VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
Общая характеристика и периодизация Новейшей культуры.
Политизация культуры в "двухполярном мире".
Глобальные уроки ХХ столетия.
Массовый характер культуры в ХХ веке.
Основные черты Новейшей культуры.
Основные понятия: Новейшая культура, западный тип культуры, научно-технический прогресс, "двухполярный мир", "холодная война", тоталитаризм, нацизм, массовизация культуры, средства массовой коммуникации, глобализация, американизация.
1. Культуру ХХ века нельзя считать в полном смысле "современной культурой". Сто лет для Древности ― мгновение, но для нашего столь стремительно меняющегося мира ― срок очень большой! Каждые десять лет этого столетия окрашены собственными значительными событиями, проблемами и трагедиями, знаменитостями и достижениями.
Согласно принятой нами за основу культурно-исторической хронологии (см. раздел І.6, рис. 9), этот этап развития мировой культуры определен как "Новейшее Время", а тип культуры, который сформировался в эту эпоху ― "Новейшая культура". Нередко встречается и термин "культура ХХ века". Однако последнее название представляется не совсем корректным, т.к. только 70-80 лет прошлого столетия (период после Первой мировой войны и до начала 90-х годов) могут быть охарактеризованы этим понятием.
понятие "Новейшая культура" относится, главным образом, к культуре европейского типа, для которой характерна нацеленность на постоянную модернизацию на основе восприятия нового как ценности.
Европейский тип культуры сформировался в процессе многовековой культурно-исторической эволюции в Западной Европе, и впоследствии был перенесен на Американский континент и в ряд других регионов. Поэтому та же американская культура является, в сущности, культурой европейского типа.
Способность к обновлению, усовершенствованию, в первую очередь, отличает европейскую культуру последних столетий от традиционных культур Азии и Африки. Особый динамизм европейская культура обрела в Новейшее Время, пройдя поэтапно все ступени культурно-исторического развития, в то время, как развитие других культур "застопоривалось" на том или ином этапе.
в ХХ столетии центр культурного развития из Европы смещается в США, поэтому в контексте данной эпохи более точным представляется термин не "европейская", а "западная" культура.
К Новейшему типу культуры относится также культура социалистическая, сформировавшаяся в ХХ столетии в Советском Союзе и некоторых других странах Восточной Европы. Социалистическую культуру отличает не меньший динамизм, но базировалась она на принципиально иных идеологических установках и ценностях. Поэтому короткая, по историческим меркам, Новейшая эпоха ― это, по сути, история жесткой конкуренции двух систем ― западной и социалистической, что дало основание говорить о "двухполярности" культурного мира ХХ века.
Как культурно-исторический тип, "Новейшая культура" охватывает период с 1915-18 и до начала 90-х годов ХХ столетия и представлена двумя антагонистическими "полюсами", определявшими все важнейшие социокультурные процессы Новейшей эпохи, ― западной культуры, с одной стороны, и социалистической, с другой.
В истории Новейшей культуры можно выделить несколько этапов:
период между Первой и Второй мировыми войнами ― с 1915 по 1938-39 гг. отмечен становлением социалистической культуры и формированием в связи с этим двухполярного мира Новейшей культуры;
1939-1945 гг. ― период Второй мировой войны;
1945 – 50-е гг. ― обострение политического и культурно-идеологического противостояния между СССР и странами социалистического содружества, с одной стороны, США и "западным миром", с другой, получившее название "холодная война";
60-80-е гг. ― постмодернистский этап западной культуры, трансформация социалистической культуры, связанная с "оттепелью" и "перестройкой";
период с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время оценивается большинством исследователей как переходный или глобальный кризис культуры, и потому в культурно-исторической типологии этот этап пока не определен.
2. Одной из важнейших черт Новейшей культуры является ее крайняя политизация. Ни один вид деятельности не мог принести человеку в ХХ веке такую славу, как роль крупного политика. Имена знаменитых политических лидеров, таких, как Рузвельт, Черчилль, Сталин, Кеннеди, Мао Дзе-дун и др., известны не меньше, а порой и более широко, нежели имена великих ученых, музыкантов, артистов, писателей, юристов.
период между Первой и Второй мировыми войнами ознаменован непримиримым политическим противостоянием между молодым советским государством и капиталистическим западным миром, которое вылилось в жесткое соперничество между двумя культурными системами ― социалистической и западной.
Если научно-техническое развитие этих двух полюсов во многом шло параллельными путями, то в вопросах идеологических и социально-экономических (в первую очередь, своим отношением к собственности и методам достижения социального благополучия) они радикальным образом отличались.
Хотя термин "двухполярный мир" появился только после Второй мировой войны и относился, главным образом, к сфере политической, можно рассматривать двухполярность, как характерную особенность Новейшей культуры в целом. Политическое противостояние двух полюсов нашло свое отражение в социокультурной, идеологической, научной, художественной сферах.
В советской прессе и культурологической литературе "прогрессивная социалистическая культура" противопоставлялась "загнивающей буржуазной", в то время, как Запад громил социалистическую культуру за чрезмерную идеологизацию и "отсутствие свободы творчества".
Вторая мировая война 1939-1945 гг., как и Первая, была развязана фашистской Германией. В битву за мировое господство были втянуты почти все страны мира, включая Японию и США, она имела свои "филиалы" в Азии, Африке, Океании. с 1941 г. центром этой самой масштабной и кровавой за всю человеческую историю войны стал европейский театр военных действий двух гигантов ― Германии и СССР, завершившийся разгромом Германии и ее союзников и последовавшей затем перекройкой политической карты мира.
Однако окончание войны не принесло на Землю долгожданного мира. Великая Победа сделала Советский Союз одной из двух влиятельнейших стран мира наряду с США, которые не пережили в полной мере ужасы войны и потому сохранили свой экономический и научно-технический потенциал. Мир окончательно разделился на два враждебных лагеря, опиравшихся на экономическую и военную мощь СССР и США, боровшихся за влияние на всех "спорных" территориях. На Земном шаре практически не осталось уголка, который не был бы втянут в это противостояние, что порождало непрекращающуюся цепь политических и локальных военных конфликтов.
Наступила эпоха "холодной войны" 1946-1989 гг.
Отныне тезис о "двухполярности мира" стал общепризнанным. Даже такие величайшие события мирового значения из области науки и техники, как эксплуатация атомных источников энергии и первые космические экспедиции, "прочитывались" современниками в контексте "соревнования двух систем". Юрий Гагарин, первый человек, полетевший в космос в 1961 г., и Нейл Армстронг, совершивший первый пилотируемый полет на Луну в 1969 г. стали символами побед в этом "матче". Спорт тоже оказался втянутым в политическое противостояние: нередко громкие международные турниры и футбольные матчи того времени осмысливались как сражения за престиж между двумя системами.
Сложившаяся в ХХ веке социокультурная ситуация актуализировала не просто противостояние наций, классов или социально-политических систем, а конфликт культурных ценностей.
В послевоенном двухполярном мире выросли два поколения, привыкшие определять себя, прежде всего, через принадлежность к одному из его полюсов, условно именовавшихся "свободным" или "западным миром" и "миром социализма" ― "миром равенства и справедливости".
Начатая в 80-е гг. в Советском Союзе М.С.Горбачевым новая политика "перестройки" привела к смягчению политического противостояния. Разрушение в 1989 г. Берлинской стены (разделявшей послевоенную столицу Германии на две части, принадлежащие ГДР и ФРГ) было воспринято как символическое падение "железного занавеса" ― информационного, политического и пограничного барьера, на протяжении семи десятилетий отделявшего народы социалистического лагеря от Запада, как символ победного для Запада завершения "холодной войны".
Последовавший вслед за этим в начале 90-х гг. распад Советского Союза и ряда других социалистических стран, обусловленный как внутренними факторами, так и внешним влиянием, создал новую политическую ситуацию, структура которой до сих пор не вполне сформировалась. Однако в условиях отсутствия противовесов установилась мировая гегемония "супердержавы" США, одним из проявлений которой стала активная американизация мировой культуры. Человечество вступило в следующую фазу своего культурно-исторического развития, суть и значение которой мы сможем оценить лишь по прошествии времени.
3. Иногда (и это довольно несправедливо!) привычность и доступность вещей вытесняют в нас чувства гордости за свой век и благодарности тем, кто своим трудом и талантом щедро обогатил человечество. Шариковая авторучка, антибиотики, телевидение, компьютер, интернет, мобильная связь, авиация, выход в космос ― все, что порождено культурой ХХ века, кажется нам существующим так естественно, будто это ― явления природы, образовавшиеся сами собой.
Вместе с тем, ХХ век ― это две мировые войны со ста миллионами убитых; это ― геноцид (физическое уничтожение многочисленных групп населения по расовому, национальному или религиозному признакам) и унижение человеческого достоинства в массовом масштабе; это ― новинка современной цивилизации ― оружие массового уничтожения…
В этом столетии человечеству удалось, наконец, подавить страшные инфекции чумы и холеры, эпидемии которых опустошали в прошлом города и села, взять под контроль оспу, малярию, сифилис и другие тяжкие заболевания. Но этот же век принес новую смертельную болезнь с уклончивым названием "синдром приобретенного иммунного дефицита" ― СПИД, которую ряд ученых не без основания считают "творением" рук человеческих.
Главный урок культуры ХХ века ― это осознание того, что прогресс цивилизации двойственен. Благодаря талантам и усилиям людей он несет избавление от известных бед и проклятий человечества, но он же творит новые, не менее серьезные проблемы.
мировая культура в целом неоднородна. Если взять, к примеру, сферу материального производства, то часть населения земного шара все еще существует в условиях архаичной первобытной культуры; другая значительная часть остается носителем традиционной культуры аграрного типа, в основе которой лежат образцы и нормы, воспроизводящие опыт предков. И только западное сообщество поднялось за последние три-четыре столетия от аграрной культуры до культуры индустриального и постиндустриального общества. Таким образом, только около одной трети из 6 млрд. человек (большей частью, на Западе) достигли уровня современной цивилизации ― детища научно-технического прогресса (НТП).
Именно эта наиболее прогрессивная часть человечества (хотя и она весьма неоднородна по уровню культуры и качеству жизни) и играет сегодня ведущую роль в мировом культурном процессе.
Осознание того, что культура неоднородна, можно считать еще одним из уроков ХХ века.
Западная культура является единственной культурой, которая на протяжении последних столетий успешно транслирует свои достижения и культурные образцы на все континенты. Это, как мы знаем, породило еще в начале Нового Времени "евроцентристское" сознание, нашедшее свое выражение в формуле "The West and the Rest" [англ. "Запад и все остальное"]. Так, еще сто лет назад принято было считать христианское летоисчисление всемирным. Однако ни индусы, ни арабы, ни большинство африканцев не ведут счет годам так, как мы, представители европейской цивилизации. Теперь уже и мы внимательно следим за тем, какой "талисман" имеет наступающий год по восточному (китайскому, вьетнамскому, японскому) календарю ― год тигра, собаки и пр.; теперь мы уже понимаем, что за пределами христианского летоисчисления никакого "порога третьего тысячелетия" нет.
На смену евроцентризму в ХХ веке пришла двухполярность, а к концу столетия ― многополярность культурного мира. Сегодня Запад вынужден считаться с исламским сообществом, во весь голос заявляющим о своих взглядах и культурных предпочтениях (вспомним, к примеру, недавний грандиозный скандал, связанный с невинными, с точки зрения европейцев, карикатурами на пророка Мухаммеда, вызвавшими, тем не менее, бурю возмущения в среде мусульман). Набирают политический, экономический, культурный вес азиатские гиганты Китай и Индия. А маленькая Япония давно уже заявила о себе на международной арене как об одном из мировых лидеров.
К концу второго тысячелетия евроцентризм вышел из моды, и это ― тоже отрезвляющий урок ХХ столетия.
Для мыслящей части человечества Первая мировая война 1914-18 гг. оказалась той гранью, за которой начался настоящий ХХ век. На этой грани оборвались и сломались миллионы судеб, оборвались бессмысленно, и потому унизительно. На этой грани пошатнулась вера в способность "разумного" "цивилизованного" человечества поддерживать мир и порядок в отношениях между странами и народами. За этой гранью началась серия европейских революций, а за ними ― самоубийственный расцвет тоталитарных режимов: "евро-фашизма" (режимы Муссолини в Италии, Гитлера в Германии и др.), "евро-социализма" (режим Сталина в СССР), азиатских и латиноамериканских режимов (режим Полпота в Кампучии и др.).
Тоталитарные [от лат. totalis ― весь, целый] политические системы, при которых жизнь людей всецело регулируется государственным аппаратом принуждения, начиная с 30-х гг. для экономически более слабых стран казались единственно возможным ответом на вызов истории. Эти общественные системы с идеологически обусловленным и строго регламентированным образом жизни, представлялись в свое время эффективными, с хорошим будущим.
Катастрофический провал тоталитарных систем в их соперничестве с системами демократическими ― еще один урок Нового Времени.
Культура ХХ в., особенно первой его половины, многими идеями связана с культурой века предшествовавшего. Так, Первая мировая война со стороны всех воюющих сторон была идеологически окрашена высшими проявлениями шовинизма [фр.] ― крайней формы национализма, состоящей в проповеди своей национальной исключительности. Но, как известно, национализм, как представление о национальной самобытности народов, сложился еще в первой трети XIX века в эпоху романтизма и сводился тогда, в основном, к увлечению собиранием и изучением фольклора. Политический же смысл национализм приобрел на волне национальных революций 1830-40-х. гг. Именно тогда в сознании европейцев закрепилась идея тождественности государства и нации. Участники Первой мировой войны воевали именно как национальные государства ради утверждения национального превосходства.
Апофеозом шовинизма в ХХ в. стал германский национал-социализм ― нацизм. Эта политическая философия базировалась на убежденности в расовом превосходстве немцев (проявление крайнего национализма) и их способности установить во всем мире совершенный "здоровый" социальный порядок (социализм) путем тотального господства избранного народа ― единственного, способного к порядку, над остальными, природно к порядку не способными, к числу которых относились и славяне. Очень просто!
Катастрофа Второй мировой войны дискредитировала национализм как идею, неизбежно приводящую к конфликтам, связала само понятие "национализм" с представлением о варварском образе мыслей. На место идеи о чьей бы то ни было национальной исключительности и превосходстве пришли идеи объединенной Европы, объединенного Запада или, как теперь говорят, "Атлантического мира" ― того, что по обе стороны Атлантического океана.
Таким образом, понадобились две мировые войны для того, чтобы извлечь еще один урок ― в сознании прогрессивного человечества идея национальной принадлежности человека, как его высшей ценности (наследие культуры XIX в.), уступила место иным ценностям. Прежде всего, это ― уважение к достоинству каждой конкретной личности и высокое качество жизни, которое оценивается такими критериями, как комфорт, здоровье и долголетие, образованность.
4. Специфической особенностью культуры ХХ века является ее небывалая массовость. Никогда в прошлом еще не складывалась подобная общественная ситуация всеобщей вовлеченности населения в текущие исторические и культурные события ― совместное переживание момента.
Массовость, как своеобразная уравненность людей различного социального положения, уровня образованности, достатка, проявилась в самых разных сторонах жизни современной западной цивилизации ― характере потребностей, вкусах, политических, спортивных, эстетических и прочих симпатиях. Политика, экономика, искусство, даже религия стали ориентироваться только на такие публичные действия политиков, производителей, деятелей культуры, которые вызывают массовый интерес, встречают массовую поддержку.
Слово "массовый" стало одним из ключевых для современной культуры: "оружие массового поражения", "массовое производство" и "массовое потребление", "массовое образование", "массовые зрелища и праздники", "массовые политические движения", "массовое искусство". Таким образом, массовая культура, являясь одной из трех форм культуры, сложившихся в ходе культурно-исторического процесса, наряду с народной и элитарной (см. раздел І.6), становится в ХХ столетии доминирующей формой культуры.
Одним из важнейших явлений в этом ряду выступают "массовые коммуникации", которые осуществляются с помощью "средств массовой информации" (СМИ) ― газет и журналов, сплошной сети радио- и телевещания, а в последнее время ― компьютерной сети "Интернет".
Исторически массовая коммуникативная среда стала формироваться еще до Первой мировой войны на основе массовой печати (газет, журналов, дешевых брошюр большого тиража) и раннего кино. Она сыграла важную роль в пропагандистском обеспечении политики воюющих стран.
Сегодня Атлантический мир ищет пути к консолидации посредством развития "сетевой философии". Сеть "Интернет" выступает здесь не только универсальным средством коммуникации и неисчерпаемой базой информирования людей, но, главное, моделью такого мира, в котором доступ к его благам обеспечен каждому.
Современные средства массовой коммуникации создают непрерывную образную и интеллектуальную среду, объединяющую большинство стран и континентов. Для человека современной цивилизации массовая информационная среда стала едва ли не единственным постоянным источником знаний о мире; новостей политики, экономики, спорта, искусства; представлений о моде, потреблении, организации среды обитания; образцов поведения и даже религиозной пропаганды.
Но массовая коммуникативная среда не только информирует, но и (что особенно важно!) задает представления о важности тех или иных новостей, формирует отношение к явлениям жизни, природе и людям. Тем самым, массовая коммуникативная система способствует пониманию мира и себя в нем, оказывая непосредственное и весьма активное влияние на формирование одновременно у огромной массы населения системы ценностей, эталонов и идеалов. Благодаря СМИ, мы ― едины в том, что знаем, обсуждаем, потребляем, любим, о чем мечтаем.
Система массовых коммуникаций берет на себя часть функций, раннее выполнявшихся другими сферами культуры ― образованием и воспитанием, моралью и нравственностью, религией и искусством.
Научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов массовизации сферы искусства. Решающую роль в обеспечении доступа широких масс к художественным ценностям и другим достижениям культуры сыграло изобретение радио, видео- и звукозаписи, фотографии, кинематографа.
Одной из главных целей массового искусства, как и массовой культуры в целом, становится релаксация, дающая возможность психологического расслабления для человека, живущего в напряженном, динамичном и информационно насыщенном ХХ веке.
Отличительными чертами массового искусства является его доступность, простота содержания, развлекательность, оптимизм. В своем творчестве создатели произведений массового искусства ориентируются на усредненный непритязательный вкус, обращаются к таким интересным большинству людей темам, как семья, любовь, секс, карьера, насилие, преступность, приключения и т.п. И хотя художественный уровень массовой продукции в большинстве случаев остается не слишком высоким, она пользуется широкой популярностью благодаря яркому внешнему виду, экстравагантным эффектам.
Такие низкопробные творения ― подделки под "благородство" ― носят название китч, что для ценителей высокого искусства является синонимом псевдоискусства, безвкусицы.
С массовой культурой связан и такой феномен Новейшей эпохи, как молодежная культура, точнее молодежные субкультуры (см. раздел І.5), появление которых в определенной мере обусловлено разрывом между образованием и духовным воспитанием. Можно смело утверждать, что сложившаяся в современном "цивилизованном" мире система образования, нацеленная на трансляцию общенаучных и узкоспециальных знаний, практически не занимается развитием духовности, нравственности, потребности самосовершенствования, ограничиваясь, в лучшем случае, освоением правил приличий.
Изменение в Новейшей культуре роли искусства, религии, семьи, отрыв от многовекового культурного наследия и традиций и ориентация на "массовые" ценности сформировали довольно бедный истинными ценностными смыслами культурный мир молодежи.
Этот духовный вакуум и заполняют разнообразные псевдокультурные новообразования, о которых речь пойдет в разделе VI.2.
5. Несмотря на всю противоречивость и неоднозначность культурного процесса в ХХ веке, попробуем все же выделить наиболее характерные черты, присущие Новейшему типу культуры:
в результате ряда научно-технических революций и достижений XIX-XX вв. формируется техногенная цивилизация, а к середине ХХ в. в обществе утверждается политическая и экономическая власть технократии ― технических специалистов, инженерной и научной интеллигенции, рассматривающих изобретения науки и техники в качестве главных достижений культуры;
доминирующая роль науки практически во всех сферах жизнедеятельности общества становится неоспоримой;
научно-технические и технологические изменения способствуют стремительной трансформации социальных и культурных сфер, когда на протяжении жизни всего одного-двух поколений происходит радикальное изменение способа жизни и формирование новых личностных качеств (как
следствие ― культурно-идеологические "разрывы" между поколениями);
политизация культуры;
двухполярность, обусловленная противостоянием западного и социалистического типов культуры; при этом, неоднородность Новейшей культуры актуализирует не просто противостояние наций, классов или социально-политических систем, а конфликт культурных ценностей;
как западному, так и социалистическому типам культуры присущи интернациональный или, скорее, наднациональный характер;
начавшийся в эпоху Возрождения процесс секуляризации (обмирщения) культуры в ХХ веке достигает своего апогея в форме научного атеизма; несмотря на достаточно высокий уровень религиозности в ряде западных стран, в целом Новейшая культура остается культурой светской;
свобода творчества, за которую так долго боролись деятели культуры предыдущих эпох, способствует появлению множества разнообразных течений и направлений в искусстве; при этом, в художественной культуре Новейшего Времени так и не сформировался сколько-нибудь значительный самобытный стиль, такой, как готика, барокко или модерн, что дало основание называть ХХ век "эпохой без стиля";
массовизация культуры и доминирование массовой формы культуры и над народной, и над элитарной (см. разделы І.6, VI.1);
нарастание темпов и масштабов глобализации социокультурных процессов, проявлениями которой стали мировые войны; международные объединения: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Североатлантический блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.; всемирное информационное пространство, включая Интернет; международное сотрудничество в научной сфере; мировые религии; межнациональный характер моды, кино и других видов массового искусства; международный туризм и даже всемирная сеть McDonald’s.
Изначально под "глобализацией" понимался процесс перехода от экономик отдельных стран к экономике международного масштаба, например, к появлению транснациональных корпораций. Противники глобализации видят в ней (и не без оснований!) целенаправленные процессы интеграции и унификации в сфере экономики и политики в интересах крупнейших стран, в первую очередь, США, несущие угрозу национальным экономикам и культурной самобытности. Не случайно поэтому глобализацию нередко отождествляют с "американизацией".
Однако в последнее время приходит осознание объективности, системности и всеобъемлющего характера процесса глобализации, ведущей, в итоге, к трансформации мировой культуры, которая до сих пор представлялась как сумма национальных и региональных культур, в общее культурное пространство единого человеческого сообщества.
Подводя итоги, отметим, что культура ХХ века, унаследовав часть присущих ей характерных особенностей от прошлого, сформировала принципиально новые представления о миропорядке, об образе современного человека и высших ценностях человеческой жизни. Судьбу этих представлений и их влияние на будущее человечества сложно предугадать.
Еще в 50-60-е годы западные исследователи У.Ростоу, Д.Белл и др., рассматривавшие достижения науки и техники в качестве главных достижений современной культуры, обосновывали возможность построения на Земле "технотронного рая".
Создание компьютера стало глобальным, не имеющим себе равных по масштабам и открывшимся возможностям явлением технической культуры. Информационный, обучающий, игровой, коммуникативный, инструментальный потенциал компьютера вносит в жизнь его пользователя невиданные ранее преимущества. В 80-е гг. появляется концепция "информационного общества", одним из авторов которой является японский исследователь Е.Масуда. Был разработан план-прогноз формирования информационного общества, в котором главное место в научно-техническом прогрессе принадлежит информации. По мнению Масуды, появление информационного общества означает переход к новому типу цивилизации. В последние десятилетия ХХ ст. усилились пессимистические оценки последствий научно-технического прогресса и прогнозы в отношении дальнейшего развития человечества. Если в начале века осознание надвигающегося кризиса было присуще лишь отдельным выдающимся мыслителям, то в конце века кризисное состояние человеческой культуры обрело вполне материальные очертания практически для каждого мыслящего обитателя Земли.
Лишь на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий человечество в полной мере осознало противоречивую и неоднозначную связь научно-технического прогресса и породившей его культуры ― высокому уровню развития науки и техники далеко не всегда соответствует столь же высокий уровень культуры как системы духовных ценностей. Создатель и первый президент Римского клуба (европейского сообщества ученых) А.Печчеи в своей работе "Человеческие качества" (1980 г.) подчеркивает, что понимание сущности глобальных проблем связано, в первую очередь, с осмыслением сущности человека. Человек и общество либо должны измениться, либо им суждено погибнуть.
В целом Новейшую культуру можно охарактеризовать как чрезвычайно емкий, предельно динамичный и противоречивый этап развития человечества, подошедшего к порогу, когда необходимо сдавать экзамен на зрелость. Научно-технический прогресс и процесс глобализации вызвали к жизни не только новые проблемы и противоречия, ставшие причиной весьма пессимистических прогнозов к концу столетия, но и породили надежды на то, что совместными усилиями с помощью научных открытий и технических достижений будут разрешены трудности и жизненные проблемы как отдельного человека, так и человечества в целом.
Несомненно одно бесполезно отвергать достижения человеческой цивилизации, бороться с ними или осуждать. Куда разумнее отнестись к ним как к данности, и постараться с их помощью подняться на качественно новую ступень своего развития, став воистину человечеством новой формации.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской