logo search
ШПОРИ НА КУЛЬТУРУ

6 Загальні характеристики архаїчної культури

Эпоха первобытной культуры – самая длительная в истории человечества. Хотя жизнь древних племён в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода, то есть архаической культуры.

Важнейшая ее особенность – синкретизм (нерасчлененность, недифференцированность форм первобытной культуры, свойственная их неразвитому состоянию).

Другая важная черта этой культуры – бесписьменность. Это обуславливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был еще очень примитивен, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. В ней сочетались воедино прагматический и информационный аспекты. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и обращения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур и обрядов. Значительная часть из них на самом деле имела рационально необъяснимый, магический характер. Но для древних людей такие магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты.

Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Ритуальные операции выступали как символы, знание которых определяет уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Подражательность ритуального поведения требовала от каждого индивида следования образцам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения, непослушания, противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид не мог отступать от ритуальных требований, налагаемых на его поведение. Особую роль здесь играли табу, охранявшие жизненно важные для существования племени устои коллективной жизни. Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется и приобретает важность новый информационный канал – устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения, хотя самостоятельность мышления долгое время остается очень ограниченной.

На этом этапе духовным основанием архаической культуры становится мифологическое сознание. Оно отличается тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в себе. В мифах сочетаются вымысел и реальность. Они объясняют все, в них все делается понятным. Словесная символика мифов проникает в ритуалы и придает им смысл. В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы. Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Поэзия мифов – первая форма литературного творчества. Мифологическая символика воплощается как в словесной форме, так и в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки и т.д. В результате мифология образует атмосферу, в которой зарождаются разнообразные виды первобытного искусства. В мифах закрепляются и освещаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует первичный уровень знаний и способов мышления, от которого начинается путь, ведущий к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах зарождается религиозное мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном виде первобытная мифология заключает зачатки основных областей духовной культуры, которые выделяются из нее на последующих ступенях развития человеческого общества, - религии, искусства, философии, науки. Будучи синкретическим носителем знаний, верований, искусства, моральности, законов, обычаев и обрядов, а также других форм деятельности человека, архаическая культура сыграла значительную роль в формировании человеческого общества, всех его последующих поколений.