Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает единственная река — Нил, берущий начало в тропиках Руанды, среди озер и влажных земель. Время от времени, вобрав в себя обильные тропические дожди, он взбухает, заливает берега, затопляет сухие пески, подымается более чем на 8 метров, а потом медленно возвращается в свое русло, оставив на берегах плодородный ил. На этих местах взрастают обильные урожаи. Если же вода стоит слишком низко или, наоборот, слишком высоко, то год может оказаться неурожайным, как нередко случалось [136, с 74].
Там вздымаются ввысь пирамиды, там возлежат сфинксы, ставшие символами одной из древнейших культур мира. Построенные 5 тысяч лет тому назад, пирамиды выглядят могучими хранительницами времени, как бы застывшими в их совершенстве и неизменности.
Г Пирамиды в Гизе. III тыс. до н. э.
Вся египетская культура выглядит миром остановленного времени, миром неизменности и постоянства, но это обманчивое представление, ибо три периода истории Египта — Древнее царство, Среднее царство и Новое царство — были наполнены бурными событиями, войнами, восстаниями, смутами и долгими годами процветания. Действительно, Древний Египет в своем культурном развитии стремился к постоянству, фиксируя в искусстве, различных надписях и папирусах обычаи и традиции всех прошлых поколений. Верность памяти предков и образует мощный монолит культуры Древнего Египта [44].
Поселения в долине Нила, самой длинной реки мира, существовали за 5 тысяч лет до н. э. Деятельность людей, живших здесь, была связана именно с нею. В своем нижнем течении, на территории, где был расположен Древний Египет, Нил не имеет притоков, и люди считали, что это единственная река мира (“Нил” — одно из древнейших географических названий, предположительно из семитско-самитского “нагал” — река). Он был для египтян святыней, ему поклонялись под именем Хапи, его воспевали в стихах, ему посвящались молитвы и приносились жертвы. Так звучит текст молитвы:
"Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влаги; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты — творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты — царь, и приказы твои расходятся по всей земле" [61, с. 33].
А вот фрагменты этого же восхваления Нила в переводе А. Ахматовой [248, с. 105]:
Слава тебе, Хапи!
Ты пришел на эту землю,
Явился, чтоб оживить Египет.
Бег его таится, подобно мраку
Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.
Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе;
Он поит пустыню и сушь,—
Ведь это его роса падает с неба;
Он правит Непра21,
Он дарует процветание ремеслам Пта...
Приносящий пишу, богатый едою,
Творящий прекрасное,
Владыка силы благоуханный,
Тот, кому радуются.
Кто родит траву стадам.
Кто сердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающему под его покровительством,
Где бы ни был он: в преисподней, в небесах или на земле.
Он держит в своей власти Обе Земли,
Он наполняет житницы и насыпает груды зерна
И отдает добро беднякам...
Из этих донесшихся до нас из глубины веков славословий Нилу видно, какое значение придавалось самому главному дару природы. Даже греки, путешествовавшие в Египет, называли эту страну “Даром Нила”. Другое название Египта — “Айгиптюс” мы находим у Геродота. Сами же египтяне называли свою страну “Та Каме” — “Черная земля”, в отличие от земли пустыни, которая называлась “Красная земля”.
Однако не только плодородная черная земля давала блага египтянам: здесь плодоносили поля, сады и виноградники, на берегах Нила в зарослях тростника в изобилии водилась дичь, а в реке — рыба. И Красная земля не была совершенно пуста: в глубинах песков добывали камни, которые считались в Египте драгоценными: гранаты, агаты, яшму, халцедон, горный хрусталь. В более поздние времена здесь нашли изумруды и берилл. Из пустынной части Верхнего Египта перевозили по реке известняк и песчаник для строительства храмов, а из пустынной зоны к северо-востоку от современного Каира везли гранит, черный порфир, базальт для изготовления статуй и саркофагов. И только медь, золото, свинец, цинк, серебро и железо завозили в Египет из прилегающих к нему областей.
В эпоху неолита здесь появились каменные орудия труда, и почти вся многовековая материальная культура Египта связана именно с ними. Появление медных орудий труда (примерно за 4 тысячи лет до н. э.) повысило производительность во всех сферах деятельности, хотя еще долго используются каменные орудия труда как более привычные и распространенные. Бронза и железо вошли в производство поздно: для выплавки бронзы не хватало олова, а железо приравнивалось к драгоценным металлам.
Деление египетской истории на три указанных выше периода известно уже с XIII века до н. э. В период Нового царства, на излете существования египетской культуры в IV—III веках до н. э., египетский жрец и историк Манефон создал (ок. 280 до н. э.) последовательное описание истории Египта, начиная с образования единого государства. Он разделил историю Египта по династиям правителей и насчитал 30 династий, каждая из которых имела особое значение в культуре и жизни общества.
До появления (около III тысячелетия до н. э.) единого государства на территории Египта существовали два государства: на юге — Верхний Египет и на севере — Нижний Египет. Необходимость объединения диктовалась условиями жизни возле реки, два раза в год дающей обильные разливы, при том что в остальное время года солнце иссушало все живое. Нужны были ирригационные сооружения для обеспечения нормального водоснабжения в засушливый период и защиты от затопления во время разливов. Строительство и эксплуатация такой сложной гидротехнической системы требовали наличия развитого управленческого аппарата, упорядоченного административного деления и даже единого плана ремонтных работ. Все эти вопросы могло решить лишь централизованное государство, способное не допускать или устранять конфликты между интересами отдельных номов (греч. nomos “область, округ”) — административных округов (каждый из них имел политический и религиозный центры, войско, герб, богов-покровителей).
Было много попыток объединить Египет, но не всегда они носили мирный характер. Об этом свидетельствует изображение битвы и покорения северян (ок. 3000 до н. э.) фараоном Нармером, правителем Верхнего Египта.
О Плита фараона Нармера
Египетская культура существует по тем же законам, что и любая “речная” цивилизация. Дело в том, что перед обществом, жизнеобеспечение которого связано с рекой, как в ассиро-вавилонской культуре или культуре инков и майя, обязательно встают проблемы строительства каналов, поскольку никакой пахарь в одиночку не имеет возможностей заниматься орошением своих земель. Уровень знаний пока таков, что сооружение, эксплуатация и управление оросительной системой могут осуществляться только централизованно. Для древнего общества централизация выражается в создании государства во главе с обожествленным монархом. Такую власть принято называть деспотической.
Божественная принадлежность правителя отражена уже в его имени, которое говорит о том, что царь — земное воплощение бога Гора (Хора), считавшегося первым мифическим властелином Египта; кроме того, он — сын Солнца (бога Ра), правитель Верхнего и Нижнего Египта, носящий имена богинь-покровительниц Юга (Нехбет) и Севера (Уаджит). Двойная принадлежность выражалась в бело-красной короне. Помимо этих титулов царь имел и собственное имя, считавшееся священным и запрещенным для повседневного употребления. Для египтян имя, как и любое произнесенное или написанное слово, обладало магической силой. Имя человека было не просто обозначением, это была часть его самого, несшая частицу его сущности [194 с. 175]. Название титула царя “фараон” (с XVI века до н. э.) произошло от египетского “перо” (“большой дом”) — в первоначальном значении “царский дворец”.
Особенностью египетской культуры являются два фактора: ее раннее возникновение, расцвет и неизменность на протяжении трех тысяч лет. С IV тысячелетия до н. э. здесь действовали сложнейшие водные сооружения, люди знали металлы и изготовляли из них различные предметы; за 3000 лет до н. э. строили из кирпича и камня храмы и пирамиды, создавали разнообразные рисунки, богатые по цвету и композиции; ткали изумительной тонкости льняные ткани и расписывали их цветными узорами; знали письмо и счет. К. Керам пишет: “...Египет был стар уже тогда, когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы. Он был древен и занесен песками уже в те времена, когда германцы и кельты охотились в лесах Северной Европы на медведей. Его замечательная культура существовала уже тогда, когда только начинала править первая египетская династия,— с этого времени можно говорить о начале достоверной истории Египта, а когда вымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось еще полтысячелетия. Еще должны были пройти времена господства Ливии, Эфиопии, Ассирии, Персии, Греции, Рима, и лишь тогда взошла звезда над Вифлеемом” [136, с, 731.
У Стела Хунена
Египетская письменность — одна из древнейших в мире, и в ней отразился практически весь начальный путь, который проделало человечество, чтобы передавать и сохранять свои мысли, чувства, знания, пользуясь специальными знаками.
Если пропустить обычный этап передачи информации при помощи различных предметов, узелков, разноцветных шнурков и прочего, то одним из первых способов письма, как и в других культурах, была пиктография. В этом письме используются обычные рисунки, обозначающие именно те предметы, которые нарисованы. Единственный нюанс — эти рисунки символичны. Например, плита фараона Нармера представляет собой не просто рельеф, говорящий о победе Верхнего Египта над Нижним,— на рельефе изображен сокол, держащий в лапе веревку, которая продета через губу поверженного человека, под соколом шесть стеблей лотоса, внизу рельефа — волнистые линии. Ученые прочли эту надпись, поскольку здесь все символы довольно прозрачны: сокол — фараон, стебель лотоса — число “тысяча”, волнистые линии — вода. Текст, с точки зрения лингвистов, должен был звучать так: “Фараон Нармер вывел из озерной страны Ва 6 тысяч пленников” [213, с. 35].
Для того, чтобы расшифровать пиктограмму (греч. gramma “черта, буква, написание”), совсем не обязательно знать язык тех, кто ее создал. Но усложнение жизни общества требует и более сложных записей, для которых недостаточно пиктографии. Нужно вести счета, составлять отчеты и донесения, письма и своды различных правил и многое другое. Поэтому в пиктографию постепенно вводятся знаки, обозначающие слова или отдельные слоги. Довольно долго такие письмена еще переплетены с остатками пиктографии. В текстах египетских стел и пирамид мы видим не только иероглифы, но и различного рода рисунки: птицы, рыбы, волнистые линии. Долгое время ученые не могли расшифровать эти записи, поскольку их затрудняло такое смешение. Французский ученый Жан Шамполном (1790—1832) был первым, кому удалось понять египетские надписи.
В Египте существовало несколько способов письма. На раннем этапе это было идеографическое письмо (греч. idea “понятие, образ”). Им владели только хорошо обученные писцы, поскольку каждый иероглиф соответствовал какому-либо слову или его значащей части (корню слова, например). Постепенно начертания иероглифов упрощаются, изображения исчезают, но степень сложности письма остается прежней. Для того, чтобы писать иероглифами, нужно обладать не только мастерством письма, но и довольно широкими знаниями. Поэтому писцы обучались при храмах почти 11 лет. Эту систему письма называют иератической (греч. hieratikos “священный, жреческий”). Дальнейшее развитие письма позволило выработать нечто вроде скорописи. Это было еще более упрощенное изображение словесных символов. Такое письмо называется демотическим (греч. demos “народ”, demotikos “народный”).
Централизованное государство требовало хорошо поставленного делопроизводства. Богатому государству нужно было вести учет всему: своим средствам (доходам и расходам), объемам строительства, необходимым материалам и продуктам питания для работающих на строительстве. Поэтому развивался счет, и египетские счетчики оперировали громадными цифрами вплоть до миллиона. Для обозначения этих чисел имелись особые слова и значки. Система счисления была десятиричной.
Велось и летоисчисление по годам, подразделенным на месяцы и дни. Хотя иногда считается, что твердого летоисчисления, которое начиналось бы с какого-нибудь определенного события (К. Керам), не было, все же принципы отсчета времени в Египте существовали. Это, конечно же, разливы Нила, во время которых тщательно измерялся уровень воды. Все события, произошедшие во время данного года, имена царей и уровень воды в Ниле увязывались вместе и записывались специально для этого назначенными чиновниками. Однако разливы Нила нужно было предвидеть и вычислять. Египтяне изучали движения светил и на этом основании имели свой календарь, который “послужил основой для введенного в Риме в 46 г. до н. э. Юлианского календаря”, доставшегося от римлян в наследство Западу и лишь в 1582 году н. э. замененного Григорианским календарем [136].
- От автора
- Введение
- Выделим основные моменты
- Глава II понятие “культура”
- Выделим основные моменты
- Глава III основные определения культуры
- § 1 Культура как результат человеческой деятельности
- § 2 Культура как деятельность
- § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
- § 4 Культура — системная целостность
- Выделим основные моменты
- Глава IV структура культуры
- § 1 Материальная культура
- Культура производства
- Культура быта
- Физическая культура
- § 2 Духовная культура
- Интеллектуальная культура
- Культура речи
- Мораль как явление культуры
- Искусство как явление культуры
- Религия как явление культуры
- § 3 Наука как явление культуры
- Материально-духовные виды культуры
- Выделим основные моменты
- Глава V природа, культура, общество § 1 Природа и культура
- Природа и восточная культура
- Природа и западная культура
- § 2 Функции культуры
- 1. Адаптивная функция
- § 3 Культура и цивилизация
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
- § 2 Основные этапы развития первобытной культуры
- § 3 Специфика архаического сознания
- Выделим основные моменты
- Глава VII культура месопотамии § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
- § 2 У истоков древней мифологии
- § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока
- § 4 Наука и техника древнего Двуречья
- Выделим основные моменты
- Глава VIII культура древнего египта § 1 Египет — культура “речной” цивилизации
- § 2 Пирамида как символ египетской культуры
- § 3 Религия Древнего Египта
- § 4 Искусство,наука и техника в Древнем Египте
- Выделим основные моменты
- Глава IX культура индии § 1 Индийская культура в контексте восточных культур
- § 2 Социальная структура Индии
- § 3 Основные направления духовной культуры Индии
- § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества
- § 5 Искусство Индии
- Выделим основные моменты
- Глава X осоебнности культуры китая
- § 1 Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
- § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
- § 3 Особенности менталитета китайского общества
- § 4 Специфика художественной культуры Китая
- Выделим основные моменты
- Глава XI культура японии § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца
- § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии
- § 3 Японская художественная культура
- Выделим основные моменты
- Глава XII мир исламской культуры § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама
- § 2 Сущность мусульманского вероучения
- § 3 Нравственные ценности ислама
- § 4 Наука и искусство
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 2 Культура греческого полиса
- § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
- § 4 Философия — научная система Греции
- § 5 Культура эпохи эллинизма
- Выделим основные моменты
- Глава XIV культура древнего рима
- § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия
- § 2 Римская республика — гражданское общество
- § 3 Блеск и нищета римской империи
- § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству
- § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
- Выделим основные моменты
- Глава XV культура византии
- § 1 Между Востоком и Западом
- § 2 “Град выше слова и разума”
- § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия
- § 4 Художественная культура Византии
- Выделим основные моменты
- Глава XVI культура западноевропейского средневековья § 1 Основные факторы становления культуры средних веков
- § 2 Наследие варварства в средневековой культуре
- § 3 Особенности менталитета средневекового человека
- § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья
- § 5 Образование и образованность в средние века
- § 6 Культура средних веков и христианство
- Выделим основные моменты
- Глава XVII культура эпохи возрождения § 1 “Проблема Возрождения” в культурологии
- § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса
- § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения
- § 4 Эпоха Возрождения и религия
- § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса
- Выделим основные моменты
- Глава XVIII культура XVII века § 1 Специфика начала Нового времени
- § 2 Новое время — век новой науки
- § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века
- Выделим основные моменты
- Глава XIX европейская культура эпохи просвещения (XVII век) § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
- § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения
- § 3 Искусство века Просвещения
- § 4 Последний парадокс эпохи
- Выделим основные моменты
- Глава XX европейская культура века классики (XIX век)
- § 1 Великая философия великого века
- § 2 “Золотой” век искусства
- § 3 Человек на грани времен
- Выделим основные моменты
- Глава XXI европейская культура XX века
- § 1 Век техники: добро и зло
- § 2 XX век: человек в мире и мир человека
- § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство
- § 4 Массовая культура — порождение XX века
- § 5 Постмодернизм — культура конца XX века
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений:
- § 1 “Откуда есть пошла русская земля”
- § 2 Появление государства российского
- § 3 Материальная культура раннего периода
- § 4 Начало русской литературы: фольклор
- § 5 Русская письменность и литература
- § 6 Летописание
- § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
- Выделим основные моменты
- Глава XXII культура домонгольской руси § 1 От язычества к христианству
- § 2 Господин Великий Новгород
- § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”
- § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода
- Выделим основные моменты
- § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
- § 3 Духовная культура XIII—XV веков
- Выделим основные моменты
- Глава XXV идеи возрождения и русская культура § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен
- § 2 Проблема человека в русской культуре
- § 3 Искусство и гуманизм
- Выделим основные моменты
- Глава XXVI от смутного времени к новому времени § 1 Смута: от политики до религии
- § 2 Развитие образования и образованности
- § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
- Выделим основные моменты
- Глава XXVII русская культура в XVIII веке § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
- § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века
- § 3 Развитие науки и российское Просвещение
- § 4 Основные тенденции развития искусства
- Выделим основные моменты
- Глава XXVIII “золотой век русской культуры” § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
- § 2 Общественная и философская мысль
- § 3 Великое искусство XIX века
- § 4 Становление русской журналистики
- § 5 Развитие науки и техники
- Выделим основные моменты
- Глава XXIX от “серебряного века” к новейшему времени: XX век § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века
- § 2 Общественная мысль и философия в начале века
- § 3 Русское искусство начала века
- § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
- Выделим основные моменты
- Краткое резюме
- Темы для рефератов и выступлений
- Вместо заключения
- Литература для подготовки зачетов и рефератов
- Именной указатель
- Предметно-тематический указатель
- Оглавление
- Основы культурологии (мир культуры)
- 630112, Новосибирск, Ермака, 74
- 432980, Г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14