Византии, которую она сыграла в Средние века, исключительна. Можно утверждать, что мир многим обязан Византии.

Византия спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мир обязан знаниями произведений Эсхила, Софокла, Еврипида. Греки, которые бежали после турецкого завоевания из Византии, стали в разных странах Европы учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка в Венеции, который стал школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя имел собственную художественную традицию.

Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции православия. Византия сыграла огромное влияние на формирования православных государств. Высокие образцы византийского искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения стали эталоном для искусства всего православного мира, а Византийская церковь ― центром мирового православия.

Но особо неоценим для нас вклад византийской культуры в становление православной культуры Киевской Руси, из лона которой вышли и русская, и украинская культуры.