logo search
Койнаш Т

Прошлое и будущее в иконе

Цвет в иконе.

Византийцы считали, что смысл любого искусства – в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. Цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

Так, золотой цвет – блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Богоматери.

Пурпурный цвет, результат соединения красного с синим, голубым или фиолетовым, в зависимости от того оттенка, который хочет достигнуть мастер,– это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги. Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. На иконах этот цвет присутствовал на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный цвет – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Поэтому этот цвет стал символом Воскресения – победи жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-хранителей. Иногда писали красные фоны, как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. Обычно в белом изображали святых и праведников. Этим же белым цветом цветились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображались только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых иконах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов означали отказ от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Никогда в иконах не использовали серый цвет – цвет неясности и пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Иконографические образы:

Образы Спаса.

По церковным канонам, облик Христа всегда оставался неизменным. Христианские предания так описывали внешность Спасителя: величавый, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой. На любом изображении обязательно присутствовал золотой нимб и буквы, сокращенно обозначавшие имя Иисус Христос. Нимб Христа всегда рассечен крестом в память о принесенной жертве. На этом кресте писали греческие буквыWON, что означало «вечно существующий». Изображения Христа могли быть оглавными, когда изображались только голова, оплечными, поясными и в полный рост.

На Руси Исуса Христа называли Спасом – Спасителем. Это главный, центральный образ древнерусского искусства. Иисуса Христа изображали одного или со святыми. Писали образ Христа и в сценах из Евангелия. Эти иконы получили названия «праздничные», поскольку в церкви особо отмечали каждое из событий, описанных в Евангелии.

Спас Нерукотворный, Симон Ушаков, 1674 г. – головное изображение лика Иисуса Христа на белом полотнище. Лик Христа изображен на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем в нимбе, позже стали воспроизводить светлую ткань полотенца, на котором чудесно отразился образ Спасителя.

«Царь Царем» - поясная икона – представлен ослепительно торжественный образ Спасителя – в пышном царском убранстве, в короне и со скипетром-крестом. По тексту Апокалипсиса таким Христос придет в конце света, чтобы повелевать и судить. От его левого плеча отходит острый меч – знак грозного приговора, который будет вынесен грешникам. Но правая рука Его приподнята в благословляющем жесте – он примет и поддержит добрых людей.

«Спас на престоле» - в полный рост, сидящий на троне. Икона представляет Христа на красном фоне в окружении ангелов и святых. Это образ Судьи всего мира, строгого и справедливого. Благословляя людей, Христос касается рукой страниц раскрытого Евангелия, указывая этим людям спасительный путь. Евангельский текст, который изображен, звучит так: «Я свет всему миру, кто последует за мной, не будет ходить во тьме…»

«Спас Недреманное Око» - икона, наполненная таинственной символикой. Икона, посвящена Спасителю, который никогда не закрывает глаза, чтобы уснуть. На иконе изображен юный, безбородый Христос, возлежащий на красном (цвет Воскресения) ложе. Он еще на земле, еще не начал путь страданий. С грустью и любовью и надеждой обращается к Христу Богоматерь. Рядом с ним стоит ангел и держит крест. Жертва должа свершиться, люди нуждаются в помощи, и юный Спас ни на минуту не забывает об этом… «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не дремлет и не спит хранящий меня. Господь сохранит меня от всякого зла…» Псалтырь.

Спас Вседержитель – Пантократор – поясное изображение Христа с Евангелием в руке, с благословляющим жестом.

В отличие от Византийских икон, где Христа изображали грозным и недоступным в своем величии владыкой, у русских иконописцев Спас был именно Спаситель, сострадающий и все понимающий, проникающий в самую душу своим мудрым и печальным взором.