logo search
Константинова С

В) изделия мастеров востока

Большинство изделий мастеров народного искусства Средней Азии создавалось с учетом реальных бытовых потребностей. В Средней Азии, особенно в Узбекистане и Таджикистане, резьба и роспись по дереву искони были излюбленным украшением интерьера. Ими покрывали стены, двери, колонны, мебель. Большую художествен­ную ценность представляют резные решетки на окнах, ширмы, покрытые резьбой, ниши в стенах домов. Деревянная бытовая утварь не имела здесь такого распростра­нения, как в других республиках К началу XX в. художественная обработка дерева сильно сократилась; мастера, которых остались единицы, делали, главным образом,; мелкие предметы — ларцы, небольшие столики и т. д.

В течение 1920-х гг. резьба по дереву в Средней Азии сохраняет свой традиционный характер: мелкие узоры плоского рельефа сплошным ковром покрывают поверхность. Орнамент состоит из геометрических или геометризованных растительных форм.

Художественные предметы из дерева отличаются многоцветностью: часто встречаются сочетания интенсивно красных, зеленых и синих цветов на золотом и серебря ном фоне. Цветочные формы в росписи трактуются более, свободно, чем в резьбе.

Резьба по дереву в Узбекистане производится на самом обширном ассортименте изделий — от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов. Играя значительную роль в архитектурном декоре, дерево находило также широкое применение в изготовлении предмете обихода: подставок, сундучков, шкафчиков, шкатулок пеналов, нарядных низеньких столиков, национальных музыкальных инструментов и декоративных столиков. В орнаментальной плоскорельефной резьбе различают три основные стилевые композиционные группы: багдади, ислими и паргори.12

К искусству художественной обработки дерева можно отнести издавна существовавший в Узбекистане промы­сел изготовления сосудов из тыкв. Для этого выращива­ли специальные сорта тыкв, мякоть которых, созревая, твердеет и срастается со стенками. К началу XX в. посу­да из тыкв совершенно вышла из употребления, но зато в Самарканде, Бухаре и других местах распространилось оригинальное производство табакерок-наскаду из мел­ких тыкв.

Будущим табакеркам мастера еще в процессе выра­щивания тыкв умели придавать любую форму: перевя­зывали их ©нескольких местах тонким шнурком, заклю­чали в резные деревянные футляры, чтобы получить на стенках рельефные изображения. Фантазия и мастерство проявлялись здесь очень разнообразно. Твердая гладкая поверхность тыкв позволяла украшать их различными способами.

В Китае, как и в других странах Дальнего Востока, где произрастает лаковое дерево (по кит. ци-шу), издавна было широко развито производство изделий из натурального лака. Легкие, блестящие, не боящиеся влаги, эти изде­лия создавались путем нанесения на твердую деревян­ную основу многочисленных тонких слоев сока лаково­го дерева. Мебель, коробочки для сладостей и лекарств, всевозможные шкатулки, вазы, блюда, подносы, панно, ширмы богато декорировались резьбой, инкрустацией костью, рогом, перламутром и росписью пейзажного, цветочно-растительного, жанрового или анималистиче­ского характера.

Кенийские ремесленники и сегодня вырезают вруч­ную деревянные фигурки и статуэтки маленькими остры­ми ножами. Изящно вырезанные и вручную отполирован­ные фигурки людей и животных сделаны из древесины ценных пород: черного (эбенового) дерева и красного де­рева (махогани) или из более легкого дерева махугу.