logo search
ШПОРИ НА КУЛЬТУРУ

46 Українське кіно

Первые фильмы на Украине были показаны вскоре после изобретения кинематографа братьями Люмьер (1895). Регулярное производство фильмов началось с 1907 г. (Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав). Создавались хроникально-документальные ленты, экранизировались театральные спектакли («Наталка Полтавка», «Богдан Хмельницкий» и др.) с участием актеров украинского театра. В Одессе и других городах появились частные киноателье. В Екатеринославе киномеханик Д. Сахненко с 1908 г. снимал видовые фильмы, а затем и театральные спектакли.

В 20-30-е годы ХХ века украинское киноискусство развивалось в условиях национализирования всех кинопредприятий (1919 г.). В 1919-1921 гг. появляются свыше 50 агитфильмов: «Все для фронта», «Два мира» и др. При участии политоранов Красной Армии выпускалась кинохроника, ставились тематические документальные фильмы. Тогда же появилось украинское научно-популярное кино (сельскохозяйственные и санитарно-просветительские фильмы и др.) Началось производство художественных фильмов. Была реорганизована Одесская кинофабрика, а в середине 20-х гг. началась подготовка к строительству новой большой кинофабрики в Киеве.

У истоков украинского советского кино стояли украинские и русские режиссеры, писатели, актеры, операторы, художники: А. П. Довженко, Г. Н. Тасин, А. Г. Кричевский, А. В. Кордюм, И. П. Кавалеридзе, Г. М. Стабовой, Д. П. Демуцкий, Н. П. Бажан, Ю. И. Яновский, А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, И. Э. Замычковский, Д. Вертов, В. Р. Гардин, Н. А. Салтыков, А. Ф. Лундин, Н. П. Охлопков, П. И. Чардынин, Б. И. Завелев, Г. Л. Рошаль, В. В. Баллюзек, Л. П. Форестьев и др. Украинская кинематография вынеждена была утверждать партийные принципы в показе как событий современности, так и прошлого. Уже первые худ. фильмы отражали эти тенденции – «Шведская спичка» и «История Первого мая» (1922). Начался процесс обновления киноискусства. Однако в ряде фильмов новая тематика выражалась в старых формах: «Призрак бродит по Европе» (1923), «Слесарь и канцлер», «Атаман Хмель» и «Остап Бандура» (1924), «Лесной зверь» и «Укразия» (1925), «Трипольская трагедия» (1926) и др. Укреплялись реалистические тенденции. Выдающимся событием укр. кино было объявлено создание фильмов «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929) молодым режиссером А. Довженко, ставшим одним из крупнейших мастеров советской и мировой кинематографии. В его фильме «Земля» (1930) воспевалась жизнь укр. села. Постепенно утверждался метод так называемого «социалистического реализма». С освоением звукового кино еще более возрос интерес к фильмам, глубоко раскрывающим характеры, особенно современников. В укр. кино снимались актеры Н. М. Ужвий, П. Е. Масоха, Н. Д. Мордвинов, Б. Ф. Андреев и др. Ставили фильмы режиссеры: Г. Л. Рошаль – «Две женщины» и «Человек из местечка» (1930), И. А. Пырьев – «Богатая невеста» (1938), Н. Ф. Садкович – «Шуми, городок!» (1940), «Майская ночь» (1941), А. М. Файнциммер – «Танкер “Деребент”» (1940), А. М. Роом – «Ветер с Востока» (1941) и др.

Во время Великой Отечественной войны укр. студии были эвакуированы в глубокий тыл, значительная часть кинодеятелей ушла на фронт. Однако и в эти годы были созданы значительные фильмы: «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945) А П. Довженко и Ю. И. Солнцевой, «Радуга» (1944) и «Непокоренные» (1945) М. С. Донского, «Партизаны в степях Украины» (1943) И. А. Савченко и др.

В послевоенные годы укр. кинематография быстро преодолела нанесенный ей ущерб. Были поставлены фильмы: «Подвиг разведчика», «Третий удар», «Тарас Шевченко». После смерти его сподвижник и жена Солнцева поставила на киностудии «Мосфильм» ряд фильмов по его сценариям, а Киевской киностудии в 1957 г. присвоено имя А. П. Довженко. В 1950-60-ек гг. осуществлены экранизации произведений М. Горького, И. Я. Франко, М. М. Коцюбинского, В. С. Стефаника, М. П. Старицкого, О. Ю. Кобылянской, К. М. Станюковича, М. К. Карпенко-Карого, А. Е. Корнейчука, А. В. Головко, А. П. Гайдара, А. С. Макаренко и др.

Велись художественные поиски, напр. на расширение тематики, жанровое разнообразие и стилевое обогащение укр. кино. С конца 50-х гг. все большее место начинают занимать фильмы, раскрывающие процессы социалистической действительности. Т. В. Левчук создал киноэпопею «Киевлянка». Ставились фильмы о советском человеке, героико-приключенческие картины, кинокомедии, исторические фильмы, кинопроизведения, посвящ. морально-нравственным проблемам: «Весна на Заречной улице» (1956), «ЧП – Чрезвычайное происшествие» (1959) и «Иванна» (1960), «Среди добрых людей» (1962), «Трое суток после бессмертия» (1963), «Жажда» (1960) и «Приходите завтра» (1963), «Проверено – мин нет» (1966), «Повесть о женщине» (1975), «Верность» и «Наш честный хлеб» (1965), «Ключи от неба» (1965) и «Ни пуха, ни пера» (1975), «Вниманию граждан и организаций» (1966), «Их знали только в лицо» (1967), «Аннычка» (1969), «Комиссары» (1971), «Белая птица с черной отметиной» (1972) и «Праздник печеной картошки» (1978), «Адрес вашего дома» (1972), «За твою судьбу» (1973) и др. Наиболее значительные фильмы 70-х гг.: «Семья Коцюбинских» (1971), трилогия «Дума о Ковпаке» (1974, 1976, 1978), «В бой идут одни старики» (1974), «До последней минуты» (1974), «Аты-баты, шли солдаты» (1977), «Жнецы» (1979). В укр. кинематографию пришли молодые режиссеры, операторы, актеры, художники, активно развивается производство телефильмов.

В 80-е годы создают такие значительные кинопроизведения, как «Вавилон ХХ», «От Буга до Вислы», «Крупный разговор», «Рассказы о любви», «Черная курица, или Подземные жители», «Лесная песня. Мавка», «Ночь коротка», «Высокий перевал», «Ярослав Мудрый», «Если враг не сдается». Большой вклад в разв. укр. кино внесли писатели, сценаристы А. Е. Корнейчук, О. Ф. Гончар, М. А. Стельмах, Н. С. Рыбак, В. С. Земляк, Ю. О. Збанацкий, П. А. Загребельный, Н. Я. Зарудный, К. И. Кудиевский, Е. Ф. Оноприенко, Л. Д. Дмитерко, В. Д. Говяда.

Мультипликационное кино существует в Украине с 1927 г. В послевоенные годы при киностудии «Киевнаучфильм» организовано творческое объединение художественной мультипликации.