Природа и западная культура
Как ни покажется это странным, традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь сами природные условия потребовали, чтобы во имя выживания общества люди не покладая рук трудились, коренным образом изменяя природу. Строительство каналов, преследующее целью не только задержать нужное количество воды, но и сбросить ее излишки, изменяло ландшафт, способствовало процветанию и уверенности в том, что природа может покориться воле человека. Именно здесь мир выступал “полем битвы”, по выражению Радхакришнана. Именно в Междуречье были созданы искусственные сады — знаменитые сады Семирамиды.
Греческая цивилизация, многие мыслители которой учились у египтян и на Востоке, восприняла самую идею противостояния природе, борьбы и победы над нею. Даже греческие хтонические боги (греч. chtonos “земля”) — боги земли и подземного мира, от которых зависело развитие растений (Деметра, Гея, Дионис и др.), были, во-первых, частью повседневной жизнедеятельности, а во-вторых, с ними можно было вступать в различные отношения. Одни из них были благоприятны для людей (Деметра), другие могли порождать враждебные силы и стихии (Гея), с которыми в мифах соперничали герои. Почти все боги в греческой мифологии вступали в брачные отношения с людьми. Например, на праздниках весенних дионисии (в честь возрождения виноградной лозы) всегда происходила церемония вступления в брак Диониса с женой архонта (одного из высших должностных лиц в Афинах). Герои греческой мифологии постоянно вступают в противостояние богам и часто побеждают в этом противостоянии.
Во всем многообразии мифологических сюжетов постоянно прослеживается горделивая мысль о том, что человек может быть гораздо сильнее могущественных сил, имеющих космическую природу. Кроме того, природные условия и климат Греции оставляли желать лучшего, и земледельцам, и скотоводам приходилось постоянно прилагать множество усилий для получения желательного результата. Этому служили не только различного рода культы или магические действия, но и вся упорная практическая деятельность, активно изменяющая природные условия.
Эта практическая деятельность не всегда была процессом, улучшающим или хотя бы не разрушающим природную среду. Полудикие варварские племена, поселяясь на каком-то участке, истребляли всё, что каким-либо образом могло поддерживать их существование, и затем переходили на другое место, чтобы опустошить и его. Так, лесная зона Европы была истреблена уже к средним векам, и природа уже не смогла возобновить себя.
В период Возрождения природа считалась неисчерпаемой, воспринималась как источник всяческих благ и чудес, и это отношение не только поэтизировалось искусством, восхищавшимся богатством форм, красок и неповторимостью каждого явления, но и расходовалась, растрачивалась, потреблялась без оглядки. Эта просвещенная эпоха даже и не представляла себе возможных последствий потребительского отношения к окружающей среде. Вещественная деятельность человека вызывала восторг, а природа по христианской традиции считалась творением Божьего промысла, данным человеку на вечное пользование.
В свое время Монтескьë заметил: “Природа всегда действует неторопливо..., если же ее понужают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на самосохранение, совершенно теряя при этом производительную способность и творческую мощь” [204, с. 264]. Пророческие слова: этот современник рождения промышленного производства предвидел глобальные последствия разрушительной деятельности культуры, забывшей о своем единстве с природной средой.
Только к середине XX века, пережив бурное промышленное развитие, две мировые войны, оказавшиеся во многом роковыми, новейшие научные открытия, человечество пришло в ужас от своих преступлений, совершенных им в борьбе с природой за материальные блага. Слишком поздно осознали, сколь опасными для будущего были претворяемые в жизнь “человеколюбивые” принципы европейской культуры: рационализм, превращающий живую природу в мертвый объект познания, анализа, эксперимента и практического использования; разделение природного и социального начал, в результате которого социальное начало заранее получает приоритетное значение, а природное обрекается на поражение в неравной битве с человеком.
Римский клуб (см. гл. IV § 3) в 1970 году поручил Дж. Форрестеру, ученому в сфере теории управления, разработать модель глобального развития мира. На основании этой модели доклад Д. Медоуза “Пределы роста” (1972) вскрыл “перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденции своего развития” [169, с. 15]. Этот и другие доклады обнаружили крайне пессимистический взгляд на будущее человечества, и в связи с этим начались поиски выхода из фатального тупика, в который завела человечество его безоглядная потребительская практика. Еще в 1989 году приводились такие цифры: “Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует 3—4, а 96 единиц выбрасывает в природу в виде отравляющих веществ и других отходов” [54, с. 193]. Такова мера истребления природы в том случае, когда природа воспринимается как нечто мертвое и не связанное с человеческими интересами, когда культура отношений с природой опускается на уровень маргинальной.
С времен постановки проблемы преодоления экологического кризиса предлагались самые разные пути его разрешения, начиная от регулировки потребления ресурсов, контроля за выбросами в окружающую среду производственных отходов и кончая идеями о выработке у специалистов нового времени особых человеческих качеств (А. Печчеи), не позволяющих человеку быть расточительным по отношению к природе.
Мы должны заметить лишь одно: спасением природы может стать только культура, но не та, европейская, расчленяющая мир, а новая культура человечества, вполне осознавшая ценность самого мира, в котором существовало и существует человечество.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14