logo
Койнаш Т

Смешанный способ живописи

Для облегчения живописи темперой прибегали к помощи масляных красок. Таким образом сложился своеобразный род живописи, в котором картина, начатая и почти оконченная темперой, прописывалась масляными красками. Вначале пользовались ими лишь для наложения заключительных лессировок, позднее же темпера служила для масляных красок только подмалевком. Смешанный способ живописи практиковался в эпоху Возрождения, им пользовались Джорджоне, Тициан и др. живописцы 16 столетия.

Фламандский метод живописи масляными красками.

С момента изобретения Ян Ван Эйка, фламандский метод живописи имеет характерные приемы, носящие на себе отпечаток приемов темперы, на смену которой он явился.

На белый гладкий отшлифованный клеевой грунт, сделанный большей частью на дереве, переводился припорохом или иным способом рисунок, который исполнялся предварительно в натуральную величину на бумаге (картоне). Затем рисунок обводился углем, растертым с гуммиарабиком, а также свинцовым карандашом, пером или кистью, и оттушевывался прозрачной коричневой краской таким образом, чтобы грунт просвечивался через нее. Такая тушевка производилась или темперой или масляными красками. Если темперой – то поверх нее, прежде чем приступить к живописи, наносили слой прозрачного клея и один или два слоя масляного лака, и после этого приступали к живописи масляными красками.

Если же тушевка выполнялась масляными красками, то перед ней рисунок сперва покрывался клеем и масляным лаком, а затем уже производилась тушевка. Позднее, впрочем, и рисунок наносился по лаку.

Дальнейший ход работ был различен.

По оттушеванному коричневой масляной краской рисунку, после ее высыхания, ее писали и заканчивали живопись или в один прием полукорпусно, оставляя просвечивать подготовку коричневую в тенях и полутенях, или же подготавливали всю живопись в тонах так называемыми «мертвыми красками» - холодные светлые мало интенсивные тона, которым жизнь придавалась последующими прозрачными цветными лессировками.

При ведении живописи в один прием, что случалось нередко, равно как и при расчете на дальнейшее заканчивание лессировками, всегда писали заранее составленными тонами, причем каждый из них наносился на определенное место, перемешивать их на картине, накладывая один тон на другой, считалось дурной манерой.

Краски фламандцы всегда наносили тонким и ровным слоем, чтобы использовать просвечивание белого грунта и чтобы получить гладкую поверхность, по которой можно было бы при надобности лессировать. Оконченная живопись блестела и не нуждалась в лаках.

Т.о. живопись у фламандцев всегда выполнялась по белому клеевому грунту, который не втягивал масла из красок, тонким слоем красок, наносившимся таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый грунт, являющийся как бы источником света, освещавшим картину изнутри.