logo search
Константинова С

А) литье и чеканка

Два основных способа обработки благородных ме­таллов — литье и чеканка, которые возможны благода­ря таким свойствам металлов, как плавкость и ковкость. Перед литьем, мастер изготавливает модель (из воска, свинца, меди или дерева) — отливка почти повторяет форму. Ручки сосудов, орнаменты и фигуры, т. е. те ча­сти изделия, которые должны быть самыми прочными, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей: в них по отдельности отливаются разные части изделия, кото­рые потом соединяются посредством спайки или при­винчивания. Чтобы отлить орнамент из повторяющих­ся мотивов, одна форма несколько раз последовательно продавливалась в песке. В XIX в. была изобретена галь­ванопластическая отливка.

В отличие от литья, чеканка — очень трудоемкий спо­соб обработки металлов. Золото и серебро в нагретом со­стоянии разгоняются в тонкий лист, не теряя при этом своей упругости и эластичности. Форма предмета созда­ется в холодном состоянии при помощи разгонных мо­лотков. Часто изделие обрабатывается на свинцовой или смоляной подушке. Короткими и частыми ударами мо­лотка лист при постоянном вращении выстукивается по одной или обеим сторонам, пока не получается нужная форма; декор выбивают на наковальнях с помощью мо­лоточков (чеканов) разной величины и формы. У хоро­шего мастера чеканов несколько сотен, причем лучшие мастера изготавливали их сами соответственно со своими излюбленными орнаментами. Наиболее денными счита­ются изделия, изготовленные из цельного куска заготов­ки, обычно же их делают из нескольких кусков, которые потом припаивают друг к другу.

Уже в древности применялась чеканка по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто использовалась для выделки фигур.

С древних времен известна чеканка в твердых фор­мах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы или железа — штамповка (один штамп — рельеф- образец, другой — его выемка).

Родственна чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива. Выкованное или отлитое изде­лие необходимо доработать, для этого существует множе­ство различных техник украшения изделий из драгоцен­ных металлов, характерных для определенного времени и местности.