IV.3. Культура эпохи просвещения
1. Становление и идеологические основы культуры эпохи Просвещения.
2. Просветительское движение в странах Западной и Восточной Европы.
3. Два "больших стиля" в культуре XVIII века.
4. Искусство классицизма.
5. Другие художественные направления в культуре Просвещения.
Основные понятия: Просвещение, рационализм, "большой стиль", классицизм, ампир, рококо, реализм, романтизм, сентиментализм.
1. В новоевропейской и мировой культуре особое место занимает XVIII век, который называют "веком Разума" или эпохой Просвещения, хотя исследователи спорят иногда по поводу того, правомерно ли называть Просвещение эпохой в развитии культуры.
Просвещение ― идейное и общественное движение в странах Европы, связанное с социально-экономическими, политическими и культурными переменами в условиях разложения феодальных и утверждения капиталистических отношений.
Название эпохи обусловлено тем, что достижение нового общественного порядка связывалось с распространением знаний, воспитанием и образованием.
Просвещение берет свое начало в конце XVII в. в Англии. Но поистине влиятельным европейским течением оно становится во Франции в середине XVIII в. А завершается в Западной Европе одновременно с Французской буржуазной революцией 1789-1793 гг.
Для многих европейских государств Просвещение было движением революционным по своей идейной сущности, антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе (борясь против абсолютной, неограниченной власти монархов).
В XVII-XVIII вв. феодализм в странах Западной Европы вступил в последнюю стадию своего развития. Его внутреннее разложение происходило под влиянием роста городов, развития мануфактурного производства, торговли и национальных рынков. Буржуазия постепенно занимала господствующее положение в экономике, однако политическая власть в форме абсолютистской монархии по-прежнему оставалась в руках феодалов.
В этих условиях происходили изменения в сознании народных масс, в психологии и идеологии буржуазии и, отчасти, в мышлении дворянского сословия. Неустойчивое, напряженное, драматическое мироощущение эпохи Барокко уступало место взвешенному, реалистичному и рационалистическому мировосприятию. Так складывались предпосылки для появления новых течений в культуре Нового Времени, наиболее значимым из которых было Просвещение.
Предпосылки идеологии Просвещения во многом были заложены Возрождением и Реформацией. Под влиянием идей той эпохи поднялся авторитет разума, возобладало рациональное отношение к хозяйственной и политической деятельности. В результате ослабления позиций католической церкви стало возможным критическое восприятие Библии и всего христианского учения, распространение идей и идеалов протестантизма. Таким образом, в Просвещении находит свое последовательное выражение секуляризация ― освобождение общественного сознания и общественной жизни от церковного влияния.
Легализация различных точек зрения в области религии открывала дорогу свободомыслию, что способствовало демократизации общественной жизни, расширению сферы научных исследований. Протестантизм, который в буржуазной Европе занимал все более прочное положение, обосновывал также подорванное столетиями Средневековья доверие и уважение к личности.
Таким образом, главной отличительной чертой идеологии Просвещения была вера в человека, в неограниченные возможности его разума. Просветители, считали, что в человеке изначально самой природой заложена разумная способность. Поскольку разум и гармония, по их убеждению, лежат в основе мироздания, то человек осваивает природу, т.е. познает и преобразует ее с помощью разума. А значит, в результате воспитания и самовоспитания возможно преобразовать и самого человека, и все общество.
Буржуазное в своей основе Просвещение не знало сословных границ. Среди его представителей было много дворян, выходцев из других социальных слоев, которые искренне принимали идеи Просвещение и были его горячими сторонниками. Они считали, что с помощью разума и знаний человек может преодолеть невежество и предрассудки феодального общества. Да и само наличие дворянства и монархии, с позиции Просвещения, покоится на предрассудках и невежестве, а значит, лишено смысла.
Тираноборческие мотивы в деятельности просветителей не мешали многим из них оставаться противниками насилия и революции.
В XVIII веке появляется множество трактатов об идеальном обществе, романов-утопий, для которых характерно изображение идеального общественного строя, лишенное какого-либо научного обоснования. Даже самые прагматические сочинения не были лишены утопических черт. Например, в знаменитой "Декларации прав человека и гражданина" сказано, что "люди рождаются и остаются равными и свободными в правах".
Однако предложенный просветителями идеал общественного устройства, будучи утопией, использовался, скорее, для критики феодальных порядков, чем в качестве реального проекта изменения общества.
При всем многообразии мнений и идеологических установок просветителей, их творческим и жизненным интересам был присущ универсальный характер. Их философское творчество зачастую сочеталось с талантами литератора и художника, увлеченностью естественными науками, математикой, а также активным участием в общественно-политической жизни.
2. Неравномерность социального и идейного развития стран Европы в XVIII в. определила различия во взглядах просветителей.
На своеобразие английского Просвещения повлияло его взаимоотношения с церковью. Английская культура постепенно избавлялась от унизительной зависимости от государства и церкви. Компромисс, который сложился между ними, имел большое значение для культурного развития страны, поскольку позволял сохранить и традиционные ценности, и новаторские, которые несло Просвещение.
Политическая программа английского Просвещения, как и его этика, были сформулированы Джоном Локком. Взгляды его в значительной мере воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес.
Одним из важнейших достоинств человека считалась его способность к общению, сотрудничеству, участию в коллективной созидательной деятельности. В Англии входит в моду членство в клубах и масонской ложе, посещение политических собраний и встреч по интересам.
Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература.
Особое место в истории Просвещения занимает просветительское движение в Шотландии. Его главные представители: Эндрю Флетчер, Дэвид Юм, Адам Смит. Их интерес к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Так, философ и экономист Адам Смит считал, что моральная свобода гражданина обусловлена его ролью в экономической жизни. Тем самым шотландское Просвещение поставило важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности.
Идеи, родившиеся в Англии, были подхвачены французским Просвещением, которое представляет собой классический и радикальный вариант этого идейного движения.
Под влиянием изменений в социально-политической и духовной жизни общества во Франции появляется целая плеяда мыслителей, исследовавших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства. Критикуя средневековые пережитки с позиции разума, идеологи французского Просвещения утверждали, что природа устроена разумно и может быть познана рациональными средствами.
Именно французские просветители Вольтер, Гердер, Кант назвали XVIII век "веком Просвещения".
Особую роль в распространении передовых идей французского Просвещения сыграла многотомная "Энциклопедия наук, искусств и ремесел" (1751-1772). Идейным вдохновителем и главным организатором этого издания был известный философ Дени Дидро, с которым сотрудничали Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах и многие другие передовые мыслители. В "Энциклопедии" в доступной для широкого читателя форме выражались прогрессивные взгляды на природу и общество. В ней печатались статьи по философии, религии, эстетике, искусству.
Следует отметить, что во Франции просветители не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии. Многие французские мыслители подвергались преследованиям за свои убеждения.
Все противоречия французского Просвещения наиболее рельефно проявились в его отношении к религии. Отношения Просвещения с консервативной и все еще влиятельной католической церковью исключали компромисс, подобный тому, который был достигнут в Англии. Поэтому критика религиозных догм французскими просветителями носила радикаль-ный и непримиримый характер. Вольтер, с чьим именем отождествляют весь XVIII век, некогда бросил вызов церкви: "Раздавите гадину!". Но тот же Вольтер не отрицал Бога и считал, что религия необходима народу как моральная опора: "если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать".
Очень популярной в эту эпоху была идея "естественного человека" и "естественного общества", ставшая главным оружием просветителей в борьбе за торжество истины Ее разрабатывал в своих теориях французский философ Жан Жак Руссо, доказывая, что достижения цивилизации приводят к падению нравов, разрушая естественное, природное состояние человека. Поэтому он призывал вернуться назад к природе, к "естественному человеку".
В Восточной Европе, в частности, в России, просветительское движение получило развитие несколько позже, чем в странах Западной Европы, и продолжалось еще на протяжении почти всего XIX века. При этом российское Просвещение отличалось самобытностью, верой в высокие духовные качества человека и особым вниманием, которое уделялось вопросам и проблемам нравственности.
Начало просветительскому движению в России положил ученый, поэт и художник М.В.Ломоносов. Будучи выходцем из самых низов, сын крестьянина ценой невероятных усилий стал одним из образованнейших людей своего времени. Понимая важность науки и образования, Ломоносов добивается в 1755 г. открытия Московского университета, борется за освобождение науки от церковного влияния.
Большое место русские просветители уделяли проблемам переустройства общества, которое базировалось бы на свободе, справедливости и всеобщем благополучии. Но для этого следует воспитать достойного гражданина. Поэтому проблемы воспитания и нравственного совершенствования были едва ли не ключевыми в трудах русских просветителей.
Зрелые просветительские идеи нашли свое отражение в деятельности А.Н.Радищева, видевшего в монархии не просто зло, а тормоз на пути социального и духовного развития.
Особое внимание уделялось проблемам крестьянства ― самой многочисленной и угнетенной части населения России. Известным просветителем Н.И.Новиковым в конце XVIII в. выпускался сатирический журнал "Трутень", остро критиковавший крепостнические порядки.
Широкое отражение идеи Просвещения нашли в русской литературе ― комедиях Д.И.Фонвизина "Недоросль" и "Бригадир", одах Г.Р.Державина, М.В.Ломоносова.
3. Художественная культура XVIII в. отличается стилистическим разнообразием, ставшим возможным благодаря свободе творчества и само-выражения, присущей Новому Времени. В эпоху Просвещения господствовали два основных стиля: барокко и классицизм.
художественный стиль барокко, сложившийся в XVII в. и означавший поначалу отступление от установившихся в эпоху Возрождения норм, продолжал развиваться в XVIII в., став одним из двух, так называемых, "больших стилей", влияние которых распространялось практически на все виды искусства.
Барокко в XVIII в. все больше обретает светские черты. Этот пышный стиль своей ослепительной роскошью как нельзя лучше способствовал возвеличиванию и прославлению абсолютистской монархии. Во Франции продолжается оформление в барочном стиле королевских дворцов Лувра и Версаля (первого образца светского барокко, построенного еще в XVII в. при Людовике XIV), при Петре I возводятся резиденции русских царей в Петербурге ― Зимний дворец, Петергоф (Петродворец) и др.
В отличие от барокко, в котором нашли художественное отражение сознание и вкусы верхов общества, в классицизме [от лат. classicus ― первоклассный, образцовый] ― еще одном "большом стиле" Нового Времени ― преобладали антифеодальные, демократические и революционные мотивы.
Этот стиль, зародившийся во Франции и просуществовавший с конца XVII до сер. XIX вв., выдвинул новые эстетические нормы, придавая особое значение общественно-воспитательной функции искусства. Для классицистов эстетическую ценность имело лишь то, что неподвластно времени, является непреходящим. Именно в классицизме в наибольшей мере воплотились идеи Просвещения.
Классицизму, как художественному стилю, присущи следующие черты:
обращение к традициям и принципам античности и Возрождения;
идейная направленность и особая значимость общественно-воспитательной функции искусства;
рационализм, утверждение принципа разумной закономерности мира, представление о том, что художественное произведение является плодом разума и логики, отсюда ― строгая логика сюжетов;
доминирование светского начала над религиозным, окончательное утверждение светского искусства;
уравновешенность и простота форм, геометрическая и композицион-ная правильность, строгое соответствие формы содержанию;
сдержанность и величие человеческих эмоций и чувств;
нормативность ― следование обязательным нормативным правилам ; утверждение строгой иерархии жанров ― высоких (исторический, мифологический и религиозный жанры в живописи; трагедия, эпопея, ода ― в литературе) и низких (пейзаж, портрет, натюрморт; комедия, сатира, басня).
Таким образом, два "больших" стиля ― барокко и классицизм стали воплощением двух противоположных способов мировосприятия человека Нового Времени: с одной стороны ― чувственно-эмоционального, динамично-неустойчивого, с другой ― рационально-логического, сдержанного и стабильного.
4. Интерес ко всему природному, естественному, характерный для Нового Времени, воплотился в садово-парковом искусстве. Несмотря на богатство приемов и многообразие форм, в целом парковое искусство тяготело к классицизму. Парки этой эпохи не были простым воспроизведением природного ландшафта, а создавались, как идеальное пространство для идеального человека. В парках и садах располагались гроты и фонтаны, театры и храмы, многочисленные скульптуры и картинные галереи.
В европейской культуре сложились два основных типа паркового искусства. В XVII ― первой пол. XVIII в. преобладал тип регулярного (французского) парка. И хотя его скульптурные композиции, фонтаны и беседки нередко являлись образцами барочного искусства, в целом приемы планировки и оформления парков воплощали идеалы классицизма. Роскошный ковер цветников, аллеи и лабиринты отличались гармоничностью форм, четким геометризмом, симметричностью. Одним из красивейших парков такого типа является парк Версаля.
Со второй пол. XVIII в. популярность завоевывает ландшафтный (английский) парк, приближенный к естественной природе. Примером подобного парка является пейзажный парк Сан-Суси в Потсдаме (Германия).
Прекрасный образец пейзажного паркового искусства в Украине ― Софиевский парк в Умани.
Архитектура классицизма, с присущими ей простотой, чистыми линиями, геометрически правильными формами и симметрично-осевой композицией, стройным ритмом колоннад, арками и куполами, воплощала идеи античного и ренессансного искусства. Гармоничная лаконичность греческого храма, идеальные пропорции античных ордеров, торжественное величие римских построек вдохновляли архитекторов этого стиля.
В синтезе искусств классицизма отчетливо главенствует архитектура. Скульптурный и живописный декор никогда не скрывает общей композиции, становясь ее тонким и сдержанным аккомпанементом.
Интерьеру классицизма свойственны ясность пространства, использование перспективы, чистые плоскости стен, мягкость цветовой отделки.
Для эпохи Просвещения, пресытившейся декоративным изобилием и помпезностью эстетики барокко, изобразительное искусство классицизма стало зримым воплощением величавого порядка, гармонии и устойчивости "вечных" ценностей ― возвышенных благородных чувств, героизма и патриотизма.
Скульптуре классицизма чужды резкие движения, внешние проявления бурных страстей и эмоций таких, например, как гнев. Особенно ценились чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражения лиц.
Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и лирических работах выдающегося итальянского скульптора Антонио Канова, ориентация на античные сюжеты сочеталась в его творчестве со стремлением отразить красоту человека в идеальных формах и тщательной полировкой мрамора. Однако ощущение некоторой отстраненности, холодной сдержанности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях.
широкое распространение в эпоху классицизма получают памятники, идеализирующие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Верность античным образцам требовала от скульпторов изображения моделей полностью либо частично нагими, что противоречило принятым в то время нормам морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятелей современности нередко изображали в виде обнажённых античных богов: например, великого русского полководца А.В.Суворова ― в образе Марса.
среди известных скульпторов-монументалистов, работавших в России, ― Этьен Фальконе, автор "Медного всадника" (памятника Петру I в Санкт-Петербурге), Иван Мартос, создавший памятники Минину и Пожарскому в Москве, Дюку де Ришелье в Одессе, и многие другие.
множество шедевров по всей Европе было создано в жанре мемориальной скульптуры ― надгробий, надгробных памятников.
Ранее всего основы эстетики классицизма проявились в живописи. Так же, как предпосылки барокко прослеживаются уже в работах выдающегося "титана" Возрождения Микеланджело Буонарроти, не случайно прозванного "Неистовым", отдельные принципы классицизма заложены в творчестве Рафаэля ― фреска "Афинская школа".
Еще в XVII ст. в творчестве Никола Пуссена в его во многом барочной по духу и форме живописи все явственней проявлялись черты классицизма. Именно его считают родоначальником классицизма во Франции.
В эпоху классицизма интерес к личности человека и природе способствовал росту популярности Жанровой и портретной живописи, пейзажей и натюрмортов. Парадный портрет барокко сменяется более интимным, камерным. Важную просветительскую роль играет историческая живопись. И даже мифологические и религиозные сюжеты в изобразительном искусстве выполняют определенную воспитательную роль.
Крупнейшим представителем классицизма в XVIII в. является французский художник Жак-Луи Давид. Его живопись отличают отточенность линий, идеальная выстроенность композиции. предельно лаконичный и драматичный художественный язык художника с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции ("Смерть Марата") и Первой империи Наполеона.
Самым значительным мастером из славной плеяды русских художников того времени является Дмитрий Григорьевич Левицкий, творчество которого стало кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Его работы отличаются несвойственной классицизму теплотой и даже некоторой непринужденностью, особенно женские портреты. Как заметил С.П.Дягилев: "Всякий портрет Левицкого говорит нам больше, чем лицо самой модели". Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за весь предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.
В литературе и драматургии XVIII в. классицизм расцветает в Германии (Й.В.Гёте, Ф.Шиллер), России (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) и других странах Европы, в каждой из них обретая неповторимые национальные черты. Герои литературных произведений классицизма обладают стойкостью перед превратностями судьбы. Для них чувство долга ― высшая ценность, общественные интересы выше личных, страсти подчинены долгу, разуму.
музыка классицизма развивает сложившиеся в прошлом столетии музыкальные формы, такие, как опера, концерт, оратория. Становление и расцвет классической музыки связано с именами Л.Бетховена, Г.Ф.Генделя в Германии, в Австрии ― ф.Гайдна и В.А.Моцарта (произведениях которого уже слышны легкость и мотивы нового стиля ― рококо).
5. В XVIII в. свобода творчества стимулирует творческие искания, разнообразие вкусов рождает многообразие стилистических форм и приемов. Происходит трансформация основных стилей в новые художественные течения и направления в искусстве.
Светская культура создает изысканно-аристократический стиль рококо, ставший продолжением барокко или, точнее, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному вкусу французской знати времен Людовика XV и Людовика XVI. С сер. XVIII в. рококо распространяется и утверждается во многих странах Европы.
Термин "рококо" происходит от французского "рокайль" ― раковина, и отражает витиеватость, вычурную декоративность нового стиля. Изысканный, нарядный, построенный на асимметрии (как раковины в живой природе) этот стиль создает ощущение игривости, легкости, подвижности.
Стиль рококо не внёс в архитектуру каких-либо новых конструктивных элементов, пользовался старыми, не стесняя себя никакими традициями. Отбросив холодную парадность классицизма, торжественную напыщенность барокко, утонченная архитектура рококо стремится быть приветливой, уютной, во что бы то ни стало. Акцент делается на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, без конца варьируя и расточая орнаментальные детали, доходя порой до каприза.
Блестящим примером зодчества рококо является дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси в Потсдаме.
Однако для решения крупных градостроительных задач эстетика рококо была малоприменима.
Для произведений художников, творивших в этом изящном камерном стиле, характерны театральность, некоторая искусственность, непринужденная любовная игра утонченных изнеженных персонажей. Популярные сюжеты рококо ― "пасторальные сцены" [фр. pastorale ― пастушеский] с нарядными флиртующими "пастушками", прелестными нимфами и пухлыми шаловливыми "путти" (амурчиками).
Наиболее известные художники рококо ― французы Ж.-А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Фрагонар.
Наряду с хрупким изысканным искусством рококо в культуре Просвещения набирает силу реализм, который правдиво, без лакировки и приукрашивания отражал действительность. Это направление в искусстве еще более, нежели классицизм, способствовало утверждению просветитель-ских идей.
Реалистическое направление в литературе и изобразительном искусстве получило распространение преимущественно в тех странах, где раньше других утвердились капиталистические отношения и протестантская этика.
Высокого расцвета реализм достиг в Голландии, где особой популярностью пользовались портретная живопись и бытовые жанровые сцены. Мост между живописью барокко и реализма еще в XVII веке проложил "великий голландец" Рембрандт Харменс Ван Рейн, своей яркой творческой индивидуальностью выделявшийся среди многочисленных так называемых "малых голландцев". Его картины "Возвращение блудного сына", "Портрет старушки", поздние автопортреты в полной мере можно отнести к реалистическим произведениям, в то время, как один из ранних автопортретов "Автопортрет с Саскией на коленях", мифологическое полотно "Даная" несут на себе явную печать барокко.
Английские писатели Д.Дефо и Дж.Свифт, живописец У.Хогарт (который считается первым художником-просветителем в Европе) высвечивали социальные проблемы того времени, едко высмеивали его пороки; художники Дж.Рейнольдс и Т.Гейнсборо правдиво, без прикрас изображали современников, ясно и понятно, без каких либо аллегорий, раскрывая внутренний мир человека.
В Венеции реализм нашел свое выражение в городском архитектурном пейзаже ― ведуте. Выдающиеся пейзажисты Ф.Гварди, А.Каналетто прославили этот восхитительный город своими фотографически точными, филигранно выполненными работами.
К концу века вычурность рококо сменил холодный, напыщенный, помпезный стиль, искусственно насаждаемый властью ― ампир [фр. империя]. опираясь на классицизм, из которого он вырос, ампир являл собой воплощение воинской силы и мощи империи Наполеона I.
Наряду с античными, преимущественно римскими, архитектурными и скульптурными формами (триумфальными арками, колоннадами форумов), этот монументальный помпезный стиль использовал древнеегипетские мотивы: массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованных сфинксов и т.п.
Как это ни парадоксально, при всей своей нормативности и регламентированности, ограничивавших свободу художника, ампиру все же в определенной мере был свойственен романтизм.
В конце века в художественной культуре Европы формируется искусство романтизма, в котором отразились героические, овеянные ореолом романтики события конца XVIII - начала XIХ вв., самым значимым из которых была Великая Французская революция.
Романтизму, как и классицизму, свойственны героическая патетика, классическая правильность композиции, но романтизм оживляет и одухотворяет все это богатством воображения, эмоциональностью, вниманием к конкретной личности. Высок интерес романтизма к исторической тематике.
Ярчайшим примером романтизма в литературе Германии является трагедия Й.В.Гёте "Фауст". Вообще фигура Гёте ― особое явление в литера-туре XVIII в., так как его разностороннее творчество охватывает и классицизм, и романтизм, и просветительский реализм, и сентиментализм.
Расцвет романтизма приходится на первую пол. XIХ в, поэтому мы вернемся к этому стилю в следующем разделе.
Новым явлением в художественной культуре конца XVIII столетия стал сентиментализм или сентиментальный романтизм, явившийся реакцией на чрезмерную рассудочность классицизма. Сентиментализм утверждал чувствующую и чувственную личность, противостоящую личности Просвещения. Отказ от "порочной" цивилизации и слияние человека с природой, идеализация патриархальности, с ее традиционностью и консерватизмом, и пасторальности, богатство спектра чувств ― характерные мотивы английского, французского и немецкого сентиментализма, проявив-шегося, в первую очередь, в литературе, а также живописи и скульптуре: Й.В.Гёте "Страдания молодого Вертера", М.Карамзин "Бедная Лиза", полные очарования женские и детские головки французского художника Ж.Грёза.
В целом, эпоху Просвещения следует рассматривать как важный этап в духовном развитии Европы, оказавший значительное влияние на все сферы социально-политической и культурной жизни общества.
Это была эпоха воспитания новой активной, интеллектуальной, творческой личности, формированию которой положила начало эпоха Возрождения. Многие видные деятели Просвещения являли собой пример таких разносторонне одаренных, находящихся в постоянном поиске личностей. Писатели и художники нередко занимались научными исследованиями, как, например, Й.В.Гёте. Известные идеологи Просвещения, видя в искусстве важнейшее средство просвещения и воспитания масс, сами становились искусствоведами, а некоторые ― художниками, литераторами, музыкантами: Д.Дидро изучал живопись, особенно искусство портрета, видными теоретиками искусства были идеологи немецкого Просвещения Годхольд Лессинг и Иоганн Винкельман.
- V.1. Феномен украинской культуры ………………………………… 195
- Авторский коллектив
- Жизнь без труда ― воровство, без культуры ― варварство
- Раздел I. Теоретические аспекты культуры
- I.1. Введение в культурологию
- Вопросы для самостоятельной работы:
- 1.2. Культурологические теории: история и современность
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.4. Задачи и функции культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел II. КультурА первобытности и древнего мира
- II.1. Культура первобытного общества
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- II.3. Культура Античности
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Понимаю, чтобы верить.
- Раздел III. Культура средневековья
- III.1. Общая характеристика культуры средних веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- III.2. Культура индии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.3. Культура китая и японии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.4. Культура мусульманского востока
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.5. Культура Византии
- Вопросы для самостоятельной работы:
- III.6. Западноевропейская культура средневековья
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел IV. Культура Возрождения и Нового Времени
- IV.1. Культура эпохи Возрождения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.2. Становление культуРы новОго вреМени. ЭпоХа барокко
- Вопросы для самостоятельной работы:
- IV.3. Культура эпохи просвещения
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.4. Европейская культура XIX века
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- IV.5. Культура на рубеже XIX-хх веков
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- Раздел V. История культуры украины
- V.1. Феномен украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.2. Культура киевской руси
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.3. УкраинсКая культуРа в xіv-XVI веКах
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.4. Культура украины нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Вопросы для самостоятельной работы:
- V.5. Культурно-национальное возрождение в украине XIX - наЧала XX вв.
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Раздел VI. Новейшая культуРа
- VI.1. Противоречия и уроки хх столетия
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.2. В поисках новой эстетики: искусство Модернизма
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.3. ЗападНая культура: от модернизма к постмодернизму
- Вопросы для самОстоятельной работы:
- VI.4. СоветсКая Культура сталинской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.5. СоветсКая Культура 50-80-х годов хх столетия
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Вопросы для самостоятельной работы:
- VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской культуры
- Вопросы для самостоятельной работы:
- Культурологический словарный минимум современного человека
- Рекомендуемая литература
- Раздел I.1. Введение в культурологию
- Раздел I.2. Культурологические теории: история и современность
- Раздел I.3. Понятие, сущность и структура культуры
- Раздел I.4. Задачи и функции культуры
- Раздел I.5. Уровни культуры и культурные универсалии
- Раздел I.6. Формы культуры и культурно-исторические типы
- Раздел II.1. Культура первобытного общества
- Раздел II.2. Культура древневосточных цивилизаций
- Раздел II.3. Культура Античности
- Раздел VI.2. В поисках новой эстетики: искусство модернизма
- Раздел VI.3. Западная культура: от модернизма к постмодернизму
- Раздел VI.4. Советская культура сталинского периода
- Раздел VI.5. Советская культура 50-80-х годов хх столетия
- Раздел VI.6. Украинская культура советской эпохи
- Раздел VI.7. Актуальные проблемы современного этапа украинской