logo search
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

Природа и восточная культура

Все, кто занимается ориенталистикой, то есть изучает восточные культуры, отмечают, что центральное место в них занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений мира. Это единство охватывает не только различные природные феномены, но и человека, и все его проявления как материального, так и духовного свойства. Все в мире оказывается накрепко связанным причинно-следственными связями, ни один поступок не случаен, он входит в общую систему законов и взаимодействий, и ни один человек не может безнаказанно нарушить эту систему.

Так, для Индии характерно представление о том, что космическими силами предопределены не только каждое земное явление природы, но и судьбы людей, начиная от рождения их в какой-либо социальной среде (варне) и заканчивая их личной судьбой как земной, так и посмертной. Предопределено и поведение человека, оно становится условием целой цепи дальнейших перерождений либо в более высоком сословии, либо в виде какой-либо природной твари. Поэтому весь мир — явление живое, каждый природный феномен может оказаться некогда жившим человеком. При таких взглядах (более подробно об этом см. в IX главе) не может возникнуть и сама идея преобразования природы, вмешательства в ее естественное бытие. Конечно, природа Индии и сама настолько изобильна, что в основном не нуждается в слишком активном ее изменении. Современный индийский философ С. Радхакришнан в двухтомном труде об индийской философии пишет: “Судьба дала Индии местоположение, где природа отличалась обилием своих даров... Щедрая природа в изобилии доставляла пищу, и человек был избавлен от тяжкого труда и борьбы за существование. Индийцы никогда не чувствовали, что мир был полем битвы, на котором люди сражались за богатство и власть” [254, с. 11, 12].

Но даже и в иных регионах Востока, где “люди сражались за богатство и власть”, целостность представлений о мире требовала воспринимать природу как нечто священное, исходное, требующее почтительного отношения, исключающего навязывание природе своей воли и не допускающего изменений в ней по своему усмотрению. В Китае считалось, что одновременно частью природы и высшим моральным законом было Небо, которое “накажет” за любое вмешательство в некий общий космический закон, который великий китайский мыслитель Лао-цзы назвал емким понятием “дао”. Считалось, что Небо давало право на власть и жестоко карало за злоупотребление этой властью. Прежде чем действовать в мире, считали в древнем Китае, нужно познать свое собственное дао, так же, как и дао вселенной. В этом невмешательстве в общий миропорядок заключалась для китайцев высшая мудрость.

Японское представление о том, что весь мир — результат любви высших божеств, во многом лежит в основе эстетического отношения к природе. А поскольку природа всегда прекрасна, постольку излишнее вмешательство в природу лишь разрушает ее красоту. Поэтому и здесь сохраняется принцип единства человека с природой, и буддистские взгляды, преобразовавшись в японской культуре, предлагают человеку преодолевать природные катаклизмы, которых достаточно в маленькой Японии, меняя себя, свое отношение к миру, но ни в коем случае не сам мир.

Таким образом, восточная культура в своих отношениях с природной средой создала представление о нерушимости гомеостаза Вселенной. Этот взгляд лежит в основе восточного мировоззрения и, принимая каждое явление как равноценную и значимую часть Вселенной, не провоцирует активного вмешательства в природную среду.

Совсем иное отношение к природе являет собой западная культура.