logo search
ИЛЬИН В

Диагностическая карта успеваемости Фамилия, имя обучающегося_________________________________________________________________

Параметры для определения качества обученности по предмету

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

1 полугодие

Контр. урок

2 полугодие

экзамен

итоговая

1 полугодие

Контр. урок

2 полугодие

экзамен

итоговая

1 полугодие

Контр. урок

2 полугодие

экзамен

итоговая

1 полугодие

Контр. урок

2 полугодие

экзамен

итоговая

1 полугодие

Контр. урок

2 полугодие

экзамен

итоговая

1

Актерское мастерство:

2

Сценическая речь

3

Тренаж кукловода

4

Сценическое движение

5

Кукловождение перчаточной куклы

-

-

-

-

-

6

Кукловождение тростевой куклы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7

Кукловождение планшетной куклы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

Пластика актера – работа в маске

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

Вокал: самостоятельно и с куклой

10

Танец: самостоятельно и с куклой

11

Технология изготовления кукол:

12

Знание технологии изготовления перчаточной куклы

-

-

-

-

-

13

Знание технологи изготовления тростевой куклы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

Знание технологии изготовления планшетной куклы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

15

Владение техникой папье-маше

16 Критерии оценивания:

Критерии успеваемости обучающегося оцениваются по итоговому спектаклю с ссылкой на контрольное занятие. В первую очередь следует отмечать раскрытие художественного образа героя, искренность и непосредственность детского исполнения, эмоциональную насыщенность, наличие собственного отношения и его понимания.

- работоспособность на занятиях,

- посещаемость занятий,

- степень домашней подготовки,

- развитие техники вождения кукол,

- степень развития эмоционально-выразительных

и образно-смысловых качеств исполнения роли,

- сценическая культура и выдержка,

- самостоятельная работа над ролью, текстом,

- участие в мероприятиях коллектива,

- участие в контрольном занятии и итоговом спектакле.

Формы оценки образовательной деятельности.

При выставлении оценок ( по пятибалльной системе) один раз в полугодие следует учитывать факторы, влияющие как на повышение оценки, так и на ее снижение. Необходимо использовать оценку как стимул для улучшения работы обучаемого. Например: повышать оценку старательному, но не яркому ребенку и наоборот, снижать одаренному, но плохо работающему или мало ответственному.

На оценку:

« 5» - исполнительская свобода, убедительность, продуманность

исполнения, яркий, убедительный, полностью раскрытый образ.

« 4» - роль хорошо выучена и исполнена, но нераскрыт образ, не яркие

эмоциональные переживания, слабая техника кукловождения.

« 3» - маловыразительное исполнение роли, неожиданный срыв в процессе

выступления, при успешном доигрывании роли.

При условии, если обучающийся по каким-либо причинам не готов к публично- му выступлению, преподаватель вправе перенести его выступление на более поздний срок, дав возможность обучающемуся подготовиться.

17 Формирование воспитательной среды

Обучаясь на театральном отделении « Детской школы искусств», ребенок включается в определенную систему отношений детей (разных возрастов) и взрослых, которая способствует развитию его как личности. Воспитательная среда театра – это целенаправленное, организованное, длительное воздействие коллектива на личность ребенка. Именно коллективные отношения являются самой эффективной системой отношений, с точки зрения воспитательных возможностей. Подготовка и показ спектакля требует от участников единых усилий. Плохо играющий свою роль мешает правильному исполнению спектакля, - это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания при подготовке спектакля и на выступлениях создают благотворную почву для индивидуального развития. Общее воодушевление, радость исполнения активизирует робких и нерешительных. Для детей, избалованных вниманием, успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Сценическая деятельность влияет на общую культуру поведения обучающихся, т.к. она требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.

Таким образом, театральная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности обучаемого.

Стержнем коллективных отношений в театре являются его традиции. Они прошли проверку временем и бережно сохраняются педагогами, обучающимися и их родителями. Следуя этим традициям, ребенок незаметно для себя учится гармоничным отношениям, позволяющим развиваться его личности и окружающим. Существуют различные виды отношений между субъектами коллектива. Это: педагог- педагог ( рассматриваются в разделе « Педагогическая среда коллектива»), педагог - ребенок, ребенок - ребенок и группа детей - ребенок. Рассмотрим их на примере одной из наших традиций: « Умеешь сам - научи младшего»- это шефство старших воспитанников над младшими. В первую очередь оно необходимо на выступлениях и в гастрольных поездках. Очень быстро шефские отношения перерастают в дружбу и уже не ограничиваются только наблюдением за внешним видом и дисциплиной подшефного. Старшие с увлечением и удовольствием передают обучающимся младшего возраста свои концертные номера и роли в спектаклях, тем самым получают навыки педагога и режиссера.

Педагогическая среда коллектива

Ансамбль в переводе с французского языка означает совокупность, стройное целое.

Театральный ансамбль – группа единомышленников, выступающая как единый художественный коллектив. Может ли быть ансамбль слаженным, дружным, гармоничным, если каждый педагог занимается только своей профессией, не думая о коллективе в целом? Нет! Успех работы театрального отделения, высокий профессиональный уровень его обучающихся, их моральные, волевые, человеческие качества и в итоге жизненная состоятельность зависят от коллектива педагогов, которые ведут театр.

В первую очередь, это должен быть коллектив единомышленников, сотрудничающих на базе единой образовательной программы. Педагоги театрального отделения «Детской школы искусств» должны уметь работать динамично и гибко, уметь экспериментировать, быть ориентированными на сотрудничество с коллегами, уметь воспринимать информацию, противоречащую, возможно, собственным концепциям и планам, искать нестандартные педагогические подходы к проблемам воспитания и обучения. На педагогах театрального отделения целиком лежит ответственность за психологический климат в театре.

Коллектив педагогов включает в себя:

- художественного руководителя,

он же преподаватель сценографии

и технологии изготовления театральных кукол.

- преподавателя актёрского мастерства.

- преподавателя вокала.

- преподавателя хореографии.

- концертмейстера.

У каждого из них свой круг необходимых профессиональных знаний и обязанностей.

Но «театр – живой организм», поэтому часто возникают ситуации, при которых строгого исполнения своих обязанностей мало. Художественный руководитель определяет

направление жизнедеятельности театра, его « политику», стратегию развития, но делает это, опираясь на мнение и советы коллег. Спорные, трудноразрешимые ситуации выносятся на малые педсоветы театрального отделения, где общими усилиями находится выход из создавшегося положения.

Театральное отделение «Детской школы искусств» дает разностороннее театральное образование, включающее в себя множество дисциплин, преподавание которых одному педагогу не под силу. Как правило, каждый педагог – силен в какой-то одной области искусства театра, но работа на театральном отделении требует равных или почти одинаково сильных знаний различных направлений театральной деятельности.

Педагоги театрального отделения постоянно стремятся к самосовершенствованию, к поиску новых методов работы. Посещения занятий коллег, совместное обсуждение достигнутых результатов и допущенных ошибок, индивидуальные консультации являются обязательными для наших педагогов. Это способствует росту профессионализма педагогов и качественному росту обучения. Каждый педагог приносит с собой в коллектив личные обучающие идеи, разработки. Все это складывается в копилку театра, перенимается другими педагогами.

На театральном отделении нет деления обучающихся на «своих» и «чужих». Лучших, способных обучающихся все педагоги стремятся объединить в одну группу, тем самым способствуя их творческому росту. Для остальных обучающихся каждый педагог ищет те приемы и методы работы, которые помогут раскрыться и этим детям. В целом педагогические принципы театрального отделения выглядят следующим образом:

- учить, чтобы успеха не последовать не могло !

- учить быстро, оживленно, занимательно !

- учить основательно!

Важной составляющей педагогической среды является работа с молодыми педагогами. Не секрет, что начинающим педагогам театра трудно влиться в уже сложившийся коллектив, со своими традициями и правилами. Трудно быстро понять особенности обучения на театральном отделении, сохранить уровень подготовки обучающихся. От него многого ждут и многое требуют. Именно поэтому данная программа с подробно описанными принципами и приемами работы, так необходима молодому педагогу коллектива. Программа дает ему информацию не только на теоретическом уровне. В приложениях к программе молодой специалист найдет множество практических рекомендаций по различным областям театральной деятельности.

На практике, на занятиях молодого педагога художественный руководитель бывает чаще, чем у остальных. При этом все замечания, наблюдения, корректировка учебного процесса и стиля ведения занятий делаются после занятия, приватно, в дружелюбной форме. Т.е. тщательно должны соблюдаться нормы педагогической этики. Недопустимы замечания педагогу в присутствии обучающихся, родителей, даже если они очень необходимы и существенны. Обучающиеся и родители должны быть уверены в том, что уровень всех педагогов театра одинаково высок. Вся учебно-воспитательная работа коллег должна оставаться « за кадром».

Молодые педагоги могут изучать репертуар театра по видеозаписям, уточняя нюансы исполнения у коллег. Они сразу привыкают к тому, что все, что исполняют дети, педагог должен уметь показать и исполнить. Этим достигается точность обучения, высокий авторитет педагога и рост стремления обучаемых осваивать сложные образы в спектаклях.

Обычно, направленность работы педагогов, заранее определена.

В случае подготовки наиболее ответственного выступления каждый из педагогов театра делает то, что необходимо в данный момент. Координатором работ является художественный руководитель. Педагог коллектива не может учить только своей дисциплине. При необходимости он должен помочь примерить костюм, отреставрировать бутафорию, составить объявление для родителей, даже убрать зрительный зал. В этом специфика работы в нашем театре – едином живом организме единомышленников.

Особая роль в театре отводится концертмейстеру. Иногда эта профессия

рассматривается как второстепенная, подсобная. Концертмейстер же по роду своей

деятельности является полноценным соучастником, сотворцом любого спектакля или концертного номера. Концертмейстер должен хорошо разбираться в различных сферах театральной практики. Уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом театральном жанре и на любом этапе подготовки спектакля. Уметь читать с листа нотный материал, включая оркестровку ( умение правильного звокоизвлечения в плане приближения звука к тембрам оркестровых инструментов, знание темповых нюансировок, способность грамотно преодолевать технически сложные места).Кроме того, хороший концертмейстер постоянно пополняет свой исполнительский репертуар. Концертмейстер является равноправным участником и организатором учебно-воспитательного процесса. Для успешного ведения занятий необходима согласованная работа концертмейстера с остальными педагогами, их совместная, творчески взаимообагащенная подготовка к занятиям.

Правильно подобранный репертуар для занятий расширяет духовный мир обучающихся, способствует пониманию значимости вокала и хореографии в спектакле. Аккомпанемент подбирается с учетом поставленных задач, он должен быть понятен и интересен, как педагогу, так и обучающимся. Концертмейстер должен чутко реагировать на изменения в планировании занятия, быстро подбирая нужный педагогу аккомпанемент. Концертмейстер должен быть способен при необходимости продолжить занятия в отсутствие педагога – вокалиста, режиссера.

Именно поэтому в коллективе работает не просто концертмейстер, а педагог- концертмейстер. Авторитет концертмейстера среди обучающихся всемерно поддерживается остальными педагогами. С ним советуются, замечания учитываются, рассказы о музыке и композиторах слушаются с большим интересом. При работе с молодым педагогом роль концертмейстера возрастает. Он может вовремя помочь, подсказать, подбодрить, т.к. обладает большими знаниями о работе театра.

Однако вмешательство концертмейстера в учебный процесс должно осуществляться лишь с согласия педагогов – режиссера, вокалиста, хореографа. Недопустимы замечания обучающимся, уход с занятий без разрешения педагога.

Таковы основы межличностных отношений между педагогами. Самое главное, нужно помнить, что каждый педагог (как и обучающийся) – личность. Личностью нельзя быть на необитаемом острове, ее развитие и обучение происходит в группе, через общение с другими.

Отношения между педагогами коллектива чутко воспринимаются и копируются детьми, поэтому внутри педагогического состава должны быть открытые, доброжелательные отношения, поддержка друг друга, стремление к полному взаимопониманию и единой цели.

Только в этом случае возможно создание театрального ансамбля в истинном понимании этого слова!