logo search
Константинова С

1. История изделий из кости а) история изделий из кости с древнейших времен

В течение многих веков кость оставалась ценнейшим ~ сырьем для произведений искусства. Еще в первобытную эпоху люди стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособление, позволявшее увеличивать дальность полета копья, — ко- пьеметалку. Костяные изделия украшали резьбой — орна­ментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу. В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов ка­менных и 20 типов костяных орудий позднего древнека­менного века.

Люди жили не только в пещерах или гротах, но и на стоянках и в прочных жилищах. Материалом для построек часто служили дерево и шкуры, но до нас дошли развали­ны жилищ из костей мамонтов. Мастера, как правило, ис­пользовали бивни мамонтов, слонов, моржей или нарва­лов (морских млекопитающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался слоновый бивень.

В глубокой древности были известны игральные ко­сти, которые, вероятно, перешли в Европу из Азии. В древнем мире изобретение их приписывалось то индий­цам, то египтянам, то грекам. Ими пользовались как для гаданий, так и для игр. Первоначально кости не имели надписей или изображений. Жребием же служила кость, а именно кость ноги коровы или быка, «бабка», по-гре­чески «astragalos»27. Только в XV в. появились кости с нанесенными на их грани шестью цифрами (или точ­ками).

Художественная обработка кости существовала на Руси с глубокой древности. О резных костяных издели­ях упоминается в народных былинах; уже в X в. искус­ство русских мастеров-костерезов было известно далеко за пределами нашей родины.

Кость благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов и в раннем Средне­вековье. Из кости изготовляли мебель и украшения, та­бакерки и ларцы, сосуды для хранения благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со свя­щенными образами — их брали с собой в дорогу лица ду­ховного звания.

В эпоху Возрождения костью украшали предметы ме­бели, из нее делали всяческие безделушки, рукоятки ору­жия. В XVII—XVIII вв. искусство резьбы и гравировки по кости было чрезвычайно популярно в Европе: кость ис­пользовали даже в ювелирном искусстве, костью инкру­стировали приклады огнестрельного оружия.

В XVII в. русские мастера, работавшие в Московской Оружейной палате, создавали из кости разнообразные из­делия — гребни, ларцы, посохи, рукоятки оружия и другие предметы. Изделия украшались рельефами. Среди иску­сных умельцев Московской Оружейной палаты в XVII в. особенно славились холмогорские мастера (Архангель­ская губерния).

В эпоху Петра I вся просвещенная Европа была увле­чена изготовлением «токарных махин» для создания ве­щей из слоновой кости». Знание токарного искусства в высшем обществе считалось обязательным: им владели прусский король Фридрих-Вильгельм, король Франции Людовик XV, герцог Козимо III Медичи и др. Они имели свои «лаборатории», «механические кабинеты» и собрали великолепные коллекции костяных произведений токар­ного искусства. С начала XVIII в. это искусство становится престижным и в России28.

Русские резчики по кости, кстати, следовали прин­ципам плоско-рельефной, орнаментально-декоративной резьбы, а не миниатюрной скульптуры, в которой предпо­читали работать мастера западноевропейских школ.

В конце XVII — начале XVIII вв. с бурным развити­ем технического прогресса, в частности станкострое­ния, и широким распространением по Европе токарного дела буквально все европейские страны охватило страст­ное увлечение «токарным художеством». Создание ма­шин стоило огромных денег, да и сам материал (слоновая кость) был очень дорогим.

В 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным из­делиям, лишенным практического смысла. Это миниа­тюрные предметы мебели, швейные шкатулки в виде па­ровоза с колесами, коробочки и т. д.