logo
Койнаш Т

Немецкое и богемское поташное стекло

В 13 и 14 вв. устраиваются гуты в лесистых горных местностях, расположенных на боварской пограничной территории Шумавы, Тюрингского леса, Фихтеля и на пограничной территории в Крконошах. Эти заводы производили так называемое лесное стекло. Так как из-за содержания в разноокрашеном песке железа и химикатов по преимуществу было зеленым.

Возникают новые формы, обусловленные, прежде всего своей функцией. Наряду с такими сосудами бытового назначения, как цилиндрической формы чернильницы, аптечная, алхимическая посуда, главным товаром были стопы. Украшались они налепными нитями, шишками, а иной раз и причудливыми рельефными узорами. Самыми распространенными являются: 1) низкие, выдутые в формах стопы с вмятым вверх дном, а также 2) цилиндрообразные стопы с отвесным рифлением и 3) крупные, обвитые налепными нитями мензурки, не считая стаканов с углублениями для пальцев.

Для Богемии в 14 – начале 15 в. характерны высокие стройные бокалы на маленькой ножке, отделанные по всей мантии налепными шишками. К концу 15 в. возникает новый тип сосудов для питья, так называемый рёмер (Рейнская область).

Разница в характерных формах сосудов, объясняется влиянием на нее разным потреблением напитков. Так, в Центральной Европе наиболее употребимо было пиво. И это предъявляло к форме иные требования, чем в Италии, где большим предпочтением пользовалось вино. Поэтому, начиная с 16 века в Центральной Европе производство растет прежде всего за счет стаканов или бокалов для пива., которые назывались вилькомами или хумпенами и были сперва конической формы, а позднее исключительно цилиндрической формы на низкой ножке. К ним присоединяются сосуды с ручкой и насаженной при случае крышкой. Расписывая сосуды, добивались вида изделий итальянского ренессанса и одновременно могли скрывать за росписью дефекты производства и нечистоту поташного лесного стекла. С середины 16 в. роспись эмалью становится типичной для всего среднеевропейского стекла, а ее расцвет приходится на первую половину 17 в., когда в результате произведенного обесцвечивания стеклянной массы химическими добавками, прежде всего посредством перекиси марганца, ее качество значительно улучшилось.

Среди стаканов и кружек выделяются в 16 веке так называемые гербовые стаканы, на которых изображались гербы владельцев, часто дополненные монограммой и датой. Вторую группу составляют стаканы (хумпены) «имперского орла», т.е. стаканы с гербом империи и всех имперских стран. Сначала, на груди орла было распятие, а в 17 в. оно заменилось державой. Сюда же относятся стаканы с «курфюрстами» - изображение императора на троне и семьи императора, чуть позже – императоры и курфюрсты в конном строю. Эти сюжеты продержались до 17 ыв. Особую группу составляют стаканы «с головой быка» или «с горами Фихтель», последние – с расписными видами покрытых лесом холмов и сбегающих с них рек Заале, Эгер, Майн и Наб. К числу других типичных сюжетных композиций живописи на полом стекле относятся в период ренессанса и барокко аллегории, композиции на темы Ветхого и Нового Завета и басен, а также картины нравов.

Стекло с эмалевой росписью – часть наследия Венеции – стала специальностью среднеевропейского искусства стекла, пережив два с половиной столетия.

Во второй половине 17 в. оно проникло в дома зажиточного бюргеров и мастеровых и, наконец, в период рококо завершило свое развитие в виде народной продукции для мелких ремесленников, и в так называемом молочном стекле, включая сюда замену появившегося между тем фарфора.

Параллельно с этим развитием создавались новые виды стеклянной продукции, образуются новые творческие решения стеклянной массы.

Наряду со стаканами –вилькомами появляются кувшины для пива, 4-х и 6-и угольные фляги и кружки, в 18 веке – народные фляги для водки, а также небольшие стаканы, бокалы и флаконы для алкогольных напитков.

Локализация этих изделий затруднена, так как из-за постоянного перехода мастеров-стекольщиков с одного завода на другой и использования одинаковых образцов местный колорит и территориальные особенности все более и более стираются. И все-же можно выделить группы изделий с некоторыми общими свойствами.

Так, например, богемское стекло – дымчато-топазовых тонов, достаточно широких, часто пузатых форм; гессенское – светло-зеленое; саксонское с эмалевой росписью – прямое и стройное. Стаканы с имперским орлом или императором на троне и стоящими курфюрстами характерны для Богемии, - продукция с орлом – типична для города Хршибска близ Дечина, - тогда как курфюрсты с императором в конном строю – родом с заводдов в Верхней Франконии и Гессене. Из Верхней Франконии также изделия с головой быка.

Наряду с разноцветной эмалью встречается одноцветная – белая, синяя и черная эмаль. Особое ответвление образует так называемое шварцлотное стекло, вышедшее из кабинетной живописи ренессанса. Росписи шварцлотом посвящают себя многие известные художники 17 века, прежде всего в Нюрнберге – Иоганн Шапер. По имени этого художника целая группа изделий со шварцлотной росписью, наподобие прижигаемых на огне росписей тушью, так и называются шаперовскими стеклами. В Нюрнберге, где он жил с 1655 до 1670 г. Шапер писал главным образом пейзажи на стаканах с тремя шарообразными ножками, помечая свои работы когда полным именем, когда одной монограммой и датой. «Шаперовские» стекла с жанровыми картинкам и военными сценками – осадами и взятиями городов, с танцовщиками из итальянской комедии, с пейзажами и т.д., можно найти в большом количестве, но они не достигают изящества авторского, собственных работ Шапера.

После 1700 г. шварцлотная живопись возрождается к жизни и на богемском стекле, о чем говорит шварцлотное стекло в окаймлении золота, расписанное в порядке кустарного промысла Даниелем Прейслером в Вроцлаве и его сыном Игнацем Прейслером, жившим между 1710-1740 г. при владычестве графа Коловрата в Кунштате (Восточная Богемия). Наряду с аллегорическими сюжетами в этой живописи господствуют «шинуазри» с мотивами птиц, вкомпанованные внутрь современных орнаментов из завитков и полос.

Стекло с просвечивающейся росписью – роспись прозрачными транспорантными эмалями на полом стекле. Введен дрезденским живописцем по фарфору Самуэлем Моном во второй половине 18 в. Его «стаканы дружбы» с расписными портретами, аллегориями, пейзажами и акростихами помечены его подписью. Его дело продолжил сын, а затем А.Котгассер, живописец венской фарфоровой мануфактуры. Для него характерны стаканы в форме перевернутого колокола. Такие стаканы служили сувенирами или подарками на дружбу, с сюжетами – аллегории, мифологические мотивы, мотивы букетов и цветов (анютины глазки, незабудки, иммортели, трилистники) и соответствующие надписи. Около 1875 г. были популярны его стаканы с изображением игральных карт. (Их во множестве имитировали. Но имитация весьма примитивна по технике и наивна композиционно).

Немецкое и богемское калийно-известковое стекло (резное стекло). В конце 16 в. в Южной Германии в результате широкой популярности резных сосудов из горного хрусталя, распространяемых из Италии, немецкие стеклоделы стали применять технику резания горного хрусталя к стеклу. Резчик по хрусталю при дворе Рудольфа 2 Гаспар Леман особенно прославился своими работами. В Праге Леман в 1607 г. получил от императора исключительное право резать стекло. 1605 г. датируется одна из лучших его работ – подписной, называемый его именем стакан, украшенный аллегориями Добродетелей по гравюре Эгидиуса Саделера. Дело Лемана продолжил его ученик Георг Шванхардт, работавший после смерти Лемана в Нюрнберге. Он работал главным образом над высокими бокалами венецианского типа.

В 1670-1680 гг. сразу на трех стеклоделательных заводах в Северной и Южной Богемии было изобретено калийно-известковое стекло, которое было названо богемским хрусталем. Оно было совершенно чистым и прозрачным, обладали сильным блеском и высоким коэффициентом преломления. Его открытие явилось предпосылкой для расцвета стеклорезательной техники. Стаканы, бокалы, флаконы и фляги из отделанного резьбой богемского хрусталя стали предметов аристократической роскоши. Впервые новый товар составил непреодолимую конкуренцию до сей поры пользовавшемуся абсолютным превосходством венецианскому стеклу. В период, когда в Богемии вырабатываются свои оригинальные формы ограненных стаканов и балясовидных бокалов, шедшие навстречу вкусам склонного с роскоши мира барокко, - в это период богемское стекло с его резным декором (гербы, фигурные сцены, аллегории, мифологические сюжеты, изображения святых и т.д. в обрамлении богатой орнаментальной плетенки), проникало во все концы света.

Наряду с полым стеклом на Богемских заводах производились из богемского хрусталя люстры, зеркала. После 1705 г. – стеклянные бусы и композита (имитация драгоценных камней), стеклянной бижутерии.

Открытие калийно-известкового стекла и расцвет на его основе богемского стеклоделательного производства нашли свое отражение в Силезии, прежде всего на заводах графов Шаффгоч. Особенно выделялся завод в Гермсдорфе, благодаря работам резчика Фридриха Винтера. Для силезских стекол характерно суженное книзу пойло.

В середине 18 в. обозначился упадок богемского и силезского стекла, связанный как с причинами экономического, социального характера, изобретением фарфора, рождением нового стекла, нового влияния рационализма. Место великолепных бокалов заступают простые стаканы, вместо фигурной резьбы господствуют барочные картуши и монограммы. И форма и резьба упрощаются. Богемские стеклоделы ищут путей выхода из кризиса.

Один и таких путей открыло изобретение молочного стекла. По замыслу это стекло должно было противостоять конкуренции фарфора. С 60-х гг. 18 в. и до середины 19 в. в Богемии выполнялись из белого стекла сервизы для напитков, фляги, вазы. В цвете, форме, росписи эмалью просматриваются все признаки подражания изделиям из фарфора.

В России впервые стеклоделие возникло еще в 11 веке в Киевской Руси. Со времени татаро-монгольского нашествия секрет производства стекла на Руси был утрачен.

Как известно, по закону Российской империи стекло «клеймению не подлежало». Поэтому искусствоведы знают: чтобы представить новые материалы по истории отечественного стеклоделия, надо «переработать» множество архивных документов, посмотреть по возможности все коллекции русского стекла как музейные, так и частные. В результате такой работы можно дать стилистический анализ большинства стеклянных изделий.

Только в 1635 году Коэтом был построен первый стекольный завод в России (Духанинский), выпускавший в основном аптекарскую посуду. Это стекло было еще невысокого качества.

Впервые на этом стекольном заводе в эпоху барокко начали выпускать парадные императорские сервизы. Одним из первых фарфоровым сервизом был «Собственный сервиз» императрицы Елизаветы Петровны, изготовленный в 1756 г. на Императорском заводе (Порцеляновая мануфактура). В елизаветинскую эпоху наряду с фарфоровыми сервизами во время обеденных приемов использовали кубки, бокалы и рюмки из бесцветного стекла с гравировкой и росписью, вино же подавалось в бутылках, иногда штофах.

В практике художественного стеклоделия второй половины 18 в. уже наметилось стремление к объединению разрозненных стеклянных предметов в ансамбли, к разработке новых форм – разнообразных видов графинов, бокалов и рюмок, сахарниц, судков для специй и т.д. Предпринимались также попытки соединить предметы в единый комплекс. В Павловскую эпоху многие из сохранившихся произведений из цветного стекла с росписью золотом и серебром входили в состав небольших приборов. Особое значение имела закупка в Англии в 1800 г. так называемого «Гранного хрустального» или «Министерского» сервиза. Англия в это время лидировала в освоении свинцового стекла.

В 17 веке был построен царский стекольный завод в селе Измайлово, выпускавший изделия из стекла и хрусталя. Качество изделий, судя по описаниям, было высоким.

Изделия из стекла, производимого в 17 веке, характеризуются бесцветностью, прозрачностью, лаконизмом декорировки: золочение и матовая гравировка.

Появившееся в 18 веке цветное прозрачное стекло отличается однотонностью окраски и малым количеством применявшихся тонов (рубиновое, кобальтовое, фиолетовое).

Запрет ввоза иностранного стекла и хрусталя в самом начале 19 века способствовал быстрому росту стекольных и хрустальных заводов в России в 19 веке.

Кроме цветных стекол и хрусталя самых разнообразных цветов, появляется многоцветное, многослойное стекло, украшаемое накладными стеклами, гравировкой, травлением, филигранью, алмазной гранью и т.д. Особенно большое разнообразие изделий из стекла наступает в 30-х годах 19 века.

В конце 19 века – начале 20 изделия отличаются эклектизмом, упадком художественного вкуса, модернизмом. Лучшим видом декора, впервые появившегося в это время является стекло Галле.

Все виды художественного стекла можно объединить в следующие группы: бесцветное прозрачное стекло, цветное прозрачное стекло, непрозрачное (глушенное или опаковое стекло).

На территории Украины стекло появилось тогда, когда древние культуры Ближнего Востока уже овладели этим материалом. На рубеже старого и нового летоисчисления эллинские поселенцы дали возможность коренным жителям Крыма и побережья Черного моря познакомиться с готовыми стеклянными изделиями. Древние греки привозили сюда сирийские, закавказские и египетские изделия. Археологические исследования показывают на существовании на территории Украины римских стеклянных изделий. Римское стекло, унаследовавшее традиции наиболее передового производства Александрии, славилось цветными вещами.

Возникновение стеклянного производства на территории нынешней Украины относится к 4 – 5 вв. В Среднем Поднепровье изготавливались в это время несложные медные украшения, орнаментированные густой, малопрозрачной стеклоподобной массой. Вероятно, часть распространенных в 8 – 9 вв. стеклянных бусин принадлежит также местному производству..

Развитие художественного стекла тесно связано с развитием культуры Киевской Руси. Производство стекла в это время было городским ремеслом. В Киеве, Галиче, Древнем Городске, Колодяжине и других городах появляются стеклодельные мастерские, которые выпускают смальты для мозаик, стеклянные браслеты, перстни, маленькие оконные стекла разного цвета и посуду для питья. По качеству материала различают две группы древнерусской стеклянной посуды. Довольно грубо обработанные предметы из малопрозрачного зеленоватого стекла – относятся, очевидно, к раннему периоду, чем утонченные сосуды из вполне прозрачного, едва заметно окрашенного материала. Эта вторая группа стеклянных изделий появилась не ранее 11 века. Для получения чистого прозрачного стекла применялось еще неизвестное в то время в Центральной Европе рафинирование массы (отсортированное и переваренное во второй раз стекло давало более высокий сорт).

Интересны формы и своеобразные приемы пластических украшений древнерусской стеклянной посуды накладными узорами из стеклянных нитей и лент, одноцветных или окрашенных. Эти украшения в виде волнистых или спиральных линий как бы подсказаны качеством стекла. Встречаются и геометрические орнаменты, созвучные народной резьбе по дереву. Орнаментика очень близкая по характеру к древнерусской, вошла в основу украинского стекольного производства 16 – 18 вв.

Татарское нашествие разрушило древнерусскую городскую культуру. Но умение варить и изготавливать стекло не было утрачено. В труднодоступных для кочевников лесистых и горных районах – в Прикарпатье, на Черниговщине и на границе с Белоруссией отдельные мастерские пережили лихолетье. В новых условиях экономического развития, начавшегося с 16 в., они снова разворачивают оживленную деятельность.

Письменные источники упоминают о стекольных производствах в землях бывшего Галицко-Волынского княжества – в Городецком, Любачевском, Белсском и Галицком староствах, в городах Потелич, Белз, в селах Панькове, Вишенке, возле Небылова. Со временем стекольное производство распространяется. В 17 в. упоминались гуты в закарпатских селах Воронице, Облазе и Хотаре. Сохранились упоминания о гутах на Киевщине и Полтавщине: в 1684 г. работала стеклогута в Лебедине, в 1687 г – в Гадяче. Богатая лесами Черниговщина имела в то время уже около десятка стекольных мастерских в селах Белице, Груском, Гутке, Кудрявце, Новоселках.

В 17 – 18 вв. развитие стекольного производства на Украине приобрело новый размах в связи с развитием торговых отношений с Россией. На Московию доставлялись из «Черкасс» много простого и синего стекла различных сортов.

Определенную роль украинские гутники сыграли в становлении русской стекольной промышленности. Немало квалифицированных стеклодувов работали при организации в 1691 г. стеклозавода в Москве, возле Тайницких ворот, а позднее Измайловского, Духанинского, Никольско-Бахметьевского и др. стекольных заводов. Шел и обратный процесс, когда новые технологии из России проникали на украинские стекольные предприятия. Так, в середине 18 века из России на Украину пришло производство хрусталя и гравировка стеклянной посуды, была усовершенствована технология варения цветных изделий.

Среди украинских изделий преобладали простые и дешевые стаканы, чарки, бокалы, а также кувшины, графины, бутылки и прочие, своим демократичным, народным характером и доступной ценой вполне отвечало местным запросам.

Декоративные росписи эмалевыми красками по светло-зеленому стеклу, которые принесли украинские мастера, стали в 18 в. типичными для изделий подмосковных стеклозаводов.

Памятники древнерусского и украинского стекла 16 – 18 вв. дошли до нашего времени только в виде фрагментов, которые, однако, позволяют восстановить форму целого предмета и дать таким образом представление о характере местных особенностях изделий.

Разнообразная стеклянная посуда выступает в этот период под общим названием «скляницы». Изготовлялись простые скляницы и с украшениями. По качеству светло-зеленого материала украинские изделия 16 – 18 вв. отвечали техническому уровню стекольного производства в других европейских странах.

Удобные формы сосудов определялись их предназначением и особенностями свободновыдувной техники. Изделия обрабатывались и украшались в горячем состоянии при помощи лепного стекла. Обращают на себя внимание способы формировки дна бокалов и соединение чаши с ножкой. Мастера умело применяли пластическое стекло в виде волнистых, спиралевидных лент или многолепестковых цветков, придавали сосудам особенную мягкость.

Не меньшую ценность для истории украинского искусства представляют коллекции гутного стекла конца 18 – середины 19 вв. Развитие техники в тот период шло медленными темпами, поэтому методы работы народных мастеров были достаточно устоявшимися, характерными для изделий предыдущих времен. На украинских гутах до середины 19 в. стекло производилось преимущественно свободно-выдувным способом, который позволял лучше всего выявить природные качества материала. Мастер одновременно был и ремесленником и творцом художественной формы стекла. Поэтому изделия старых гут отличаются своеобразием, неповторимостью каждой отдельной вещи и тесно связью с другими видами народного искусства.

Наиболее распространенным было «простое» стекло, называвшееся также «ординарным», «посполитым» или стеклом «зеленой воды». Последнее название наиболее тосно определяет этот сорт не совсем прозрачного материала с разными оттенками зеленого цвета. Это стекло служило главным образом для производства тары, но, как свидетельствуют некоторые образцы старой посуды, мастера не пренебрегали этим видом стекла и нередко добивались в нем настоящих художественных удач.

Известно много гут, варивших также стекло более высокого качества. Оно называлось «среднее стекло», «поташное белое», стекло «белой воды», иногда «полухрусталь».

Начиная с середины 18 века отдельные предприятия стали изготавливать хрустальное стекло.

Гуты 18 – 19 веков выпускали, как и раньше, два основных вида продукции: оконное стекло и посуду. Однако ассортимент значительно увеличился. Главной продукцией оставалась посуда для хранения сыпучих и жидких веществ, питьевая, аптечная, декоративная и другая.

Наиболее распространенными были плоские и круглые бутылки – сулии, а также прямоугольные, изготовлявшиеся для перевозки напитков в дорожных ларях-погребцах. С введением винной монополии прямоугольные бутылки стали официальной тарой и мерой водки и назывались штофами – обыкновенные, двойные и половинные. Выпускались и дорогостоящие нарядные «штофы для стола». Отдельную посуду составляла казацкая походная посуда: баклаги, фляги, пороховницы и табакерки.

Особое место в производстве гутного стекла занимала аптечная посуда. Иногда наряду с бутылочками, банками, горшочками изготавливались расписные изделия, украшавшие аптекарские магазины.

Богат ассортимент посуды для питья: стеклянные чарки, питушки, братины, стопки, шкалики, рюмки, стаканы, пивные кружки, кувшины и пр.. Для казацких старшин, магнатов, духовенства, вообще для зажиточных слоев общества в гутах изготавливались дорогие кубки, чарки и бокалы. Для разлива напитков употреблялись такие изделия: графинчики, кувшинчики, барыла и специальные сосуды, напоминавшие по форме тыкву.

Стекло служило материалом для производства осветительных приборов – подсвечников.

С большим мастерством использовали гутники декоративные особенности свободно-выдувного стекла в фигурной посуде. Группу фигурного стекла следует рассматривать как творчество целиком самобытное и национально своеобразное. Основной характерной чертой этих изделий является то, что их форма представляет всегда определенный тип тарной посуды. Шаровидная или цилиндрическая бутылка, иногда барыльце, является телом животного, которому доделывали голову и конечности. Корпусом птицы обычно служит кругла бутылка, как это видно на примере бутылки-утки, медведь, лошаденка. Мастера придавали большое значение изображению животных. Эти гротескные образы в виде сосудов воспринимаются как персонажи из народных сказок и легенд. Любимым образом украинских гутников была бутылка-медведь, имеющая более или менее постоянную форму, которая допускала одновременно большое количество вариантов. В 18 в. стеклянная бутылка-медведь играла определенную роль в народных обычаях и обрядах. Она была необходимым атрибутом сельской свадьбы.

Декоративность стекла ярче всего выступает в обработке изделий. При орнаментальном оформлении предмета лепным стеклом работа над созданием формы органично увязывается с его украшением пластическими узорами.

Среди последних обращают на себя цветные вкрапления скобовидными кругами, так называемыми «разводами», которые в древнерусский период были характерным видом декорировки глиняных изделий стекловидными покрытиями. Наложенные из горячей массы детали – ручки, ушки, подставки и прочее – являются второй характерной чертой декоративного лепного стекла. Чудесные ажурные лепные предметы создают впечатление легкого кружева. Фигурки птиц и животных, объединяющие в себе черты веселой народной игрушки и декоративной камерной скульптуры – это также лепное стекло.

Встречаются и другие виды украшений украинского стекла, характерные для отдельных этапов его развития.

В 18 веке процветала роспись цветной эмалью. Эта сложная техника применялась с большим мастерством: гутники прекрасно справлялись с ограниченной палитрой эмалей густых локальных цветов – желтой, синей, зеленой, коричнево-красной и создавали из них гармоничные композиции. Очень эффектной была такая роспись на стекле бутылочного цвета.

Часто старое украинское стекло украшалось обычными масляными красками. Специфическая трактовка цветных орнаментов и яркий жизнерадостный колорит ставит эту посуду рядом с чудесной украинской керамикой, деревянными резными, расписными изделиями и красочными настенными росписями.

Декоративная резьба и гравировка стекла, возникшие в 18 в. в результате культурных связей Украины с соседними странами, создали отдельную интересную группу изделий.

Очень часто благородство формы в соединении с красотой фактуры материала создавали законченную вещь, для которой какое-либо украшение было излишним. Высокое мастерство украинских гутников проявлялось в крайней простоте художественных приемов. Эта простота вообще характерна для декоративного оформления украинских изделий. Их стиль определяет декоративная природа стекла, скромный и вместе с тем живописный колорит, несложные формы и органически соединенные с ними украшения. Среди гутных изделий преобладают предметы разноцветные. Цветное разнообразие украинского стекла весьма своеобразно. Редко встречаются изделия одного насыщенного цвета – синего, ярко-красного или темно-фиолетового. Чаще всего стекло разной окраски вкрапливается в основную, горячую еще массу, создавая живописные переходы цвета. Это либо свободные сопоставления цветных пятен, либо вплавленные или лепные узоры. На протяжении второй половины 19 в. на территории Украины под давлением конкуренции капиталистической промышленности происходит процесс постепенного угасания гутного производства стекла как явления социально-экономического и художественного. В начале ХХ в. почти все стекло выпускалось стекольными заводами. Они производили лишенные художественных достоинств изделия – тарное и оконное стекло, хозяйственную посуду.

Возрождение украинского гутного стекла связано со Львовщиной конца 40-х – начала 50-х годов, где работали народные мастера, приемники старых страдиций.

В 60-х годах традиции гутничества распространились в промышленном производстве. На стекольных предприятиях – Киевском заводу художественного стекла, Стрыйском, Артемовском, Бережанском стеклозаводах работали художники, которые использовали гутные приемы при декорировке стеклянных изделий.