logo search
Мир культуры (Основы культурологии)_Быстрова_Уч

§ 2 Сущность мусульманского вероучения

Ислам — самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя Аллаху”. Как и в любой религии, в исламе присутствуют основные компоненты: вера, культ, ритуалы. Существуют, как и в других религиях мира, священные книги26: Коран (“чтение”) и Сунна (“пример для подражания”), состоящая из хадисов — преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

Официальная версия возникновения Корана традиционна: считается, что Аллах через своего ангела Джабраила (ср.: архангел Гавриил) во время видений (снов) передал откровения, записанные Мухаммедом со слов ангела. В Коране содержатся представления о судьбах мира и каждого человека в нем, о земной и загробной жизни, разъясняются правовые и имущественные отношения, возведенные в религиозные обычаи, трактуются житейские мудрости, притчи, многие из которых напоминают аналогичные в христианских или иудейских священных книгах. В одной из сур (глав) Корана говорится:

“Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, та судите по справедливости. Ведь Аллах — как прекрасно то, о чем Он нас увещевает! — ведь Аллах — слышащий, видящий!” [150, 4:61 (58)].

Поскольку же торговля считалась делом, поддерживающим общину, то встречались и такие поучения:

“...Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец по справедливости. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство. И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости... И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах вас учит, и Аллах знает о всякой вещи!” [там же, 2:283 (282)].

Иахья ал-Bacumu. Всадники.

Миниатюра к рукописи аль-Харири "Макамн". 1237 год

Из всех атрибутов любой религии вера является ее главным, доминирующим атрибутом. Без веры разрушается сам смысл религии. Мусульманская вера имеет свои особенности и предъявляет правоверному условия, без которых ислам не может существовать.

Главное из них — вера в Аллаха, которая составляет суть исламского культа. Аллах — грозное и милостивое божество, что подчеркивается в каждой суре. Даже в приведенных примерах мы видим, как фиксируются всеведение и вездесущность Аллаха. Аллах признается творцом мира, его властелином и судией. Для ислама не существует триединства Бога, Аллах един и Мухаммед — пророк его. Вера мусульманина должна непременно соединяться с добродетелью и чувством зависимости от Аллаха. Она включает в себя три элемента: внутреннее состояние, произнесение главного символа веры (“Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его”) и совершение добрых дел. Только тот, кто искренне исполняет все три стороны веры, будет в числе избранных; тот, кто примет только часть из них, и умрет в состоянии смертного греха без покаяния, будет осужден на загробные мучения [189, с. 84].

Мусульманин должен верить в ангелов и демонов, выполняющих любую волю Аллаха. Среди них, кроме Джабраила, передающего божественные повеления, Исрафил, который должен протрубить в трубу, чтобы известить о наступлении страшного суда, Азраил — архангел смерти, другие ангелы, аналогичные христианскому Микаилу (Михаилу), ангелы смерти, стражи рая и ада. Каждый правоверный также имеет двух ангелов, которые следят за добрыми и злыми делами его и записывают их. Они сменяют друг друга на утренней и вечерней заре, поэтому для человека это самое рискованное время: оно несет с собой множество искушений.

Атрибутами мусульманского вероучения являются вера в святость Корана, рай и ад, в бессмертие души. Одна из важнейших сторон ислама — догмат о предопределении, согласно которому все в мире зависит от воли Аллаха: все бывшие и будущие события, предначертанные им еще в начале творения.

Непременным объектом веры мусульман являются пророки, посланцы Аллаха, призванные проповедовать новую религию людям и следить за соблюдением ее заветов. Они — выше ангелов, потому что, имея земное, а не небесное происхождение, боролись с собственной природой, побеждая искушения. Исламские теологи не сходятся в вопросе о количестве пророков, но считается, что только сто из них дали людям книги божественных откровений. Имена главных пророков, стоящих ниже Мухаммеда — “печати пророков”, представляют собой модификации библейских имен: Адам, Ной (Нух), Иисус (Иса), Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим). Второстепенными пророками считаются Давид, Иаков, Иосиф, Иов и другие.

И

Минарет аль-Мальвия

Большой мечети Мутаваккиля

в Самарре. 847 год

слам, как любая религия, налагает на верующих определенные обязанности. Есть лишь некоторая разница в самом духе этих обязанностей по сравнению с другими мировыми религиями. Так, буддизм предполагает, что исполнение его заповедей, соблюдение установленных ритуалов — внутреннее, почти интимное дело верующего, часть избранного им самим пути к освобождению, пути, за который он не должен ни перед кем “отчитываться”, и никто другой не может взыскивать с верующего за соблюдение ритуалов. В христианстве определенное равновесие между внутренними установками верующего и его “отчетом” земным представителям Бога осуществляется в регулярном и добровольном покаянии. В исламе же обязанности верующего закреплены по образцу закона, нарушить который мусульманин не имеет права. Его ритуалы публичны, подвержены контролю со стороны других верующих, считающих своим долгом блюсти чистоту своих рядов. Поэтому каждый правоверный должен непременно вслух повторять свой главный символ веры. Он звучит так: "Ля илляха илль Аллаху ва Му-хаммадун расулю-л-лахи" — это шахада, т. е. “свидетельство” (“Нет бога, кроме Аллаха...”). “Троекратное произнесение шахады перед духовным лицом составляет ритуал обращения в ислам. Шахада входит во многие молитвы, в азан — призыв к молитве...; ее изображение каллиграфическим арабским письмом украшает мусульманские орнаменты” [105, с. 83, 84].

Верующие обязаны пять раз в день, повернувшись лицом к востоку, совершать молитву — намаз с обязательным омовением перед ней. Легенды гласят, что сначала Аллах потребовал от Мухаммеда молиться 50 раз в день, но потом сократил число молитв в десять раз. Призывом к молитве у христиан является колокольный звон, у иудеев — звук трубы, у арабов — пение муэдзина с минарета: “Аллах велик! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна”. Последняя фраза произносится только утром. (В настоящее время муэдзина заменила магнитофонная запись, поэтому в минарете даже перестали делать лестницы. Кроме того, призыв к намазу в мусульманских странах передается по радио и телевидению) [там же, с. 86]. Молитва мусульманина, в отличие от христианской и иудейской, не содержит никакой просьбы — это только прославление Аллаха. Пятница для мусульман — то же, что воскресенье для христиан и суббота для иудеев — день общей молитвы, день хождения в мечеть, куда, впрочем, допускаются в основном мужчины.

Обязательным является соблюдение поста в течение 9-го месяца мусульманского лунного года — рамазана (рамадана), во время которого правоверный не должен есть и пить до заката солнца: “Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения,— и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что он вывел вас, — может быть, вы будете благодарны” [150, 2:181 (185)]. В 12-й месяц мусульманского календаря правоверный должен совершить хадж — паломничество с тем, чтобы поклониться священному камню Каабы (в Мекке) или гробнице Мухаммеда (в Медине), или в другие священные места. Если верующий болен или немощен, он обязан послать вместо себя другого человека, причем почетное имя хаджи (совершивший хадж) получает не посланец, а пославший. Во время хаджа мусульманин должен ограничивать себя во всех развлечениях и радостях жизни: “Хадж — известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения [к женщине], и распутства, и препирательства во время хаджа, а что вы сделаете хорошего, знает Аллах. И запасайтесь, ибо лучший из запасов — благочестие” [там же, 2:193 (197)].

Существовала у мусульман и денежная повинность: они должны были уплачивать налог в размере сороковой части дохода для поддержания бедняков мусульманской общины. Позже появилась и до настоящего времени сохраняется традиция добровольных пожертвований, которые являются своеобразным отпущением грехов для верующего [231, с. 162-164].

При жизни Мухаммеда еще не было никаких священных книг: он импровизировал свои проповеди или заранее сочинял их, а потом произносил наизусть. После смерти Мухаммеда прочесть записи его проповедей было затруднительно, поскольку в то время в арабском письме, созданном на основе арамейского (в IV веке), гласные не обозначались буквами, а надстрочные и подстрочные знаки, которые теперь позволяют передать буквами звуки арабской речи, еще отсутствовали. Поэтому проповедники запоминали проповеди Мухаммеда и воспроизводили их наизусть. Тех, кто знал наизусть все, что вошло в Коран, называли хафизами.

Первый вариант написанного Корана появился при халифе Абу Бакре (572—634), который приказал собрать все записи проповедей одному из сподвижников пророка Зайду ибн Сабиту, помнившему текст его проповедей. Эта запись несколько раз дополнялась людьми, также слышавшими эти проповеди. Второй вариант записей, выверенный и наиболее полный (его назвали Мусхаф — Свиток), был канонизирован. Одна из копий Свитка хранится в Каабе.

Коран делится на суры (“ряд камней в кладке”). “И как при строительстве какого-либо сооружения сперва кладут, например в фундамент, более крупные камни, а затем менее крупные, так же построен Коран. В его начале — самые длинные суры. Лишь первая, которая назывется “Фатиха” (“Открывающая”), выпадает из этого построения — она очень короткая и являет собой как бы дверь в дом священного писания. Суры делятся на аяты (дословно “знамения”). Иногда слово “аят” упрощенно переводят как стих, а суру — как главу. Всего в Коране 114 сур, самая длинная — вторая (286 аятов), самые короткие — 103, 108, 110-я — содержат по три аята [105, с. 35, 36].

Ислам, на первый взгляд, выглядит монолитной религией, в которой, казалось бы, нет места для разногласий. Однако уже в процессе становления ислама и борьбы за власть в халифате оформились два его направления: шиизм и суннизм. Суннизм остался официальной религией Арабского халифата, опирающейся на главные священные книги ислама — Коран и Сунну, выделяя в них в качестве главных притчи о жизни и деяниях Мухаммеда. Полагая, что после смерти Мухаммеда посредников между людьми и Аллахом не осталось, сунниты считают, что власть должна принадлежать тем, кто получил “согласие всей общины”. Последователи шиизма считают, что только прямые наследники родственника Мухаммеда — его двоюродного брата Али — могут обладать властью. Они признают право на власть династии 12 имамов Алидов — прямых потомков Али от брака с дочерью Мухаммеда, Фатимой. Примерно 90 % мусульман до сегодняшнего дня остаются суннитами, последователи шиизма живут большей частью в Иране (здесь шиизм является государственной религией), Ливане, Азербайджане.

Со времен становления ислама прошло более тысячелетия, но он до сих пор остается тем началом, которое объединяет население самых различных стран. Общность религии — важный фактор для поиска устойчивости в современном быстро меняющемся мире. Жизнестойкость ислама и его новое “возрождение” в наши дни исследователи мусульманства как культурного феномена объясняют тем, что ислам — наиболее молодая религия и еще не исчерпал своих возможностей. Он охватывает самые различные сферы человеческой деятельности: экономику, политику, семейные отношения, этику. Ислам — это не просто религия, это образ жизни человека, “полное выражение мусульманской религии в личности верующего” [там же, с. 167). Отличительной особенностью ислама, привлекающей к нему новых приверженцев, является его стремление к некоей законченности, представление об абсолютной завершенности всех его правил, норм и идеалов. Многие ученые отмечают, что мусульмане всех стран и народов похожи друг на друга, считают себя принадлежащими к единой общине, и этим объясняется желание многих мусульман объединиться в одно государство. Ислам — довольно воинствующее учение, идеей которого является окончательное превращение человечества в правоверных.

Поэтому сейчас в исламе наметились две основные концепции: модернистская и традиционалистская. Сторонники первой устремлены к реформам, “обновлению” Корана и Сунны, примирению науки и религии, совершенствованию образования. Они полагают, что в Коране как в собрании всех мудростей мира уже были заложены научные ценности современности, что все современные открытия — выражение воли Аллаха, поэтому их нельзя отрицать. Традиционалисты же остаются сторонниками средневековой ортодоксии (греч. orthodoxis — “правоверный” — неуклонное, строгое следование какому-либо учению). Можно, как это делают некоторые исследователи, рассматривать традиционализм ислама как стремление сохранить специфику мусульманской культуры, но, как мы видим, и сторонники модернизма не стремятся к размыванию границ ислама. Сущность традиционализма в том, что он стремится “очистить” ислам от более поздних наслоений, восстановить его чистоту. Естественно, главным врагом этого процесса представляется западная цивилизация со своим рационализмом и скепсисом, материализмом и атеизмом. В этом ключе становится понятным высказывание исламского традиционалиста Аль-Маудури, который, сравнивая ислам и западную цивилизацию, пишет: “Если мы не хотим убить нашу национальную культуру собственными руками, мы должны избавить наше подрастающее поколение от “европейских” настроений, растущих день ото дня” [7, с. 158|.