logo
Койнаш Т

Тема 5. Графіка: види, технологія виробництва. Атрибуція графічних творів – 2 години.

Загальні відомості про графіку. Вітчизняна та зарубіжна графіка.

Класифікація графічних творів за видами: книжкова та промислова графіка, плакат, журнально-газетна графіка, графічний дизайн. Матеріали: сухі, рідкі. Папір. Його відмінні ознаки. Написи на гравюрах.

Авторська графіка. Техніки авторської графіки: сангіна, вугіль, соус, олівець, туш (перо, пензель), сепія, гризайль, пастель.

Друкована графіка (естампи). Техніки: ксилографія, мідьорит, офорт, суха голка, акватинта, лавіс, мецо-тинто, монотипія, літографія, ліногравюра. Високий друк, глибокий друк, офсетний (плоский) друк. Сигнатура друкованих творів.

Гравюра у творчості видатних художників світу (А.Дюрер, Г.Гольбейн, Рембрандт, Ф.Гойя, Тулуз-Лотрек, Фаворський, Є.Кібрик). Розвиток української гравюри. Видатні митці: О. і Л.Тарасевичі, І.Щирський, Г.Левицький, Т.Шевченко, О.Кульчицька, Г.Нарбут, В.Касіян.

Атрибуція графічних творів та відмінні ознаки. Методи візуального аналізу та експертної оцінки графічних творів.

Рекомендована література:

1. Богомольний Н.Я., Чевикін А.В. Техніка офорта. – К.: 1978

2. Історія українського мистецтва: в 6 т. – К.: Мистецтво, 1962 – 1969.

3. Жаборюк А.А. Мистецтво живопису і графіки на Україні в першій половині і середині ХІХ ст. – К.: Мистецтво, 1983.

4. Ковтун Е.В. Что такое эстамп. – Л.: Высш. Образование, 1963.

5. Федорук О. Графіка як вид образотворчого мистецтва. – К.: Мистецтво, 1983

Графическое изображение древнее письменных знаков, все алфавиты ведут свое происхождение от фигурного письма. Графическое искусство по времени своего происхождения является сверстником и даже старшим братом книгопечатания.

Графика объединяет несколько искусств, изображение в которых состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета, иногда с ограниченным применением других цветов. Графическое изображение по природе своей условнее живописного, поскольку оно не стремится передавать всю сложность, богатство красок окружающего нас мира, т.е. не стремится к живописной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают другими особенностями и качествами, которые восполняют эту известную условность графического языка.

Существует станковая и прикладная графика. В первой, как и в станковой живописи, смысл и назначение произведений полностью исчерпывается их художественным содержанием, а в прикладной графике и содержание и форма связаны с определенным назначением произведения. Так книжная графика предназначена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литературного произведения. Плакат призван отражать определенные политические темы, пропагандировать основополагающие идеи и знания, служить целям информации. Журнально-газетный рисунок, в который входит и карикатура, должен выполнять общие задачи периодической печати. И, наконец, промышленная графика. Ее задача – оформлять всевозможные товары, проспекты, дипломы, календари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки и т.д.

Наиболее распространенным материалом для основания различных видов графических произведений является бумага – тонкий слой переплетенных (свойлоченных) между собой волокон, предварительно соответствующим образом размельченных и проклеенных.

Из менее распространенных материалов, служащих основанием графических произведений, следует назвать пергамент и замшу. Пергамент - кожа усовершенствованной выделки, обладал высокими качествами – большой механической прочностью, крепостью, белизной и удобством для письма.

Замша – кожа со снятым лицевым слоем из шкур овец и оленя, выделанная жировым дублением. Шероховатая мягкая, бархатистая поверхность – хорошее основание для произведений, выполненных техникой пастели.

Гравюру подразделяют на авторскую – рисунок. Название различных видов рисунков происходит от примененного материала при создании данного вида рисунка и печатную.

К рисунками относятся такие виды гравюры: графит, уголь, карандаш, сангина, цветные карандаши, мел, соус, тушь, галловые чернила, сепия, пастель, акварель, гуашь.

Графит – рисунки, созданные с помощью графитных карандашей. Они состоят их графита (одна из форм кристаллического углерода) и глины (каолина), которые специально приготовляются и подвергаются обжигу в печах при высокой температуре (1100-12000). Для придания мягкости карандашу готовую карандашную массу пропитывают жирующими смесями, состоящими из жиров, воска (пчелиный воск, карноубский воск, стеарин, парафин и др.). Мягкость стержня карандаша достигается большим содержанием чистого графита, жесткость – большим содержанием глины.

Рисунок, исполненный графитом имеет характерный свинцово-металлический блеск и отличается глубиной черного тона.

Рисунок, исполненный очень мягким графитом, требует особенно тщательного хранения, т.к. он легко стирается.

Уголь. Исходным материалом для получения угля для рисования служит дерево различной породы. Уголь для рисования бывает в виде палочек круглой формы, полученных путем обжига ветвей различных пород дерева; в виде карандашей без оправы четырехгранной формы, если обжигу подвергалось пиленое дерево; в виде карандашей без оправы «прессованного» угля, получаемых из порошка наиболее черных сортов угля с добавлением небольшого количества клея.

Рисунки углем обладают несколько сероватым оттенком. Наиболее интенсивный черный цвет имеют рисунки, выполненные прессованным углем. В связи с тем, что рисунки углем в большинстве своем легко стираются, чтобы закрепить рисовальный материал, его фиксируют, закрепляют. Т.е. проводят специальную обработку поверхности рисунка, а иногда и его оборотной стороны. На закрепляемую поверхность пульверизатором или механическим распылителем наносят специальные растворы – закрепители или фиксативы. Они бывают водными или клеевыми (клеевое вещество, растворенное водой) и спиртовыми или смолистыми (смола, растворенная спиртом).

Итальянские или французские карандаши.

Могут быть естественного или искусственного происхождения. Первые изготовляются из черного глинистого сланца, называемого черным мелом. Рисунки, выполненные таким карандашом, имеют серый оттенок и не отличаются интенсивностью черного цвета.

Итальянские карандаши искусственного происхождения изготовляются из жженой кости. В качестве связующего звена употребляют растительный клей. Они отличаются очень глубоким тоном.