§ 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для материальной и духовной деятельности, репродуктивной и творческой, орудийной и мыслительной привело к выделению особого способа ее существования.
Все предыдущие определения культуры обращают свое главное внимание на те ее стороны, которые связаны с результатами специфически человеческой деятельности, а также с ее различными формами — мышлением, сознанием, оценкой и целеполаганием. Однако ни одно из них не делает предметом своего рассмотрения форму существования культуры. Между тем культура имеет свой язык, который также несет в себе надприродную сущность, создан искусственно. Это — особая сфера, занимающая собой все культурное пространство общества. Именно эту сферу рассматривает семиотическое7 определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем, которые являются своеобразными носителями человеческой деятельности (см. схему 3).
Создание знаков — сугубо человеческая особенность. Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида. Эти знаки не создавались живыми существами специально, они сложились в процессе эволюции вида и передаются генетически.
Т Схема 3
Сначала выясним, что такое знак. Знак — это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие или отсылающий к ним. Например, человек, впервые использовавший для счета предметов камешки, сделал эти камешки знаком, заменившим сами предметы. Одной из ранних знаковых систем стал язык жестов, а потом и речь, в которой каждое слово — знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен. В процессе развития своих отношений с действительностью человечество создало множество, знаков научных и художественных, знаков поведения и знаков, без которых невозможна ни одна деятельность, производственная и любая другая. В каждом знаке мы выделяем форму его существования и область смысла, значения. Для человека важно и то, и другое, так как именно владение знаками и знаковыми системами включает его в отношения с другими людьми в мире, включает в культуру. Одни и те же знаки могут иметь различное значение в разных культурах: например, кивок головы сверху вниз обозначает утверждение у многих народов мира, за исключением Болгарии, где этот же жест обозначает отрицание; выразительное верчение пальцем у виска для одних народов обозначает большого умника, а у других народов — совсем наоборот. Есть, однако, и такие знаки, которые для всех народов одинаковы, например, знаки, употребляемые наукой, или выразительные средства различных искусств.
В обществе существуют знаки нескольких типов, наиболее известны: знаки-копии, которые воспроизводят то, что наличествует в действительности, сами этой действительностью не являясь (например, фотография); знаки-признаки, несущие некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ним (например, высокая температура у больного); знаки-сигналы, заключающие в себе информацию по договоренности и не связанные с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок); знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности (государственный герб); языковые знаки.
О Герб г. Смоленска из “Хроники Констанцского Собора. 1413 год”
Совершенно особое место занимают в культуре знаки, принятые в научных системах. Многие из них несут в себе сложнейшие закономерности, для объяснения которых понадобились бы слишком сложные языковые построения. Лейбниц еще в XVII веке замечал, что знаки “должны быть кратки и сжатыми по форме и заключать максимум смысла в минимуме протяжения” [285, с. 72]. Кроме того, он полагал, что научные знаковые системы могут сделать процесс мышления более продуктивным.
Сложной знаковой системой является язык. Ведь звуки речи или буквенное их написание в различных комбинациях представляют собой особую форму обозначения всего богатства мира, его предметной среды, области действий, состояний и прочего. Так же, как и любой знак, слово имеет не только внешнее выражение (акустическое или графическое), но и область значения и смысла. Однако в отличие от других знаков знаки языка в большинстве своем многозначны.
Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в обществе, составляют собой культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключено нечто главное, что было понято и зафиксировано предыдущими поколениями. К примеру, герб рода, города или государства несет в себе символическое изображение того, что характеризует его носителя, его заслуги и притязания. Здесь все весомо — форма герба, составляющие его образы, цвет и другое. Если часть герба как бы отломана, отрезана, отсечена, то это значит, что предки владельца, может быть, даже очень далекие, запятнаны неким неблаговидным поступком, нанесшим урон их чести: бежали с поля брани, совершили вероломство, солгали или предали. Можно себе представить, каково было наследникам такого герба. Вероятно, поэтому рыцари далекого прошлого заботились не только о своей чести, но и о чести своих потомков.
Представления о чести содержались не только в гербах, но и в различных знаках поведения. Без понимания того, что значила честь и каковы были ее проявления, невозможно понять, что же толкало на дуэли таких людей, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, почему невозможно было избежать дуэли между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким, другими персонажами литературных произведений. Можно сказать, что вся культура в целом передается из поколения в поколение через эти знаки и их системы, задача же каждого человека — понять смысл и значение как можно большего числа знаков, и мир культуры раскроет перед ним свои глубины.
Таким образом, знак имеет не только материальную или идеальную форму, но и содержание, зачастую сложное, многоплановое, концентрирующее в себе самую различную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать. Естественно, что возникает стремление выделить эту содержательную сторону в качестве определяющей культуру сущности. Поэтому в культурологии постепенно сложилось информационное определение культуры, согласно которому культура — накопленная обществом информация, заключенная в деятельности людей и опредмеченная в результатах этой деятельности, система смыслов, созданных людьми.
Обратившись к словарям, мы обнаружим, что понятие информации (лат. informatio “разъяснение, изложение”) многозначно: а) сообщение о чем-либо, передаваемое людьми; б) снижение неопределенности в результате получения каких-либо данных; в) сигналы в их значении, практическом использовании и др. Долгое время в научных трудах сохранялось представление об информации как о различного рода сведениях. Впервые измерить количество информации попытались в 20-х годах нашего века, а в 1948 году была создана теория информации, исследующая не только вопрос о ее количестве, но и способы, средства и формы ее передачи и сохранения.
Современный французский исследователь форм существования культурной информации А. Моль говорит, что “культура... выступает как необходимый материал мысли, как нечто освоенное и наличное, как содержание. В качестве материала мысли культура — нечто данное, а мысль — то, что из него создают; мышление тем самым есть становление культуры” [202, с. 46]. Здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что культура выступает как знание, уже созданные идеи, сведения о мире, “интеллектуальное “оснащение”, которым располагает каждый отдельный человек” [там же], как система знаний общества, группы. Известный швейцарский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965) говорил о том, что культура — итог достижений всех людей, человечества в целом во всех направлениях отношений с миром, а Э. В. Соколов пишет, что культура — социальная память человечества [279].
Культура в каждом обществе существует благодаря преемственности. На любом этапе существования общества мы найдем три ступени культуры. Первая включает в себя все, что было создано предыдущими поколениями, и каждое явление культуры — опредмеченное знание. Эта ступень и является фундаментом, на котором зиждется культура общества, это его богатство и источник дальнейшего развития. Вторая ступень — степень освоения культурного богатства живущим поколением. (Термин “освоение” предполагает не только осведомленность о наличии некоторых фактов культуры прошлого, но и распредмечивание заложенного в них знания и, главное, способность им воспользоваться.) Мера этого освоения — и есть мера культуры современного общества. Чем полнее осваивается культура прошлого, тем большими возможностями располагает общество в своем прогрессе. Третья ступень — и есть творческая деятельность живущего поколения. Эта деятельность зависит от степени освоения прошлого, и если оно было недостаточным, то возможен застой в развитии культуры, за которым может последовать ее разрушение. Примеры такого процесса можно найти в истории многих культур прошлого.
Культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, способы трудовой и другой деятельности, традиции и формы организации жизни в обществе живут исключительно в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано не только с тем, чтобы эта информация не исчезла, но и с тем, чтобы она была востребована каждым следующим поколением. Утрата культурной информации может привести к деградации общества. Об этом говорят не только исследования ученых, связанные с культурами исчезнувших цивилизаций, но и произведения писателей, которые звучат как предостережения человечеству.
Итак, мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные определения культуры. Однако то, что мы перечислили и объяснили, не исчерпывает ни онтологически8 (по особенностям бытия), ни феноменологически9 (в своих проявлениях) такого сложного явления, как культура. Каждое из уже названных определений выделяло какой-либо один принцип, лежащий в основании культуры. Между тем существуют и такие определения культуры, которые пытаются охватить культуру как систему, как можно в более полном ее выражении.
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14